Инцидент с самолетом МиГ-23 в Бельгии 25 лет назад

Привет, Пикабу!
В этот день 25 лет назад произошел очень интересный, и к сожалению трагичный инцидент, связанный с авиацией.
О нем наверняка уже писали на Пикабу, но наверняка есть те, кому будет интересно.

Из "непроверенных источников" есть подробная информация: с военного аэродрома неподалеку от прибрежного города Колобжег (это на северо-западе Польши) взлетел самолет МиГ-23, который пилотировал некий полковник Скуридин. Уже на высоте 90 метров двигатель резко потерял обороты (предположительно, произошел помпаж). Времени на такой высоте было крайне мало, и пилот незамедлительно развернул истребитель в сторону моря (видимо, этого требовали инструкции - для избежания жертв), и катапультировался.

После этого произошло невероятное: непостижимым образом двигатель вышел обратно на рабочие обороты, и самолет продолжил полет, но уже без пилота. Неуправляемая машина летела на "автопилоте", и согласно программе, начала набор высоты.

Радары НАТО засекли самолет, когда он находился в ГДР, а когда самолет пересек границу между Германиями (их тогда было две, вы ведь помните?), на перехват вылетели два истребителя F-15 ВВС США. Мы можем только догадываться, что чувствовали пилоты, когда они подлетели к МиГ-23, и увидели, что советский самолет летит без пилота и с сорванным фонарем кабины. Диспетчер им тоже вряд ли поверил с первого раза.

Тем не менее, МиГ-23 продолжал спокойно лететь над городами ФРГ со своей крейсерской скоростью в 740 км/ч. Командование НАТО не решалось сбивать самолет - во первых, неизвестно, куда он упадет (все-таки Германия - это вам не бескрайние просторы России, города расположены кучнее). Да и реакции СССР наверняка опасались - холодная война как раз подходила к концу, и нельзя было провоцировать Советский Союз.

В общем, летчики США просто покорно летели за МиГом. Пролетели над ФРГ. Потом - над Нидерландами. МиГ продолжал лететь, километр за километром. Вот уже пересекли границу с Бельгией - а наш самолет летит, как будто не пролетел до этого 800 километров.

Но топливо все же кончилось. Впрочем, самолет за счет высоты еще планировал над полями Бельгии, и приземлился аккурат на ферму в 15 километрах от границы с Францией, завалив обломками 19-летнего парня.

Примечательно, что в тот же день должен был состояться визит Горбачева во Францию. Если бы за пару часов до него неуправляемый самолет нарушил границу Франции, и не дай Бог, вызвал жертвы и разрушения, был бы скандал.

Впрочем, скандал был - Бельгия и Нидерланды отправили в СССР ноты протеста в связи с этим инцидентом. СССР выплатил семье погибшего юноши компенсацию в размере 685 тысяч долларов.

Комиссия, которая расследовала эту аварию, вины пилота не нашла (хотя через пару часов после катапультирования пилота даже заочно считали дезертиром, угнавшим самолет - видимо, он не успел сообщить о проблемах с двигателем и катапультировании). Зато выяснилось, что этот двигатель 5 раз побывал в ремонте - видимо, неспроста.

Где-то пишут, что баки американских F-15 были почти пусты, когда они прилетели обратно.
Где-то пишут, что ПВО НАТО проворонило самолет, и его перехватили уже когда он пролетел через ФРГ.

Тем не менее, этот удивительный случай прочно вошел в историю советской и мировой авиации.
Автор поста оценил этот комментарий
Так все-таки МиГ-23. Повнимательнее.
раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий
Миг 29 в названии исправь
раскрыть ветку