Как работать с иностранными заказчиками
У меня тут небольшая затыка в коде, не пойму как лучше сделать. Лучший способ отвлечься - поумничать. Кому-то все это знакомо, кому-то может оказаться полезно. Постараюсь не лить воду, в комментариях или отдельных постах распишу подробнее в зависимости от вопросов. Сам я программист, но для тестировщиков, дизайнеров и многих других специалистов принципы будут те же.
Я работаю как ИП (без сотрудников). При оформлении ИП сразу написал заявление на упрощенку, три года назад ушел на патент. По сути, раз в квартал плачу отчисления в пенсионный и мед (порядка 8-9 тыс сейчас, точную сумму не помню), патент в моем регионе стоит тыс. 19 в год (6 тыс до 1 апреля оплатить надо, остальные - до конца года). Т.е. в ноябре - декабре сходил, написал заявление на патент на следующий год - и дальше работаешь по патенту.
Из доп. расходов - Эльба (бухгалтерия). Была нужна на УСН. На патенте особо не нужна, но т.к. я у них обновил электронные подписи, к ним поступило мне письмо из налоговой (т.е. обратная связь с налоговой через них работает), плюс они отчетности отправляют и напоминают что куда платить - я предпочитаю по прежнему их использовать.
Банки и оплата работы
Я работаю только с иностранными компаниями. Это значит - валютный контроль банка на входящие платежи. В банке к рублевым счетам открываются два валютных счета - транзитный и основной. Отправляется в банк скан договора с заказчиком - на русском и английском языке. Иногда это два отдельных файла, иногда один договор - в левом столбце на английском, в правом - на русском. В договоре указано сколько вам платить будут, за что и как.
Валютный контроль проверяет договор (обычно это занимает дня 3-4). После одобрения договора валютным контролем, можно получать деньги от заказчика.
Заказчик отправляет деньги на ваш транзитный счет. Банк присылает вам уведомление о поступлении денег на транзитный счет. Если у вас оплата почасовая по договору, отправляете в банк акт (с указанием колличества отработанных часов). Если у вас оклад - то отправляете инвойс (почти тот же документ, только без указания часов).
Далее многое зависит от банка: в Альфе мне при этом приходилось самому готовить справки банку (ничего сложного, но минут 20-30 времени уходило, плюс у них часто что-то не работало, приходилось связываться с их саппортом). Сейчас пользуюсь Точкой - там просто отправляю инвойс или акт, с переводом на русский (английский вариант подписываю, русский просто отправляю как перевод), они сами готовят справки. Сильно проще.
В течении дня (в зависимости от банка) банк проверяет присланные вами документы и деньги поступают на ваш основной валютный счет (опять же, в Альфе это обычно занимало несколько часов, в Точке в течении часа обычно все проходит, но в праздники бывали задержки).
Сразу уточню - из Альфы ушел пару лет назад, возможно там что-то поменялось и стало быстрее или лучше.
Далее - обмен валюты. Опять же в зависимости от банка, есть ньюансы. В Точке - один фиксированный курс обмена, в Альфе - можно было выбрать или курс ЦБ на следующий день, или курс московской валютной биржи на данный момент или курс Альфа-Форекса. Понятно, что если у вас оклад 2-4 тыс. долларов, то особо на курсовой разнице не заработаешь, но когда курс сильно колебался - иногда в плюс получалось несколько тысяч рублей - было приятно.
После чего деньги в рублях оказываются на вашем ИП-счету и вы можете спокойно вывести их на свой счет физ лица. Кстати, рекомендуется счет физ.лица и счет ИП держать в разных банках. На всякий случай.
Есть мысли написать подробнее о том как искать заказчиков, какие они бывают и какие бывают грабли, какие бывают сложности - выгорание и недостаток общения на работе, о том, какие бывают сложности в связи с тем, что не у кого спросить совета в разных ситуациях, о том, как ИП выходит боком и т.д. Пишите вопросы - постараюсь ответить.
Я тоже всё подумываю запилить пост про российских фрилансеров, со стороны иностранного заказчика. :)
Здравствуйте, было бы очень интересно почитать 1. Про поиск заказчиков. Говорят, к хорошему специалисту работа приходит сама, но ведь до этого надо ещё дорасти. 2. Как Вы учились и как набирали опыт. Очевидно, что работать, работать и ещё раз работать))) Но ведь начинающему специалисту совсем не очевидно за какие проекты стоит браться, а за какие нет. Когда выбор уже есть, а опыта и понимания сферы и логики бизнеса в этой сфере ещё мало.
Спасибо, интересно! Вопросы:
1. Вы эти акты, которые банку показываете, заказчику реально отсылаете или только для банка рисуете?
2. Ожидает ли банк какие-то подписи и особенно печати со стороны заказчика на любых документах, и если да, то вы их тоже рисуете?
3. Были ли со стороны банка попытки проверить контрагента, то есть начинать вонять на тему, где его сайт, да сколько лет в бизнесе?
4. Про "Точку" впервые слышу - рекомендуете? В чем плюсы?
5. К основному валютному счету можно какую-то карту получить, чтобы платить за рубежом, скажем, без вывода в рубли и обратно в доллары? Наличную валюту можно снять? Если можно снять, то разве это не обход дополнительного налога - снял и поменял позже в обменнике?
6. Смена банка для ИП легко проходит?
7. Что насчет страшилок, что начинают полоскать мозги по поводу распоряжения рублями на ИПшном счету - типа, зачем наличку снял, зачем перевел кому-то и так далее?