Серьезно о советском кино. Служебный роман. Сказка о маленьких людях

Я видел в интернете 9000 постов с фактами о советском кино, но никогда посты о САМОМ кино и решил это исправить своими скромными силами. Каждый или почти каждый знает, что всеми любимые, вечно цитируемые, “новогодние” фильмы - шедевры кинематографического искусства. Здесь я хочу поделиться своими мыслями почему. Мы настолько привыкли к этим фильмам, выучили их наизусть, и даже не задумываемся о чем они. “Глаз замылился”. А они очень даже о многом. Все далее - чисто мои размышления на тему, на истину не претендую, но постараюсь. Извините - ОЧЕНЬ длиннопост.


Предыдущий пост - https://pikabu.ru/story/serezno_o_sovetskom_kino_dzhentlmeny...


Спасибо всем за хорошие отзывы и за критику, попытаюсь ее учесть.


Сегодня гость нашей программы - Служебный роман. 1977 год. Режиссер: Эльдар Рязанов. Сценарий: Эльдар Рязанов, Эмиль Брагинский.

Серьезно о советском кино. Служебный роман. Сказка о маленьких людях Советское кино, Кинематограф, Культура, Шедевр, СССР, Фильмы, Советую посмотреть, Комедия, Длиннопост

Хочешь похвалить - сначала поругай


У Эльдара Рязанова есть несколько отличительных черт, которые стали во многом визитной карточкой советского кино и очень режут глаз современному зрителю. “Служебный роман”, например, крайне кхе-кхе неспешный. Перемежается большим количеством песен, стихов, закадровым голосом (само использование которого по современным киностандартам - маркер плохого качества). Из-за этого фильм примерно на четверть длиннее нужного. Кроме того фильм снят по мотивам пьесы и в нем много нарочитой театральности, от которой Станиславский закричал бы: “Не верю!”. Современному зрителю нужно помнить, что это: а) было другое время, б) во многом сделано специально, чтобы фильм выглядел как пьеса на экране.


О фильме


Тематически фильм очень связан с более ранней “Иронией судьбы”, и передо мной стоял тяжелый выбор, так как рассказав об одном будет почти бессмысленно говорить о втором. Да, они настолько похожи. Не знаю сам, почему я выбрал “Служебный роман”, он мне кажется более выверенным и более, что-ли, реальным. Сюжет фильма пересказывать не буду, его все и так знают. В рядовом московском офисе немолодые сослуживцы влюбляются. Вообще, если детально рассматривать фильм то там можно найти несколько (до 7 примерно) служебных романов, но ничего высасывать из пальца я не хочу. Сюжет фильма - это два параллельно разворачивающихся романа 1) между Анатолием Ефремовичем Новосельцевым и его начальницей Людмилой Прокофьевной Калугиной 2) между замдиректора Юрием Григорьевичем Самохваловым и Ольгой Петровной Рыжовой. Первый заканчивается долго и счастливо, а второй… нет. На протяжении фильма эти два романа постоянно сравнивают, и к концу за, как тогда говорили, “мелко-бытовой” тематикой показывается философия классического русского реализма, с его “маленьким человеком”.


Мямля и Мымра. Сказка со счастливым концом.

Серьезно о советском кино. Служебный роман. Сказка о маленьких людях Советское кино, Кинематограф, Культура, Шедевр, СССР, Фильмы, Советую посмотреть, Комедия, Длиннопост

Не описать словами, насколько банальна общая канва этого сюжета. Дурнушка влюбляется в сослуживца и расцветает. Сколько проходных американских романтических комедий посвящены этому! Только в тех комедиях “дурнушка” - это секс-бомба в якобы уродливых очках, ее избранник мускулистый мачо-принц с идеальной улыбкой и триммерной щетиной. Он показывает ей свое секс-подземелье и дурнушка превращается в красавицу, вставив контактные линзы и начав одеваться как стриптизерша. Это нереалистично, а русский реализм, как известно каждому школьнику, самый реалистичный в мире. У нас два уже немолодых и крайне посредственных в плане внешности героя. Людмила Прокофьевна, говоря современным языком, сильная и независимая женщина. Блестящая карьера, абсолютное одиночество, пуленепробиваемая ледяная стена вокруг. Неприятный человек. Анатолий Ефремович - трудолюбивый, но мямля. Слабый и бесперспективный, но заботливый отец. У них нет ничего общего и быть не может. Калугина презирает Новосельцева, Новосельцев боится Калугину. Два “маленьких человека”, серые в огромном городе. Их роман по конструкции сюжета начинается со лжи (приударь, чтобы получить место начальника отдела), а в реальности начинается с правды. Новосельцев оскорбляет Калугину и, тем самым, привлекает внимание и даже провоцирует ее на истерику. С этого момента - искренности - они друг для друга не просто безликие посторонние, а личности. Затем начинаются смешные неуклюжие ухаживания двух людей, которые давно забыли, как это делается. Со стороны их нарождающееся личное счастье - смешная муравьиная возня, но для них - настоящая сказка. Оказывается, что в “мымре” Калугиной есть красота и женственность, но снова это не Голливуд. Жаба не превратится в принцессу. Даже приодевшись и накрасившись Калугина не становится 18-летней красоткой, а остается 36-летней средненькой женщиной. Дело в другом - она чувствует себя красивой, впервые за долгое время. Потому что чувствует себя любимой и желанной, а внешность здесь не главное.

Серьезно о советском кино. Служебный роман. Сказка о маленьких людях Советское кино, Кинематограф, Культура, Шедевр, СССР, Фильмы, Советую посмотреть, Комедия, Длиннопост

Тихий и мягкий Новосельцев не становится супергероем с шестью кубиками и в красных трусах. Но теперь ему есть перед кем “распускать перья” и он мужественно держит чугунную лошадь. Ему есть за что стоять, и он дает в морду бывшему другу, защищая друга настоящего. Снова не по-голливудски ломает челюсть с разворота, а неуклюже шлепает. Но неважно как это выглядит, он ведь почувствовал себя сильным, мужественным, защитником. Потрясающая черта советского кино и Эльдара Рязанова - любовь к человеку слабому, некрасивому, неуклюжему, но живому и настоящему. Маленькая жизнь маленького человека - чудо куда более важное и искреннее, чем вселенские баталии избранных пророчествами суперменов. И такое обыкновенное чудо случилось в обыкновенном московском офисе, из простых людей родились принцесса и герой, пусть даже в соседнем здании об этом никто не знает.


Вся наша боль - моя лишь боль. Сказка с несчастливым концом

Серьезно о советском кино. Служебный роман. Сказка о маленьких людях Советское кино, Кинематограф, Культура, Шедевр, СССР, Фильмы, Советую посмотреть, Комедия, Длиннопост

Второй служебный роман намного драматичнее и сложнее первого. Чтобы разобраться, пойдем сначала по голым фактам, что произошло. Богатый и красивый Самохвалов приезжает из Швейцарии, ведет себя обходительно, вежливо и галантно. Со всеми, в том числе и с бывшей подругой Рыжовой. Рыжова принимает вежливость за флирт, отправляет мужа в санаторий и начинает приставать к женатому Самохвалову. Получив вежливый, но жесткий отказ начинает заваливать его письмами. Терпение Самохвалова лопнуло, и он обращается к МестКому, тогдашнему аналогу “полиции нравов”. В СССР не выдавали судебных запретов, и оградить себя от навязчивой коллеги можно было только “товарищеским судом”. За это он получает от Новосельцева в морду. Обдумав, извиняется перед ним и Рыжовой, но те извинений не принимают. По голым фактам получается будто Рыжова - редкая тварь, Новосельцев - истеричка, а Самохвалов - несчастная жертва обстоятельств. Однако, любой, кто видел фильм, знает что главный злодей здесь как раз Самохвалов. Почему же? Этот сюжет зеркально отражает идею “маленького человека” о том, что неуклюже и неправильно, но честно, куда прекраснее чем хорошо и положительно. Рыжова поступает плохо, но ее можно понять. Она же побежала за Самохваловым не ради денег, и даже не с целью отбить его у жены и изменить своему мужу. Ее единственная цель - воспоминания о том, как она была молодой и прекрасное будущее маячило впереди. Большинство 40-летних готовы на все, чтобы вернуть это чувство. Да, Рыжова ошиблась, но человеку свойственно ошибаться. А то, что делает нас людьми, не может делать нас монстрами. Самохвалов же оказался роботом, для которого карьера и “правильность” оказались важнее простой человечности. У него нет страданий, внутренней борьбы, и как будто нет сердца. Роман Новосельцева и Калугиной развивается благодаря искренности. Рыжова тоже проявила искренность, выставила себя уязвимой, а Самохвалов этого то ли не заметил, то ли наплевал. Все, что от него требовалось, это не избегать Рыжовой, а открыться ей, поговорить с ней, она наверняка все бы поняла. Но Самохвалов убил в себе нежного, уязвимого, неправильного маленького человека, чтобы стать Большим Человеком. А в результате перестал быть человеком вообще.


P.S. Новогодние праздники уже кончились, но все равно пересмотрите фильм. С этой позиции, и вы увидите его по-новому, заметите много деталей и поймете его лучше, чем в предыдущие 100500 раз. Советское кино - не просто веселые фильмы, а шедевры, достойные Достоевского. Именно поэтому мы их так долго помним и любим.

53
Автор поста оценил этот комментарий

Вообще-то чужие письма прочитала и распустила сплетню никакая не Шура, а секретарша. Странно, что на это мало кто обращает внимание и считают ее положительной героиней. Хамоватая, хабалистая, нахальная, да еще и неизвестно на какие доходы постоянно покупает себе новые "заграничные" наряды.

раскрыть ветку
49
Автор поста оценил этот комментарий

Ну не знаю, меня эта тетка в жутких розочках с детства бесила. Замужняя тетка навязчиво липнет к женатому мужику, да еще и жену его при случае в его глазах пытается принизить. Он ей вполне четко давал понять, что ему это внимание не нужно. Все правильно сделал.

раскрыть ветку
18
Автор поста оценил этот комментарий
Там был ещё один роман, который вырезали. Секретарши и другого сотрудника отдела статистики. (Ахеджакова и Фатюшин). Оставили лишь несколько телефонных разговоров...
раскрыть ветку
56
Автор поста оценил этот комментарий

Я бы рассмотрел еще один вариант причины трагедии Самохвалов-Рыжова. И эта же причина - успех пары Калугина-Новосельцев. Они ведут себя как дети. Все, в том числе и Самохвалов, только Самохвалов подражает взрослым. У Рязанова герои часто ведут себя как дети - эмоции простые, искренние, неуклюжие. Речь, мне кажется не о маленьком человеке в литературно-социальном смысле слова. Речь о незрелости героев, их детскости. Я их не ругаю, конечно. Наверное так и задумано. Поэтому, наверное, нам (мне точно) в детстве так нравился Мягков с лошадью и на полу в Ленинграде. А "взрослые" Самохвалов и Ипполит вызывали раздражение.

О том что Самохвалов не настоящий взрослый говорит нам все его поведение. Он как старшеклассник пускает пыль в глаза младшей школе, то костюм, то ручка.А когда доходит дело до взрослого поведения он не может справиться - то о чем писал автор - бежит под защиту коллектива.

Вот. В общем Рязанов снимал фильмы для детей и неповзрослевших взрослых. И делал это прекрасно

28
Автор поста оценил этот комментарий

Да прав был Самохвалов со всех сторон. Если жахнул бы он Рыжову, она вообразила бы себя опять молодой и бросила бы мужа, стала бы к Самохвалову липнуть. Приписали б тогда ему моральное разложение и шиш куда он за границу ещё поедет, в Пятигорск путёвку даже не получит. Тот же Новосельцев узнав об этой истории, сам должен был поговорить с Рыжовой и объяснить её, что своим харрасментом она может сломать жизнь Самохвалову.

раскрыть ветку