Хаос шел/пришел/ушел. "Триптих апокалипсиса"
Пришла пора сразиться с титаном.
«Триптих Апокалипсиса» - сборник рассказов на тему конца света в трех томах. Шестьдесят три истории о гибели человечества и его возрождении. Ультимативная антология с сюжетными линиями, переходящими из тома в том.
Общий бюджет мероприятия - 597 рублей. Стоило ли оно того?
Пост, само собой, полон спойлеров.
Раз уж основная фишка «Триптиха» - сиквелы рассказов из первого тома, то и рассматривать я их решил не разделяя. Хотя, чем дальше, тем сильнее составители на это забивали.
РОБИН ВАССЕРМАН
«Хаос» начинается с произведения писательницы для детей и подростков, а так же редактора детских книг, как гласит мини-биография. Видимо, именно поэтому все три рассказа повествуют о крайне неприятных людях и наполнены всяческой пошлятиной.
«Бальзам и рана» - Пожилой аферист, выдававший себя за проповедника конца света вынужден заботиться о сыне, которого ему навязывает случайная любовница. Внезапно, мальчик серьезно берется за отцовское дело и превращает незадачливых сектантов в настоящих выживальщиков.
«Дорогой Джон» - Женщина с очень низкой социальной ответственностью пишет своим бывшим истеричные письма, в деталях рассказывая кто, куда, кому и зачем кончал. Дело происходит в бункере вышеупомянутых выживальщиков, после того как небеса действительно рухнули.
«В долине теней земли обетованной» - Спустя 60 лет, ставший главой целого поселка, бывший мальчик-реформатор рефлексирует, понимает что идеология новая получилась так себе, и потомки у него дебилы, да еще и батя даже через столько времени преподносит сюрпризы.
Такое. Первый рассказ вполне неплох, но третий ему несколько противоречит. «Дорогой Джон» же — просто нечитабельная истерика, за уши притянутая к сеттингу и больше похожая на чью-то стену в Фейсбуке.
Истерик в антологии будет еще много. Это одна из фишек, такая же как однополые пары, дикие повороты сюжета и выскакивающие из ниоткуда инопланетяне.
3/5 — Нельзя доверять подросткам руководящие должности.
ДЕЗИРИНА БОСКОВИЧ
«Адрес рая – Планета Х» - Пришельцы обещают переселить всех людей в прекрасный райский мир. Условие только одно — пока светлое будущее не настало, нужно вести себя как обычно, и не подавать вида, что цивилизация переезжает.
«Наша брань не против плоти и крови» - Естественно, это все наглое вранье. Пришельцы высаживаются в Сибири, а выжившие люди пытаются понять, как же им жить дальше. Как вообще можно было поверить в такую очевидную дичь, остается на совести автора.
Героиня первой части — довольно мерзкая тетка, назначенная гостями из космоса расстреливать всех, кто эмоционально реагирует на грядущее вознесение. Понятно, что при отказе, самих избранных развоплотят. Но героиня вместе со своей любовницей как-то слишком усердно делают свое дело. Очень хотелось, чтобы они получили по заслугам во второй части.
Но не судьба. Хоть сотрудничавших с инопланетным врагом и ждет народный гнев, про этих дам мы больше ничего не узнаем.
Во втором рассказе речь идет о сестрах, чей отец решил, что пока мир отходит от последствий, самое время завоевать Америку. Что может пойти не так?
3/5 — Жулики! Обманули, обокрали нас!
ЧАРЛИ ДЖЕЙН АНДЕРС
«Давай! Давай!» - Отсталый мальчик мечтает стать звездой Ютуба. Тем временем, уличные банды рвутся во власть.
«Рок Мэннинг вас не слышит» - Отсталый мальчик становится звездой Ютуба. Тем временем, правительство испытывает вундервафлю, и все люди на земле глохнут.
«Самое последнее кино» - Отсталый глухой мальчик сталкивает бандитов и армию между собой, чтобы посмертно попасть в Тренды.
Еще одна истерика написанная крестьянским слогом. Дикая смесь «Первому игроку», Форреста Гампа и «Чудаков». В мире творится полная жесть, в речке месяцами плавают трупы, но ГГ волнует только его независимое кино и девочка. Все живут в трущобах, нечего жрать, но работает Ютуб.
И продолжает работать даже когда все население глохнет.
2/5 — Хвала Гуглу за автоматические субтитры.
КЕН ЛЮ
«Богов не сковать цепями» - Таинственный друг из интернета помогает девочке опозорить вредных одноклассниц. В итоге, она выясняет, что это оцифрованное сознание ее отца.
«Боги не умирают» - Компьютерный батя сражается с другими такими же оцифрованными людьми. В перерывах играет с дочерью в «ВоВ».
«Боги умерли не напрасно» - прошла атомная война, в США бастуют рабочие. Девочка пытается узнать, зачем зловещей мегакорпорации исходники оцифрованных людей.
Что-то странное. Цифровые боги, обозленные на создателей развязывают войны, но отец героини находит время заниматься школьным баловством и фармить кроличьи лапки в ММО. Главного злодея в лице бывшего индийского кодера побеждают банально задосив, и не объясняют почему нельзя было этого сделать до запуска ракет.
В третьей части из ниоткуда появляется цифровая сестра, и девочка из кожи вон лезет, чтобы дать ей возможность скушать помидор.
Внезапный поворот — кибер-сестра на самом деле эксперт по помидорам. А корпорация хочет оцифровать всех людей, чтобы не было войн и конфликтов, но это мелочи, по сравнению с помидорками.
3/5 — И ты томат.
ДЖЕЙК КЕРР
«День свадьбы» - На США летит метеорит. Тем временем две женщины очень хотят спастись, но ничего для этого не делают. В итоге им остается только сыграть свадьбу на месте будущего кратера.
«Искупление» - клерк, персонально объявлявший людям, выиграли ли они в гослотерею билет на спасительный корабль очень переживает. В видениях, к нему приходят те, кому пришлось отказать. А корабль все равно утонул.
«Серый рассвет» - мужик хватает сына-задрота в охапку, и спасается вместе с ним на маленькой яхте. Они дрейфуют в океане, но в конце приплывают в Бразилию, где находят себе баб и белые штаны.
Если бы тетки из первой части шевелились, а не ждали, что кто-то принесет им спасение на блюдечке, они бы выжили. Если бы парень из второй части не переживал из-за вещей, в которых не было его вины, он бы выжил.
А вот кто не сидел и не страдал, а взял себя в руки - теперь на пляже отдыхает.
5/5 — Все в твоих руках, но лодку все же раздобудь.
ТАНАНАРИВ ДЬЮ
«Подлежит ликвидации» - вокруг свирепствует супер-грипп, а героиня вынуждена заботиться о прикованной к постели бабушке.
«Коллективный иммунитет» - вокруг свирепствует супер-грипп, а героиня от скуки пристает к мужику с гитарой.
«Вирусоносители» - прошло 50 лет, грипп побежден, а героиня узнает, что у нее есть дочь.
Почти что фанфик на «Противостояние» (только без кудрявого воплощения зла). Начинается довольно жутко и тяжело, но второй рассказ сбивает весь настрой.
ГГ встречает выжившего на заброшенной ярмарке. Она уверена, что у парня иммунитет, как и у нее. Парень двести раз объясняет, что все это время справлялся ничего не трогая без перчаток и ходил в респираторе. Но ведь она знает лучше, целует его среди ночи, и он просыпается с гриппом.
А девушка, увидев что натворила, тихонечко сматывается.
После этого нет никакого желания читать про ее престарелые приключения. К тому же в третьем рассказе ГГ просто сидит дома и не верит в существование дочери, пока сию дочь не привозит отец.
4/5 — За атмосферное начало балл накину.
ТОБИАС БАКЕЛЛ
Филлер без продолжений.
«Перезагрузка» - Айтишника не берут на работу, и друг зовет его ловить вместе с ним беглых преступников. Одним из злодеев оказывается другой айтишник, недовольный тем, что люди ничего не знающие про интернет, запрещают интернет.
Актуалочка.
Злодей всех обманул, решил взорвать ракеты в атмосфере, чтобы по всей планете выбило пробки. И только в одном месте останутся компьютеры, позволив группе сисадминов наконец править миром и не запрещать интернет.
Но друзья мешают ему. Перепрограммируют ракеты, сжигают последний оплот технологии, после чего решают жить на ферме и стать геями.
Конец.
3/5 — Филлер и есть.
ДЖЕЙМИ ФОРД
«Наш нескладный мир разлетится на осколки» - На дворе 1910 год. Китайский мальчик-слуга спасает девчонку от ядовитых испарений хвоста кометы.
«Лунный волосок» - В это же время, опиумная проститука выясняет, что от яда спасает серебро. Впрочем, это не сильно облегчает ей жизнь.
«Машина неопределенности» - Внезапно, еще один аферист-сектант оказывается заперт в убежище, с прибором который предсказывает будущее.
Какой-то дикий расизм и стереотипы. Если бы автор сам не был китайцем, его бы точно в твиттере загнобили. Тут и «Книга перемен», и вещества и карикатурные усы.
3/5 — Скучненько как-то.
БЕН Х. УИНТЕРС
«Поставь её предо мной» - Все жители города слышат голос, и поклоняются ему. Голос приказывает совершить коллективный [роскомнадзор]. Против только двое — девочка, которая никогда не слышала божественный бубнеж в голове, и влюбленный в нее мальчик, посылающий голос лесом.
«Приведи их ко мне» - После того как все умерли, подростки решают строить новую жизнь, и первым делом вывозят трупы за окраину. Но голос берет мальчика под контроль, и заставляет воткнуть спутнице нож в спину (буквально).
«Небеса спускаются на землю» - Девочка побеждает предателя своей новой супер-силой, бродит по городу и строит дворцы аки Эльза из «Холодного сердца». А потом узнает правду…
Спустя два рассказа мы тоже узнаем правду. Действие на самом деле происходит на другой планете, в поселении колонистов. Голос принадлежит потомкам людей, полетевших дальше в поисках лучших миров. Им удалось найти шикарную планету и всего за два поколения превратиться в бессмертных повелителей времени.
Всех остальных они просто расстреливали с орбиты, но для собратьев решили устроить вот такой перфоманс.
3/5 — Потомки людей — козлы. Провернули хитрый инопланетный план.
ХЬЮ ХАУИ
«Вот-вот» - секретный супер-агент безуспешно пытается спасти семью.
«Под горой» - Группа русских ученых узнает, что им придется сидеть в бункере гораздо дольше, чем предполагалось.
«В лесу» - Двое гражданских идут мстить.
Сама концепция потрясает. В основном масштабами «ментальной гимнастики».
1. Изобретены наноботы, которые могут лечить любые болезни;
2. Наноботы передаются воздушно-капельным путем и в итоге оказываются внутри всех людей на планете;
3. Правительство США боится что какой-то хакер может их взломать и всех убить;
4. Потому они решают превентивно убить всех сами;
5. Группа русских ученых против, и они прячутся в собственном бункере.
Дано:
1. Мужик, которому предлагали привезти семью в оба бункера, но он не повез семью ни к злым ни к добрым и страдает.
2. Ученые, решившие заморозить сестру одной тетки и ее мужа на 500 лет, остальных убить, а самим жить маленькой группкой и аккуратно размножаться.
3. Собственно сестра с мужем, которым дали пистолет и рюкзак и отправили мстить потомкам правительства.
2/5 — Вот такие городушки.
ЭННИ БЕЛЛЕТ
Для начала - «Goodnight Moon», «Goodnight Stars» и «Goodnight Earth». Обязательно было так изгаляться над названиями?
«Лунное прощание» - Обитатели лунной базы узнают, что через час в них врежется астероид и выбирают, кому отправиться на землю в шаттле.
«Баю-баюшки, звезды!» - Дочь одной из ученых пробирается сквозь хаос после метеоритного дождя.
«Спокойной ночи, Земля!» - ВНЕЗАПНО — через сотню лет, баба-супер-нано-солдат провозит контрабанду на лодке и спасает двух детей, таких же мутантов, как и она. Теперь она должна помочь им добраться до мифического убежища.
Абстрагируемся от того, что третий рассказ дико смахивает на сюжет «Логана» и еще кучи фильмов про супер-солдат. Как же дико он притянут за уши к первым двум!
Буквально пара строк про взорвавшуюся луну. Если их убрать, в самом сюжете ничего не поменяется.
4/5 — Первые два рассказа нормальные, но у нас тут триптих, или где?
УИЛЛ МАКИНТОШ
«Танцы со смертью в Краю Кивающих»
«Танцы с Бэтгёрл в краю кивающих»
«Танцы с незнакомцем в краю кивающих»
Все три — о людях, чей мир выкашивает неизлечимый и заразный паралич. И немного о ностальгии по ушедшим годам. Действительно тревожная и эмоциональная вещь. Вот из таких историй и должна состоять антология, а не из истерик и помидоров.
5/5 — Что-то мне подсказывает, что под «Замороженным» в третьей части имелось в виду «Холодное сердце».
МЕГАН АРКЕНБЕРГ
«Безвоздушные дома»
«Закат музыкальных машин»
«Как все прекрасные места на свете»
Что-то произошло. Взорвался Йеллоустоун. Пошел токсичный дождь с нанороботами. Кислорода скоро не останется. Усталые женщины пытаются создать систему виртуальной реальности, а вокруг них вьются всякие неведомые хипстеры.
Ничего не понятно, и даже происходят ли рассказы в одной вселенной тоже не понятно.
2/5 — Очень сложно.
СКОТТ СИГЛЕР
Опять же - «The Fifth/Sixth/Seventh Day of Deer Camp». Перфекционист во мне негодует. Сложно было к единому знаменателю привести?
«Охота на оленей, день пятый»
«Шестой день охотничьей сторожки»
«Седьмой день оленьего лагеря»
«Ловец снов» плавно перерастает в «Район №9». Пришельцы на ржавых ведрах огребают за 15 минут, а суровый и сентиментальный мужик с бородой пытается все исправить. Ему помогают Анонимусы.
5/5 — Но в целом-то неплохо.
ДЖЕК МАКДЕВИТ
«Живи нынешним днём» - снова филлер. Одной женщине очень хочется славы и признания в области астрофизики. Она так стремится открыть комету, что открывает целых три, и в придачу, летящую к Земле потухшую звезду. Эту гадость в итоге и назовут в честь нее.
Вполне сойдет за приквел к рассказу про батю с одеялками из другой антологии. Авторы вроде разные.
4/5 — Иронично. Но в «Адской Звезде Ремине» тема раскрыта лучше.
НЭНСИ КРЕСС
«Скоро, скоро проскачут четыре всадника» - При взрыве вулкана в атмосферу выбрасываются загадочные вещества, изменяющие физиологию еще не рожденных детей. Они все рождаются Кроткими, на генетическом уровне не способными давать сдачи.
Это история о двух сестрах, одна из которых свирепая бой-баба, а вторая, соответственно, терпила-мутант.
«Ангелы апокалипсиса» - Проходит много лет, Кроткие заполоняют Землю. Внезапно появляются инопланетяне, которые все и затеяли. Половина обычных людей стремится избавиться от мутантов, вторая встает на их защиту.
«Благодеяния» - Проходит еще сто лет. Пришельцы дружат с Кроткими, помогают им выращивать кукурузу и отстреливают медведей лазером с орбиты. Всю технологию отобрали, запретили секс. Несчастный отец смотрит, как непутевая и не-кроткая дочь из-за этого уходит с хулиганом-повстанцем.
3/5 — Нас опять обманули пришельцы с шитым белыми нитками планом.
ШЕННОН МАКГВАЙР
«Споры» - опять в био-лаборатории работают бессовестные и безответственные гады. Из-за них начинается эпидемия плесени, а главная героиня теряет жену.
«Плодовые тела» - Главная героиня теряет еще и дочь, а сама оказывается неуязвимой к грибку.
«Сопротивляемость» - Последние выжившие обвиняют ее во всем и заставляют искать решение проблемы.
Как бы вроде и рассказы хорошие, но опять у нас биологи — злонамеренные кретины, и чето вот ну вас с такими историями.
Плюс, идет большой акцент на обсессивно-компульсивное расстройство у героини, из-за которого она помешана на чистоте и раскладывает дыни только в нужном геометрическом порядке. ОКР так работает только в понимании томных девочек в Инстаграме.
3/5 — Третья часть какая-то вялая. Пять страниц мусолить события первых двух и съедение собаки… Сомнительное решение.
ДЖОНАТАН МЭЙБЕРРИ
«She's Got a Ticket to Ride» - Частный детектив пытается вытащить девчонку из секты. Но присоединяется к ней сам, потому что Нибиру на самом деле существует и скоро прилетит.
«Сансет-Холлоу» - Истерика про зомби никак не связанная с первым рассказом.
«Джинго и молотобоец» - Странный рассказ. Тоже про зомби но явно не продолжение второго. Два мужика расчищают территорию, убивая мертвецов, и походу дела беседуют о развитии общества и культуре в контексте зомби-апокалипсиса. Напоминает вебкомикс про динозавров, которые обсуждают всякую фигню пока ломают дома.
3/5 — Автору забыли сказать, что рассказы должны быть связаны.
ДЭВИД ВЕЛЛИНГТОН
«Агент неизвестен»
«Изолированный агент»
«Нейтрализация агента»
Это дополнительные главы к сольной книге автора о прионном зомби-вирусе с инкубационным периодом в двадцать лет. Как бы хорошо, но все равно смотрится как вырванные куски.
Вот герой в самом начале эпидемии.
Вот уже прошла пара лет и он помогает одной женщине с ребенком спастись.
Вот уже много лет прошло, и женщина другая и ребенок не тот.
4/5 — Очевидная реклама.
МЭТТЬЮ МЭЗЕР
«Пробуждение» - филлер. Женщина-биолог наконец находит себе идеального мужчину, который научит ее кушать людей и собственные ноги.
0/5 — Чего-то фу. И конца света нет.
ПАОЛО БАЧИГАЛУПИ
«В кадре – Апокалипсис!» - Журналисты тусуются с бандитами на просторах раздробленных США. На всю Америку один водопровод и тот высох.
2/5 — ГГ — нытик, рассказ затянутый. Больше и сказать-то нечего.
САРА ЛАНГАН
«Извратившие любовь» - На Америку падает астероид, и больше у них сюжетов для вас нет. Парень влюблен в девушку, но они не могут быть вместе, потому что он гей, а она деревенская шалава. Им не спастись, т. к. родители продали его пропуск в убежище пожилому въетнамцу.
«Черный понедельник» - В то же время в другом убежище судорожно придумывают долгосрочный план выживания. Один из сотрудников вызывается стать киборгом, чтобы исследовать поверхность. Но как только оказывается в металлическом теле, решает что лучше не заморачиваться и сразу убить всех человеков.
«Прототип» - спустя четырнадцать тысяч лет, киборги бродят по пустыне. Один из них очень добрый пытается спасти собаку, но не может. Поэтому он берет себе новую, и все собаки это на самом деле прирученные потомки людей.
Вопросов больше чем ответов. Вроде как, первые два рассказа — записи людей, что хранятся в музее будущего. Но показанные в третьем киборги не стали бы вообще такой музей строить, учитывая как они обращаются с выжившими.
Плюс — письмо на туалетной бумаге не протянуло бы 14 тысяч лет.
Плюс — второй рассказ вообще на запись не похож и неизвестно как попал в музей.
3/5 — Опять сложно.
ЭЛИЗАБЕТ БИР
«Жизнь всегда преподносит сюрпризы» - одна суровая и сильная женщина едет на осле через бушующий супер-грипп. Когда она приезжает домой, муж уже завел себе беженку с Гаваев. Ничего не поделаешь, такие времена.
«Полоса выживания» - одна суровая и сильная женщина пытается прокрасться на секретный советский маяк, что сейчас светит «ОГНЯМИ НЕЖИТИ» (написано по-русски). Произошел конец света, но в чем он заключался так и не ясно.
От автора рассказа «Одна суровая и сильная женщина убегает от дьявола через Fallout: New Vegas» из другого сборника.
4/5 — К сожалению, автор знает только два русских имени.
ДЭНИЭЛ УИЛСОН
«Автомат» - Короче, по приказу Петра Первого, заморский мастер создает двухметрового терминатора на паровом ходу и такую же девчонку. После смерти императора, роботы вынуждены убегать от гусар. Веселье через край.
Рассказ хороший, но что он забыл в сборнике про апокалипсис?
4/5 — Здорово, Аниматронио!
КЕРРИ ВОН
«Несертифицированные» - драма о нежелательной беременности в условиях восстановления сельского хозяйства.
3/5 — Трагедь.
КРИС ЭВЕЛЛОНЕ
«Акт сотворения» - научная сотрудница допрашивает телепатическое нечто, которому ни в коем случае нельзя ничего творить.
Больше похоже на кусок допроса из какой-нибудь статьи SCP Foundation, чем на самостоятельное произведение. Хотя, для настоящего современного SCP слишком мало сексуальных меньшинств.
Опять же, где постап?
4/5 — Не покидает чувство, что у рассказа есть какой-то неведомый мне более широкий контекст.
ЛЕЙФ ШЕЛЛКРОСС
«Блуждающая звезда» - Астероид падает на Австралию (ух, разнообразие!). Семья сначала хочет отослать детей в безопасные земли, но потом решает остаться вместе. Спустя сотни лет в музее выставлено одеялко, связанное матерью семейства.
5/5 — Одеялко это мило. Тут придираться не к чему. Хорошая,грустная история.
ВЫВОД
«Триптих» хвалят, и людям он, вроде как, нравится. Не могут же они все быть проплаченной рекламой? И я соглашусь, что сборник-то хороший. Хотя 600 р. все-таки не стоит, но здесь вопросы к ценовой политике в принципе.
Ладно, я денег не пожалел, и в отличие от «Апокалиптической фантастики» здесь все же меньше рассказов, вызывающих реактивную рвоту.
Но какой же он все-таки неровный!
В половине трилогий очевидно, что автор не смог родить три рассказа на одну тему и прислал совершенно левый набросок дописав к нему пару строчек сомнительных связей. А некоторые вообще не парились на этот счет.
Не знаешь как закончить арку героини? Оборви на полуслове! Следующая часть будет про четыре миллиарда лет спустя, другой конец вселенной и киборгов с ложноножками.
Две трети завязок - «астероид падает в США» и «супер-грипп». Много рассказов о тяжелой женской доле. Это не претензия, просто составитель мог подогнать больше разнообразия.
Хотя, учитывая присутствие историй про робота в Российской Империи и тетку-каннибала, и так скребли по дну бочки.
Вопросы к переводу тоже остаются. Названия, которые явно умышленно придуманы авторами в едином стиле исковерканы. Пия из серии про божественный голос к третьему тому превращается в Пи, и т. д.
Мне это бросилось в глаза. Не знаю, может была какая-то объективная причина не сверять часы.
Еще один странный момент — если подумать, все культы судного дня, что присутствовали в рассказах, в итоге оказались правы. Есть ли в этом какой-то скрытый месседж, или всему виной отсутствие оригинальности у фантастов каждый решит для себя сам.
Tl;dr – Есть можно. Можно даже купить, если хочется. Увлекательно провел время, хоть атомного восторга и не испытал. Косяков море, что в переводе, что в оригинале.
4/5 — Скорее тройка с плюсом, но пускай будет четверочка.
Очень слабый сборник. Каждая вторая история про ЛГБТ персонажа, половина историй идиотизм даже завязка. Единственное, что действительно было интересно и необычно это «поставь ее предо мной» и про кивающих - идея с болезнью которая не убивает это норм.
судя по тому что я сейчас прочёл, это какой-то коллективный акт дефекации графоманов в книжку
кто не пролистал, а прочитал длиннотекст - молодец, а кто пролистал - нормальный.
Спасибо-не буду читать.