Почему дети не читают классику - ответ.

Добрый день, коллеги, друзья, товарищи. Прочел пост от @k.vybornova,

https://pikabu.ru/story/pochemu_deti_ne_chitayut_klassiku_66... и решил вставить свои пять копеек на тему данного вопроса. Сразу хочу предупредить - данное мнение субъективно и едва ли будет интересно тем, кто не любит читать.

Начну с того, что расскажу немного о своих пристрастиях в литературе. Читать я начал в 6 лет и первая книга была "Путешествие Нильса с дикими гусями", затем последовали такие произведения, как "Волшебник изумрудного города", "Незнайка на Луне", "Приключения Тома Сойера" и прочее детское, на первый взгляд, чтиво. В возрасте 10 лет я познакомился с Гарри Гаррисоном, вслед за ним - Хайнлайн, Желязны, Брэдбери, Беляев, Верн. У Верна, наткнувшись на "Пятнадцатилетнего капитана", заинтересовался приключенческим романом, путешествиями и географией в целом, поэтому пошли такие авторы, как Сабатини, Шклярский, Лондон. После Лондона и Шклярского, столкнувшись в их романах с чудным миром Дикого Запада, страстно заинтересовался индейской культурой, особенно кочевыми индейцами Северной Америки, поэтому собрал на тот момент практически всю доступную литературу по ним. Как художественную, так и историческую. Позже столкнулся с миром фэнтези. Дошло до того, что родители забирали у меня книгу и прятали. Я ее находил и читал, вместо того, чтобы делать уроки, до их прихода, потом прятал обратно. В девятом классе я начал прогуливать школу, чтобы почитать дома книги. Схема была крайне простая - я посещал в начале четверти все занятия, везде тянул руку и получал пятерки и четверки. Недели через две, когда по каждому предмету у меня было достаточно оценок для того, чтобы не получить неаттестацию, я переставал посещать занятия, сидел в читальном зале библиотеки и читал книгу, ходил на обед после четвертого урока и время от времени на другие занятия. После школы читал во время езды в технарь в транспорте и на парах. По которым была возможность получить зачет или экзамен экстерном - сдавал, чтоб почитать лишние пару часов в день. В общем прочел я много - от Апулея и Плутарха до Донцовой, от Мацуо Басе и Старшей Эдды с Беовульфом до Лехи Никонова. От трудов по педагогики Антона Семеныча Макаренко до четырехтомника по основам электротехники под редакцией Демирчяна. От Геродотовой Истории до описаний путешествий Тура Хейердала. От Дао-дэ-Дзин до Кастанеды и Транссерфинга реальности. От объявлений в газетах и на остановках до шампуня и освежителя воздуха. Не знаю, сколько я прочел, но больше, чем первую, вторую и синюю.

Теперь, прочтя вышеописанное, читатель едва ли усомнится в моей компетенции относительно предмета рассуждений. Итак, приступим.

1. Словарный запас - не согласен. Человек может знать много умных слов, иностранных языков и иметь развитый интеллект, но при этом не любить читать. Мой одноклассник не любил читать, за то очень любил математику и физику - выигрывал все олимпиады, был зачислен в престижный лицей, а после ВУЗ без экзаменов, закончил с отличием, теперь живет в Пиндастане, работает программистом и в ус не дует. Читать не любит до сих пор. Любовь к чтению на родительском примере - да, полностью согласен, но как ее привить я пока на практике не проверял, поскольку детей у меня нет.

2-3. Несоответствие проблем книг возрасту школьника и Сплошь незнакомые реалии и понятия. По разным мнениям существует всего несколько возможны вариантов развития сюжетной линии. От 4 до 36 в зависимости от того, на мнение какого драматурга опираться. Описываемые проблемы идентичны на протяжении тысячелетий и школьник, начиная с подросткового возраста, так или иначе с ними сталкивается. Другое дело - манера написания. Мир ускоряется и нам скучно читать о том, что и как было. Возьмите Ремарка - квасят, страдают, воюют, оканчивают жизнь суицидом, иногда работают, но там тоже квасят. Бальзак - страдают, квасят, плохая погода. Гессе - квасят, страдают, играют в азартные игры, иногда торчат, обманывают друг друга, иногда убивают, также оканчивают жизнь суицидом. Разве об этом интересно читать? Крайне мало действия, к которому мы так привыкли - все больше скучные описания и размышления. Вспомнились Хэмингуэй с Маркесом.

На мой взгляд проблема заключается в следующих факторах:

1. Учебная программа составляется крайне странными людьми, которые, такое ощущение, никогда не были подростками. Чтобы заинтересовать человека, ему надо дать то, что ему интересно. Почему в школьной программе нет Гаррисона и Булычева, за то есть скучный подростку Тургенев? Нет "Педагогической поэмы" за то есть "Белые ночи" Достоевского? (Я люблю Достоевского, особенно "Бесы" и нахожу его Мастером Слова, но мы же сперва учим таблицу умножения, а уже потом логарифмы). Ведь перечисленные выше примеры также являются классикой. Нужно идти от меньшего к большему - это раз. Ребенка надо заинтересовать - это два. Чтоб заинтересовать ребенка, надо любить самому то, что ты делаешь и подать должным образом. Обратите внимание на уровень образования наших учителей - у меня есть 2 знакомых учительницы младших классов и обе пишут с ошибками. Не скажу, что безграмотные, но нет-нет, да и проскочит что-либо. Работу они свою не любят - бюрократия, скотское отношение со стороны администрации, нищенские зарплаты и не коллектив, а серпентарий. Задания в школе - читаешь отсюда досюда, потом пересказываешь. Изредка сочинения, но там тоже так себе. Я прочел только четвертый том "Войны и Мира" в кратком изложении и написал сочинение - получил пятерку. Прошло уже 17 лет - до сих пор не могу понять, как это произошло.

2. Манера подачи информации. Сейчас есть учебные материалы практически по всем дисциплинам в электронном виде, изложенные посредством видеоряда - это гораздо быстрее и нагляднее, нежели чтение пыльного учебника, где нет движущихся схем, диаграмм и гораздо более скучное описание, чем сжатое в видеоролике. Опять же если нам надо получить какую-либо информацию, то мы идем в интернет - все быстрее и проще, нет необходимости в посещении библиотеки. Зачем читать книгу, если можно посмотреть экранизацию? Человеку, который не был увлечен повествованием автора, не объяснишь, что впихнуть 700 страниц печатного текста в полуторачасовой фильм невозможно. Особенно если режиссер привык снимать, извините, какое-то говно.

3. Обратите внимание, что сейчас стоит на книжных полках. Я не беру классику или именитых современников типа Джоан Роулинг. Безусловно, есть прекрасные авторы, даже среди наших соотечественников я могу назвать троих авторов в стиле фэнтези, за творчеством которых я слежу и читаю каждую новую книгу. Так вот то, что сейчас там стоит - графомания чистой воды. Не имею ни малейшего представления о том ,как это печатают, кто это читает и что за больные люди, с завышенным честолюбием, это пишут. Склонен предположить, что и раньше имели место такого рода произведения, только они не дошли до нас, а то, что дошло, считается классикой. Так вот то, что нынче стоит на полках, начисто отбивает желание не то, что купить книгу, а даже скачать и прочесть.

4. Вытекает из третьего пункта. Писательство - это тяжелый труд. Например Джек Лондон ежедневно садился и писал определенный объем, если не ошибаюсь, то то ли тысячу, то ли две тысячи слов. Это уже будучи известным автором. Учитывая то, что он состоял в Социалистической партии, готовил выступления и статьи соответствующего характера, ездил и выступал с лекциями, имел ранчо и при этом надирался, как скот, каждый день. От того и помер, но это не умаляет его достоинств, как писателя. Редактура - Кинг, кажется, говаривал о том, что необходимо иметь два черновика и в чистовике оставлять то ли 70%, то ли 80% от первоначального объема (последнее я где-то здесь вычитал). Мало кто из современных авторов так поступает, хотя многие в юности начинают писать, но практически никто не обладает таким маниакальным упорством, вследствие чего забрасывают. Плюс писательством нынче трудно прокормиться, если у тебя нет мирового имени и ряда премий или грантов, а совмещать с основной работой, опять же, сложно.

П.С. Литература не умирает, нет. Однако она явно претерпевает некоторого рода преобразования: также переходит из печати в цифру, позволяет себе некую фривольность и иногда даже распущенность, появляются новые популярные жанры. Ну а то, заинтересуем ли мы следующее поколение, пристрастим ли к печатному слову, зависит только от нас.

У меня все, пожалуй.

38
Автор поста оценил этот комментарий

+1 Школьная программа отбивает желание читать. Какой мудак вообще придумал запихивать Анну Каренину или Войну  и Мир в школьную программу (не знаю, как сейчас в мое время они там были, а еще мы читали и разбирали "Мы" Замятина - но, кажется, это сверх программы было).

То есть автор этой программы всерьез считает, что школьник, который в пубертате (а некоторые еще и не достигли) - будет понимать, сопереживать и анализировать поведение Карениной?

Я уж не говорю про темп изложения. 

раскрыть ветку
5
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

при всей моей любви к книгам - за всё время учёбы в школе уроки литературы пытались её отбить. довеском к любому произведению шли различные отзывы современников автора, объяснения что символизировали какие-то моменты в произведении (довольно притянутые за уши объяснения).. всё это подавалось в ультимативной форме - мол, автор имел ввиду это и ничто другое, и своего мнения о произведении ты иметь не можешь.

5
Автор поста оценил этот комментарий

Белые ночи и Неточку прочитал в 10ти летнем возрасте, Ремарка - в 25 и думаю, что именно тогда он заходит лучше всего. Золя и Мопасана с 14ти лет.
Любовь к чтению появилась от желания очутится в другом мире, в мои 9 лет не было интернета, компютера, хотя нет, был и был и у меня 386 с 3.11, писали себе сами драйверы и т.д., но не было возможности окунутся в другую реальность другим способом кроме как книги. Сейчас можно это сделать с телефона, быстро и в одно нажатие. Вот и не хотят читать дети. Отправь в деревню без интернета, но с книгами и начнет читать. Проверено на уже 7мом ребенке этой зимой. От не читает ничего, за 2 недели прочитал столько, что позавидует среднестатистический взрослый человек. И любовь не погасла. Но да, надо знать что дать ребенку читать. Всучив мне Толстого в 8 классе, любовь к чтению мне не привили, а на оборот, подпортили отношение к нему на некоторое время.

раскрыть ветку
9
Автор поста оценил этот комментарий

Мне кажется, что тут дело не только в возрасте. 

   Я не могу похвастаться большим опытом в чтении литературы и читать "плотно" начал меньше года назад. Но сейчас мне 23, читаю по 150-200 страниц/час перед сном. Нелюбовь к чтению получил в школе, когда на лето давали неподъемный список книг, которые нужно было прочитать, а потом устраивали анальную кару. Я 9 месяцев прилежно учился в школе, после школы шел на тренировку и возвращался домой только вечером и делал уроки. У меня было очень мало времени на то, чтобы быть ребенком, а теперь наступило лето и я должен отыграться за те 9 месяцев. Я должен побывать во всех тех местах, что не бывал, поиграть с пацанами со двора, погонять на великах, я должен все 3 месяца каникул с 7 утра до 10 вечера развлекать себя, потому что в сентябре все вернется на свои места и мне будет не до этого. А я, по мнению системы образования, вместо всех этих замечательных вещей, должен сидеть дома в прекрасные солнечные дни и читать мысли старых дядек, которые писали книги для старых дядек? Я абсолютно всегда забивать на этот список. Абсолютно всегда мне ставили после этого столько "пар", сколько могли. Я ненавидел литературу всем своим сердцем, потому что каждый преподаватель литературы, что у меня вел предметы, считал, что "ну литературу нужно любить, ведь я её люблю, а значит вариантов у Вас нет". "Я даю Вам задание, за 2 дня прочитать книгу 400 страниц. Что вы там говорите? Не успеете, потому что у вас внеклассные занятия, другие предметы задают на дом да и вообще, такой литературы нет в домашней библиотеке, а в школьной на всех не хватит? Ну значит 2 получите, а когда буду ставить парашу, будут позорить перед всем классом и на родительском собрании опозорю." Разумеется, что после этого я принципиально отказывал себе в возможности полюбить чтение, а на литературе смотрел в окно, а не в книгу.

   Читать русскую литературу мне не нравится абсолютно. Уж не знаю, может мне "так попалось", но в русской литературе всегда внимание акцентируется на чувствах персонажа и чрезмерно подробным описанием, а в зарубежной стараются создать полноценный мир вокруг персонажа. Еще в детстве, на уроке литературы читали забытый мной роман, и я поймал себя на мысли, что событие, описанное на 50-ти страницах, происходит всего пару минут, а весь остальной текст - воспоминания, чувства, мысли, описание предметов интерьера, отсылки к истории того времени и все что угодно. Мне, чтобы читать было интересно, нужно "снимать кино в режиме реального времени", визуализировать картинку у себя в голове. И, разумеется, картинка не должна стоять на месте 15 минут, дополняя сцену максимально подробными деталями, ведь меня не интересуют символизм, *цвет занавесок*, дополнение образа персонажа флешбеками из прошлого, мне интересно наблюдать за развитием сюжета и динамичным повествованием.

Русская классика всегда пытается помочь человеку расширить свой кругозор, взглянуть под непривычным углом на привычные вещи и "стать глубже", но разные люди от литературы ждут разные вещи. Для меня, для большинства молодых людей, которые не относят себя к умниками и умницам, будут интересны произведения, где на первом месте стоит сюжет, а читать легко из-за простой, но приятной подачи.  Не сомневаюсь в том, что в жизни каждого человека наступает момент, когда "война и мир" читать становится интересней, чем "Автостопом по галактике" или "Гарри Поттера", но к этому нужно самостоятельно придти.

раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий

Поделюсь и своим диванно-экспертным мнением.

Литература, в первую очередь, - это средство проведения досуга. Такое же как поэзия, театр, кино, игры.

Практически каждому из нас знакома ситуация, когда родители включили какой-то фильм из своих любимых, а ребёнок хочет смотреть что-то другое, ибо не интересно ему. Дело тут не в возрасте, не в образованности, не в интеллектуальных способностях, а просто во вкусе.

Нам ведь не нравятся абсолютно все фильмы, игры или песни. У каждого есть свой любимый жанр, своё любимое напрваление, любимые авторы, композиторы, режиссёры, актёры, музыканты и т.д.


И получается вещь, созданная для того, чтобы скрасить скуку человека, превратилась в инструменты пытки школьника, при помощи этой самой скуки.

Представляю себе среднюю школу через пару веков: "А сейчас дети, мы будем смотреть фильм Тарантино. Мне похер, Иванова, что ты боишься вида крови и громких звуков. Увижу, что закрываете глаза или уши - получите 2".