Серия «С самого начала»

Кем хочу быть когда вырасту?

Методика определения типа мышления и уровня креативности. Опросник. Результаты

Тип мышления – это индивидуальный способ аналитико-синтетического преобразования информации. Профиль мышления отображает доминирующие способы переработки информации и уровень креативности и является важнейшей личностной характеристикой человека, определяющей его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность.

Независимо от типа мышления человек может характеризоваться определенным уровнем креативности (творческих способностей).

Опросник содержит 75 вопросов, на которые отвечают «да» – «нет».

Отметьте свое согласие или несогласие рядом с номером утверждения соответственно знаками «+» или «-»

Текст опросника

  1. Мне легче что-либо сделать, чем объяснить, почему я так сделал.

  2. Я люблю составлять программы для компьютера.

  3. Я люблю читать художественную литературу.

  4. Я люблю живопись (скульптуру).

  5. Я предпочел бы работу, в которой предоставлена свобода действий.

  6. Мне проще усвоить что-либо, если я имею возможность манипулировать с предметами.

  7. Я люблю шахматы, шашки.

  8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

  9. Я хотел бы заниматься коллекционированием.

  10. Люблю и понимаю абстрактную живопись.

  11. Я скорее хотел бы быть слесарем, чем инженером.

  12. Для меня алгебра интереснее, чем геометрия.

  13. В художественной литературе для меня важнее не что сказано, а как сказано.

  14. Я люблю посещать зрелищные мероприятия.

  15. Мне не нравится регламентированная работа.

  16. Мне нравится что-либо делать своими руками.

  17. В детстве я любил создавать свой шифр для переписки с друзьями.

  18. Я придаю большое значение форме выражения мыслей.

  19. Мне трудно передать содержание рассказа без его образного представления.

  20. Не люблю посещать музеи, так как все они одинаковы.

  21. Любую информацию я воспринимаю как руководство к действию.

  22. Меня больше привлекает товарный знак фирмы, чем ее название.

  23. Меня привлекает работа комментатора радио, телевидения.

  24. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.

  25. Люблю фантазировать.

  26. Когда я слушаю музыку, мне хочется танцевать.

  27. Мне интересно разбираться в чертежах и схемах.

  28. Мне нравятся уроки литературы.

  29. Знакомый запах вызывает всю картину событий, происшедших много лет назад.

  30. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче.

  31. Истинно только то, что можно потрогать руками.

  32. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).

  33. Я за словом в карман не лезу.

  34. Люблю рисовать.

  35. Один и тот же спектакль можно смотреть много раз, главное - игра актеров, новая интерпретация.

  36. Мне нравилось в детстве собирать механизмы из деталей конструктора.

  37. Мне кажется, что я смог бы изучить стенографию.

  38. Мне нравится читать стихи вслух.

  39. Я согласен с Ф.М. Достоевским, что красота спасет мир.

  40. Я предпочел бы быть закройщиком, а не портным.

  41. Лучше сделать табуретку руками, чем заниматься ее проектированием.

  42. Мне кажется, что я смог бы овладеть профессией программиста.

  43. Люблю поэзию.

  44. Прежде чем изготовить какую-то деталь, сначала я делаю чертеж.

  45. Мне больше нравится процесс деятельности, чем ее конечный результат.

  46. Для меня лучше поработать в мастерской, нежели изучать чертежи.

  47. Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.

  48. Если мне нужно выступить, то я всегда готовлю свою речь, хотя уверен, что найду необходимые слова.

  49. Больше люблю решать задачи по геометрии, чем по алгебре.

  50. Даже в отлаженном деле пытаюсь творчески изменить что-то.

  51. Я люблю дома заниматься рукоделием, мастерить.

  52. Я смог бы овладеть языками программирования.

  53. Мне нетрудно написать сочинение на заданную тему.

  54. Мне легко представить образ несуществующего предмета или явления.

  55. Сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

  56. Я предпочел бы сам отремонтировать утюг, нежели нести его в мастерскую.

  57. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

  58. Люблю писать письма.

  59. Сюжет кинофильма могу представить как ряд образов.

  60. Абстрактные картины дают большую пищу для размышлений.

  61. В школе мне больше всего нравились уроки труда, домоводства.

  62. У меня не вызывает затруднений изучение иностранного языка.

  63. Я охотно что-то рассказываю, если меня просят друзья.

  64. Я легко могу представить в образах содержание услышанного.

  65. Я не хотел бы подчинять свою жизнь определенной системе.

  66. Я чаще сначала сделаю, а потом думаю о правильности решения.

  67. Думаю, что смог бы изучить китайские иероглифы.

  68. Не могу не поделиться только что услышанной новостью.

  69. Мне кажется, что работа сценариста интересна.

  70. Мне нравится работа дизайнера.

  71. При решении какой-то проблемы мне легче идти методом проб и ошибок.

  72. Если бы у меня была машина, то изучение дорожных знаков не составило бы труда.

  73. Я легко нахожу общий язык с незнакомыми людьми.

  74. Меня привлекает работа художника-оформителя.

  75. Не люблю ходить одним и тем же путем.

Бланк ответов

Кем хочу быть когда вырасту? Саморазвитие, Мозг, Развитие, Тест, Профессия, Выбор, Длиннопост

Обработка результатов

В бланке ответов подсчитывается сумма «+» для каждого фактора (5 вертикальных столбцов):

  1. предметное мышление;

  2. символическое мышление;

  3. знаковое мышление;

  4. образное мышление;

  5. креативность (творческие способности).

Шкала оценки выраженности креативности (творческих способностей) и базового типа мышления разбивается на три интервала:

• низкий уровень – от 0 до 5 баллов;

• средний уровень – от 6 до 9 баллов;

• высокий уровень – от 10 до 15 баллов.

Интерпретации подвергаются только результаты, достигшие высокого уровня выраженности. Результаты низкого уровня не участвуют в интерпретации. Данные, относящиеся к среднему уровню, могут говорить лишь о тенденции, не могут служить основанием для серьезных выводов и требуют дополнительной диагностики.

Интерпретация результатов

Можно выделить 4 типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками.

  1. Предметное мышление. Мыслительный процесс осуществляется с помощью предметных действий, манипуляций с предметом. Практическое действие частично заменяет мыслительную операцию по предвидению и предварительному учету некоторых последствий, вытекающих из проблемы. Существуют физические ограничения на преобразование: возможности самого предмета (материал, особенности конструкции и т.д.), а также наглядность ситуации, наличие или отсутствие предмета в данный момент. Мыслительные операции выполняются только последовательно друг за другом. Результатом является мысль, воплощенная в новой конструкции. Этим типом мышления обладают люди с практическим складом ума. Часто встречается у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

  2. Символическое мышление. Преобразование информации (чисел, символов, кодов) осуществляется с помощью правил вывода (в частности, алгебраических правил или арифметических знаков и операций). Результатом является мысль, выраженная в виде структур, формул, программ, фиксирующих существенные отношения между символами. Этим мышлением обладают люди с математическим складом ума.

  3. Знаковое мышление. Преобразование информации осуществляется с помощью понятий, суждений, умозаключений. Знаки объединяются в более крупные единицы по правилам единой грамматики. Все мыслительные операции производятся без опоры на реальный предмет. Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения между обозначаемыми предметами. Этим мышлением обладают люди с гуманитарным складом ума.

  4. Образное мышление. Преобразование информации осуществляется с помощью действий с образами. Образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением, поэтому оно отделено от предмета в пространстве и времени. Нет физических ограничений на преобразование. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими человек может найти решение интересующей его задачи. Мыслительные операции можно осуществлять последовательно и одновременно. Результатом является мысль, воплощенная в новом образе. Этим мышлением обладают люди с художественным складом ума.

Согласно Д. Брунеру, мышление можно рассматривать как перевод с одного языка на другой. Следовательно, при четырех базовых языках возникает 6 вариантов перевода в ситуации одновременной выраженности двух типов (высокий уровень):

  1. Предметно - образный тип (практический склад) – мыслительный процесс осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и при практическом преобразовании реальных предметов в режиме реального времени. Необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Человек с данным типом привязан к действительности. Часто встречается у людей занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

  2. Предметно - знаковый тип (гуманитарный склад) встречается у людей, работающих в профессиональных сферах гуманитарной направленности (филология, журналистика, переводоведение и т.д.).

  3. Предметно - символический тип (операторный склад) - в основе репродуктивное мышление, направленное на выполнение отдельных коротких операций по заданной схеме с использование кратковременной и оперативной памяти. Часто встречается у людей, занимающихся счетной, учетной работой.

  4. Образно - знаковый тип (художественный склад) чаще преобладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества (например, литературой). Связано с открытием нового знания, с генерацией оригинальных идей.

5 Образно - символический тип (технический склад) связан с умением понимать чертежи, разбираться в схемах технических устройств и их работе, решать практические физико-технические задачи характерен для людей, работающих по техническим специальностям.

6. Знаково - символический тип (теоретический склад). В основе абстрактно-теоретическое мышление. Мышление, пользуясь которым человек в процессе решения отвлеченных теоретических задач раскрывает закономерности проблемы или явления в абстрактных понятиях, прибегая лишь к теоретическим построениям, выполняемым в уме (непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств). Характерно для научных теоретических исследований.

Высокие показатели по шкале «креативность» говорят о предпочтении данным человеком творчески подходить к делу. Креативный человек – это творческий человек, склонный к нестандартным способам решения задач, способный к оригинальным и нестандартным действиям, открытию нового, созданию уникальных продуктов.

Результаты данной методики в сочетании с результатами диагностики общего интеллектуального уровня развития, математических и вербальных способностей и профессиональных интересов могут лежать в основе выбора будущей профессии.

(«Профиль мышления», В.А. Ганзен, К.Б. Малышев, Л.В. Огинец)

Показать полностью 1

С самого начала. 13

Помогающие методики. Как справиться с внутренним дискомфортом.

Человек многократно прокручивает сценарии удачи или неудачи, не может уснуть. Экзамен, выступление, встреча, собеседование. Неопределенность исхода какого-то события из беспокойства грозит перерасти в полноценный стресс.

С самого начала. 13 Саморазвитие, Мозг, Развитие, Методика, Спокойствие, Длиннопост

Дискомфорт от неопределенности можно облегчить методикой "передачи ответственности"

. расслабьтесь и закройте глаза

. сделайте 2-3 глубоких вдоха. Постарайтесь представить при вдохе свежий ветерок у лица, а при выдохе воздушный поток проносящийся мимо вас.

. выберите некий субьект - какой удобнее вам - Судьбу, Бога, Вселенную, то что подходит для вас как благожелательный субъект.

. представьте, что бремя ваших волнений и беспокойств, весь этот день, общение - со своих плеч перекладываете на плечи субъекта. Теперь он несет всю ответственность.

. вы больше не несете ответственность за исход любого из упомянутого раньше события. Теперь обо всём позаботятся другие. Можно насладиться жизнью и расслабиться, уснуть.

В следующий раз, когда мозг опять зацикливается и никак не может выпутаться, попробуйте передачу ответственности, чтобы снять с себя хотя бы часть волнений. Вы всегда можете обратиться к помощи всесильного субъекта и поручить ему свои заботы.

Передача ответственности фактически не устраняет неопределенность (исход остается сомнительным), она просто делает её менее дискомфортной.

----------------------------------

С самого начала. 13 Саморазвитие, Мозг, Развитие, Методика, Спокойствие, Длиннопост

Самокритика ухудшает физическое состояние. Когда внутренний голос начинает атаковать, мозг воспринимает эти атаки как реальные и может выдать физическую реакцию "сражайся или беги". Эффект хорошо известен, организм выделяет гормоны стресса и направляет все ресурсы для выполнения важнейших функций: повышение сердцебиения и темпа дыхания, мышечной реакции, остроты зрения и т.д. Физически мы теперь не планируем жить еще 10 лет, тело заинтересовано выжить хотя бы в ближайшие 10 минут. Приостанавливается всё несрочное, например, пищеварение, деятельность имунной системы, а так же "лишние" познавательные рассуждения. Интеллектуальные размышления прекращаются, потому что не имеют смысла в процессе физического выживания здесь и сейчас.

Неуверенность в себе заставляет нас думать, что нам не хватает чего-то важного и необходимого, без чего мы недостаточно хороши. Даже вполне эффективные люди бывают подвержены "синдрому самозванца".

Откуда приходит весь этот негатив? Это побочный продукт механизма выживания. Чувства, подобные страху или беспокойству предназначены для того, чтобы заставить нас что-то сделать. Они "неудобные", потому что и предназначены быть неудобными. Но в современном мире лишь некоторые ситуации заслуживают полноценной реакции на угрозу. А в остальное время они фактически работают против нас.

  1. Чувство внутреннего дискомфорта и негатива – вполне естественная часть жизни. Через это проходят все.

И все-таки в рамках нашей культуры любой физический или умственный дискомфорт принято рассматривать как признак чего-то неправильного, искаженного – возможно, даже знак того, что с нами творится что-то неладное.

Напомните себе о том, что внутренний дискомфорт, каким бы он ни был, является нормальной частью человеческих переживаний. Вместо того чтобы рассматривать ваши переживания как одно большое чувство одного человека, представьте себе целое сообщество людей, разделяющих одно и то же бремя. Вместо того чтобы считать вышеупомянутые эмоции вашими и только вашими ощущениями, привыкните к мысли о том, что через депрессию, стыд, печаль прямо сейчас проходит огромное множество людей.

Уменьшение воздействия через осознание того, что всё протекает нормально, в обычных рамках, "всё идёт по плану" - дестигматизация дискомфорта.

Практики дестигматизации дискомфорта:

В следующий раз, когда вы снова окажетесь во власти малоприятных эмоций, попробуйте для дестигматизации дискомфорта шаг за шагом выполнить следующие действия.

1. Вспомните, что некомфортные эмоции вполне нормальны, естественны и являются наследием наших инстинктов выживания. Время от времени мы все их испытываем.

2. Не драматизируйте и не сгущайте краски: это составляющая ежедневных общечеловеческих переживаний.

3. Вспомните о других людях, которые прошли через это раньше, – особенно о тех, кто вызывает у вас заслуженное уважение и восхищение.

4. Отнеситесь к этому как к бремени, разделенному многими. Вы – часть целого человеческого сообщества, испытывающего в данный момент одно и то же чувство.

2. Нейтрализация негатива

Одна из главных причин, по которой мы столь ранимы из-за своих негативных мыслей, заключается в следующем: нам кажется, будто разум точно воспринимает действительность и что его выводы и заключения на этот счет в целом точны и справедливы. Однако такое мнение весьма ошибочно. Представление нашего разума о реальности может оказаться – и так происходит очень часто – совершенно искаженным.

Даже когда вам кажется, что кто-то реагирует на вас негативно, и это, по нашему мнению, ясно читается у него на лице, помните: подобная реакция может не иметь к вам лично никакого отношения! Скорее всего, с человеком происходит то, что укрылось от наших глаз. Возможно, он голоден, болен или смертельно устал. Или же испытывает некоторый ментальный или физический дискомфорт, который изо всех сил пытается взять под контроль.

В следующий раз, когда вы заметите, что во время вашего общения у человека неприветливое или замкнутое лицо, постарайтесь убедить себя, что это просто видимые признаки его внутреннего дискомфорта. Вы можете уловить лишь поверхностные сотрясения от какой-то внутренней «бури», бушующей внутри вашего собеседника, и весьма вероятно, что это не имеет никакого отношения к тому, как он относится лично к вам и к тому, что вы ему только что сказали.

Когда ваш мозг выдает негативные сценарии возможного развития той или иной ситуации, напомните себе о том, что нельзя обрести совершенно точное, безупречное восприятие действительности. Ваш мозг может идти на поводу у такого отрицательного «смещения», прокручивая некоторые элементы чаще, чем другие, либо полностью опуская важные положительные стороны.

Точно так же, как и при оптическом обмане, когда ваши глаза с помощью различных трюков заставляют видеть вещи, несопоставимые с реальностью, ваш разум может оказаться во власти ментальных иллюзий, которые заставляют вас верить в неточные, неправильные мысли.

По мнению когнитивиста Стивена Хейнса, негативные мысли мы воспринимаем примерно как граффити. Если вы идете по улице и видите надписи на стенах, то можете посчитать это неприятным, уродливым зрелищем, но то, что вы видите перед собой неприглядную картину, не означает, что сами вы неприятный тип.

Предположим, вы прогуливаетесь по тропинкам… вашего разума. Внезапно вы замечаете какую-то неприятную мысль. Отнеситесь к ней как к граффити. Вот и все, это всего лишь граффити, а не приговор вашей личности. Вы можете рассматривать мысли как электрические разряды, потрескивающие на поверхности вашего разума. У мыслей ведь фактически нет никакой материальной субстанции: они представляют собой лишь слабые электрические импульсы, направляемые от одной части мозга к другой.

Практики: нейтрализация негатива

Используйте приведенную ниже методику всякий раз, когда хотели бы уменьшить воздействие назойливых негативных мыслей. По мере применения той или иной техники обращайте внимание на то, какая из них лучше всего вам подходит, и продолжайте заниматься, пока ваши действия не станут инстинктивными. Вы можете также придумать собственные методики, которые работают аналогичным образом.

• Не считайте свои мысли всегда точными и правильными. Только то, что ваш разум выдал какое-то заключение, отнюдь не означает, что оно претендует на какую-то обоснованность. Смиритесь с тем, что упускаете из виду массу деталей, многие из которых вполне могли оказаться положительными.

• Рассматривайте свои мысли как граффити на стенах или как крошечные электрические импульсы, мерцающие вокруг вашего мозга.

• Дайте какое-нибудь название своим негативным переживаниям: самокритика, гнев, беспокойство и т. д. Даже подобное конкретное обозначение ваших мыслей и ощущений поможет вам их нейтрализовать.

• Обезличьте свои переживания. Старайтесь избегать фразы: «Мне стыдно». Предположите, что вы – ученый, наблюдающий любопытное явление: «Как интересно! А ведь здесь, оказывается, рождаются самокритичные мысли».

• Представьте, что наблюдаете за собой откуда-то издалека. Вообразите Землю, застывшую в космическом пространстве. Приближайте изображение, постепенно увеличивая масштаб, чтобы разглядеть очертания своего континента, потом своей страны, родного города и, наконец, помещения, в котором сейчас находитесь. Загляните в себя, ощутите электрические импульсы, со свистом проносящиеся через ваш мозг. Вот оно – маленькое существо во Вселенной, которое испытывает свои конкретные переживания в данный конкретный момент.

• Предположите, что слышите свою умственную болтовню из воображаемого радиоприемника; представьте себе, что можно уменьшить громкость или переставить приемник в другое место и на время забыть о нем.

• Рассмотрите худший вариант развития ситуации. Поймите: что бы ни произошло, вы будете живы и здоровы.

• Вспомните обо всех предыдущих случаях, когда вы испытывали точно такие же чувства – о том, что вам якобы не выкарабкаться, что все пропало и т. д. Но ведь в итоге ничего страшного не произошло, не правда ли?

Поскольку попытка подавить самокритичную мысль ставит ее на центральное место в размышлениях, более эффективная стратегия заключается в том, чтобы постараться ее нейтрализовать.

Это были первые два шага в борьбе с внутренним негативом: дестигматизация дискомфорта и нейтрализация негатива.

Третий шаг поможет не только ослабить внутренний негатив, но и фактически заменить его другой внутренней реальностью.

Как только активирована реакция на угрозу, успокоить себя и забыть об этом довольно трудно. Вспыхнувший гнев сложно вывести из своей системы. Поэтому, например, утреннее неприятное дорожное происшествие может сохраняться в вашей памяти в течение многих часов, а иногда и весь день.

Если вы решили просто подавить свой гнев, это может дорого вам обойтись. Когда люди вынужденно оказываются в негативном эмоциональном состоянии, а затем их просят подавить негативные эмоции, внутренние отрицательные переживания зачастую остаются неизменными. Это приводит к тому, что в головном мозге и сердечно-сосудистой системе происходят повышенные стрессовые реакции.

Но что, если водитель-лихач на самом деле оказался бы обезумевшей от волнения матерью, сын которой вдруг начал задыхаться на заднем сиденье? Вот почему она так отчаянно пыталась свернуть с полосы: чтобы остановиться и поскорее помочь своему ребенку.

Если бы вы узнали об этом, то смогли бы хоть немного успокоиться?Большинство людей – наверняка.

Решение изменить свое мнение о том, что произошло (такая техника называется когнитивной переоценкой), эффективно снижает уровень стресса. В большинстве ситуаций мы не знаем наверняка, что движет тем или иным человеком и чем объясняются его действия. Поэтому мы могли бы с тем же успехом выбрать наиболее полезное для себя объяснение. Хотя это предложение может вначале показаться несколько необычным, было бы рационально и разумно переосмыслить или подкорректировать свое восприятие действительности. Это поможет вернуться в нужное психологическое состояние.

Практики: переосмысление реальности

Предположим, что пробки на дороге мешают вам вовремя прибыть на весьма важную встречу, и ваше беспокойство по этому поводу растет.

• Спросите себя: «Что, если задержка и, как следствие, опоздание – на самом деле не такая уж плохая штука?» Повторите вопрос несколько раз и наблюдайте, какие ответы сможет на него дать ваш креативный разум. Он мог бы придумать следующие объяснения:

• Это опоздание спасет мне жизнь. Если бы движение было нормальным, то в меня запросто мог врезаться вон тот огромный грузовик, который сейчас пересекает соседний перекресток.

• Люди, с которыми я должен встретиться, тоже стеснены во времени и будут благодарны за каждую минуту моего опоздания. Это позволит им уладить кое-какие срочные дела: перезвонить, послать сообщения и т. д.

• Вселенная (или Судьба, или Бог), соблюдая мои насущные интересы, в глубине души не хочет, чтобы состоялась эта встреча. Есть немало гораздо более интересных вариантов развития сегодняшней ситуации.

• Когда вы имеете дело с более серьезными обстоятельствами, лучше присесть и описать новую реальность на листке бумаги. Мысли, выраженные в письменной форме, получают доступ к различным областям мозга и воздействуют на наши убеждения иначе, чем другие способы их выражения. Сам факт записи, как показывает опыт, важен и для перемены мнения человека, и для того, чтобы воображаемые истории воспринимались как более реальные. Можно записывать в настоящем времени: «Выступление проходит хорошо…» Или, еще лучше, в прошедшем: «Выступление произвело полный фурор…»

Использование методики переосмысления реальности можно еще показать следующим образом: Комментатор написал довольно саркастическое сообщение. Оно конечно вызвало волну отрицательных чувств, какую-то негативную спираль. Поэтому можно так переосмыслить реальность. Предположить, что этот человек сейчас весьма одинок. Отсутствие друзей и близких иногда заводит его в эмоциональный тупик, и порой он может что-нибудь ляпнуть, не подумав. Даже сейчас, написав комментарий, человек едва ли удосужился его перечитать. Но ведь в целом-то, он просто человек. Стоит ли злиться?.. Это помогает сохранить позитивный настрой и отправить положительный ответ или вообще не отвечать...

Показать полностью 2

Внимательность 2

Внимательность 2 Саморазвитие, Мозг, Развитие, Гифка

В одном известном исследовании, проведенном учеными из Гарвардского университета, участников попросили посмотреть короткий видеофильм, в котором две группы людей играли в баскетбол, и подсчитать количество пасов, отданных игроками одной из команд друг другу. В середине ролика на площадку вышла женщина в костюме гориллы.

После просмотра видео участников спросили, заметили ли они что-нибудь необычное. В большинстве групп более половины участников вообще не заметили гориллу, даже несмотря на то, что та махнула рукой оператору!

Думаете, вы добились бы большего успеха? Можете испытать себя следующим образом.

• Прямо сейчас осмотрите помещение и отметьте про себя все, что окрашено в синий цвет.

• Теперь впейтесь глазами в эту страницу. Не отрывая глаз, вспомните обо всех предметах в комнате, которые окрашены в красный цвет.

• Имейте терпение. И приложите максимум усилий.

• Теперь оглянитесь. Заметили ли вы, как внезапно увеличилось количество предметов красного цвета?

Почему так произошло? У нас довольно ограниченные способности к сознательному вниманию, и существует определенный предел того, что мы можем осознать в любой момент времени. Из миллионов визуальных данных, поступающих в любой момент в качестве входной информации для наших глаз, мы осознанно воспринимаем лишь небольшое их количество. Сознательное понимание абсолютно всего происходящего вокруг было бы для нас неподъемной задачей.

Чтобы как-то разобраться с таким потоком информации, мозг осуществляет сортировку, или фильтрацию, соответствующей информации, пропуская либо то, что сам считает важным, либо то, о чем мы его сознательно «попросили». Благодаря такому процессу разум не обеспечивает нас исчерпывающим и достоверным представлением о действительности. Вынужденный пропускать ее через свой «фильтр», он в итоге дает нам неполное представление, демонстрируя лишь некоторые элементы и скрывая все остальное.

Внимательность 1

Показать полностью

С самого начала. 12

Когнитивные способности. Навыки. Методики.

Развитие памяти. Мнемонические приемы.

Все мнемонические приемы хороши. Главная трудность - заставить себя ими пользоваться. И это тоже надситуативная ситуация (Ссн.4). Чтобы воспользоваться мнемоническим приемом нужно затратить некоторые творческие усилия. Большинству это делать лень и нужно себя заставлять. Но в конечном итоге, использование мнемотехник обеспечивает более эффективное запоминание чем заучивание.

  1. Метод рифм и ритма. Используется, например, для детей, запоминающих цифры: "Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять".

    (Подсчет количества букв) Число Пи, например. Для упрощения в расчетах применяется 3,14, но зная простой стишок "Это я знаю и помню прекрасно: пи многие знаки мне лишни, напрасны..." мы сможем записать более длинное число: 3,14159265358... Стоит просто подсчитать количество букв в каждом слове.

  2. Метод группировки. Номер телефона удобнее запоминается когда число разбито на блоки. Также список покупок легче запомнить есть разделить на блоки (мясные-молочные-овощи).

  3. Метод акронимов и акростихов.

    Акронимы образуются начальными звуками (например, вуз, ГОСТ, БАМ). Фактически акроним представляет собой слово, являющееся сокращением, которое можно произнести слитно, в отличие от других видов аббревиатур, которые произносят «по буквам». Иногда к акронимам относят также слова, образованные начальными сегментами слов (универмаг, токамак (тороидальная камера с магнитными катушками), комсомол, ликбез)

    Акростих - это стих или предложение, в котором первые буквы образуют какое-то слово, категорию или фразу, например, порядок цветов в радуге (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), достаточно выучить фразу «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Или, например, первые буквы падежей в правильном порядке

С самого начала. 12 Саморазвитие, Мозг, Развитие, Память, Мнемотехника, Видео, YouTube, Длиннопост

4. Метод простых ассоциаций. Метод часто используют для заучивания иностранных слов или просто незнакомых терминов.

С самого начала. 12 Саморазвитие, Мозг, Развитие, Память, Мнемотехника, Видео, YouTube, Длиннопост

5. Цепной метод. Заключается в том, что элементы какого-то списка ассоциируются друг с другом в цепь при помощи мысленных образов, отражающих связи, специально придуманные для каждой пары её звеньев.

Например, вам надо запомнить список продуктов в продовольственном магазине: кофе, масло, ветчина, яйца, хлеб, цыплёнок, капуста. Исходя из первого образа, который придёт вам в голову, составьте мысленную сюрреалистическую картину: цыплёнок клюёт кофейные зёрна, яйцо лежит в капусте, а листки этой капусты представляют собой бутерброды из хлеба, масла и ветчины.

6. Метод мест. (метод Цицерона или метод Римской комнаты).

Представляется хорошо знакомая местность (квартира, дорога домой). Нужно хорошо закрепить в памяти последовательность знакомых нам образов, то есть многократно их повторить, а запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. А затем достаточно вспомнить эту комнату и воспроизвести необходимую информацию.

Рассмотрим вашу квартиру (дом). Определите для себя последовательность помещений. Например, запоминайте помещения в следующем порядке – коридор, ванная комната, кухня, большая комната, спальня, балкон.

С самого начала. 12 Саморазвитие, Мозг, Развитие, Память, Мнемотехника, Видео, YouTube, Длиннопост

Затем, вам необходимо сфокусировать свое внимание на каком-то одном помещении и мысленно обойти его по периметру ( причем всегда в одном направлении- почасовой стрелке). Вспомните 10 объектов в этом помещении. Теперь проделайте тоже самое в других помещениях и в каждом выделяйте по 10 образов (например, предметов мебели).В результате вы запомните последовательность из 50 объектов. То есть вы закрепите в памяти выделенные образы путем многократного припоминания.

С самого начала. 12 Саморазвитие, Мозг, Развитие, Память, Мнемотехника, Видео, YouTube, Длиннопост

Зрительные образы, которые вы выделяете, не должны повторяться. Повторяться могут только названия предметов, а образы должны быть разными.
Вам необходимо вытянуть из вашего мозга уже имеющиеся в нем связи. Поэтому выделяйте образы, вспоминая их. Пытайтесь подобрать такие образы, чтобы из них можно было выделить по пять подобразов.
Испытайте метод при подготовке своего выступления или при запоминании какого-либо текста.
Последовательность работы с текстом следующая:
Прочтите текст и ответьте на вопрос, о чём он.
Разбейте текст на несколько смысловых частей.
Запомните каждую часть текста в разных комнатах своей квартиры или дома, определив чётко порядок следования по ним (прихожая - ванна - туалет - кухня - гостиная - спальня )
Вслух воспроизведите весь текст с учётом последовательного изложения частей.

Демонстрация метода на примере сказки Колобок

1) разобьем сюжет сказки на 6 смысловых частей и каждую представим образом:
мука - колобок на дороге - заяц - волк - медведь - лиса ест колобка
Эти образы в мнемотехнике называются вспомогательными. Они кодируют информацию, которую мы хотим запомнить.
Образ места, который уже существует в нашей памяти и мы его очень хорошо знаем, в мнемотехнике называется опорным образом.

2) Соединим в нашем воображении вспомогательные образы (мука, колобок на дороге, заяц...) с опорными (кухня, гостиная, ванна ...):
мука находится в кухне;
колобок катится по дороге в гостиной;
заяц в ванной;
волк в туалете;
медведь на кухне;
лиса ест колобка на балконе.

3) повторяем сказку, используя вспомогательные образы, чтобы вспомнить сюжет, и опорные образы, чтобы вспомнить последовательность событий.
Запоминая, важно представлять каждый образ чётко, крупно. Не думайте, что на эту операцию придётся затратить много времени. Для того, чтобы отложить в памяти одну пару образов, вполне хватит нескольких секунд.

7. Метод парных ассоциаций. Одновременно используются рифмы и мысленные образы. Иногда используется для запоминания иностранных слов.

Сначала несколько чисел (10 или 20) рифмуется с какими-то словами: один - магазин, два - трава, три - пузыри, четыре - в квартире, пять - кровать... Этот рифмованный ряд заучивается. Потом всегда, когда надо запомнить какой-то список по порядку, к образу каждого порядкового номера прибавляется образ запоминаемого предмета.

Один - магазин, в магазине лежит кофе. Два - трава, по траве размазано масло. Три - пузыри, ветчина с пузырями и т.д. Теперь для вспоминания всего списка по порядку достаточно вспомнить образы опорного ряда.

Показать полностью 4 1

Внимательность 1

Внимательность 1 Мозг, Саморазвитие, Развитие, Внимательность, Тест, Длиннопост

1. Суть задания — безошибочно назвать цвета, которыми написаны слова.

Внимательность 1 Мозг, Саморазвитие, Развитие, Внимательность, Тест, Длиннопост

Таблица Струпа Эксперимент провел и описал в 1935 году психолог Джон Ридли Струп

Что такое эффект Струпа

Эффект Струпа — это дополнительная сложность, возникающая при чтении слов, когда цвет букв не совпадает со значением слова. Например, слово «желтый» написано красными буквами. Впервые эффект был описан в немецком исследовании 1929 года. Основываясь на нем, Джон Струп провел три собственных эксперимента, которые позже назвали тестами Струпа.

Первый эксперимент. Добровольцев (70 студентов) попросили прочитать раскрашенные слова вслух, игнорируя цвет букв и фокусируясь на смысле слова.
Второй эксперимент
Он был полной противоположностью первому. Участники (100 студентов) должны были называть цвета слов. То есть при виде слова «белый», написанного синими буквами, нужно было сказать «синий».
Третий эксперимент
Финальному опыту подверглось 32 студента, которые должны были подряд выполнять оба задания из первого и второго эксперимента.

Собрав все данные, Джон Струп пришел к двум основным итогам:
в первом эксперименте не соответствующий слову цвет увеличил время реакции всего лишь на 6%;
во втором эксперименте не соответствующее цвету слово увеличило время реакции на 74%.

Внимательность 1 Мозг, Саморазвитие, Развитие, Внимательность, Тест, Длиннопост

2. Отыскать все числа от единицы до… До скольки?

Как проверить эффективность:

5-10 мин, вы очень наблюдательны

10-15 мин – хорошо

Внимательность 1 Мозг, Саморазвитие, Развитие, Внимательность, Тест, Длиннопост

_____________________________________________________________________________

Как расширить охват зрения?

Помочь в этом могут упражнения по таблицам Шульте. Таблицы представляют собой размещенные в хаотичном порядке числа, в центре таблицы — знак для фокусировки зрения. Стараясь смотреть только на него, нужно видеть все числа и последовательно пройти по ним. Встречаются таблицы и без обозначения центра, но тогда нужно об этом помнить и стараться самим фокусировать взгляд в центре таблицы.

Внимательность 1 Мозг, Саморазвитие, Развитие, Внимательность, Тест, Длиннопост
Внимательность 1 Мозг, Саморазвитие, Развитие, Внимательность, Тест, Длиннопост

_____________________________________________________________________________

3. Найти слова ЛУК ШАРФ ГНОМ ДРУГ ЖУК СТУЛ

Внимательность 1 Мозг, Саморазвитие, Развитие, Внимательность, Тест, Длиннопост

4. Назвать верхнюю букву в клеточке и одновременно поднять Правую (П), Левую (Л) или Обе (О) руки в зависимости какая буква написана ниже

Внимательность 1 Мозг, Саморазвитие, Развитие, Внимательность, Тест, Длиннопост

5. Отследите числа.

В шестнадцати клетках каждой таблицы записаны числа от 1 до 20

вразнобой. Это значит, что какие-то 4 числа пропущены. Без помощи ручки или карандаша, а только глазами отследите все числа и выпишите недостающие.

Внимательность 1 Мозг, Саморазвитие, Развитие, Внимательность, Тест, Длиннопост

6. Методика избирательности восприятия и внимания Хуго

Мюнстерберга.

Инструкция: Среди буквенного теста имеются слова. Ваша задача как

можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова.

Время работы - 2 минуты.

Методика проводится как в группе, так и индивидуально. Оценивается

количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные

неправильно выделенные слова).

Внимательность 1 Мозг, Саморазвитие, Развитие, Внимательность, Тест, Длиннопост

7. Используя шифр, как можно быстрее найдите слова, которые скрываются за этими цифрами.

4 2 1 3 4 6 7 9 8 10 10 4 3 9

10 8 6 4 3 9 1 10 5 11 10 8 9 10

9 8 3 3 4 9 11 2 8 5 10 4 7 1

4 6 11 9 4 7 3

ШИФР

А В Г И Л М Н О Р Т Я

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

8. Прочитайте запись.

Это задание потребует от вас не только внимания, но и смекалки и

сообразительности. Посмотрите на эту запись, и если сможете, то прочитайте

Внимательность 1 Мозг, Саморазвитие, Развитие, Внимательность, Тест, Длиннопост
Показать полностью 10

С самого начала. 11

Когнитивные способности. Навыки. Методики.

Развитие внимания. Описания и упражнения

Виды внимания: непроизвольное и произвольное внимание.

С самого начала. 11 Мозг, Саморазвитие, Развитие, Упражнения, Внимание, Тренировка, Длиннопост

Непроизвольное возникает само собой, независимо от сознания человека, и связано с фоновой активностью нервных центров.

С самого начала. 11 Мозг, Саморазвитие, Развитие, Упражнения, Внимание, Тренировка, Длиннопост

Произвольное тесно связано с волей человека, оно формируется под действием воспитания и поэтому полностью поддается тренировке и развитию.

Свойства внимания: устойчивость, концентрация, переключаемость, объем.

Направления развития внимания:

- тренировка устойчивости и концентрации

- тренировка переключаемости

- увеличение объема внимания

Статическая концентрация внимания - на внешнем или внутреннем объекте (на точке, пламени свечи, внутреннем образе бездумно - не рассматриваем). Используется как разминка, не стоит допускать истощения психологических ресурсов.

Упражнения:

  1. Описание точки (вслух). Выбирается точка (трещинка на столе, пятно, сгиб одежды и т.п.). Далее в течение 2 минут тренируемый смотрит на эту точку, вслух описывая её любыми словами ("Вот точка, она черненькая, черненькая, вот она размылась, а теперь уже две черточки, опять одна, посерела" и т.д.) Задача - сосредоточиться на точке. И описывая её, это сделать легче чем бездумно. Потом, для учебной деятельности, например, важнее сосредотачиваться на на мыслях о предмете, чем на рассматривании его. Это упражнение вводное для следующего.

  2. Мысленное описание точки. Такое же как предыдущее, но описание делается мысленно. Именно этот вариант следует взять для тренировки произвольного внимания, он обучает человека концентрировать свои мысли на нужном , хотя для него не интересном предмете.

  3. Концентрация внимания на внутреннем образе. Мысленное представление буквы (А) и в течение 2 минут продолжаешь её визуализировать, не отвлекаясь на посторонние образы и мысли. Буква трансформируется (становится то письменной, то печатной, маленькой, большой). На следующем занятии берется другая буква (Б) и т.д.

Для большинства практических задач статистическая концентрация не нужна. Слушатели должны уметь концентрироваться на слежении за мыслью учителя, условием задачи (изменяющемся объекте и т.д.), то есть, иметь развитую динамическую концентрацию.

Динамическая концентрация внимания. Продолжительная тренировка повышает способность к переключаемости внимания. Необходима людям, занимающимся напряженной умственной работой, вынужденным держать в уме и обрабатывать мысленно большой массив информации.

Упражнения:

  1. Бегание глазами. Встаньте возле стены и посмотрите на противоположную стену. Начните перебегать глазами с одной точки стены на другую - направо, налево, вверх, вниз, зигзагами, кругообразно. Упражнение делается в умеренном темпе и немедленно прекращается, как только глаза начнут уставать. Прежде чем закончить упражнение, остановите взгляд на какой-нибудь точке и дайте глазам успокоиться.

    Кроме переключаемости внимания упражнение развивает мускулатуру глаз и нервы.

  2. Созерцание неба. Предлагается подойти к окну и посмотреть на небо. Сконцентрировать взгляд не на точке, а на всем видимом объеме, рассматривая его. Можно просто смотреть, можно описывать увиденное. Время - 2 минуты.

  3. Радуга. Послеловательно представляйте себе цвета радуги. Сесть максимально удобно, закрыть глаза и представить, что поле зрение залито одним цветом. В зависимости от воображения - это может быть только пятнышко, несколько образов или панорама, когда цвет заливает все пространство вокруг. Торопиться не следует, нужно позволить цвету появиться. Последовательно по цветам. Если некоторые цвета не получаются, их пропустить, переходить к следующему. Но пройдя всю радугу, вновь вернуться к началу и опять пройти пока цвета не станут появляться.

    ЭДЗ в периодическом процессе

  4. Упражнение на стат. концентрацию. Если используете общественный транспорт, можно привязать упражнение к этому периодическому процессу. Например, перегон между остановками. Выбирается точка (в книге, на рукаве), в течение этого времени рассматриваете и мысленно описываете. Несколько недель или месяцев, пока произвольное внимание не достигнет нормы, переход к более сложным.

  5. На стат. концентрацию. Визуализация букв в течение 2 минут. Перед сном (или в удобное время с закрытыми глазами) в течение 33 дней (можно повторять сколько угодно).

  6. Взять в привычку ежедневно при выходе из дома осознанно смотреть на небо в течение хотя бы нескольких секунд.

  7. На динамич. концентрацию. Упражнение "Радуга" перед сном. Любое количество дней. Развивает и поддерживает на высоком уровне переключаемость внимания, также способствует тренировке способности к самовнушению.

    ---

Упражнения из (Т.Березина Тренинг интеллектуальных и творческих способностей)

Показать полностью 2

Ожившие картины

(к С самого начала. 10)

Заставки Картинная галерея "Ожившие картины" (1997) https://dzen.ru/video/watch/624307b463985652b062fa93

Показать полностью 2

В Питере шаверма и мосты, в Казани эчпочмаки и казан. А что в других городах?

Мы постарались сделать каждый город, с которого начинается еженедельный заед в нашей новой игре, по-настоящему уникальным. Оценить можно на странице совместной игры Torero и Пикабу.

Реклама АО «Кордиант», ИНН 7601001509

С самого начала. 10

Когнитивные способности. Навыки. Методики.

Восприятие.

Важнейший из психических процессов, с его помощью мы начинаем познавать мир. И от того, сколько и какой информации мы сможем принять от мира, зависит и качество нашего мыслительного процесса, и эффективность памяти, и уровень развития интеллекта.

С самого начала. 10 Мозг, Саморазвитие, Развитие, Восприятие, Видео, YouTube, Длиннопост

Большинство животных не воспринимает изображения и тем более не понимает рисунков, так как не обладает способностью для преобразование двухмерного изображения и не может создать объемный мысленный образ

Развитие восприятия - одна из базовых функций, в основе тренингов внимания и мышления.

Панорамное восприятие. Боковое зрение, увеличение воспринимаемого поля зрения.

Его развитие лежит, например, в основе методик скорочтения, применяется при обучении восточным единоборствам в некоторых моментах.

Объемное восприятие. Объем, перспектива, даль, глубина. Расширение объемного восприятия способствует развитию образных способностей.

Упражнения по развитию восприятия

Развитие панорамного восприятия.

  1. Определение ширины поля зрения

К внешним уголкам глаз прикладываются раскрытые ладони, направленные перпендикулярно плоскости лица, мизинцы отставляются в стороны. Далее ладони медленно раскрываются, отклоняясь в стороны до тех пор, пока оба мизинца остаются в поле зрения. Задача - удержать в поле зрения одновременно оба мизинца. Чем сильнее "раскрылись" ладони, тем больше у вас поле зрения. (Обычно 120-150 градусов. В редких случаях, при тренировке, до 180)

С самого начала. 10 Мозг, Саморазвитие, Развитие, Восприятие, Видео, YouTube, Длиннопост

4. Скорочтение

5. Прогулка по улице

6. ДЗ Панорамные прогулки.

ЭДЗ

на панорамное восприятие

  1. Панорамные прогулки

  2. Переход через дорогу

Развитие объемного восприятия

  1. Фигура и фон

  2. Голографические изображения

  3. Трехмерные рисунки

  4. 3D

  5. Обычный пейзажный рисунок

  6. Прогулка в полном объеме

  7. ДЗ Просмотр тв

на объемное восприятие

С самого начала. 10 Мозг, Саморазвитие, Развитие, Восприятие, Видео, YouTube, Длиннопост
С самого начала. 10 Мозг, Саморазвитие, Развитие, Восприятие, Видео, YouTube, Длиннопост

ЭДЗ Восприятие картин

  1. Рассматривайте картины, вызывая в себе ощущение объема. Усиливайте его, пусть горизонт отступит вглубь картины, а передний план "вывалится наружу".

    Тип картины: Попробуйте определить объемный тип картины, она отступает вглубь или вываливается наружу. Интересно, что есть картины, нарисованные художником так, что они отступают внутрь при их объемном рассматривании, а другие наоборот, выступают наружу. И это уже особенность картины, а не вашего восприятия.

    2. Заглянуть за угол: Встаньте сбоку от картины (например, слева), посмотрите на её дальний край в объеме. В хорошо объемной картине возникает ощущение, что вы заглядываете в окно, словно картина продолжается за свою грань, и вы там что-то видите. Продолжая смотреть "за грань", двигайтесь мимо картины. По мере того как вы двигаетесь, угол зрения меняется и картина меняется вместе с ним. Изменяеться и изображение, словно действительно проходишь окно.

Интересные ощущения от нахождения "внутри" картины.

Может быть полезно "разложить на слои"

Дополнительно Ожившие картины

Показать полностью 4 1
Отличная работа, все прочитано!