О литературе на 2/3

Однажды состоялся у меня с соседом небольшой разговор о книгах, литературе и современных авторах.


Поводом для разговора стала книга Эриха Марии Ремарка "Возлюби ближнего своего", которую я недавно прочел, и которую хотелось с кем-то обсудить.


Начну с сюжета романа. Роман Э.М. Ремарка "Возлюби ближнего своего" повествует об эмигрантах, бегущих из нацистской Германии в 30-х годах XXI века. В течении всего своего долгого повествования автор погружает вас в серую, беспросветную пучину бедствий, которые терпят эмигранты. Постоянный страх, голод, нужда, депрессия и тотальная безысходность, толкающая людей на самоубийства, становятся главными вашими спутниками на протяжении всего рассказа. Повествование действительно можно назвать долгим - читать Ремарка тяжело и трудно. Автор очень подробно воссоздает картину человеческого бедствия. Где-то уже на половине романа начинаешь задумываться, зачем ты это вообще читаешь. На страницах одна сплошная безнадежность, просвета которой не видно и как-то сразу угадывается, что и не будет. И только в конце романа к тебе начинает приходить смысл этого погружения. Ремарк дает читателю возможность, физически ощутив крах человеческих надежд и неизбежно следующий за этим мрак, возможность почувствовать, понять с каким трудом приобретается человечность и как тяжело ее сохранять.


Для себя, я сразу провел параллель с творчеством Достоевского, который является известным мастером таких тяжелых погружений. Помню, что прочитав уже две трети романа "Бесы", начал как-то сомневаться в том, что автор вообще испытывает не то что любовь, но хотя бы какие-то положительные эмоции к людям. И только потом ты видишь, что автор оставил место и для надежды - что он суров со своими героями, но не жесток.
В творчестве таких авторов, как Ремарк, Достоевский, всегда присутствует нечто, что можно назвать "сомнительностью". Сразу так и не скажешь, что хорошего в этих произведениях, но в этом есть для меня их ценность. Погружаясь в сознание человека, они доходят до тонких движений человеческой души, убедительно обнажают несовершенность человеческого сознания, противоречивость, подверженность пагубным влияниям. Но не возводят это в ранг "константы", не утверждают неизменности природы человека. Как медики, изучающие человеческие ткани, пронизанные мериадами сосудов, так эти авторы открывают сознание человека, для того, чтобы восстанавливать порядок и ясность.


В конце моего разговора с соседом, наш разговор соскользнул к современным авторам, к тому же Пелевину, творчество которого я бы назвал "heavy thrash". Но Пелевин использует литературный прием ради литературного приема, треш радитреша. Погрузив читателя, проведя разборку смыслов, дав ему прочувствовать все прелести своего треш-мира, дойдя до этих самых 2/3, Пелевин останавливается. За погружением ничего не следует. В этом смысле, "пелевинщина" - это литература для слабаков.

О литературе на 2/3 Литература, Эрих Мария Ремарк

Книжная лига

22K постов78K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.

3
Автор поста оценил этот комментарий

"Начну с сюжета романа. Роман Э.М. Ремарка "Возлюби ближнего своего" повествует об эмигрантах, бегущих из нацистской Германии в 30-х годах XXI века."

Какой прогрессивный писатель. Про 21 век писал :)

раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий

Катарсис интересен один раз. Ну два. А потом как-то что-то позитива хочется и разнообразия.

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий
читаешь Ремарка и думаешь, вот времечко то было, ужас. зато не люди, а Человечища, сила, стойкость, воля.
читаешь Достоевского, понимаешь, главный враг человека - он сам. В каждом маленьком ребёнке и в мальчишке, и в девчонке,
есть по 200 грамм какашек
или даже полкило!
А вот в дяде или в тёте,
там уже какашек больше,
и бывает так, что вовсе,
целый человек — говно! и мир, как следствие, какашка.
любай старая книга Пелевина как 3литровая закатка с ощущениями и воздухом того года. Банку не выкидывай, в нее можно переложить свой мозг, на случай Борхеса.
возьмём Воннегута? привет тебе с Титана, никуда и никогда ты из этой безысходности не денешься. фигу. дуля. не пройдешь!
читая Хэмингуэя, перелистай свою мед карту, чтоб точно высчитать когда пора стрелять себе в висок.
Получается, если перефразировать Толстого, все счастливы одинакого, а трэш, ужас и лютый звездец можно (нужно?) подробно и красочно расписать.
А можно мне таких книжек, чтоб точно, раз и на всю жизнь уяснить и больше никогда не сомневаться, с полной всеобъемлющей определенностью, что Мир замечательная и интереная штука. Чтоб не просто про единороги с мешком злота (что из этого для еды, что для любви и что для молитв? о_0). а книгу формирующую мировоззрение человека с непокалеченной душой.
раскрыть ветку
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Только Гэм у Ремарка не читайте и все будет хорошо)

У книг такое характерное послевкусие. До сих пор вспоминается ощущение после того как будучи пиздюком дочитал 'На западном фронте без перемен" первый раз.

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий
Ремарк - мастер деталей, кто во что одет, кто какой напиток пьет, если герой пьет вино, то зачастую сообщается год урожая. Этим он похож на Л.Н. Толстого. Полная детализация - полное погружение. А вот влияние ФМ больше ощущается на Фрэнсисе Скотт Фицджеральде. Фицджеральд - такой лайтовый ФМ Достоевский. Так же тонко повествует он мотивах чувств. Но если ФМ обращался и к истокам низменных чувств, то Фицджеральд касается романтической стороны натуры человеческой.
раскрыть ветку