Михей Николаевич Ербанов, "Восточный Орёл" Бурятии

«Восточным орлом» Михея Ербанова в 30-е годы называл сам Сталин. К середине 30-х годов прошлого века Михей Ербанов находился на пике своей политической карьеры, а сама Бурят-Монголия готовилась вслед за Казахстаном и Киргизией сменить статус автономной республики и стать двенадцатой по счету союзной республикой. Напомним, что в 1936 году в СССР входило 11 союзных республик. Три прибалтийские страны и Молдавия еще только ждали своей очереди на вступление в «семью советских народов».

Михей Николаевич Ербанов, "Восточный Орёл" Бурятии Ербанов, Бурятия, Буряты, Сталин, Улан-Удэ, Выставка, Музей, История, Длиннопост

Союзной республикой не стала


В 1935 году Михей Ербанов был, пожалуй, самым авторитетным из руководителей автономных республик РСФСР, таких как Татария, Башкирия, Дагестан, Чечено-Ингушетия и другие. Он был членом Центральной ревизионной комиссий ВКП (б) (единственным из руководителем автономных республик), членом ВЦИК и ЦИК СССР. Он же был единственным представителем советских автономий в Конституционной комиссии, которая разрабатывала знаменитую сталинскую Конституцию СССР 1936 года. Остальные члены этой комиссии представляли исключительно союзные республики.


Делегация Бурят-Монголии (таково было первое название республики) во главе с Михеем Ербановым была среди делегаций союзных республик (Узбекистана, Таджикистана, Туркмении, Казахстана, Киргизии, Азербайджана, Армении, Грузии), которых в конце 1935-го – начале 1936-го года, перед принятием новой Конституции страны, сам Иосиф Сталин встречал в Кремле в ходе официальных торжественных приемов.


О том, что Бурят-Монголия готовилась принять статус союзной республики (и, возможно, включить позднее в свой состав Монголию), говорит и тот факт, что она была среди участников начавшихся в 1936 году декад национальных искусств в Москве.


Первой их них была декада украинского искусства (март 1936 года), второй – декада казахского искусства (май 1936 года). В 1937 году состоялись две декады (Грузия, Узбекистан), в 1938 году – одна (Азербайджан), в 1939 году – две (Киргизия, Армения), в 1940-м – две (Белоруссия, Бурят-Монголия). В 1941 году успели провести только одну декаду (Таджикистан, апрель 1941 г.), а Туркмения и РСФСР из-за начавшейся большой войны декады своих национальных искусств провести не успели.


Таким образом, вплоть до 21 сентября 1937 года, то есть, до своего дня своего ареста Михей Ербанов на равных общался к руководителями союзных республик, пользовался доверием Сталина. Скупой на похвалы «отец народа» дал Ербанову прозвище «Орел Востока», а центральная советская пресса вслед за лидером страны называла Бурят-Монголию «форпостом Советской власти на Востоке». Но в итоге Бурят-Монголия союзной республикой так и не стала, а ее лидер сгинул в ходе репрессий.

«При нем колхозы поднялись и счастья слезы пролились…»


Он единолично правил республикой почти 9 лет, с 1928-го по 1937-й год, завоевав огромный авторитет у населения Бурят-Монголии и в Кремле. При нем в республике было построено более 100 промышленных предприятий, в том числе, паровозовагоноремонтный завод (ПВРЗ), авиационный завод, крупнейший на востоке страны мясокомбинат, стеклозавод, Джидинский вольфрамо-молибденовый комбинат. Аграрная республика, в которой в 1922 году работало всего 16 предприятий кустарного и полукустарного типа, стала индустриально-аграрной.


При Ербанове в Бурятии произошла «культурная революция», открывались светские вузы, образовательные и научные учреждения, театры, было создано профессиональное искусство, преобразована система письменности. Монгольский алфавит был заменен сначала на латинский алфавит, затем на кириллицу.


Михей Ербанов был арестован по обвинению в участии в панмонгольской организации и шпионаже в пользу Японии 21 сентября 1937 года в столице, в номере гостиницы «Москва». 8 февраля 1938 года в Улан-Удэ он был осужден «тройкой», военной коллегией Верховного суда СССР, и в тот же день расстрелян. С тех пор обвинения в панмонголизме (с подачи, кстати, самого Ербанова) стали для бурятских лидеров стандартными. Правда, за панмонголизм больше не расстреливали, но снимать с постов - снимали.


Интересна трагическая судьба супруги Михея Ербанова, Савранны Ербановой. На следующий день после ареста мужа ее исключили из партии, сняли с поста зампредседателя Госплана республики. В начале октября 1937 года она находилась в тюрьме под следствием, затем был Карагандинский лагерь (шесть лет), ссылка в Южно-Казахстанскую область. В 1953 году после смерти Сталина, бериевской амнистии и 16-ти лет несвободы Савранна Яковлевна была освобождена и вернулась в Бурятию.

Михей Николаевич Ербанов, "Восточный Орёл" Бурятии Ербанов, Бурятия, Буряты, Сталин, Улан-Удэ, Выставка, Музей, История, Длиннопост

Выставка с таким названием открылась в Музее истории города Улан-Удэ. Посвящена она первому в истории руководителю Бурятии Михею Николаевичу Ербанову.


Источник: http://asiarussia.ru/articles/21612/

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Стыдно конечно , но не правильно Ербанов прочёл )
раскрыть ветку