Голоса в голове, - не надо их слушать

Я НИКОГДА НЕ БУДУ ТАК РАЗГОВАРИВАТЬ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ


Эмоциональная статья психотерапевта, специалиста по здоровому питанию и просто мамы Ольги Карчевской, которая объясняет, почему так важно с уважением относиться к своим детям и любить их безусловной любовью. Выводы Ольги кому-то могут показаться слишком категоричными, но очень большая доля истины в них есть.


— Вчера в метро села на лавочку в ожидании поезда с мамой и сыном лет 6. Мама устало и монотонно тюкала его с частотой стробоскопа на деревенской дискотеке. Обыденно так тюкала, без особой злости, было видно, что так у них — всегда. Это было так:


— Мам, у меня живот болит...


— А кто в этом виноват? Я же тебе говорила не есть столько. Ты же вообще меры не знаешь, вон тебя как раздуло. Я съела столько, сколько положено, а ты? Зачем было так объедаться? Посмотри вот на свои штаны. Весь измазался, как свинья. Я эти штаны только вчера постирала, и снова надо. Вставай, поезд пришел. А вещи твои кто брать будет, дядя Федя? Вечно всё везде оставляешь...


Мальчик обернулся, взял свои вещи и понуро пошел в вагон. У меня внутри всё сжалось. По двум причинам. Во-первых, со мной в детстве разговаривали именно так. Во-вторых, когда я очень устала или подавлена, я тоже веду себя так со своим сыном.


Мне захотелось сесть рядом с мальчиком, погладить его по животу, прижать к себе, сказать что-то вроде: «Не слушай её, с тобой всё в порядке, ты просто ребенок. Это нормально, что ты не знаешь меры в еде, у тебя ещё не настолько зрелый мозг, чтобы ты мог себя контролировать, этим должна заниматься твоя мама. Это нормально, что ты пачкаешь одежду. Ты ребенок, к тому же мальчик. Ты просто обязан с ног до головы выглядеть как шахтёр. И за своими вещами ты не всегда можешь уследить в своем возрасте, тем более, что дело к полуночи, ты очень устал». И добавить что-то вроде «котеночек, зайчик, мой хороший» — как я зову своего сына в минуты нежности.


Но я села в другой стороне вагона, закрыла глаза и почувствовала, что сейчас кто-то будет плакать. В голове возник мамин голос, одергивающий меня на каждом шагу. До боли (натурально — до боли) знакомые «руки у тебя из ж...», «кому ты ТАКАЯ будешь нужна», «господи, ну что из тебя вырастет».


Я выросла и научилась себя защищать. Я больше никому не разрешаю разговаривать со мной подобным образом. Чтобы научиться это делать, мне понадобился не один год психотерапии. Восстановление разрушенных до основания границ. Реконструкция руинизированной самооценки. Принятие себя. Но голоса в моей голове до сих пор со мной. Стоит немного больше, чем обычно, истощиться, и заезженная пластинка вновь начинает проигрывать знакомые тексты.


Я уже сама мать, живу в другой части планеты, между мной и мамой почти 8 тысяч километров. Мы редко видимся и даже редко говорим по телефону. По телефону она уже научилась держать свои соображения о моих женских, человеческих и профессиональных качествах при себе. Она даже научилась писать в смс «Я тебя люблю»! Хотя еще пару лет назад даже после просмотра программ с моим участием (меня привлекали как консультанта по диетологии) по Первому каналу (в системе координат моей мамы выше только космос) она спрашивала меня: «Когда ты себе нормальную работу найдешь?».


А вот если попробовать провести вместе больше суток физически, то картинки из детства оживут. Потому что с мамой в ее детстве обращались в несколько раз хуже. Она мне выдает 2%-ный раствор того, что ее мать, моя брутальная бабка, выдавала ей.


Я всё детство повторяла мантру: «Ом, я никогда не буду говорить со своими детьми ТАК», но когда я раздражена, обесточена и контроль ослабевает, я будто со стороны слышу, как мой рот изрыгает на моего ребенка очень похожие тексты с удивительно аутентичными интонациями — фамильными.


Я абсолютно не виню маму в том, что она говорила около 30 лет назад и в том, чего она совсем не говорила — «любимая девочка», «моя родная», «моя хорошая». Я уже на своей шкуре прочувствовала, как сильно на нас влияет прошивка в раннем детстве. Эти программы не так-то просто отменить. Не так просто инсталлировать новые поверх старых. Мне остается только сочувствовать ей. А также её маме, у которой, как несложно предположить, в детстве было ещё хуже. И если заглянуть дальше, в историю семьи, то в ней сам черт сломит ногу и убежит, скуля, на оставшейся. Раскулачивания, голод, война, враги народа — вот это всё.


Мне остается только любить их всех, покалеченных, живших как могли, моих предков, чью эстафету я уже передаю дальше. Мне остается только изо всех сил любить своего сына, чтобы на нем эта страшная эстафета прервалась.

Извиняться после срывов (которые, к счастью, не так уж и часты), объяснять, почему такое происходит. По 10 раз в день заверять в безусловной любви. По 50 раз в день обнимать. Делать позитивные сообщения. Отвечать за него как взрослый за ребенка — чтобы он научился тоже отвечать за кого-то, когда вырастет. Я делаю всё, что могу.


Делаю всё, чтобы голоса в его голове говорили ему, что он имеет право на жизнь. Имеет право на любовь просто потому, что родился. Что ему не нужно ни того, ни другого заслуживать. Что он от природы красив, умён и талантлив (всё это правда), что у него большое сердце и он вырастет настоящим мужчиной. Он уже сейчас проявляет себя как настоящий мужчина: всегда открывает передо мной двери, забирает у меня тяжести — я его такому не учила.


И чем больше я стараюсь всё это делать, тем слабее голоса в моей голове. Да, они всё ещё есть, и, возможно, будут всегда. Но я уже далеко не всегда их слушаю, так же, как шум проезжающих мимо машин за окном. Ко всему привыкаешь. Я всё меньше пытаюсь заслуживать любовь и свое право на существование и всё больше просто являюсь самой собой.


Я хорошо понимаю, что это не только моя история. У нашего народа исторически обусловленная низкая самооценка. И пока это не изменится — не изменится вообще ничего. Не будет никаких честных выборов и чистых улиц. А вместо этого будут войны с соседями, воровство, вранье, пьянство и деградация.


У меня нет ответа на вопрос, что с этим делать. Как помочь людям изжить голоса в головах, говорящие им, что они — свиньи, взрослые кобылы, жирные коровы. Голоса, велящие им пойти напиться, чтобы убавить громкость. Или пойти сорваться на своих детях. Или ненавидеть кого угодно.


В моей системе координат каждый начинает с себя. Обращается за помощью к профессионалам, медитирует, молится, занимается йогой — в общем, делает то, что ему помогает. Старается любить своих детей и своих родителей — неидеальных, раздражающих. Когда научается делать это, начинает тренироваться на соседях, коллегах на работе, случайных прохожих. Когда начинаешь заниматься собой, желания переделать других становится в разы меньше.


Когда мы начнем себя — каждый себя — действительно уважать, тогда у нас все будет — и честные выборы, и чистые улицы.


Автор: Елена Свиркина

Психология | Psychology

19.8K постов59.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.

14
Автор поста оценил этот комментарий

Как-то в примерочной слышала из соседней примерочной разговор девочки-подростка с мамой.
Мама (м): - Что за джинсы ты выбрала!
Дочь (неуверенно): - Нормальные джинсы, мне нравятся...
М: - Ты что, не видишь, что у тебя ноги кривые? Тебе нельзя такие джинсы носить.

Д: - Мама! Они мне нравятся!
М (со злостью): - Я тебе говорю, что у тебя ноги тонкие и кривые, тебе нельзя обтягивающие одевать! Ноги как макаронины в них!
Д (по голосу на грани истерики и слез): - Не кривые! Мне нравится!
М: - Снимай сейчас же!

Дальше я из примерочной вышла. Магазин почти пустой был. Потом побродила по магазину еще несколько минут, оплатила свои покупки, а затем на кассу пришли худенькая девочка лет 13 с красными глазами и раздраженная женщина, которая на девочку бухтела вполголоса. Я сомневалась, подходить ли, но все же подошла к ним и спросила: "А это не вы сейчас в примерочной джинсы меряли?". Женщина как-то дернулась аж и просто елейным нежным и почему-то лебезящим голосом начала: "Что вы, нет, мы просто за очками зашли, в примерочной не были даже" (ага, не были они: она оплачивала на кассе одежду какую-то).
Я говорю: "Ох, ну и хорошо. А то там какая-то ненормальная мамаша так дочь гнобила, не представляю, как можно так с ребенком. Бедная дочка. Надеюсь, она маминым словам не верит, чушь же. Не повезло ж с мамой такой...". Женщина продолжала убеждать, что они так, за очками зашли.
Надеюсь, я тогда не ошиблась и не пристала к левой женщине. Но, судя по странной реакции на мои слова, это была та женщина (да и в магазине никого больше не было). Если бы была левая, скорее всего ответ еще на мою первую фразу был бы кратким "Нет О_о". А тут прямо залебезила...

раскрыть ветку
8
Автор поста оценил этот комментарий

А что шестилетним девочкам не положено изгваздываться с ног до головы? В лес таких психологов.

раскрыть ветку
5
Автор поста оценил этот комментарий
Какие то крайности. Да, ребенок в силу возраста не способен совершать какие то действия и умозаключения, поэтому он должен учиться у родителей. Что мешает нейтральным тоном объяснить ему что к чему?
раскрыть ветку
7
Автор поста оценил этот комментарий
В детстве на меня откровенно родители забили, целыми днями с 6лет я была одна, всегда. Никто не бухал, не разводил дома притонов, меня не гнобили, были дежурные подарки по праздникам, но всегда была одна. В подростковом возрасте решила для себя, что у моего ребёнка всё будет по-другому.
Сейчас мы с дочкой сидим смотрим какой-то мульт, предварительно сходив набрав какой-то неполезной дичи в магазине, я сижу и искренне не понимаю, почему моя мама так не делала хоть иногда... Неужели очередные ежевечерние сплетни с соседкой были интереснее собственного ребенка?((
раскрыть ветку
14
Автор поста оценил этот комментарий

ВНИМАНИЕ: мой комментарий выражает несогласие с мнением изложенным в посте.Я буду стараться излагать свое мнение связно, но как получится))).

Разберем пример с мамой и ребенком из поезда. Здесь мальчику примерно 6 лет. Это хороший возраст для того, чтобы примерно понимать о том, что у любого действия есть последствия. Т.е. ребенок обожрался чего-то, несмотря на то, что его предупреждали о последствиях..

Это нормально, что ты не знаешь меры в еде - нетэто ни фига не нормально с учетом предупреждений.

Это нормально, что ты пачкаешь одежду. Ты ребенок, к тому же мальчик. Ты просто обязан с ног до головы выглядеть как шахтёр. И за своими вещами ты не всегда можешь уследить в своем возрасте - это нормально, ненормально ребенка за это ну как минимум не порицать. Разумеется если мы не хотим где-нибудь в 16 лет а не в 6 увидеть в своем ребенке безответственного паразита. Ну а че? Я хотел жрать, вкусно же, ну и яжмужик, должен пачкаться, мамка постирает.

Далее. Отвечать за него как взрослый за ребенка — чтобы он научился тоже отвечать за кого-то, когда вырастет. Абсолютное большинство родителей отвечает за своих детей, однако помимо ответственности сейчас, есть и ответственность за то, чтобы дать детям понимание о правилах жизни с обществом, семьей и самим собой. Пример. У моих детей вылазит диатез после пережора шоколада, и у их детей будет вылазить. Не ругать детей за пережор шоколада потому-что это им вредит - неестественно. Отвечать за ребенка и не давать ему понимания о последствиях - это плохо.

Ну и давайте все таки не забывать о том, что рождение ребенка не должно лишать определенной свободы в жизни родителей.

раскрыть ветку