Необходимо войти или зарегистрироваться

Авторизация

Введите логин, email или номер телефона, начинающийся с символа «+»
Забыли пароль? Регистрация

Новый пароль

Авторизация

Восстановление пароля

Авторизация

Регистрация

Выберите, пожалуйста, ник на пикабу
Номер будет виден только вам.
Отправка смс бесплатна
У меня уже есть аккаунт с ником Отменить привязку?

Регистрация

Номер будет виден только вам.
Отправка смс бесплатна
Создавая аккаунт, я соглашаюсь с правилами Пикабу и даю согласие на обработку персональных данных.
Авторизация

Пост

Пост

А в вашей жизни были приключения интереснее, чем в компьютерных играх?

nishairdna в Лига Геймеров

Наш ветвер* на низком уровне не отличает собственный живой опыт от выдумки. То есть того, что мы видим в играх, фильмах и книгах. Мозгу всё равно. Что случилось в последней игре — так же легло в копилку опыта, как и то, что случилось вчера в офисе. Благодаря развитию IT и своему воображению, мы можем от первого лица переживать опыт, который никогда нельзя испытать в реальности.


Проиллюстрирую рядом воспоминаний. Вспомните траву под ветром в Сталкере и пробежку до 4-го энергоблока под переговоры военных; финальные диалоги с Элизбет из Биошока; многоэтажный остров Хэнша из Deus Ex; практически все первые впечатления от колоний Mass Effect; перестройку сознания в «Трассе-60»; концовку первой книги «Ведьмака». И так далее.

А в вашей жизни были приключения интереснее, чем в компьютерных играх? Мозг, Психология, Gamedev, Компьютерные игры, Геймеры, Воспоминания, Память, Путешествия, Длиннопост

Возможно, почти каждый из нас был в сотнях миров Гипериона, наблюдал за дисфункцией реальности и шел к Нижнему Краю на «Внеполосном». Мы вместе ходили с Морриган в самоубийственную атаку на дракона; вместе спасали друзей в Far Cry; вылетали на террор сектоидов в Лиме и ехали вместе с Каином в такси в V:tM.


Это и многое другое рождает парадокс suspension of disbelief — приостановку неверия.


Suspension of disbelief


Приостановка неверия — это относительно молодой термин, который вплотную связан с вымышленной реальностью. Вообще, если вспомнить, сам жанр фантастики как таковой тоже появился относительно недавно. Всё, что было в эпосе, сказках и религиозных историях воспринималось человеком прошлых эпох как реальный опыт. По уровню недоверия эта информация относилась, скажем, максимум к «Михалыч рассказывает про рыбалку». Понятно, что поймал. Ну, раза в полтора меньше, но поймал же. Упрощённо, даже эпос и мифы были практическими историями из жизни, а не чем-то, что носит сугубо символический характер. Истории и были реальностью.


Так вот, когда сегодня вы загружаете сохранённую игру и снова выходите в диалог с ключевым персонажем, а потом уговариваете его на что-то важное — это приостановка неверия. Вы пытаетесь сопоставить два факта в диссонансе: непрерывность сюжета игры и нарушение этой непрерывности загрузкой. Аналогично — когда в персонажа попадает пуля (или десяток), а он продолжает идти дальше, потому что много очков опыта вкачано в здоровье. В реальности так не бывает, но модель игры привносит свои коррективы. Аналогично — когда нужно наступить на гранатомёт, чтобы подобрать его. Или когда в инвентаре лежит 20 винтовок, потому что хочется донести их до торговца и продать.


Невозможно, но нужно для игры. Можно верить только в тот кусок, который хочется верить.


Вот пример чуть сложнее:

А в вашей жизни были приключения интереснее, чем в компьютерных играх? Мозг, Психология, Gamedev, Компьютерные игры, Геймеры, Воспоминания, Память, Путешествия, Длиннопост

Вы когда-нибудь задумывались, где в FTL хранятся ракеты и топливо? Правильно, вон там, вверху экрана. Специальный такой отсек космического корабля. Не реалистично? Ну и чёрт с ним, это же не мешает вам играть. Как и не мешает (в целом), что в других играх, чтобы открыть хлипкую деревянную дверь, нужен не удар с разбега, не взрывчатка или таран, не выстрел в район замка из дробовика, а поиски ключа у какого-то персонажа. Все эти условности, завязанные на механику, отвлекают от сюжета игры. Мир же игры старается выдать себя за максимально реальный, чтобы понравиться вам больше.


Это логично и понятно, но при этом это рождает нечто вроде фальшивых воспоминаний.


Инфляция воспоминаний


Каждый раз, когда в нашей реальной жизни происходит что-то очень интересное, это реальное событие начинает тут же конкурировать с сотнями других из нашего опыта и воспоминаний. Залез на гору и увидел отличный вид? Вот тебе сотня фотографий из фейсбука и вспомнившаяся сцена из игры. Полетал на вертолёте? Вот тебе двадцать симуляторов и три военных фильма. Прыгнул с парашютом и обделался? Ага, вот тут-то аналога нет, потому что такие ощущения пока передавать сложно.


Что получается в итоге? Шаблоны внешних воспоминаний начинают обесценивать наши собственные воспоминания. Я, к примеру, очень люблю путешествовать, и для меня просто в кайф ходить по разным странным местам. И попутно я встречаю сотни туристов, для которых поездка выглядит как-то так:

А в вашей жизни были приключения интереснее, чем в компьютерных играх? Мозг, Психология, Gamedev, Компьютерные игры, Геймеры, Воспоминания, Память, Путешествия, Длиннопост

Достопримечательность — ресторан — магазин — починить корабль (вообще, найти Wi-Fi) — записать статус в Facebook — найти следующий город в путеводителе — уехать туда. Прямо вижу как у некоторых в голове открывается вот это меню с иконками о том, что можно делать в городе. Или, круче, люди ходят с гайдом, показывающим, что лучше всего посетить. Это как играть в RPG по прохождению.


Так что же делает приключение приключением?


Тем не менее, приключения случаются. Поскольку одна из наиболее важных частей как раз моей работы — делать эти приключения в реальном мире (в том числе — в наших мосигровых магазинах и в играх), нужно понимать, что делает приключение таковым. Даже в условиях постоянной инфляции воспоминаний. Думаю, вам это тоже пригодится, и, возможно, вы сможете дополнить мои идеи. Было бы полезно.


Итак, посмотрим на факторы.


1. Комплекс чувств

Книги затрагивают только фантазию, фильмы — ещё и звук плюс картинку, игры дают всё это плюс интерактивный опыт. При этом очень сложно «перебить» воспоминание, где якорными точками будут, к примеру, запах дождя, страх перед прыжком с высоты, тактильные ощущения или что-то ещё невоспроизводимое в экзогенных носителях опыта. Больше каналов восприятия — больше работы мозгу. То есть в реальности нужно стараться задействовать как можно больше модальностей.


2. Неожиданность

Это когда происходит что-то, чего вы не ждёте. Приостановка неверия основывается на том факте, что вокруг — контролируемая среда. В жизни же, когда вы турист с мануалом для туристов, неожиданность — это высший пилотаж развлечений.


3. Работа

Конкретно — преодоление. Я почти пять лет изучал способы сделать павильонные игры интереснее, и могу сказать, что самый действенный способ — вложить туда труд игроков. Процесс подготовки делает результат интереснее. Если вы долго и сложно лезли на гору, это уже приключение. Преодоление и успех — часть приключения. Когда в Исландии упал самолёт, и мужик запретил ездить к нему на машине, туда стали ходить паломники по чёрному песку. С машиной самолёт не был бы таким замечательным местом: просто вышел, попырился, уехал. А так ты символически повторяешь подвиг пилотов после крушения.


4. Неглянцевость

Жить не как в журнале или отчёте — это важно. Как в притче-коане про мёртвые листья в саду, без которых он не оживает. Как говорил один мой знакомый фотограф: «Ты можешь идеально выстроить кадр по компоновке, композиции и получить художественную картинку. Но кайф в том, что жизнь — это джаз, и фотографии нужен хаос». Неглянцевость — это признак реалистичности. Поэтому, кстати, КДПВ на Хабре должны быть вырвиглазными — они работают куда лучше глянцево-постановочных картинок, от которых прямо веет корпоративным юристом.


5. Отсутствие роли наблюдателя и практическая невозможность запостить

Когда человек расслаивает психику на участника и наблюдателя — наблюдатель побеждает. Каждый поступок начинает анализироваться не с точки зрения «как замечательно здесь и сейчас», а «как об этом рассказать потом». Главным фактором путешествия становится количество и качество запощенных в процессе фотографий и статусов. Вот гора. Вот я около неё. Я на вершине. Я глажу тигра. Я в баре. Смотрите, как я путешествую.

А в вашей жизни были приключения интереснее, чем в компьютерных играх? Мозг, Психология, Gamedev, Компьютерные игры, Геймеры, Воспоминания, Память, Путешествия, Длиннопост

6. Глубоко личное переживание

Или говоря языком социнжиниринга — полный таргетинг на объект воздействия. Эмоции могут и должны касаться только вас.


Кстати, это 6 пунктов подходят для чего угодно — от процесса выстраивания покупки в нашем розничном магазине до процесса написания поста. Но вернёмся к приключениям и опыту.


Структура приключения: пример


Идеальный для меня пример маркетинга эмоций — это пещеры Кангру в Южной Африке. Там есть (по крайней мере, был) маршрут «Adventure». Гид берёт фонарь, 30 человек — и все вместе отправляются в пещеры. Сначала полчаса он водит людей по залу, где когда-то проводили концерты классической музыки.

А в вашей жизни были приключения интереснее, чем в компьютерных играх? Мозг, Психология, Gamedev, Компьютерные игры, Геймеры, Воспоминания, Память, Путешествия, Длиннопост

Затем, когда все привыкли и отфотографировались по дежурной программе — переход к большому провалу. Гид сообщает, что вот прямо на дне лежит человек, и нам его надо спасти. Есть 6 минут. Поехали!


Что, где, почему — всё под таймер. Внизу лежит муляж пострадавшего, надо вытащить. Конечно, вытаскиваем. Общая победа, офигенное впечатление. Неожиданность.


Дальше — нужно пройти на карачках в лазе высотой 1 метр примерно 2 минуты. Всё просто, но очень мокро и грязно. Подземный водопад. Поздравления и совершенное очарование красотой.


Теперь сюрприз — 6 метров вверх по шкуродёру с одним участком в полметра. По спирали вверх, так что голова в одну сторону — корпус в другую, ноги ещё где-то в третью. Клаустрофобия дикая, даже у тех, кто ей не страдает. Страшно по-первости. Эмоции, работа и настоящий вкус победы вверху.


Отдохнули? Молодцы. Чтобы выбраться, осталось проползти всего 15 метров в лазе высотой 40 сантиметров. Да, придётся толкать фотоаппараты перед собой, тут Африка.


И в конце, на выходе — автомат с маленькими монетками с рисунком пещеры. Сувенир на долгую память. И кафе. И сувенирный магазин для шоппинга, успокаивающего выживших европейцев.


Почти похожие мультимодальные впечатления дарят в музее Кочевой культуры в Москве, где можно заказать частную экскурсию по монгольскому жилищу, попить их чай, пострелять из их лука, потрогать долбанного ёжика, переодеться в их костюмы, сыграть на музыкальных инструментах и так далее. Такой иммерсивный театр, только ты при этом остаёшься наблюдателем, на удивление.


Резюме


Для Digital Natives (то есть те, кто не помнит мира без цифровой среды — люди после 90-х) — для них часто нет в этом никакого противоречия. Можно поехать на рыбалку, а можно провести выходные за новой игрушкой. Впечатления одинаковые. Я сам как-то поехал на праздники в Wasteland 2. И да, я гик. И да, я больше так не делаю. И да, я жду XCOM 3.


У нас есть шаблоны, заложенные медиасредой. Пример — то же иконическое потребление как в кино, те же сформированные ожидания от жизни и разных ситуаций. Медиасреда дарит нам сильные эмоции, зачастую более сильные, чем можно получить в жизни. Приключения разнообразнее. Вкус острее.


Иногда — очень иногда — у вас будут приключения круче, чем в книгах и играх. Цените эти моменты и наслаждайтесь ими. Они случаются далеко не у каждого, но, можете поверить, запоминаются надолго.


Ещё вариант неиконического потребления — это нестандартные поступки, которые снимают критичность и раскрывают новые возможности приключений. Выход за границу комфорта — это хороший вариант для игры и психологического тренинга. Поэтому мы так любим творить фигню.


Так что всем фигни. И приключений, которые настолько замечательны, что просто не хочется тащить их в соцсети.


https://habr.com/ru/company/mosigra/blog/445088/


* Wetware, слово образовано по аналогии с software и hardware. Сначала использовалось в киберпанке как синоним бионических чипов, потом постепенно размылось до прошивок всего биологического.

Аватар сообщества "Лига Геймеров"
18 260 постов 57 107 подписчиков
52 комментария
Аватар пользователя eagerbeaver eagerbeaver
+26

Это всё здорово, поездки, путешествия, приключения, рыбалка, походы, пещеры, Африка, Москва... Но вот он комп, вот он перед тобой, вот они игры, фильмы, сериалы, подкасты, книги, статьи, фотографии, соцсети, вот это вот всё сейчас у тебя в кликовой доступности и условно бесплатно.

А последние три поездки в другие города с целью совместного времяпровождения я только и думал, что нахуя это всё, сидел бы сейчас дома за компом, столько времени, денег, сил, нервов проёбано. Комп - это охуенный наркотик, особенно игры. Реальность так не доставляет и просит за сомнительные удовольствия гораздо больше ресурсов. Нахуй реальность.

+26
раскрыть ветку 9
Аватар пользователя desunyan desunyan
+6
Тоже так считаю. Но мне в реальности нравится разве что на мотоцикле кататься и торчать по часу в аниме магазинах, рассматривая и щупая фигурки, на которые у меня нет денег. Остальное - скука, особенно болтовня с другими людьми, меня она утомляет.
+6
раскрыть ветку 1
Аватар пользователя eagerbeaver eagerbeaver
+8

Тупые, жадные люди, работа, учёба, общественный транспорт, пробки, налоги, холод, жара, слякоть, грязь...

Ой, до бесконечности можно перечислять, реальность - говнище.

+8
alexmin91
+3

Вот это и пугает. Надеюсь, прогресс сделает жизнь интереснее (ИИ там возьмет рутину на себя и т.д.), иначе с развитием виртуальной реальности люди просто "окуклятся" в ней.

+3
Аватар пользователя karrruzo karrruzo
-7

закинуть в рюкзак паек на день, водички, запаску и рем-комплект, два с половиной часа на электричке при стоимости билета чуть меньше бакса за себя и вел, и вот вокруг горы и солнце и ветер, и ты носишься по тропинкам, стараясь не улететь в кусты или с обрыва. а вечером, возвращаясь в город по трассе своих ходом, потому что каких-то 80км вниз, чувствуешь приятную ломоту в мышцах и обгоревшее обветренное лицо, потому что крем от загара забыл.

и вот это отделяет реальность от мира фантазий, игр и книг.

Иллюстрация к комментарию
-7
раскрыть ветку 5
Аватар пользователя CrabOne CrabOne
+15

Супер! Ну а следующие выходные вполне себе можно провести за компом с чашкой-другой горячего шоколада, исследуя в коопе с друзьями какой-нибудь данж или отстреливаясь в лихой заварушке. И при этом получить не меньшее (!) удовольствие. Я считаю, что не стоит зацикливаться и впадать в крайности, вель можно получать удовольствие от жизни самыми разными доступными способами )

+15
раскрыть ветку 3
Аватар пользователя eagerbeaver eagerbeaver
+2

Да, я тоже гонял на велике. Но теперь дальше работы и обратно не езжу. Не вижу смысла.

+2
ещё комментарии
Аватар пользователя silencer2k silencer2k
+11
Вы когда-нибудь задумывались, где в FTL хранятся ракеты и топливо? Правильно, вон там, вверху экрана. Специальный такой отсек космического корабля. Не реалистично? Ну и чёрт с ним, это же не мешает вам играть.

Как-то за уши этот пункт притянут. Примерно из той же серии "почему на схеме метро расстояния не соответствуют действительности". Ну так уж вышло, что человеку удобнее работать со схемами и моделями, в которых отображается только важная для каждого конкретного случая информация, чем с "оригиналом".

+11
раскрыть ветку 1
rako
+2

Тем более что это будущее, может быть, там прогресс сделал топливо и ракеты размером со спичечный коробок. А вот то, откуда они берут кислород, меня заботило больше. Нельзя создать кислород из ничего, даже в будущем. Переработать углекислый раз в кислород - можно, создать новый кислород взамен выпущенного в космос - увы.

+2
Аватар пользователя Maytreya81 Maytreya81
+7

Я вот горами болею с начала века. Случалось мне и в Скайриме просто бродить, любуясь красотами. Да, красиво и эпично. Но когда три дня прешь в гору с рюкзаком за плечами, там не только от вида охуеть можно. Это мощнейший прилив сил и уверенности в себе. Я САМ, своими ногами и плечами заработал это впечатление, из моего круга всего несколько людей делали что-то подобное! Пусть это был далеко не Эверест, высота около 3600, но все равно есть скромный повод для гордости. Правда, это тоже наркота) Хочется забраться выше, уйти дальше, продержаться в диких условиях дольше.

+7
Kcapgac
+5
Не припоминаю чтобы в реальности существовали магия и драконы, так что нет, в нашей жизни не бывает приключений интереснее, чем в играх.
+5
Аватар пользователя vladyaka vladyaka
+4
Так уж сложилось, что залупа жизнь. Особенно в россии. Не вижу смысла отказываться от эмуляции, когда снаружи меня ждет блевотная погода, рутина, говно по улицам и немного солнечного света с зеленью раз в двеннадцать месяцев. Люди здесь злые и уебищные, я здесь злой и уебищный, а в любом жизненном спектакле имею второстепенную роль.
Мне этот мир словно говорит "иди нахуй, тебя не звали" и мне в принципе уже похуй. Уже похуй на ебнутых кавказцев, на четких пацанчиков, на то что меня никто не ждет и большинство считает недостойным их царского внимания
+4
lexee
+2

До конца не дочитал, но Да, я прекрасно помню эмоции от концовки Mafia, и "концовки" Dreamfall: The longest jurney

+2
sniff.kazan
+2
Вспомните траву под ветром в Сталкере и пробежку до 4-го энергоблока под переговоры военных; финальные диалоги с Элизбет из Биошока; многоэтажный остров Хэнша из Deus Ex; практически все первые впечатления от колоний Mass Effect; перестройку сознания в «Трассе-60»; концовку первой книги «Ведьмака»

Ничего из этого не помню, увы

+2
раскрыть ветку 7
Аватар пользователя JAriG JAriG
+1
автор видно очень впечатлительный раз такое помнит :) я помню максимум основу сюжета и то только если он был необычным на тот момент.
+1
раскрыть ветку 1
Аватар пользователя nishairdna nishairdna
0

Я видел такое, во что вы, люди, просто не поверите. Штурмовые корабли в огне на подступах к Ориону. Я смотрел, как Си-лучи мерцают во тьме близ врат Тангейзера. Все эти мгновения исчезнут во времени, как слёзы под дождём. Пора умирать.

0
Аватар пользователя nishairdna nishairdna
-4

Еретик! )

-4
раскрыть ветку 4
sniff.kazan
+2

Почему еретик? Склеторик!

+2
раскрыть ветку 3
Аватар пользователя JackieBrown JackieBrown
+2

Приключение - это когда убегаешь от местного алкаша(бывший атлет СССР), которому разбил ящик с годовым запасом водки.

+2
Аватар пользователя Mefodii Mefodii
+3

Хабр всё-таки ещё торт.

+3
раскрыть ветку 6
Аватар пользователя nishairdna nishairdna
-1

Местами. Milfgard вообще из старой гвардии.

-1
раскрыть ветку 5
Аватар пользователя Mefodii Mefodii
+1

Они есть на Пикабе кстати.

И именно по его статьям я начал читать Хабр.

+1
раскрыть ветку 4
Аватар пользователя RedLeoOrso RedLeoOrso
+1
Автор, статья интересная. Прям очень. А есть источники на какие-либо исследования в психологии и нейробиологии по опыту и инфляции эмоций? Что можно ещё почитать?
+1
раскрыть ветку 1
Аватар пользователя nishairdna nishairdna
-1

Я скопипастил статью с Хабра, а автор, оказывается, есть на Пикабу, вот в этой ветке можешь пообщаться: #comment_137084722

-1
pyth2000
+1
Возможно, почти каждый из нас был в сотнях миров Гипериона, наблюдал за дисфункцией реальности и шел к Нижнему Краю на «Внеполосном». Мы вместе ходили с Морриган в самоубийственную атаку на дракона; вместе спасали друзей в Far Cry; вылетали на террор сектоидов в Лиме и ехали вместе с Каином в такси в V:tM.

Да! Я видел то, что вам, людям, и не снилось: боевые корабли, пылающие в атмосфере Ориона, лучи Си, вспарывающие мрак у врат Тангейзера. Все эти мгновения растворятся, словно слёзы в дожде. Настало время умирать.

+1
Dobrobobr
+1

@Milfgard, как Вам этот пост?

+1
раскрыть ветку 2
Аватар пользователя Milfgard Milfgard
+2

Норм, источник указан. Но я сюда обычно из корпоративного хаба не перепощиваю, а вон оно чего.

+2
раскрыть ветку 1
Аватар пользователя nishairdna nishairdna
0

А зря, я бы, например, с удовольствием читал здесь, что-то на хабр последнее время реже захожу. Спасибо за статью, подписался на всякий случай )

0
Аватар пользователя eagerbeaver eagerbeaver
+1

Что такое "Ветвер"?

+1
раскрыть ветку 2
Аватар пользователя nishairdna nishairdna
0

Wetware, слово образовано по аналогии с software и hardware. Сначала использовалось в киберпанке как синоним бионических чипов, потом постепенно размылось до прошивок всего биологического.

добавил в пост

0
раскрыть ветку 1
Аватар пользователя eagerbeaver eagerbeaver
+1

Спасибо!

+1
belerafon
0
Статья - 🔥. И я тоже жду хсом 3. Я никогда не забуду те эмоции от первого запуска второй части или от переноса запуска первой части на два дня))
0
Mahariusls
0

Для тех, кому не хватает воображения почувствовать что-то в виртуальности, теперь есть vr-аттракционы. Какие-нибудь убойные виртуальные качели за пару минут напугают ваш мозг до чертиков, даже если вы будете абсолютно точно понимать, что сидите со шлемом на голове и никуда не движетесь)

0
Аватар пользователя Thar Thar
0
Старый prey.
когда тебе девушку "возвращают".
0
Аватар пользователя inktum inktum
0

Только по пьяне.

0
YummYumm
-2

Тс откуда ты это взял ?? " Когда в Исландии упал самолёт, и мужик запретил ездить к нему на машине, туда стали ходить паломники по чёрному песку. С машиной самолёт не был бы таким замечательным местом: просто вышел, попырился, уехал. А так ты символически повторяешь подвиг пилотов после крушения. "  Вот это вообще бред, дорога прям до него. Какие поломники нахрен, он лежит на "большом кольце " народу по нему путешествуют дофига. Какой подвиг после крушения, это была аварийная посадка. Проферяй о чем пишешь, такие косяки бросают тень на весь текст в целом.  С FTL тоже бред. Какой нахрен отсек, если это просто отображение кол-ва зарядов.

-2
раскрыть ветку 1
Beagle
0

Правильно не "поломники", а "половники", проферяй в слофаре.

0
Adan75
-6

А вы ебались с живой женщиной? От просмотра порно отличается?


Игры - суррогатная пустышка по сравнению с тем что я переживал в реальности.

-6
раскрыть ветку 4
Sandro22
+3

И что ты такое переживал? Ты рулил огромным роботом? ты спасал мир? Может хоть фрицев стрелял?

+3
раскрыть ветку 1
Аватар пользователя JAriG JAriG
-1
езда на сноуборде с 3км горы, с обзором вокруг на 1000км дает впечатлений в 100к раз чем самый крутой виртуальный робот или борьба с любым монстром в LostPlanet или своя крутая база в Subnautica. Не надо сравнивать кислое с мягким.
-1
Аватар пользователя PaleEmperor PaleEmperor
+6

Секс переоценен. От просмотра порно отличается и не всегда в лучшую сторону.


Моя реальность — частые стрессы из-за работы, проблем, семьи, периодическая депрессия на фоне биполярного расстройства, а игры, игры порой действуют эффективнее антидепрессантов, на которых мне приходится плотно сидеть.

+6
Аватар пользователя PazlV PazlV
0

Тут должна быть гифка с японцем, тестирующим VR девайс...

0
ещё комментарии
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: