«Сормович» — звезда, которая быстро погасла

«Сормович» — звезда, которая быстро погасла Изобретения, Речное судно, Судно на воздушной подушке, СССР, История, Интересно узнать, Длиннопост

В 1964 году в советской прессе появилась заметка о том, что коллектив группы главного конструктора Сормовского завода А. А. Животовского совместно с инженерами Московского центрального аэрогидродинамического института им. Н. е. Жуковского (ЦАГИ) работает над созданием нового пассажирского судна на воздушной подушке с рабочим названием "Полет".

«Сормович» — звезда, которая быстро погасла Изобретения, Речное судно, Судно на воздушной подушке, СССР, История, Интересно узнать, Длиннопост

Перед разработчиками была поставлена задача создать судно, которое сможет перевозить пассажиров с высокой скоростью, используя водяной экран для создания подъемной силы. Работу возложили на плечи сотрудников ОКБ «Красное Сормово».


Надо сказать, что у специалистов уже имелся опыт по созданию судов на подводных крыльях и воздушных подушках. Так, в 1957 году был выпущен катер на воздушной подушке «Радуга». Некоторые решения, использованные в «Радуге», были применены и в «Сормовиче». Судно проекта 1872 было построено в 1965 году на том же заводе. Заказчиком выступало Министерство речного флота.


Появились первые наброски и чертежи этой необычной машины.

«Сормович» — звезда, которая быстро погасла Изобретения, Речное судно, Судно на воздушной подушке, СССР, История, Интересно узнать, Длиннопост

Разработчики проекта полагали, что «Сормович» будет перевозить пассажиров по главным рекам страны, в том числе по Волге. Планировалось, что судно сможет преодолевать мелководные участки, перепрыгивать через песчаные косы и плавно выходить на берег для высадки пассажиров. Во время испытаний «Сормович» развил скорость 120 км/ч.

«Сормович» — звезда, которая быстро погасла Изобретения, Речное судно, Судно на воздушной подушке, СССР, История, Интересно узнать, Длиннопост

До этого по Волге с такой скоростью не плавали. В отличие от обычных судов, плавание которых с наступлением зимы прекращалось, СВП могло эксплуатироваться круглый год. Однако в зимнее время «Сормович» так и не был использован, хотя были проведены его успешные испытания зимой недалеко от Телячьего острова в Кстовском районе.


От эксплуатации судна зимой отказались, по-видимому, в связи с тем, что Волга замерзала неравномерно, в результате чего могли образовываться торосы, способные повредить ограждение воздушной подушки. Хотя испытания показали, что судно при обнаружении крупных торосов на расстоянии 500 м могло отклониться от них на 60 м.

«Сормович» — звезда, которая быстро погасла Изобретения, Речное судно, Судно на воздушной подушке, СССР, История, Интересно узнать, Длиннопост

Опыты также показали, что при движении надо льдом скорость «Сормовича» возрастает. Это было связано с тем, что при движении над водной поверхностью вода вытесняется воздушной подушкой, что приводит к увеличению сопротивления.


Судно вмещало до 50 пассажиров, чуть меньше, чем «Ракета». Экипаж — три человека. Для управления столь сложной машиной команда должна была иметь высокую квалификацию. Длина «Сормовича» составляла 29 м, ширина — 11 м, а высота — 8 м.

«Сормович» — звезда, которая быстро погасла Изобретения, Речное судно, Судно на воздушной подушке, СССР, История, Интересно узнать, Длиннопост

После того как судно уже было построено, конструкторы оснастили его гибкой юбкой высотой 1 м для ограждения подушки, которую изготовили на заводе «Красное Сормово», а после того как она пришла в негодность, ее заказали на Ярославском шинном заводе. Идею юбки конструкторы позаимствовали у западных коллег, листая английские журналы.


Корпус был изготовлен из алюминиево-магниевого сплава, из которого делают самолеты. СВП имел один запорожский авиационный двигатель АИ-20К мощностью 1690 кВт, приводивший в движение 12-лопастный вентилятор для нагнетания подушки и два 4-лопастных винта, в качестве вспомогательного турбогенератора был применен газотурбинный двигатель АИ-8 с генератором ГС-24.


Силовая установка находилась в кормовой части судна, в носовой размещался салон для пассажиров. В нем были предусмотрены удобные кресла, такие же, как в самолете, но расстояние между рядами было довольно большим, можно было полностью вытянуть ноги.

«Сормович» — звезда, которая быстро погасла Изобретения, Речное судно, Судно на воздушной подушке, СССР, История, Интересно узнать, Длиннопост

Во время испытаний «Сормович» оправдал ожидания. Судно могло легко разворачиваться, имело хорошую устойчивость. Его скорость превысила заявленную на 20 км/ч. «Сормович» мог двигаться и в условиях сильного волнения. При высоте волн 1,2 м его скорость составляла 60 км/ч. Судно можно было эксплуатировать на длинных маршрутах. Дальность его плавания достигала 600 км, а время автономного плавания составляло 8 часов.


Испытания также показали, что управлять судном было непросто. Перед катером часто появлялась радуга от брызг, затруднявшая обзор.

«Сормович» — звезда, которая быстро погасла Изобретения, Речное судно, Судно на воздушной подушке, СССР, История, Интересно узнать, Длиннопост

«Сормович» был сдан в опытную эксплуатацию Волжского речного пароходства в 1971 году. Судно курсировало на линии Горький — Чебоксары, протяженность которой составляла 274 км. «Сормович» был в два раза быстрее «Метеора».


Так, если «Метеор» расстояние от Горького до Васильсурска проходил за 4 часа, то этот же путь «Сормович» преодолевал менее чем за 2 часа. А все путешествие от Горького до Чебоксар занимало 3 часа 45 минут. Для того чтобы появление высокоскоростного судна для местных жителей не было неожиданностью, был составлен график его движения.


Путь «Сормовича» проходил не только по глубоководному фарватеру, но и по несудоходным воложкам и песчаным косам. Население заранее информировали о времени прохождения «Сормовича» в прессе и по радио.

«Сормович» — звезда, которая быстро погасла Изобретения, Речное судно, Судно на воздушной подушке, СССР, История, Интересно узнать, Длиннопост

Несмотря на возлагавшиеся на него большие ожидания, СВП эксплуатировался на этой линии в течение всего двух лет — с 1971 по 1972 год. Однако за это время он успел перевести более 6 тыс. пассажиров. Основная причина, по которой отказались от использования «Сормовича», заключалась не в большом расходе топлива, а в проблеме с раздаточным редуктором и другими техническими недоработками.

«Сормович» — звезда, которая быстро погасла Изобретения, Речное судно, Судно на воздушной подушке, СССР, История, Интересно узнать, Длиннопост
«Сормович» — звезда, которая быстро погасла Изобретения, Речное судно, Судно на воздушной подушке, СССР, История, Интересно узнать, Длиннопост

Есть также версия, что причиной вывода «Сормовича» из эксплуатации послужил тот факт, что однажды он «взлетел» на волне. Судно было выведено из эксплуатации в 1974 году. Итог — как многие перспективные советские разработки, "Сормович" был утилизирован, а точнее — порезан на листы металла.

«Сормович» — звезда, которая быстро погасла Изобретения, Речное судно, Судно на воздушной подушке, СССР, История, Интересно узнать, Длиннопост

ИСТОЧНИК: https://y4astkoviu.livejournal.com/578374.html

Сообщество моряков

1.5K постов5.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила пикабу.

34
Автор поста оценил этот комментарий

СВП не очень комфортны по уровню шума. Весьма сравнимо с винтовыми самолётами типа АН-24. И ещё один немаловажный минус, проистекающий из плюсов -  плохая маневренность в условиях оживлённого судоходства на ограниченном фарватере. Всё- таки отсутствие сцепления с поверхностью играет плохую роль при остановке или активном маневрировании. А кругом люди... Сразу вспомнились описания опытов по установке шасси на воздушной подушке на самолёты ПО-2. Да, могли сесть на любую болотину достаточно ровную, тормозить приловчились развернувшись хвостом вперёд и давая "газу", но по большому счёту это был "цирк", не для рядового пилота. Экранопланы и СВП вполне пригодны, стоит лишь учесть нюансы их применения. Сибирь  отличный полигон для их опытной эксплуатации, стоит лишь учесть что на малолюдье большая пассажировместимость там не востребована, а грузов, цена доставки которых оправдана их срочностью, совсем не много. Вот, считаю, аппараты грузоподъёмностью до 3 - 4 тонн и\ или до 15 - 20 пассажиров там будут кстати. Ну и спецтехника тако ж.

раскрыть ветку
36
Автор поста оценил этот комментарий

Почему Животовский, если Алексеев?

раскрыть ветку
63
Автор поста оценил этот комментарий
Предупреждать о прохождении свп стали после того, как за Волго колхозное стадо коров, пасшееся на берегу передохло от страха. За правдивость не ручаюсь, но слышал эту байку от бывшего начальника цеха завода Красное Сормово. Ещё от него же байка: когда Алексееву выделили цех для проектирования экранопланов, не учли их предстоящий спуск на воду и дали помещение вдали от берега, ближе к улице Свободы (легко найти на Яндекс.картах). Когда пришло время везти судно на Волгу, в течение дня была вырублена липовая аллея на его пути, говорят, что некоторые плакали глядя на поваленные липы
раскрыть ветку
30
Автор поста оценил этот комментарий
Теперь рабочие ЦКБ "Буревестник" ,там где разрабатывались суда на воздушной подушке,гордиться катерами для олигархов(правда катера такие делают...закачаешься) и макетом ракетоносца в маштабе 1:хз к скольки который пылиться в углу... А вот этого красавца узнаете?Еще жив и чего то ждет
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
20
Автор поста оценил этот комментарий

Что у нас, что у амеров была куча "революционных" проектов в то время такого типа. Как сейчас делают всякие it-сервисы, порталы и прочее со всякими бредовыми идеями и сливают на это куча бабла, так в то время делали вот такие железки. Так что ничего печального нет, главное, чтобы сейчас классические пассажирские самолеты научились делать.

раскрыть ветку