Как понять связь невроза с внутриличностным конфликтом. На примере известной басни

Помните басню «Лиса и виноград»? Лиса очень хотела виноград, а он вырос высокий, лиса прыгала-прыгала и не достала. Она объяснила себе, что ягоды зелёные, «тотчас оскомину набьёшь».


И давайте попробуем понять отличие здоровой лисы, от лисы в преневротическом состоянии и лисы с неврозом.


Лиса здоровая напрыгается, осознает, что достать не может. И самое важное – она признаётся себе в том, что сама виноград она не добудет. И она актуализирует копинги.


Если в её сознании появится мысль, что она не так уж хорошо прыгает, то она пойдёт запишется на секцию прыжков в высоту, будет тренироваться и когда научится прыгать с шестом, вернётся к винограду и достанет его.


То есть, у неё в голове будет держаться та самая цель, для чего ей понадобилось учиться прыгать.


Либо, она начнёт искать помощников. Жирафа позовёт, или там толпу зайцев, которые сделают живую пирамиду. Лиса вступает в договорные отношения с кем-то. Согласовывает место и время. Все вместе достают виноград, она делится долей (то есть готова отказаться от какой-то части винограда). Но это не главное. Главное − добыча винограда. Добывает, и все счастливы.


Если лиса в предневрозе, то, пока она прыгает, она уже получает некоторый урон для самооценки, потому что сталкивается с мыслью «я не могу» и эта мысль активирует у неё непереносимое чувство.


У лисы актуализируется «Хочу, а не могу» (истерический тип конфликта).


Возможно, будет «Должна и не могу», в случае, если её кто-то послал за виноградом и лиса боится, что если она не принесёт виноград, её изгонят из леса или перестанут её любить (неврастенический тип конфликта).


И чтобы с этим как-то справиться, лиса начинает как-то объяснять происходящее, но так, чтоб не пострадала её самооценка. И при этом можно было бы объяснить себе и другим, почему это дело выполнить невозможно.


А сделать это можно только ссылкой на несовершенство внешнего мира: виноград зелёный, и ест его всякий сброд.


Лиса могла бы объяснить себе, что ветер не того направления был, жара стоит, что она сегодня ночь не спала и потому достать не может, что у неё и без винограда куча дел и вообще виноград так не выращивают, «чего это он такой высокий вымахал? Наверное удобрений много суют, а значит виноград с пестицидами и вообще ядовитый».


В общем, объяснительная схема, направленная куда угодно, только не на себя.


И к винограду она больше не придёт. Потому что крайне смутно будет осознавать, что дело там не в винограде, а что-то не так с собой.


Предположим, лиса будет понимать, что она прыгает не высоко. Это ударит по её самооценке. И она пойдёт учиться прыгать высоту. Может быть, попадёт в ту же группу по прыжкам в высоту, что и здоровая лиса. И она достигнет олимпийских результатов. Почему? Потому что она будет считать прыжки в высоту делом её жизни. У неё виноград будет вытеснен. Она не вспомнит уже о том, зачем она пришла учиться прыгать. и только лет через десять, когда она вдруг задаст себе вопрос «а то ли это дело. которым я занимаюсь?» где-то смутно поднимется непереносимое чувство беспомощности, но виноград она не вспомнит и в этом случае. Телесные ощущения у неё будут какими? Ноги болят. Беспомощность, ощущение «я не могу» и болят ноги. Понимаете? И лисьему психологу будет соблазн полечить её телесно-ориентированной терапией, чтобы она окончательно вытеснила остатки той ситуации.


Ещё через годик лиса впадёт в депрессию, потому что она реально занимается не своим делом. Она будет уже говорить «я живу не своей жизнью». И что это не то, чего она хочет и прыгать в высоту вообще её отправили родители. А что она хочет? Виноград достать. Но о винограде лиса не вспомнит. Потому что вот так работает её механизм вытеснения.


Так как лиса уже в ситуации с виноградом выбрала копинг обвинения окружающих ради спасения своей самооценки, то она будет теперь это делать по всей жизни в ситуациях беспомощности и при угрозе самооценки. Она станет контролировать других, потому что они не должны причинять ей боль, такую как причинил виноград. Она будет требовать идеальное исполнение всех её требований. Она станет обесценивать достижения других, искать изъяны в работе с нею у лисьего психолога (а к нему лиса попадёт не по своей воле, а потому что достала уже кого-то и её привели родственники), и самое главное, она будет радоваться когда у других хуже, чем у неё. И точно так же как зелёный виноград и ешьте его всякий сброд, она в психотерапии сформирует защитное поведение, что психолог зелёный, то есть не профессиональный, и только сброд к нему ходит. И больше к психологу не придёт, потому что у неё-то проблем нет, она не псих. Это другие психи.


И, в общем-то, развитие событий зависит от типа личности лисы, её темперамента, ближнего окружения и среды в которой лиса живёт. О типах личности мы говорим на курсе «Оперативная психодиагностика» , и сейчас я не буду на эту тему фантазировать, чтоб не уходить из темы. Хотя, очень интересно посмотреть, как бы какой тип личности, с каким окрасом темперамента, принёс бы больше страданий окружающим.


Вот мы имеем пограничное расстройство.


А вот лиса невротичка. Прыгает она и думает: «я не могу достать».


Хочу, а не могу. И она начинает оставлять в сознании только «не могу». Она погружается в это «не могу» так, что весь остальной мир меркнет.


Справиться с этим состоянием ей слишком тяжело. «не могу» - это ужас-ужас! И чтобы справиться с этим она формирует симптом – какую-нибудь тревогу, например жуткий страх высоких деревьев, с которых можно упасть.


Одновременно, во время прыжков, в зависимости от типа внутреннего конфликта, у неё формируется особое отношение к окружающим, которые якобы будут над ней смеяться (истерический тип конфликта), которые перестанут её любить и уважать (неврастенический тип конфликта) и она сформирует симптом страха окружающих.


И о винограде она думать больше не будет. Потому что эта ситуация вызвала непереносимые страдания. Пострадала «я-концепция» лисы. И всё внимание у неё будет направлено на страхи и в лес она не идёт, потому что там очень страшно. Там деревья высокие, там звери страшные. Но внимание у неё будет не на лес и зверей, а на свой собственный страх, который ей просто затапливает.


Эта лиса придёт к лисьему психологу сама.


Можно быстро снять ей все её страхи? Можно. Даже без вытаскивания той ситуации с виноградом. Однако, она перестанет бояться леса, зверей, но к винограду больше не подойдёт никогда, и будет обходить его за километр, у неё может разовьётся стойкое отвращение к запаху винограда или вьющимся высоким растениям. и в другой раз она придёт к психологу с жалобой, что на запах винограда у неё тошнота, рвота, но с работой желудка у неё всё в порядке.

Коллеги, понятно, как происходит смещение симптома?


Если у лисы психастенический тип конфликта – то лисе придётся принимать решение доставать ей виноград или нет. С этого дерева или вон с того? Она начнёт поддакивать тем, кто за сбор винограда с дерева справа. Если подойдёт более авторитетный лис и скажет, что слева на дереве виноград лучше – лиса станет ругать виноград на правом дереве и превозносить уже левое дерево.


Лиса сама не выберет, с какого же ей дерева начать сбор винограда, пока ей кто-то не скажет. Это будет назваться – ситуация сама как-то началась, я за неё не отвечаю. «Всё в руках божьих», «так сложились обстоятельства», «такова реальность» и прочее. Кто угодно, только не я решаю.


Лиса начинает прыгать под деревом, которое ей указали. А тут приходит лис и говорит «хорошо прыгаешь, и вон ещё с того дерева собери виноград заодно. Только с того дерева надо срочнее». Придёт ещё кто-то и скажет, что и с дальнего дерева надо бегом собирать.


Лиса угодить готова всем. Она прыгает, прыгает, изматывается до истощения и очень тяжело заболевает. Потому что когда она болеет, ей не надо прыгать.


Другой вариант, когда кто-то более авторитетный подойдёт и скажет: «так ты выбери уже сама, с какого дерева ты будешь виноград собирать! Что ты на все деревья энергию тратишь?» Ситуация выбора для психастеника ужас-ужас. В результате лиса заболеет, потому что только так, она может не выбирать. И болезнь будет затяжной, до тех пор, пока зима не наступит и надобность собирать виноград не исчезнет. Либо кто-то не начнёт собирать за неё.


Болезнь станет сезонной. Как виноград собирать – так болеет. И это будет сезонная аллергия, кашель, насморк, обострение радикулита, боли в суставах (чтоб не прыгать). Про виноград уже все забудут и она тоже. А болезни останутся. Так возникнет психосоматика, сезонная депрессия.


Лиса станет обвинять весь мир в том, что довёл её до такого состояния. Что всем делает, делает, а благодарности ни от кого не дождёшься, что все на ней ездят и она делает не то, что хотела бы и т.д.


Она станет так болеть, чтоб всем стало стыдно. "Вот, смотрите, до чего вы меня довели!" И, кстати, лечиться она не будет. Умирать будет, а от вызова скорой откажется. В общем, станет отличным манипулятором на чувствах вины, стыда всех окружающих. Болезнь станет приносить бонусы.


В преневрозе такая лиса с психастеническим типом конфликта начинает откладывать сбор винограда: «Не горит же! Успею! Завтра точно собирать пойду". Станет заниматься чем угодно, только не сбором винограда, и забивать голову себе другим лисам разной информацией, чтобы они забыли, что ей поручено. Зачем ей это? Чтобы не делать выбор!


И сама забудет, что надо было выбрать, с какого дерева начать сбор винограда. Она докажет себе и другим, что не надо собирать виноград, который может служить мотивом для рисования картин, что сквозь зелёный виноград красиво просвечивается солнце и навевает поэтическое настроение, что спать под тенью гроздей винограда в ароматах ягод лучше. Создаст учение по ароматерапии и медитации под виноградной лозой. Она под виноградным деревом соберёт других лис и устроит тренинг отдыха «Звенящие гроздья», и докажет себе и другим что от работы кони дохнут. Или станет защитницей природы, и не даст рвать виноград. Всё что угодно, лишь бы не собирать.


А вот если лиса прыгала, прыгала, поняла, что достать виноград не может и начала обвинять себя, что она никчёмная попрыгунья, что родилась она не такая как все нормальные лисы, что жизнь обделила её нормальным ростом, ногами, что она неудачница, что мама лучше б её не рожала, потому что недодала любви и ласки - пошла и изрезала себе лапы об зубья капканов, или наелась мухоморов − то это, скорее всего, личностное расстройство, или акцентуация, или аддикт, или кризисное состояние. Но это не невроз. Во многом зависит, что будет происходить дальше у этой лисы. Пойдет ли она снова за виноградом или нет.


Автор: Наталия Ковалёва. Опубликовано на b17.ru.

Психология | Psychology

19.8K постов59.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.

13
Автор поста оценил этот комментарий

Прямо серию статей можно выпустить: нарциссизм мартышки без очков, нигилизм кота Васьки, аутизм участников квартета, синдром Аспергера возителей воза, ну и наконец обсессивно-компульсивное расстройство премудрого пескаря.

раскрыть ветку
10
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо, интеренет, я нашёл у себя новые симптомы

3
Автор поста оценил этот комментарий

А почему бы вместо слова "копинг" не использовать слово "совладание"?

раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий
Шикарная статья, любое поведение объяснимо. Только отклоняется от "нормы" исходя из особенности личности и опыта. Из этого примера я узнал себя и свою супругу. Мы по разному ведем себя на пути к цели, когда встречаем трудности.
1
Автор поста оценил этот комментарий
Че делать-то?
раскрыть ветку