Заложные покойники в славянской мифологии

Сегодня мы поговорим с вами о так называемых «заложных» покойниках. Для начала давайте разберёмся, кто же это такие. На самом деле, все вы так или иначе знакомы с этим понятием в силу того, что современная культура образ живых мертвецов эксплуатирует давно и небезуспешно. Собственно говоря, этим же баловались и наши с вами теперь уже далёкие предки, разве что названия выбирали поинтереснее.


Как известно, чем дальше мы погружаемся в историю, тем больше обнаруживаем, что древний человек очень любил разного рода правила. Вспомните хотя бы доходящий иногда до фанатизма придворный этикет. Ну а пока сильные мира сего мерилась выверенностью поклонов, всем остальным тоже надо было как-то себя развлекать. Именно поэтому понятия правильности и неправильности просачивались в самые неожиданные сферы жизни. Даже умереть можно было как-то не так.

Заложные покойники в славянской мифологии Славянская мифология, Филология, Русские сказки, Зомби, Мифология, Мифы, Ходячие мертвецы, Крипота, Длиннопост

Итак, если резюмировать критерии правильности смерти, то выйдет что-то в этом духе. С правильными покойниками всё понятно: продуктивно отработали на благо государства, исправно платили налоги, скончались до выхода на пенсию. С неправильными интереснее, потому что шаг вправо, шаг влево от канона – уже не то, а шагов можно сделать много: например, умереть раньше, чем положено, и тут уже никто не будет разбираться, сам ли ты решил выписать себе путевку на тот свет, или так распорядилась случайность. Таким покойникам приписано «дохаживать» свой срок на земле в том или ином виде, в зависимости от везения. Повезло в данной ситуации – это когда вы своим призрачным существом сотрясаете воздух и, по большому счету, мало кого волнуете. А может случиться так, что нечисть более высокого порядка – те же черти – предложат вам добровольно-принудительное трудоустройство и станут на вас воду возить. Приятного в такой загробной жизни мало.


Казалось бы, живи, превозмогай и радуйся, но и тут тоже нужно знать меру. По истечении определённого срока даже ваши ближайшие родственники начнут косить на вас недобрым глазом и жаловаться за спиной, что вы у них «жизнь заедаете». В худшем случае могут и в колдовстве заподозрить. Потому что где это видано, чтобы простые крестьяне из древней Руси до золотой свадьбы доживали без потусторонней помощи – ну не бывает так!


Кроме чисто физических факторов, воспрепятствовать вашему благополучному переселении в лучший мир может ещё и неотключаемая после остановки сердца совесть. Забыли долг отдать соседу? Случайно прикарманили у себя чужой веник? Не сдали годовой отчет начальству? Что ж, значит, в ближайшем будущем вам предстоит долго или коротко, но в любом случае увлекательно ждать, пока кто-нибудь из родных не догадается доделать всё за вас, ну или по крайней мере не упокоит Вас насильно. Для ускорения эффекта рекомендуется еженощно навещать свой дом и мягко намекать присутствующим на наличие проблемы.


Вот так можно было пополнить ряды неправильных, или «заложных» покойников.

Заложные покойники в славянской мифологии Славянская мифология, Филология, Русские сказки, Зомби, Мифология, Мифы, Ходячие мертвецы, Крипота, Длиннопост

А теперь о том, какие отношения складывались у живых с мертвыми. То, что не слишком теплые – это очевидно, однако и тут есть свои нюансы. Несмотря на то, что я выделила категорию относительно нейтральных заложных покойников, прошу обратить особое внимание на приставку «относительно». Дело в том, что ходячих мертвецов люди по понятным причинам не любили. Никак и никаких. Все они по своей природе так или иначе могли портить жизнь тем, кто её пока не лишился. В данном случае в основу разделения положен тот факт, что с существованием одной нежити человек смирился и в целом может терпеть это соседство, а другую старается истреблять всеми доступными способами как гораздо более серьезную угрозу.


Далее мы поговорим о том, как именно предполагалось бороться с заложными покойниками.

Заложные покойники в славянской мифологии Славянская мифология, Филология, Русские сказки, Зомби, Мифология, Мифы, Ходячие мертвецы, Крипота, Длиннопост

Как говорится, чисто не там где убирают, а там, где не сорят. И, разумеется, гораздо легче предупредить восстание покойного, чем потом хвататься за голову и ловить оживший и вполне подвижный труп. Чтобы этого не случилось, заведомо неправильно умерших с правильными не мешали. Считалось, что если похоронить самоубийцу на кладбище, живая часть общины за это будет всячески расплачиваться, поэтому во избежание закапывали подальше. Для этого прекрасно подходили природные ландшафты – овраги и болота, а если местность не баловала – возводили специальные убогие дома, или божедомы. Иногда на место захоронения в течение года скидывали всяческий мусор, потому убирали и снова скидывали. (Так зародились субботники).


Также действенным считалось сбить мертвеца с обратной дороги – коли уж встанет, чтобы хоть не вернулся. Тут в ход шла святая вода и зерна – народ, руководствуясь недоступной мне логикой, верил в то, что покойники не могут отказать себе в удовольствии пересчитать их все, поэтому сыпали и не скупились, ну так, на всякий случай. Кстати, на перекрестках хоронили с теми же целями.


С отрезанием ног в целом всё понятно – на том, чего нет, далеко не походишь. Это способ, так сказать, чтобы наверняка.


А вот переворачивание предметов — вопрос уже более туманный. Таким образом, вероятнее всего, ритуально обозначали момент перехода в загробный, параллельный мир, поскольку всё перевернутое ассоциировалось с другой реальностью. Интересно, что переворачивание также помогало при распознании колдунов и ведьм. Например, если при них зажечь вербную свечу фитилём вниз, они предстанут вверх ногами (наглядный пример победы фантазии над законами физики).


Последний пункт особенно касался молодых девушек и их почивших любимых. Слишком сильный плач тревожил покойного и мог вынудить его вернуться со словами: «Не плачь, Маруся!» Плакать Маруся после этого, как правило, переставала, да и вообще издавать какие-либо звуки. Про недостаточную скорбь ничего не сказано, однако зная любовь наших предков к правилу «слишком много – плохо, слишком мало – тоже плохо», нельзя исключать, что таким образом тоже можно было как-то потревожить умершего, или, по крайней мере, его чувство собственного достоинства.

Заложные покойники в славянской мифологии Славянская мифология, Филология, Русские сказки, Зомби, Мифология, Мифы, Ходячие мертвецы, Крипота, Длиннопост

Но как бы люди не старались, а покойники всё-таки иногда их навещали, и тут уже нужно было с этой заразой бороться.


С местами, подходящими для захоронения, мы уже разобрались, что до осины — она всегда считалась универсальным средством для борьбы с нежитью.


Интересной историей могу дополнить пункт о прощении. Есть одна быличка о сыне, проклятом матерю за то, что он однажды поднял на неё руку. Скончался товарищ очень скоро, его похоронили, но гроб то и дело оказывался снаружи. Однажды наблюдать этого «Ваньку-встаньку» народу поднадоело – гроб вскрыли, обнаружили там полуразложившегося, но ещё вполне дееспособного парня. Он объяснил, что пока мать не простит, ни его земля не примет, ни ей бог смертушку не пошлёт. Удобная схема, надо сказать, а то неловко вышло бы, умри мать раньше. В общем, разрешилось мирно и обоюдовыгодно.


Переворачивание, как я уже говорила, помогало более убедительно донести до покойного мысль о том, что он всё-таки покойный.


Много занимательного происходило после смерти с колдунами — иногда бывало так, что когда кто-то из них умирал, черти выбрасывали его тело из кожи и сами туда залезали. Бедокурили, бывало, подолгу, пока кто-нибудь особо отчаянный у баньки с ковшом кипятка не подкараулит (о чертях он может и не знать, а колдуну жизнь сладкую устроить всегда приятно, особенно если не сильно задумываться о последствиях). Под воздействием высоких температур мертвая кожа лопалась, а тем, кто внутри, приходилось невесело: выпрыгивали и давали деру. А, казалось бы, черти, а, казалось бы, ад.

Заложные покойники в славянской мифологии Славянская мифология, Филология, Русские сказки, Зомби, Мифология, Мифы, Ходячие мертвецы, Крипота, Длиннопост
Заложные покойники в славянской мифологии Славянская мифология, Филология, Русские сказки, Зомби, Мифология, Мифы, Ходячие мертвецы, Крипота, Длиннопост

А теперь мы с вами чуть подробнее пройдемся по конкретным представителям ходячих мертвецов. И начнем с упырей. Существа неприятные во всех отношениях, начиная с названия, которое расшифровывается то ли как «раздутый», то ли как «не преданный огню». Учитывая особенности их истребления, второй вариант, скорее всего, ближе к реальности. По сути – это вампиры, бывшие колдуны. Таких и при жизни-то недолюбливали, а после смерти...


Способов борьбы с упырями было вычислено так много, что глаза разбегаются. Приведу в пример парочку самых интересных.


Если к молодой девушке повадился ходить мертвец, ей стоило при встрече сесть на порог и жевать семена конопли (для скорейшего прихода… мертвеца, его самого). Когда упырь всё же появлялся, у них должен был завязаться следующий диалог:


– Что ты делаешь?


– Вшей ем.


– А разве можно вшей есть?


– А разве можно, чтобы мертвые к живым в гости ходили?


Раунд! Считалось, что такая находчивость собьет покойника с толку, и он больше не появится.


Были и более живодёрские методы сопротивления: для одного из них требовалось разрыть могилу, достать тело и сжечь его на костре. В процессе труп лопался, и из него во все стороны лезла всякая живность – всю её, вплоть до последнего комара, необходимо было изничтожить, иначе упырь мог возродиться (Дэдпул, ты ли это?). Понятное дело, что в одно лицо такие приятные мероприятия не проворачивались. За неимением альтернативных развлечений это всё весьма кстати приходилась к разного рода выходным. Собственно, дружная компания и конкурсы с пиньятой — чем не праздник жизни? Правда, издавала эта пиньята весьма устрашающие звуки и не менее устрашающие запахи, зато отечественный производитель.

Заложные покойники в славянской мифологии Славянская мифология, Филология, Русские сказки, Зомби, Мифология, Мифы, Ходячие мертвецы, Крипота, Длиннопост
Заложные покойники в славянской мифологии Славянская мифология, Филология, Русские сказки, Зомби, Мифология, Мифы, Ходячие мертвецы, Крипота, Длиннопост

С русалками мы в целом знакомы чуть лучше. Это нежить из разряда «стерпится – слюбится», то есть, их специально уничтожать не стремились, а все больше задабривали и старались не провоцировать. А, между тем, опасными они всё-таки были: могли защекотать до смерти, или задушить, причём отнюдь не руками, а более интересными частями тела (страшная, очень страшная смерть…).


Большую часть года русалки с людьми почти не пересекались, а вот в русальную неделю (даты плавают, но приходится она на конец мая - начало июня) выходили кутить в поля и леса, и тогда следовало соблюдать осторожность. Мракобесили девки как не всякий вдв-шник 2 августа сумеет, что и неудивительно — всё-таки целая неделя. Чтобы задобрить русалок, в них с безопасного расстояния кидались цветами и едой, а в конце недели обязательно провожали. Сам обряд проводов очень походил на празднование масленицы – кого-то из деревни выбирали на роль «русалки», под руки с песнями и плясками выводили за околицу, а после ритуально сжигали чучело. О том, что происходило дальше с «русалкой» — источники умалчивают. А вообще, если ты девушка из ± средневековья, и вместо тебя сожгли чучело — это уже победа.


Если встреча с русалками всё же случилась, выручали обереги (в том числе воткнутая в одежду булавка, или простой крест). Иногда от русалок, которые ходили, как правило, обнаженными, можно было откупиться платком, или другим не сильно нужным предметом одежды. Впрочем, если речь идёт о жизни и смерти, любой предмет одежды автоматом переходит в разряд ненужного. Случалось, что русалки загадочно предлагали встречному выбрать между полынью или петрушкой. Тут я прямо сейчас предлагаю порыться в ботаническом сборнике, хорошенько запомнить, как выглядит полынь, и всегда выбирать её, даже если вы испытываете к ней необъяснимое отвращение. Русалки не любят её ещё сильнее.

Заложные покойники в славянской мифологии Славянская мифология, Филология, Русские сказки, Зомби, Мифология, Мифы, Ходячие мертвецы, Крипота, Длиннопост
Заложные покойники в славянской мифологии Славянская мифология, Филология, Русские сказки, Зомби, Мифология, Мифы, Ходячие мертвецы, Крипота, Длиннопост

Кикимора – парадоксальное мифическое существо. Перерождается из детей, умерших до крещения или попавших под проклятие, при этом выглядит как мелкая, гаденькая старушка. Бенджамин Баттон передаёт сочувственный привет.


В целом вредит эта нечисть хоть и много, но в основном по мелочи, а в иных случаях бывает даже полезна, по крайней мере, так считали в некоторых регионах, где кикимору функционально смешивали с домовым (не очень разборчивые ребята). В холодное время за неимением ромашек на кикиморах гадали, по стуку различая ответы на свои вопросы.


Кстати, если вдруг вы начинающий крафтер и задумывались о том, кто ваше тотемное животное, то это оно. Очень любит шить и прясть, только делает это сикось-накось, сама на себя злится и путает оставшиеся материалы. По непроверенным данным, после внедрения в массы абонементов на курсы кройки и шитья, люди с кикиморами стали уживаться на порядок лучше.


На борьбу с кикиморами пускали многочисленные мелкие обереги – вешали в курятнике камни с отверстиями (этот камень так и называется – куриный бог), перемывали посуду с папоротником , пугали бранными словами, раскладывали в доме верблюжью шерсть. Учитывая, что верблюжья шерсть считалась самым действенным методом, можно прийти к несложному выводу — выдворить кикимору было так же непросто, как избавиться от плесени в ванной. Если же кикимору подсылал колдун, он оставлял в доме ритуальную куколку – для избавления необходимо было её найти и уничтожить, лучше сжечь. А ещё, если верить одной быличке, кикимора добровольно оставила место жительства после того, как туда заселились цыгане с медведем. Хотя тут, конечно, вопрос скорее в том, почему того же не сделали хозяева.


Вместо вывода:

В шальном XXI веке уже не человек остерегается нечисти, а нечисть обходит людей десятой дорогой.


Спасибо за внимание!

1
Автор поста оценил этот комментарий

Интереснейшая тема.Спасибо.

Как-раз сейчас слушаю о ней лекции профессора,доктора исторических наук  Александра Владимировича Пыжикова.

https://www.youtube.com/watch?v=YhuJKid2bCk&list=PL2zbO1...

1
Автор поста оценил этот комментарий

Starter pack, а не started pack

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

Даже кикиморы не любят цыган)

Автор поста оценил этот комментарий

Я не кикимора, но если ко мне подселить цыган с медведем, то и я место жительства сменю.

Автор поста оценил этот комментарий

... а ты взял мои белые груди и узлом завязал на спине


Или я что-то не то про русалок подумал?

раскрыть ветку