Как мы практику в монастыре проходили.

В 2009 году, во время моей учебы в художественном колледже, руководство колледжа решило организовать для студентов не стандартный летний пленэр, а практику по восстановлению резного иконостаса в Абалакском монастыре под Тобольском. На тот момент, когда все это действо начиналось, мне казалось, что это очень круто, поучаствовать в таком хорошем деле, поэтому энтузиазм можно было ведром отчерпывать, тем более, что было сказано, что все организовано, обо всем руководители договорились, нас там очень ждут и.т.д. Я была уверена, что это будет незабываемое веселое приключение и отличный опыт, как и все совместные поездки, организованные нашими педагогами. В общем-то я не ошиблась, опыт и приключение было незабываемо...

Хочу заметить, что основная масса студентов в колледже - девушки, поэтому, приехав в Абалак, мы были уверены, что нас поселят где-то рядом, в гостинице или хостеле, так как монастырь-то мужской, и жить на его территории мы не можем, но нас заверили, что договорились о нашем проживании с женским монастырем, который "тут совсем рядом" (19 км). Ну там, так там, нам не принципиально, мы ведь были уверены, что "все организовано". Автобус привез нашу довольно крупную группу девушек в женский монастырь, где нас встретила удивленная монашка, которая уверяла, что никто никого не предупреждал, никто нас не ждет и о нашем приезде слышат вообще в первый раз. Вот тут-то надо было насторожиться и понять, что организация не то что хромает, она еле ползает, но мысль эта пришла немного позже.
В монастыре мы оказались под вечер, и хоть нас встретили не особо приветливо, но выпроваживать не стали, тем более, что автобус, который нас привез, свалил как только мы переступили ворота. Нас устроили в здании для послушниц и поломников, сказав располагаться где найдется место. Комната была в три ряда забита двухъярусными кроватями, на двух из которых расположились женщины бомжеватого вида и запаха с ребенком, а остальные кровати заняли мы. Мне досталось место сверху и закинув вещи на свое место я улеглась спать.

Под утро я проснулась от того, что на моей кровати происходит какая-то странная возня. Открыв глаза, я обнаружила, что на мне сидит облезлая кошка и жрет пойманную мышь - это было странно, но хоть спасибо, что поймала. До общего подъема я больше не спала, а подъем в 6 утра и это мы еще припозднились. За завтраком нам рассказали о правилах поведения, нормах одежды, помолились в месте с теми кто молился, все остальные просто сделали вид. Кстати, завтрак был хороший, своеобразный, в связи с нормами питания, принятыми в монастыре, но очень сытный. После, мы убрали за собой посуду, но так, как нас было много, мне стало неловко оставлять посуду грязной и я предложила ее помыть, этот эпизод мне припоминали еще очень долго, но на мой взгляд это было вполне логичное и правильное предложение.

Тех, кто вызвался помыть посуду, а это была я и моя одногрупница Олеся, позвали в кухню, остальные девчонки пошли уточнять а как же нам все-таки добираться до Абалака, ведь никакого транспорта там не оказалось. В кухне я впервые поняла, что без внятного ТЗ результат может быть очень не очень - мы мыли посуду за всем монастырем, плюс нам все время приносили ещё и еще. Банки, ведра, миски, ещё банки, банки в пыли из подвала, десятки банок, какие-то ржавые вилки и ножи, ещё банки... И в процессе мытья выяснились очень интересные подробности. Во-первых, посуда моется в холодной воде, которая набирается в тазик с горчицей. Во-вторых, посуда моется только горчицей, даже при наличии моющего средства. В-третьих, воду часто менять нельзя, и все тарелки моются в этой жуткой жиже. За 4,5 часа мытья, воду мы меняли три раза. В четвёртых, только посуду настоятельницы можно мыть моющим средством и под проточной водой. И заключительный момент, связанный с питанием - еда не выбрасывается, никакая, то есть если на тарелке осталось что-то, это что-то складывается обратно в кастрюлю или миску и подается на следующий прием пищи.

Через 4,5 часа, выползая с кухни мы узнали, что староста группы поехала узнавать в Абалак как же мы будем добираться непосредственно до места практики и где будем жить, так как на следующий день в женский монастырь должна была приехать большая группа паломников и мы не вписывались в их планы. Остальных девчонок загрузили работой, ибо в монастыре отдыхать не положено никому, и раз мы тут ночуем - обязаны выполнять послушания (задачи матушки-настоятельницы) и все их выполняли : мыли кельи, работали на огороде, убирали территорию, таскали воду. Еще часа через два вернулась староста и сказав, что это все один сплошной п***ец, сообщила всем, что мы можем дружно собираться домой, ибо транспорта нет, места нет и добираться до Абалака мы будем как хотим, народ завозмущался и засобирался домой. Так же было озвучено, что кто хочет остаться - может остаться и мотаться туда самостоятельно, но вот куда оставшихся поселят было загадкой. Я подумала и высказала мысль, что это же будет веселое приключение (да да, у меня было шило в жопе) и что все не так и печально, мы ж студенты! Со мной согласились только двое, все остальные оказались нормальными людьми )) и решили, что нахрен им нужно такое приключение. В общем остались мы в монастыре втроём.
Нас переселили из помещения для послушников и паломников в реставрируемое, а если точнее говорить, строящееся здание. Кстати, комната там было гораздо лучше, там было всего три кровати, отсутствовали клопы, и если не брать в расчет стройку с постоянным присутствием таджиков и гробы с мощами в соседней комнате, было даже неплохо. После отъезда основной массы студентов, нас перестали гонять на обязательные работы, так как было сказано, что мы должны ездить в Абалак на практику, но и кормить тоже перестали, так как кто не работает - тот не ест, да и если честно, после того, что мы видели на кухне, желания особого питаться совместно со всеми не возникало. Денег наличных с собой было немного, но после поездки в Абалак и беседы с педагогами нам выделили немного налички а потом мы ещё нашли банкомат в районе железнодорожной станции. Ездили мы в мужской монастырь автостопом на попутках, так как пешком получалось совсем уж долго. Были беседы с Абалакским руководством о том, чтобы нас возили туда, так как у монастыря транспорт был и он почти ежедневно курсировал между женским и мужским монастырем, но все эти беседы беседами и остались - нефиг шиковать, можно и самим добраться. В те дни, когда добраться на попутках не получалось мы делали пленэрные зарисовки в женском монастыре, так как места там, конечно, очень красивые.

За пару дней мы обзавелись кипятильником, тазиком, и ковшиком для того, чтобы кипятить воду на чай и дошираки. Питались дошираками, бутербродами, овощами. Нам не выделили даже посуды. Вообще, после отъезда основной массы студентов, отношение к нам стало не очень хорошим, точнее еще хуже чем было, так как изначально мы не вызывали ни у кого симпатии. С утра мы выходили из монастыря и возвращались к ночи, так как дорога занимала много времени, ловили недобрые взгляды и тихо уходили в свою комнатушку. На следующий день процесс повторялся. Единственной, кто приветливо к нам относилась, была монахиня лет 50. Очень добрая и отзывчивая женщина, она постоянно спрашивала все ли у нас в порядке и может ли она чем-то нам помочь. Мы отвечали ей тем же, хотя и к остальным старались относиться приветливо, здоровались при встрече и соблюдали все правила, оговоренные в начале. Однажды мы попросили ее закинуть в стирку наши вещи, так как с водой было проблематично. Она согласилась и с наступлением темноты мы, как заправские шпионы, пошуршали к монашеским кельям со своим барахлом, так как стиралки находились именно там и доступ к ним был только у монашек. Она провела нас в потемках к стиральным машинкам, мы закинули туда свои вещи и поставили на быстры режим, потом, она разрешила нам воспользоваться душевыми. Да, да, с душем там были проблемы, как и с санузлами, поэтому : тазик, кружка, кипятильник.... Нам в первый день показали баню и сказали мыться там, но после того, как переселили на стройку, баня стала для нас закрыта. Как мы узнали на следующий день, женщину эту за столь щедрый поступок отчитала настоятельница, так как без ее разрешения такого делать нельзя, а она не разрешает, почему нельзя этого делать мы так и не поняли а опускаться до объяснений или беседы с нами в принципе никто не стал ... так мы снова перешли на тазик, а отношение к нам еще больше ухудшилось.
С санитарией в монашеских кельях было все относительно неплохо, имелась постирочная, душевые, нормальный санузел. В помещении для паломников и послушников, в которое нас поселили в первый день, по сравнению с ними был ад - обоссаные матрасы, мыши, клопы и прочая живность в изобилии. Эту чудную картину дополняли нацарапанные цитаты из библии.

Так мы жили две недели, стараясь не привлекать к себе внимания. Это устраивало вроде бы всех, но через две недели произошел неприятный инцидент - ночью к нам в комнатушку ломились какие-то бухие мужики. Хорошо, что дверь закрывалась, пусть на хилый замочек, но хоть что-то. Ломились они основательно, и в двери и в окна, хотели "познакомиться". После словесной перепалки и наших воплей о том, что звоним в полицию, мужики немного остыли, хотя в течении часа возвращались к двери и пытались ее открыть шурша в замке. Попытка успехом не увенчалась, а на утро мы, естественно, пошли спросить у настоятельницы, что за фигня такая. Оказалось, что это вполне нормально, что бывает к ним заходят наркоманы или местная алкашня, да и ремонтники на стройке выпить любят. С ремонтниками поговорили, они утверждали, что ни при чем, на этом беседа и завершилась. Хорошо, что случай этот за время нашего прибывания оказался единичным, но судя по реакции и монахинь и сторожа, это - норма. Были высказаны чудные мнения о том, что если бы мы были поскромнее, то ничего бы такого и не было и опять же, только монахиня, которая к нам была добра высказала мнение, что мы тут как бы и не при чем, что может быть просто пьяным мужикам на территории женского монастыря ночью находиться не стоит...

Местное население посёлка Прииртышский относилось к обитателям монастыря довольно скептически, по крайней мере хороших отзывов мы от них не слышали, зато слышали рассказы о том, как часто они видят, что послушницы выходят по ночам из монастыря, снимают с себя платочки, длинные юбочки и едут кутить в ближайший Тобольский клуб. Честно, сложно сказать, насколько эти рассказы правдивы, так как своими глазами мы таких метаморфоз не наблюдали. Вообще мы старались как можно меньше пересекаться как с монахинями, так и с паломниками, а они старались делать вид, что нас тут как бы и нет, за исключением той милой монахини.

Из примечательных моментов, связанных именно с религией, были периодические лекции о внешнем виде, хотя мы не нарушали оговоренный изначально дресс-код, и то, что в храм меня так и не пустили. Двери в него были закрыты, а на мой вопрос можно ли мне зайти посмотреть, был задан встречный вопрос - а крещеная ли я, есть ли на мне крестик? Я крещеная, но не религиозная и крестили меня без моего ведома еще в глубоком детстве. Крестик я никогда не носила и соответственно, его на мне во время прибывания в монастыре не было. Было предложено крестик купить, чего я естественно делать не стала и в храм не попала, зато прослушала очень яростную лекцию о бесах, необходимости нательного креста и том, что в такие святые места нельзя без него приходить ни в коем случае. Это было странно, так как с таким пропуском в храмы я до сих пор больше нигде не сталкивалась, и хоть мой интерес к этому архитектурному сооружению был сугубо профессиональный, было неприятно. Кстати, в Абалаке никто никаких крестов не проверял и про то, крещеные ли мы, не спрашивал, и даже учитывая тот факт, что женщинам резать иконостас по канонам нельзя, нам дали позаниматься резьбой с разрешения настоятеля. Так же мы занимались отрисовкой для резьбы, переносом рисунка на дерево, а когда эта работа заканчивалась - пленэром.

Под конец практики, нас выперли из женского монастыря, так как должно было приехать еще больше паломников и комната, в которой мы жили, понадобилась для них, но мы были уже не против, так как и практика засчиталась, и приключений нам уже хватило более чем, и косые взгляды начинали просверливать дыры в наших спинах. Если честно, основная масса и монахинь и паломников если сталкивались с нами, то смотрели на нас как на говно, что было странно, мы не выделялись внешне, очень старались не нарушать норм поведения, установленных там, да и вообще нас практически небыло видно и мы совершенно не понимали, чем заслужили такие взгляды. До сих пор для меня это остаётся загадкой.

За время пребывания там было еще очень много интересных моментов, не связанных с монашками: ежедневные поездки автостопом с различными интересными личностями, веселые выходные в Тюмени, когда нас всех отпустили на несколько дней отдохнуть, веселые рассказы ребят о проживании в мужском монастыре, но это уже совсем другая история))

61
Автор поста оценил этот комментарий

честно говоря, так и не понял причин оставаться терпеть все это говно, если была возможность доблестно уехать к черту подальше оттуда.

раскрыть ветку
82
Автор поста оценил этот комментарий

ТС, т.е. если бы двери там вам сломали и изнасиловали, то это норма этой богадельни? Жесть.

раскрыть ветку
257
Автор поста оценил этот комментарий
Все эти богадельни - сборища психопатов и психическм больных граждан.
раскрыть ветку
54
Автор поста оценил этот комментарий

В 90-х проходили практику на Соловках, тогда все было все по-человечески и не было такого отношения. Да были неадекватные паломники, но были и нормальные, много практикантов. И в целом хорошие воспоминания остались. В начале 2000-х случайно снова туда попал. И уже начались изменения. На жителей начали давить. Короче, все в таком ключе, как вы описываете. Жаль, но больше туда не поеду.

раскрыть ветку
46
Автор поста оценил этот комментарий

Была со мной похожая история с реставрацией какого-то монастыря в Царском селе.

Заселили нас в цыганском поселке, в доме предназначенном под снос. Тоже никто никак не был готов к нашему приезду, и тоже по ночам шныряли всякие наркоманы под окнами.

Через два дня мы плюнули на этих попов и поехали домой. Больше с этим быдлом из церквей не связывался.