Митрополит Илларион. Катехизис. Библиотека доктора.
Каждый день затеваются споры между так называемыми «верующими» и их оппонентами –«атеистами». Многим обидно признавать, но верующими являются обе категории, другое дело, что одни верят в существование высшей силы, именуемой Богом, а другие верят в её отсутствие. Я не случайно взял в кавычки названия групп. Среди людей верящих в Бога, на самом то деле немало яростных язычников, соблюдающих невероятное количество ритуалов, в надежде получить немедленный эффект, полагающих,что именно в этом и состоит «Вера». Это высмеивало множество великих, подытожил Жан Эффель : «Господи принеси-Господи унеси»…
Подобное отношение к сокровенным переживаниям подпитывает уверенность значительной группы, принявших для себя формулу: «В Бога верю, церкви –нет».
Но не менее интересна и группа «атеистов», в которой помимо агностиков существуют и догматично поклоняющиеся постулату «уверены, что ничего нет».
Всё это удивительно, если рассматривать все процессы раздельно, но с точки зрения церкви это вполне объяснимо. И в катехизисе однозначно указано на естественность веры, как потребности любого человека. Действительно, верить необходимо. В Будущее, Разум, Любовь, Бога, или его отсутствие… отлично об этом осведомлены и всевозможные паразиты: спекулянты, шарлатаны, просто мошенники. Достаточно вспомнить «бога кузю» или взглянуть на адептов «гербалайфа», «общечеловеческих либеральных ценностей» или продавцов альтернативных источников энергии.
Катехизис, прочтенный здравомыслящим человеком, имеющим зрелые взгляды на жизнь и приличное базовое образование – даёт немало пищи для размышлений о механизмах управления именно самым чувством веры. О пользе для расширения кругозора я упоминать не стану, это очевидно, тем более, что как и любой хороший учебник, катехизис, писался очень знающими людьми. В этой книге действительно верующий человек найдёт немало ответов, а атеист сможет после её прочтения как минимум вести более осознанную дискуссию, мудрый же догадается в эти споры просто не вступать, довольствуясь знанием, дарующим уверенность.
Не соглашусь с причислением агностиков к атеистам. Как говорят в Одессе, это две большие разницы.
Важно не путать атеистов с агностиками, и верующих с теми, кто себя к таковым относит, но не знает во что и зачем он якобы верит.
Что касается атеистов, то настоящие атеисты не верят в то , что бога нет, не пытаются активно нести свою позицию в массы и так далее. Для них всё просто - бога нет.
Так же стоит вспомнить, что те, кто боролся с религией и взрывал церкви при советской власти, изначально называли себя не атеистами, а "воинствующими безбожниками".
Мне кажется, что одна из проблем современности это религиозная безграмотность: верующие, называющие себя православными, но при этом верят, что "что-то там есть", в гороскопы и в то, что надо свечку поставить (не в обиду проктологам)... а уж если в разговоре с такими упомянешь слово 'таинства', то вообще, такими глазами на тебя посмотрят. Ну и антитеисты тоже хороши: если уж решил нести свет в массы методом борьбы с религией, мне кажется, что неплохо сперва изучить матчасть ну хоть немного.
Как сказал один неглупый человек: "говорить, что атеист верит в отсутствие бога, всё равно, что говорить, что некурящий курит отсутствие сигареты."