"Компьютерщик" на вызов, ч. 3. Технология обмана

Первая часть

Вторая часть


Как я уже упоминал во второй части, у меня появился знакомый, работавший в одной из компаний, занимающейся разводом на деньги в сфере компьютерной помощи. Поскромничаю и скажу, что вытащил его на "светлую сторону": как-то так получалось, но когда мы с ним обсуждали те или иные вопросы, касаемые как нововведений в схемах развода клиентов, так и просто из разряда "привет, как дела", у него возникали проблемы с деньгами, а у меня, как специально, - предложение вакансии в одном из нормальных компьютерных сервисов. Так было пару раз: в одном они как-то не сошлись характерами с управляющим, во втором он благополучно работал, пока не случились семейные обстоятельства, и ему не пришлось уехать в другой город.


А проблемы с деньгами у него стали возникать по одной простой причине: заявок стало крайне мало - видимо, народ стал более умнее или просто осторожнее. А фирма хочет денег, и чем больше, тем лучше. И если раньше все зависело от мастерства впаривания услуг конкретного "мастера", то в дальнейшем схема слегка модернизировалась, и появились дополнительные силы по разводу.


Представим, что у нас проблема с компьютером, и мы сняли визитку с подъезда. Звоним по указанному на ней номеру и слышим, как правило, приятный девичий голос (иногда звонки принимает и мужской голос, но стараются брать девушек или привлекать своих пассий - я имею ввиду хозяев бизнеса). На этапах развития голос просто спрашивал адрес, неисправность, имя пользователя и говорил, что с вами свяжутся. Когда шарашки подматерели и смогли позволить как более просторный офис, так и дополнительный персонал, вас даже могли переключить на "ведущего специалиста", а по факту - управляющего местным филиалом. В итоге, вам настоятельно навязывают приезд на место, ибо по телефону этот вопрос никак не решить, даже если у вас самая банальная проблема. Вы назначаете дату и время и ждёте.


Приехать к вам могут как раньше, что стало чаще в более поздние годы засилия этих контор, так и позже, как было на первых этапах развития. Просто, когда они только появились, молодых людей, которые хотят очень быстро и желательно много заработать денег было пруд пруди. Причем, отбор персонала велся и ведется не по принципу наличия профессиональных навыков и опыта в сфере ИТ, а по умению как можно убедительнее впарить услуги - то есть, чистые продажники. Как я уже упоминал во второй части своего повествования, для таких персонажей была разработана специальная методичка по работе с клиентом. И от кандидатов не требовались знания в ИТ - читай методичку, учись и иди стриги бабло, сопляк! К клиентам и приходили тощие студенты после школы без навыков, но с огромным апломбом и лютым желанием заработать много денег здесь и сразу...


Так вот, приходит к вам такой додик и начинает "лечить" по методичке: бля ох, все плохо, вирусы взломали ваш роутер, через биос забрались на жесткий диск, половина его уже мертвая, но с помощью моих суперспособностей я сохраню вторую половину, но Винду не спасти, ваши файлы тоже нахрен (а зачем тратить время на их сохранение? время-то идет!), поставлю только лицензионную, с лицензионным же антивирусом, а сколько это будет стоить, будет ясно потом. И не важно, что у вас просто wi-fi не подключается. Дальше два варианта развития событий.


Первый вариант. Этот контрацептив просто сносит Винду, ставит пиратку, да еще супермеганавороченную сборку по типу "все включено, даже то, что не надо", ставит свободно распространяемый Аваст или Касперского (у него тоже free-версия появилась), скаченный с интернета. И начинает считать: диагностика, настройка биоса, работа с жестким диском (он же снес все разделы и создал их заново), установка Винды, овердохера драйверов (даже если у вас столько не набирается - ему нужна сумма! чем больше - тем лучше!), программы, которые уже были в сборке, и не важно, что они вам не нужны - потом вдруг понадобятся, а он, такой молодец, уже позаботился... А стоимость работ он вам пока не озвучил! В процессе работы он травит байки, рассказывает истории из жизни, распрашивает вас о профессии или увлечении - в общем, делает все, чтобы вы расположились к нему, и он стал вызывать доверие. И вываливает чек, например, на 10000. Вы стучите челюстью об пол, но он вас искренне переубеждает, что у нас каждый пункт расписан, вот вам прайс-лист, все действия, что он совершил, были крайне необходимы для восстановления здоровья вашего ПК, и если бы не он, то пошли бы вы завтра за новым! Если клиент внушаем и уже изначально встал в позицию "я не понимаю, ему виднее, он же мастер", то все, считай, вы купились. Поставив подпись в счете-договоре, вы автоматически подписались под суммой. Часто они подсовывают уже уже подсчитанный о оформленный документ в процессе разговора, пока в отвлечены на рассказ о своем хобби или истории из жизни.


Но представим, что сумма вас не устроила. Тогда в ход идут:


1) угрозы обвинить вас в мошенничестве - он приехал, у него все официально, сейчас вызову полицию\начальство\братков;

2) просто звонит начальству, то есть управляющему филиалом, и тот начинает вас убеждать в правильности действий своего сотрудника и в вашей некомпетентности;

3) угрожает сломать нахрен ваш компьютер или ноутбук, если не заплатите;

4) истерит или давит на жалость - были и такие случаи.


Но вы ни в какую! Тогда включается вторая версия развития событий: забрать ваш комп в офис. Это так называемая Сервисная Диагностика (далее СД). Если он уже раскатал софт, то делает вид, что что-то не доделал, например, грузится с флешки и сносит загрузчик или системную область Винды - все, ОС не грузится, что-то странно, давайте я заберу компьютер в офис, там всем составом покумекаем...


Если же вы с самого начала стали подозревать в некомпетентности этого гражданина или в прямом разводе и никак не соглашаетесь на озвученную цену (в последние годы они стали заранее говорить стоимость работ, но опять же, "от" и "до"), то начинается следующее: проблема плавающая, дома ее не решить, давайте я заберу в офис, у нас там аж целый проверочный стенд, проведем диагностику, выявим неисправность и вам позвоним... Главное, чтобы вы согласились и отдали технику!


Предположим, что вы поверили и отдали свой компьютер на СД. Вам выписывается акт приемки-передачи, вы расписываетесь и ждете звонка.


Компьютер приезжает в офис. Там сидит (или сидят, так как их может быт не один) сервисник. Он не ездит по заявкам (ну, или крайне редко, если вообще работы нет) и "делает" компы в офисе. Как правило, туда берут реально толкового спеца со скиллами пайки, прозвона, чтения элекросхем, выпивания литров кофе, игры в Контру, гоняния на моцыке... Его задача - максимально бюджетно вернуть комп в работу. Тут вариантов масса: как просто передернуть оперативку так и перепаять мультиконтроллер на ноутбуке. Если описывать его действия в различных ситуациях, то придется отдельный пост писать. Контора с удовольствием скупает как у клиентов, так и в округе компы и ноуты за копейки, так что дефицита в комплектующих у него нет! Не важно, что б\у - сейчас работает, и ладно, а через месяц видно будет...


Это демиург компьютерного железа получает ваш комп, разбирается в проблеме, устраняет и передает... нет, не вашему "мастеру" обратно - он просто сообщает, что такой=то адрес готов. И в работу вступает специально обученный (или пиздец наглый по жизни и совершенно беспринципный) звонящий. Это отдельная в шараге личность, на короткой ноге с начальством, из бывших сервисников, обслуживающий зачастую даже несколько областей нашей необъятной родины Именно он звонит вам с "радостной" вестью, что комп готов - и называет космическую сумму. Дожидается, пока вы выпьете корвалол, присядете на диван, а желание выслушать у вас пока доминирует над желанием убивать. Так как он из сервисников, железо он знает на отлично, поэтому начинает сыпать техническими терминами, в которых вы - как свинья в апельсинах. И обязательно будут добавлены работы, которых по факту не то что не было, а даже необходимости в них не возникало, например, перепайка 1-2-5-10 конденсаторов, замена южного моста или того же мультиконтроллера, и не важно что у вас ПК, а последняя хрень - только в ноутбуках. Главное - побольше технических терминов и уверенный тон в голосе.


Если вы соглашаетесь, местный сервисник получает половину от накрученной суммы: например, согласовано 8000, при этом у вас просто прострелило оперативную память, и ее нужно заменить. Такая планка уже есть в завалах сервисного мастера, поэтому он ее просто меняет. Для конторы расходов 0. Сервисник получает 4000, "мастер", который приволок компьютер - тоже 4000. Для пущей видимости, материнка греется специальным феном в правильных местах, чтобы создать видимость перепайки. Если есть расходы, то они вычитаются из согласованной суммы, а остаток так же делится между двумя гандонами сотрудниками. Эта вырученная сумма, естественно, не полностью уходит этим людям, а только процент - об этом чуть позже. "Мастер" привозит вам технику, оформляет бумаги, забирает деньги.


Если же вам озвученная сумма не по карману, то вам спокойно предлагают оплатить диагностику: 1500 для компьютеров и 2000 для ноутбуков. И можете забрать свое дерьмо, нищеброды! Суммы в разных фирмах могут варьироваться. Кто-то из клиентов возмущается, большей частью платят - лишь бы вернуть технику назад. А недовольным делают пакости: снимают с компов игровые видеокарты и меняют на дешевые, заменяют жесткие диски с хороших на убитые, меняют оперативную память с большего объема на меньший - вариантов масса... Лишь бы навариться - если не деньгами, то хоть на железе. Сервисник - царь и бог в своей вотчине, как правило, его никто не контролирует, поэтому ваша хорошая видеокарта может легко оказаться у него в компьютере или на Авито. А клиенты, приезжающие на эмоциях, свою технику не проверяют, поэтому потом трудно доказать, кто скоммуниздил жесткий или оперативку - может, оно так изначально было или вы растрясли по дороге домой...


Деньги с клиента получены, и теперь их надо посчитать. Выручка с заявки (чистая, за вычетом расходов):


до 3000 - 30%;

от 3000 до 5000 - 35%;

от 5000 до 8000 - 40%;

от 8000 до 12000 - 45%;

более 12000 - 50%


Разные шарашки суммы выставляют свои, но процентное соотношение примерно одинаковое.


Гарантия - это еще один способ вымогательства. Конечно же, никакой гарантии нет! К вам приедет уже другой представитель компании и заведет шарманку: вот, тот "мастер" - лох педальный, нихрена не умеет, он вообще стажер, а я прям профессионал, ща все запилю по фен-шую, но это тоже будет стоить денег. И сумма совершенно не отличается от предыдущей, а часто даже превышает оную, ибо он тоже хочет поиметь вас кушать....


В общем, погоня за легкими деньгами, а так же тотальная безграмотность населения в ИТ-сфере породила такое явление. Молодежь валит туда толпами, так как именно молодежь более-менее шарит в компах, а потом идут наебывать обманывать менее шаристых граждан. И не становится для них преградой ни возраст, ни материальное положение, ни социальный статус, ни морально-этические соображения - ими правят деньги. Честь и достоинство? Что это? Лояльность клиента? Да пошла она нахрен! Я его сейчас вижу, а потом он мне никуда не уперся! Срубить здесь и сейчас - много, мноГО, МНОГО!!!


Мне рассказывали, а так же читал в интернете, что их били, посылали, сдавали полиции и ОБЭПу - но у нас незаменимых людей не бывает, и на место одних откровенных пидарасов (даже зачеркивать не буду!!!) приходят другие. Спасает только опыт - люди стали осмотрительнее, а на самом деле, пугливее. Но до сих пор встречаю сообщения об очередном обмане очередного владельца сломавшегося компа...


Мораль:


1) учитесь компьютерной грамотности, если не хотите попасться на развод (вы же учились не только водить машину, но и изучали основные ее узлы! здесь то же самое: компьютер - это технически сложное устройство, и оно так же требует изучения);

2) внимательно слушайте то, что вам говорят, даже если не понимаете - все эти термины можно посмотреть в интернете и хотя бы примерно составить картину описываемых ими решений; вас никто не гонит, и всегда можно отказаться от услуг сразу;

3) не торопитесь, узнайте хотя бы примерную стоимость работ по вашей проблеме в нескольких фирмах, чтобы составить примерную вилку цен;

4) найдите среди знакомых если не разбирающегося в компах человека, то хотя бы его друга - лучше заплатить символическую сумму за консультацию, но по крайней мере, у вас будет хотя бы примерное, "на пальцах", представление о вашей проблеме и вариантах способов их решения; да этот же друг с удовольствием решит вашу проблему за плату, явно ниже той, что с вас сдерут сомнительные фирмешки;

5) есть статьи УК РФ, регламентирующие в том числе и наказание за преступления в сфере ИТ - не говорю, что их обязательно знать, но есть, чем прижать мошенников;

6) думайте, наконец!!!! Когда вам называют за работу сумму, большую половины стоимости вашего компьютера, - неужели это не повод усомниться в словах так называемого "мастера"? Каким бы он ни был ИТ-гуру, всему должна быть мера, как утверждал царь Соломон!!!


В общем, в эпоху капитализма, человек человеку волк. Давайте уж оставаться людьми и не портить свою карму...


ПыСы: знакомый, о котором я упоминал в качестве источника информации, на самом деле очень профессиональный в ИТ человек, и мне даже несколько раз приходилось обращаться к нему, дабы посмотреть на проблему не замыленным взглядом со стороны, с высоты чужого опыта. Проблема совместно решалась достаточно быстро. А вот что повело его на "темную сторону" - это вопрос, все-таки, к нему... Я так и не понял, а он объяснения не дал. Да ну и ладно...

3
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо за интересные истории, но в вашем тексте парадоксальное предположение - учитесь компьютерной грамоте, и вас не наебут.

На самом деле тот, кто всё правильно делает, никогда и не обратится к «демиургам скорой компьютерной помощи», у него всё и так хоккей.

раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий

Все то же самое можно сказать про любой сервис.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Мне было 15 лет и меня наебали с ремонтом пк. Сумма была что то в районе 3-4к (15 лет назад жи) вместо заявленных 500 рублей. Батю бомбануло с этого и он спустил мастера с лестницы, но счет все же оплатил, т.к. я успел поставить там свою закорючку, к тому же после мастера пк работал, а до него нет и никто в семье не шарил...
Это был первый и последний раз когда я вызывал мастера. С тех пор я шарю сам. И друзьям шарю почти задаром и знакомым и родственникам.
А если б мастер был бы умным, он бы сделал мне все за вменяемую сумму и я бы звал его каждый раз когда у меня что то опять сломалось и таким образом он заработал бы на мне гораздо больше. Так что кто в итоге лох - вопрос спорный.

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий
Недавно на подъезде сфотал))
Иллюстрация к комментарию
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

У меня для вас плохие новости. В 90% коммерческих IT конторках 90% персонала маркетологи. То есть с точки зрения IT специализации - юзеры обыкновенные и продвинутые, но все равно юзеры.

Остальные 10% это программисты.