"Что делать?"
"Что делать?" книга о том, что человек в своих поступках должен руководствоваться не волей некоего невидимого "бога" и не оторванными от реальности моральными нормами или абстрактными идеями, но - правильно понятым личным интересом. Быть может, кто-то эту установку поймёт вот так:
И - здорово ошибётся. У Чернышевского речь идёт вовсе не про буржуазно-мещанский эгоизм. Потому, что Чернышевский считает правильно понятый личный интерес человека - совпадающим с интересами всего общества. А если личные и общественные интересы в какой-то момент объективно не согласуются между собой, значит - общество на тот момент устроено как-то неправильно. А отсюда следует логичный вывод о необходимости переустройства общества - его нужно устроить так, чтобы человек, стремящийся к личному счастью, не был вынужден "идти по головам" своих сограждан.
Не зря Ленин Николая Гавриловича хвалил: "Могучая проповедь Чернышевского даже подцензурными статьями воспитывала настоящих революционеров". Собственно, самого Ленина воспитал революционером - не в последнюю очередь - прошедший царскую цензуру роман "Что делать?"
Читайте классиков и будьте здоровы.
Замечательная логика: если мои интересы не совпадают с интересами общества - это не я дебил, а общество неправильное и его надо переделать
"Что делать?" и "Кто виноват?" - вечные вопросы русской интеллигенции)
У общества в целом никаких единых интересов нет в принципе. Общество - это лебедь, рак и щука. Куча микро и не очень микро течений. Капиталисты хотят прибыли и власти. Рабочие хотят прав и халявы. Студенты хотят отмены сессии и бухла(тоже на халяву). Чиновники хотят творить что угодно и чтобы им за это ничего не было.
Так что "общественные интересны" это такая же лапша, как "общечеловеческие ценности" и прочая лабуда.
Такое чувство, что уже никого не осталось, что я как динозавр, потому что учил это говно в школе, а мне еще и 50 нет. "Что делать" - это невыносимо скучная и косноязычная попытка замаскировать ту самую проповедь (мешанину наивного либерализма и противоестественного асексуального морализаторства) под художественное произведение. Прочитал на одних волевых качествах. Прошло уже лет 35, а до сих пор, как вспомню, оскомина на зубах. Весь посыл романа можно было выразить на половине странички, а написано-то ужас сколько!
Вспомнил древне-кавээновское: Пятый сон Веры Павловны со счастливым пробуждением.