Серьезно о советском кино. Служебный роман. Сказка о маленьких людях
Я видел в интернете 9000 постов с фактами о советском кино, но никогда посты о САМОМ кино и решил это исправить своими скромными силами. Каждый или почти каждый знает, что всеми любимые, вечно цитируемые, “новогодние” фильмы - шедевры кинематографического искусства. Здесь я хочу поделиться своими мыслями почему. Мы настолько привыкли к этим фильмам, выучили их наизусть, и даже не задумываемся о чем они. “Глаз замылился”. А они очень даже о многом. Все далее - чисто мои размышления на тему, на истину не претендую, но постараюсь. Извините - ОЧЕНЬ длиннопост.
Предыдущий пост - https://pikabu.ru/story/serezno_o_sovetskom_kino_dzhentlmeny...
Спасибо всем за хорошие отзывы и за критику, попытаюсь ее учесть.
Сегодня гость нашей программы - Служебный роман. 1977 год. Режиссер: Эльдар Рязанов. Сценарий: Эльдар Рязанов, Эмиль Брагинский.
Хочешь похвалить - сначала поругай
У Эльдара Рязанова есть несколько отличительных черт, которые стали во многом визитной карточкой советского кино и очень режут глаз современному зрителю. “Служебный роман”, например, крайне кхе-кхе неспешный. Перемежается большим количеством песен, стихов, закадровым голосом (само использование которого по современным киностандартам - маркер плохого качества). Из-за этого фильм примерно на четверть длиннее нужного. Кроме того фильм снят по мотивам пьесы и в нем много нарочитой театральности, от которой Станиславский закричал бы: “Не верю!”. Современному зрителю нужно помнить, что это: а) было другое время, б) во многом сделано специально, чтобы фильм выглядел как пьеса на экране.
О фильме
Тематически фильм очень связан с более ранней “Иронией судьбы”, и передо мной стоял тяжелый выбор, так как рассказав об одном будет почти бессмысленно говорить о втором. Да, они настолько похожи. Не знаю сам, почему я выбрал “Служебный роман”, он мне кажется более выверенным и более, что-ли, реальным. Сюжет фильма пересказывать не буду, его все и так знают. В рядовом московском офисе немолодые сослуживцы влюбляются. Вообще, если детально рассматривать фильм то там можно найти несколько (до 7 примерно) служебных романов, но ничего высасывать из пальца я не хочу. Сюжет фильма - это два параллельно разворачивающихся романа 1) между Анатолием Ефремовичем Новосельцевым и его начальницей Людмилой Прокофьевной Калугиной 2) между замдиректора Юрием Григорьевичем Самохваловым и Ольгой Петровной Рыжовой. Первый заканчивается долго и счастливо, а второй… нет. На протяжении фильма эти два романа постоянно сравнивают, и к концу за, как тогда говорили, “мелко-бытовой” тематикой показывается философия классического русского реализма, с его “маленьким человеком”.
Мямля и Мымра. Сказка со счастливым концом.
Не описать словами, насколько банальна общая канва этого сюжета. Дурнушка влюбляется в сослуживца и расцветает. Сколько проходных американских романтических комедий посвящены этому! Только в тех комедиях “дурнушка” - это секс-бомба в якобы уродливых очках, ее избранник мускулистый мачо-принц с идеальной улыбкой и триммерной щетиной. Он показывает ей свое секс-подземелье и дурнушка превращается в красавицу, вставив контактные линзы и начав одеваться как стриптизерша. Это нереалистично, а русский реализм, как известно каждому школьнику, самый реалистичный в мире. У нас два уже немолодых и крайне посредственных в плане внешности героя. Людмила Прокофьевна, говоря современным языком, сильная и независимая женщина. Блестящая карьера, абсолютное одиночество, пуленепробиваемая ледяная стена вокруг. Неприятный человек. Анатолий Ефремович - трудолюбивый, но мямля. Слабый и бесперспективный, но заботливый отец. У них нет ничего общего и быть не может. Калугина презирает Новосельцева, Новосельцев боится Калугину. Два “маленьких человека”, серые в огромном городе. Их роман по конструкции сюжета начинается со лжи (приударь, чтобы получить место начальника отдела), а в реальности начинается с правды. Новосельцев оскорбляет Калугину и, тем самым, привлекает внимание и даже провоцирует ее на истерику. С этого момента - искренности - они друг для друга не просто безликие посторонние, а личности. Затем начинаются смешные неуклюжие ухаживания двух людей, которые давно забыли, как это делается. Со стороны их нарождающееся личное счастье - смешная муравьиная возня, но для них - настоящая сказка. Оказывается, что в “мымре” Калугиной есть красота и женственность, но снова это не Голливуд. Жаба не превратится в принцессу. Даже приодевшись и накрасившись Калугина не становится 18-летней красоткой, а остается 36-летней средненькой женщиной. Дело в другом - она чувствует себя красивой, впервые за долгое время. Потому что чувствует себя любимой и желанной, а внешность здесь не главное.
Тихий и мягкий Новосельцев не становится супергероем с шестью кубиками и в красных трусах. Но теперь ему есть перед кем “распускать перья” и он мужественно держит чугунную лошадь. Ему есть за что стоять, и он дает в морду бывшему другу, защищая друга настоящего. Снова не по-голливудски ломает челюсть с разворота, а неуклюже шлепает. Но неважно как это выглядит, он ведь почувствовал себя сильным, мужественным, защитником. Потрясающая черта советского кино и Эльдара Рязанова - любовь к человеку слабому, некрасивому, неуклюжему, но живому и настоящему. Маленькая жизнь маленького человека - чудо куда более важное и искреннее, чем вселенские баталии избранных пророчествами суперменов. И такое обыкновенное чудо случилось в обыкновенном московском офисе, из простых людей родились принцесса и герой, пусть даже в соседнем здании об этом никто не знает.
Вся наша боль - моя лишь боль. Сказка с несчастливым концом
Второй служебный роман намного драматичнее и сложнее первого. Чтобы разобраться, пойдем сначала по голым фактам, что произошло. Богатый и красивый Самохвалов приезжает из Швейцарии, ведет себя обходительно, вежливо и галантно. Со всеми, в том числе и с бывшей подругой Рыжовой. Рыжова принимает вежливость за флирт, отправляет мужа в санаторий и начинает приставать к женатому Самохвалову. Получив вежливый, но жесткий отказ начинает заваливать его письмами. Терпение Самохвалова лопнуло, и он обращается к МестКому, тогдашнему аналогу “полиции нравов”. В СССР не выдавали судебных запретов, и оградить себя от навязчивой коллеги можно было только “товарищеским судом”. За это он получает от Новосельцева в морду. Обдумав, извиняется перед ним и Рыжовой, но те извинений не принимают. По голым фактам получается будто Рыжова - редкая тварь, Новосельцев - истеричка, а Самохвалов - несчастная жертва обстоятельств. Однако, любой, кто видел фильм, знает что главный злодей здесь как раз Самохвалов. Почему же? Этот сюжет зеркально отражает идею “маленького человека” о том, что неуклюже и неправильно, но честно, куда прекраснее чем хорошо и положительно. Рыжова поступает плохо, но ее можно понять. Она же побежала за Самохваловым не ради денег, и даже не с целью отбить его у жены и изменить своему мужу. Ее единственная цель - воспоминания о том, как она была молодой и прекрасное будущее маячило впереди. Большинство 40-летних готовы на все, чтобы вернуть это чувство. Да, Рыжова ошиблась, но человеку свойственно ошибаться. А то, что делает нас людьми, не может делать нас монстрами. Самохвалов же оказался роботом, для которого карьера и “правильность” оказались важнее простой человечности. У него нет страданий, внутренней борьбы, и как будто нет сердца. Роман Новосельцева и Калугиной развивается благодаря искренности. Рыжова тоже проявила искренность, выставила себя уязвимой, а Самохвалов этого то ли не заметил, то ли наплевал. Все, что от него требовалось, это не избегать Рыжовой, а открыться ей, поговорить с ней, она наверняка все бы поняла. Но Самохвалов убил в себе нежного, уязвимого, неправильного маленького человека, чтобы стать Большим Человеком. А в результате перестал быть человеком вообще.
P.S. Новогодние праздники уже кончились, но все равно пересмотрите фильм. С этой позиции, и вы увидите его по-новому, заметите много деталей и поймете его лучше, чем в предыдущие 100500 раз. Советское кино - не просто веселые фильмы, а шедевры, достойные Достоевского. Именно поэтому мы их так долго помним и любим.
Вообще-то чужие письма прочитала и распустила сплетню никакая не Шура, а секретарша. Странно, что на это мало кто обращает внимание и считают ее положительной героиней. Хамоватая, хабалистая, нахальная, да еще и неизвестно на какие доходы постоянно покупает себе новые "заграничные" наряды.
Ну не знаю, меня эта тетка в жутких розочках с детства бесила. Замужняя тетка навязчиво липнет к женатому мужику, да еще и жену его при случае в его глазах пытается принизить. Он ей вполне четко давал понять, что ему это внимание не нужно. Все правильно сделал.
Я бы рассмотрел еще один вариант причины трагедии Самохвалов-Рыжова. И эта же причина - успех пары Калугина-Новосельцев. Они ведут себя как дети. Все, в том числе и Самохвалов, только Самохвалов подражает взрослым. У Рязанова герои часто ведут себя как дети - эмоции простые, искренние, неуклюжие. Речь, мне кажется не о маленьком человеке в литературно-социальном смысле слова. Речь о незрелости героев, их детскости. Я их не ругаю, конечно. Наверное так и задумано. Поэтому, наверное, нам (мне точно) в детстве так нравился Мягков с лошадью и на полу в Ленинграде. А "взрослые" Самохвалов и Ипполит вызывали раздражение.
О том что Самохвалов не настоящий взрослый говорит нам все его поведение. Он как старшеклассник пускает пыль в глаза младшей школе, то костюм, то ручка.А когда доходит дело до взрослого поведения он не может справиться - то о чем писал автор - бежит под защиту коллектива.
Вот. В общем Рязанов снимал фильмы для детей и неповзрослевших взрослых. И делал это прекрасно
Да прав был Самохвалов со всех сторон. Если жахнул бы он Рыжову, она вообразила бы себя опять молодой и бросила бы мужа, стала бы к Самохвалову липнуть. Приписали б тогда ему моральное разложение и шиш куда он за границу ещё поедет, в Пятигорск путёвку даже не получит. Тот же Новосельцев узнав об этой истории, сам должен был поговорить с Рыжовой и объяснить её, что своим харрасментом она может сломать жизнь Самохвалову.