О Буддизме. Часть 5. Вторая Благородная Истина [Основы]
Привет. Знаю что уже полторы недели не было постов. Был занят. Теперь могу продолжать. И так сегодня выпускаю на свободу этот пост. О второй истине. В пятницу по просьбам будет пост информативный с терминами-определениями, а так же списком литературы. Потому что это самый частый вопрос.
Поехали!
А еще я заметил что с каждым новом постом труднее подбирать картинки. Да.
Дукха – страдание; экзистенциальная неудовлетворенность бытием, изначальное свойство проявленного мира; сознание, омраченное невежеством, желаниями и страстями, пребывая в постоянно изменяющемся потоке дхарм (анитья), находится в состоянии постоянного неудовлетворения своим бытием.
Вторая истина, это истина о происхождении причин страдания (Дукха).
Откуда они появляются и почему? На самом деле это очень заковыристый вопрос, но я попытаюсь систематизировать как всегда, для лучшего понимания:
"И вот, о братья, благородная истина о начале страдания. Истинно! — тот зачаток страдания лежит в жажде, обрекающей на возрождение, в этой ненасытной жажде, что влечет человека то к тому, то к другому, связана с людскими усладами, в вожделении страстей, в вожделении будущей жизни, в вожделении продления настоящей. Такова, о братья, благородная истина о начале страданий."
Тут стоит сделать заметку о том что такое Карма. И как она связанна со страданием.
Карма - или действие, состоит из телесных, словесных и умственных деяний. С точки зрения настоящей действительности, или сущности, дела бывают трех видов: добродетельные, не добродетельные и безразличные. Добродетельные деяния — это те, которые вызывают приятные или добрые последствия. Не добродетельные деяния — это те, которые вызывают мучительные или плохие последствия. И безразличие, я думаю не стоит описывать.
Карма это причина и следствие в одном лице. Мы сделали что то хорошее - как следствие наше хорошее дело породило еще что либо хорошее. И так же с не добрым делом, и безразличием.
Как я написал выше, действия делятся на 3 типа. Телесные. Словесные. Умственные. То есть, мы что то сделали физически. Что то сказали. О чем то подумали. Каждое из этих деяний влияет на нашу жизнь. Мы подумали о чем то скверном, наши мысли как и мы сами пришли в негодование. Слово сказанное в оскорбление или наоборот в доброе русло, так же меняет нас и окружающих. И естественно наши физические действия.
Это и есть Карма.
Отсюда следует что закон Кармы равноценен. То есть, мы сделали что то плохое. Это плохое к нам вернулось. Мы подумали плохо или сказали. Так и нам же это вернулось. Наоборот пошли так сказать по светлому пути? То и к нам вернется свет.
Отсюда и вытекают наши страдания. Страдания и закон Кармы взаимосвязаны.
Согласно канону, учению будды и из обыденных наблюдений, родился эдакий список причин возникновения страданий, давайте взглянем на него.
10 великих препятствий (оков):
иллюзия личности;
сомнения;
суеверия;
телесные желания;
ненависть;
привязанность к жизни;
желание наслаждения и успокоения;
гордость;
самодовольство;
невежество.
Это 10 препятствий мешающих нам прийти к просветлению и освободиться от страдания.
Дальше идут причины страданий вытекающие из Кармы. То есть наших с вами дел:
10 кармообразующих факторов:
Деяния ума:
неведение (моха, авидья);
алчность (лобха);
неприятие (двеша).
Деяния речи:
ложь;
клевета;
грубая речь;
пустословие.
Деяния тела:
убийство;
воровство;
сексуальное насилие.
Это 10 дел человека, которые мешают ему так же освободиться от страдания.
Если резюмировать коротко, то человек отказавшийся от выше-перечисленного списка, начнет свой путь очищения на пути к просветлению. Он начнет избавление от причин страданий.
Собственно почему многие практики и уходят в общины и становятся монахами. Они с одной стороны изолируют себя от искушений из внешнего мира, но при этом, тренируют силу воли и стараются очистить свои дела и мысли от пагубных причин.
Тут нам стоит остановиться и вернуться чуточку назад к карме. Потому что как я писал ранее, карма и причины страданий взаимосвязаны.
Карма в буддизме — это закон причины и следствия, распространяющийся на любое действие. Совокупность всех действий, совершенных за всю жизнь, их общая энергия, также приносит свой плод: она определяет необходимость следующего рождения, новой жизни, характер которой напрямую обусловлен совокупным характером совершенных действий.
Соответственно, такая карма может быть благой или не благой, то есть ведущей к хорошим или дурным формам рождения. Карма определяет в новом рождении: страну, в которой родится человек (если обретается именно человеческая форма рождения), семью рождения, пол и прочие генетические характеристики (например, врожденные болезни или физическая красота), основные черты характера, психологические наклонности, таланты или отсутствие способностей и тому подобное. Затем в новой жизни человек снова совершает действия, ведущие его к новому рождению, и так далее, и так далее. Этот круговорот перерождений-смертей называется в религиях индии и Азии Сансарой. В буддизме это Колесо Сансары.
Причинно-следственная связь между нашими делами - перерождениями.
Но мы сейчас не будем говорить о Сансаре а подведем итог.
На нас и нашу жизнь влияют 10 факторов нашего характера. И 10 дел, будь они словесные или телесные или мысленные. Они являются причинами страданий. И прекратив эти 10 факторов и 10 дел, мы сможем снизить или избавиться от причины страданий. Но не от самого страдания в целом. Потому что как мы помним из предыдущих постов (кто не помним идем читать), есть еще страдания всеобъемлющие, от которых нельзя избавиться за одну жизнь. Но цель буддиста в первую очередь вырваться из причинно следственной связи, и копить положительную энергию. Положительную Карму. Или просто багаж положительных дел, мыслей, слов. Которые по закону Кармы вернутся к нам. И мир станет светлее.
А мы меж тем узнали причины, и приблизились еще на одну ступень к понимаю буддизма.
В этом выпуске использовались:
Палийский Канон - Сутта-питака.
Дхаммачаккаппаваттана Сутта - Сутра о Начале Вращения Колеса Дхармы
Е.А. Торчинов - лекции по философии буддизма. Введение в буддологию.
Связь:
wrkhard@yandex.ru - писать с пометкой пикабу.
До Тяпницы!
Два мешка риса автору.
я тоже думала о буддизме!
Если кто всерьёз заинтересовался буддизмом, откройте священные тексты и почитайте. Думаю, пыл несколько поубавится). Людям, которые выросли в нашей культуре понять там что-либо практически невозможно.
Пили пост быстреее!!!! Мне скоро уезжать, а инфу(довольно-таки интересную) нужно скомпилировать в читабельное в режиме оффлайн.