Серия «Против Великой Перезагрузки»

Против Великой Перезагрузки (3)

Заканчиваем знакомиться с книгой "Против Великой Перезагрузки. Восемнадцать тезисов против Нового Мирового Порядка."

У Греты не получится

Я думаю, уже понятны основные мотивы глобального начинания под названием Великая Перезагрузка. Остаётся лишь вопрос: получится ли у них. Наш старый знакомец Дэвид Голдман, про книжку которого я рассказывал не так давно, говорит: однозначно нет. У этого «утопического эксперимента» ноль шансов на успех. Стремление сдержать изменение климата уронит благосостояние, а задранные до небес налоги разрушат предпринимательство и экономический рост. Мир свалится в кризис, который будет хуже, чем в 2008 году. Неосмотрительная денежная политика подорвёт роль доллара как главной мировой резервной валюты. Давосская элита действует, как будто она обитает в вакууме. На самом деле западные демократии находятся в экономическом соревновании с Китаем.

Односторонняя фиксация стратегии ВП на здоровье и на обществе подразумевает рост роли государства и технократической элиты в ущерб широкому экономическому росту. Либеральные утописты планируют сделать чрезвычайные меры, принятые во время пандемии, постоянными элементами экономики:

- Сделать миллионы американцев зависимыми от пособий.

- Разрешить центробанкам неограниченно печатать деньги.

- Поставить бизнес под жёсткий контроль посредством ESG-стандартов.

- Перераспределить богатство посредством налогов на прибыль.

Мировые финансы и так уже постепенно съедаются государством. Если посмотреть на процент пособий и субсидий в федеральном доходе США, то можно заметить, что он не только вырос с двадцати до восьмидесяти процентов. Но и временами стал значительно превосходить федеральный доход. То есть американское государство жило в долг.

Против Великой Перезагрузки (3) Книги, Обзор книг, Политика, Экономика, Китай, Давосский форум, Изменения климата, Нон-фикшн, Длиннопост

Трасфертные платежи в США

Если данный способ существования мыслится моделью на будущее, то с мечтой о дальнейшем росте придётся распрощаться. Мало кто захочет искать работу, если есть пособие. Этот эффект стал явно наблюдаться особенно после пандемии. Экологические ограничения рост тоже не ускоряют. Влезать в долги имеет смысл, когда занятые деньги служат базисом для дальнейшего роста. А вот когда они просто проедаются – смысла в этом мероприятии мало. Только инфляцию разгонишь.

Правда, не всё будет проедено. Международное энергетическое агентство предлагает потратить 100 триллионов (триллионов, Карл!) на достижение углеродной нейтральности, то есть чтобы отказаться от газа, нефти, угля, дров и прочего ископаемого топлива. Дэвид называет это неработающей фантастикой. Этот барьер слишком высок для правительств и бизнеса, который уже сегодня сортируют по соответствию стандартам ESG. Считают, сколько углекислого газа они эмитируют, сколько инвалидов, женщин и цветных нанимают и т.д.

В нефтегаз в то же время вкладывается всё меньше. Несмотря на наличие месторождений, компании используют имеющиеся средства для снижения долгов, обратного выкупа акций или выплаты дивидендов. Но не для наращивания производства.

Против Великой Перезагрузки (3) Книги, Обзор книг, Политика, Экономика, Китай, Давосский форум, Изменения климата, Нон-фикшн, Длиннопост

Капиталовложения энергокомпаний США

Это всё – результат политического давления, а не экономики. Закрытие Байденом проекта трубопровода Кистоун стало сильным месиджем. Сильным и разрушительным.

Желание давосцев воспользоваться плодами Четвёртой промышленной революции похвально. Вот только плоды эти упадут в руки того, кто более настойчив в их выращивании. У США есть серьёзный конкурент – Китай. Он достаточно организован, обеспечен и мотивирован, чтобы выиграть соревнование. На сегодняшний день китайцам уже есть, чем гордиться. Они смонтировали 819 тысяч 5G-телевышек, это 70% мирового объёма. И, несмотря на проблемы из-за ковида и американских санкций, они не собираются снижать темп и построят ещё почти столько же. Средняя скорость 5G-интернета в США находится где-то в районе 60 Мбит/с, а в Китае – впятеро выше. Построение инфраструктуры связи сопровождается и ростом промышленных и коммерческих приложений. Становятся возможными такие вещи, как предсказание источников инфекции в реальном времени, обмен информации между самообучающимися промышленными роботами, автоматические порты с минимальным контролем со стороны оператора, «умные города», удалённая диагностика и многое другое.

А ещё грядёт цифровой юань. Скептики отмахнутся: вряд ли что-то в настоящее время может угрожать доминированию доллара, особенно со стороны «несвободной» валюты с неразвитым рынком капитала. Но китайцы не собираются перенимать у доллара его существующие функции. Они просто хотят сделать их менее нужными. Одна из технологий Индустрии 4.0, так называемая «умная логистика» обещает драматически снизить роль банковской системы и объём циркулирующих в ней средств. Новая система, разрабатываемая Huawei, свяжет бизнесы посредством мобильных приложений и искусственного интеллекта, а также снизит необходимость в кредите. Конечно, никто не забывает и о цифровых финансах и новых системах перевода средств. В конечном счёте тот, кто доминирует в глобальных производственных цепочках, тот будет доминировать и в системе валют.

Несмотря на риторику и желание участвовать в начинаниях по сохранению климата, Китай, в отличие от давосских мечтателей, не намерен приносить свою экономику в жертву углеродной нейтральности. Сначала экономика, потом – климат. КНР собирается продолжать увеличивать мощности в ископаемых источниках энергии. Китайцы знают, что экономическое развитие – ключ к решению всех проблем. Они будут говорить Западу то, что тот хочет слышать, и в то же время наращивать свою промышленную базу. А Великая Перезагрузка не дождётся своей сотни триллионов для перестройки всего мира, потому что Штаты рухнут задолго до её завершения.

Вторая половина книги мне показалась не столь интересной. Дженис Фиаменго опасается, что идеологи-реформаторы разрушают семью. Что они заботятся о карьере женщины, а не о перспективах замужества. Феминистки вещают, что женщина может быть в безопасности только тогда, когда она может законным образом контролировать любой элемент сексуального взаимодействия и может посадить мужика, просто рассказав историю жертвы. Мужчинам они навязывают благочестие и в то же время поощряют «сучье» поведение женщин и девушек. Цель подобных активистов – своё благополучие, а обиженными женщинами легко манипулировать.

Кто-то рассказывает про контролируемый леваками юмор, кто-то критикует энергостратегию ВП, продвигая «умную сеть», при которой автономные электроавто обеспечивают баланс мощности, отдавая свой заряд обратно в сеть, когда нужно. Кто-то опасается централизованного планирования и бесконечных схем спирали госрасходов. Кто-то нападает на теорию стейкхолдеров.

Наконец, Ричард Фернандес обращает внимание на то, что в случае с Великой Перезагрузкой мы сталкиваемся с чем-то вроде религиозного движения. Несмотря на то, что предлагаемые меры по противодействию изменению климата упаковываются в научную обёртку, не всё в их обосновании безупречно. Проблемы сложные, понимание их ограничено. И всё равно наука не может нам сказать, что хорошо, а что плохо. Касательно ценностей, дающих ответ на этот вопрос, нет консенсуса даже на Западе. В этом свете нетрудно предсказать, что политические группы будут пытаться создать нечто вроде квазирелигии, которая предоставит эти ценности. ВП – лишь одна попытка из многих. Давосские жрецы смело пытаются изменить мир в своих финансовых интересах, не глядя на возможные последствия. При этом они не стеснены ни какой-то высшей силой (будь они настоящими жрецами), ни экспериментальным доказательством (будь они настоящими учёными). Ричард считает, что человечество продвинет вперёд не монополия Великой Перезагрузки, перерождающуюся в Великий Диктат, а свободное соревнование разных идеологий, которое приведёт к эволюции новых идей.

--------------------------

Могу согласиться с Голдманом. Пока Запад спасает климат, Восток будет наращивать свою индустриальную базу и захватывать всё новые рынки. У стран слишком разные ситуации, чтобы все одинаково тянули эту лямку. Китай с Индией уже сегодня говорят: «Это из-за угля, который сжёг Запад, у нас изменение климата. Потому пусть он первый и сокращает выбросы». В таких условиях экономическая деградация современных развитых стран становится вопросом довольно скорого времени. Первый же серьёзный экономический кризис поставит жирный крест на планах зелёных. Уже сегодня в свете подорожания энергоносителей в Германии отменили топливные налоги, например.

Планы давосских стратегов уже сегодня приходится корректировать. Недавно прошедший форум оказался менее представительным, чем обычно. Климатическая повестка ушла на задний план. Сегодня думают о сотрудничестве в мире, разрываемом холодными и горячими войнами. Разногласия есть даже внутри самого Запада, страны которого в одностороннем порядке субсидируют свою экономику в ущерб другим. Одним словом, наступило время разбрасывать камни, в то время как элита пытается их собрать. Вряд ли у них получится.

Показать полностью 2

Против Великой Перезагрузки (2)

Продолжаем знакомиться с книгой "Против Великой Перезагрузки. Восемнадцать тезисов против Нового Мирового Порядка."

Весь мир насилья мы разрушим…

Экономический блок книги открывает статья газетного магната Конрада Блэка о войне, объявленной капитализму. Чем не нравится этому почтенному буржуа сегодняшняя ситуация? Сегодня традиционный капитализм сменился безоглядным стремлением к прибыли любой ценой. Плевать, что будет с твоими согражданами и твоей страной.

Далее, продолжают расти налоги, которые по сути представляют собой насильственную конфискацию собственности. Ведь мало кто желает делиться кровными с кем-то чужим. Распределяют средства государственные деятели, которые в большинстве своём не являются гениями наподобие кардинала Ришелье. Соответственно и госаппарат работает тоже не идеально. Нежелание платить королевские налоги привело в своё время к американской Войне за Независимость. Надо сказать, налоги те были оправданы. Британия изрядно поиздержалась, защищая в Семилетней войне своих колонистов от французов. А те ответили такой неблагодарностью. Так или иначе, глядя на американцев, налоговые дрязги импортировали к себе и французские революционеры, которые на два десятилетия ввергли в войну весь континент.

Конрад не отрицает, что капитализм имеет потенциал к саморазрушению и нуждается в гуманитарных стандартах и системе самозащиты. Но всё должно быть в меру. Администрация Байдена этой меры не знает и собирается продолжать «раздачу слонов», несмотря на рекордный госдолг. Экономические последствия будут неутешительны. В Европе с её социал-демократическими традициями ситуация более сложная. Там придётся продолжать делать уступки фермерам и организованному классу трудящихся для сохранения социального мира. В Штатах же непременно должен победить «конструктивный и вдумчивый капитализм».

Как видим, наш буржуин не хочет терять пёрышки и выставляет себя патриотом своей страны. Однако хочется задать ему вопрос: с какой стати капиталист должен заботиться о какой-то отдельно стране и её жителях, если эта забота не принесёт ему прибыли? Его главная печаль как раз деньги, и ничего больше.

Майкл Антон в своей статье «Социализм и Великая Перезагрузка» спешит успокоить тех, кто боится за судьбу капитализма в свете последних поползновений давосцев. Эти деятели в самом деле собираются уравнять условия жизни в обществе. Но не для себя! Социализм – не то, чем они занимаются. Кстати, то, что под социализмом понимается сегодня – прогрессивное налогообложение, социальное государство, национализация здравоохранения и прочих ключевых сфер экономики, обширный список прав человека, гарантированных государством при сохранении частной собственности на средства производства – даже это Маркс с Энгельсом презрительно называли «буржуазным социализмом». Что же тогда такое – настоящий социализм?

Далее автор популярно излагает основы марксизма, и делает это совсем неплохо. Ещё Жан-Жак Руссо стал отстаивать идею о непостоянстве природы человека. Человеческая рациональность привела к изобретению частной собственности. Для её защиты были созданы специальные институции, и они стали источником неравенства и нищеты. Руссо писал, что историей движут противоречия и конфликты. Кант и Гегель были в этом с ним согласны, но считали, что процесс имеет разумное направление. Когда-нибудь мы придём в некое идеальное конечное состояние. Фукуяма, написав о конце истории, был в каком-то смысле их последователем. Оказались в их лагере и Маркс с Энгельсом.

Против Великой Перезагрузки (2) Книги, Обзор книг, Политика, Капитализм, Коммунизм, Социализм, Марксизм, Левые, Нон-фикшн, Длиннопост

Для Маркса фундаментальный факт человеческой жизни – это сознательное производство и потребление. Человек, общество определяются способом этого производства. Человек адаптируется к этому способу (базису). Все другие аспекты жизни (так называемая надстройка) определяются этим базисом: прошлое, настоящее, будущее. Религия, мораль, мировоззрение… Таким образом, история – это не что иное, как процесс перехода от одного базиса к другому с сопутствующими изменениями надстройки. Движет этот процесс классовая борьба, которая проистекает из того, что все средства производства принадлежат меньшинству, которое эксплуатирует оставшееся большинство. Рабовладельцы эксплуатируют рабов, феодалы – крепостных, буржуазия – пролетариат. Конечно, системы эти кишат противоречиями, и переход от одной формации к другой часто принимает форму революции.

Живя в условиях капитализма, Маркс и Энгельс чувствовали, что он находится на грани своего коллапса, вызываемого им же. Капитализм сметает все промежуточные классы и делит мир на два: состоятельные эксплуататоры и нищие эксплуатируемые. Которым, как известно, нечего терять, помимо своих цепей. Ведь вся их свобода – лишь способность к продаже своего труда. Буржуй же, заплатив зарплату, не чувствует себя больше ни в чём обязанным. Вся феодальная романтика канула в прошлое. Капитализм расчеловечивает. Люди становятся винтиками капиталистической машины, заточенной на инновацию и эффективность. Страх потерять работу и утеря старых традиций ввергает их в постоянное беспокойство и изоляцию.

Цель капиталиста – постоянный рост. Если не будешь расти – тебя сожрут. Так что развивайся, захватывай рынки и выходи на новый уровень. В процессе роста бизнес становится настолько силён, что начинает соперничать и даже попирать государственную власть. Как минимум, обширные ресурсы позволяют эффективно влиять на госчиновников в своих интересах. Подрывает капитализм и семью. При нём существуют три типа личности: капиталисты, рабочие и потребители. Для первых двух семейная жизнь становится как минимум отвлекающим фактором, а как максимум – угрозой лояльности. Мужья и жёны, родители и дети теряют связи между собой и втискиваются в прокрустово ложе денежных отношений.

Непрестанный рост эффективности приводит к кризисам перепроизводства. Механизация, организация, разделение труда и другие факторы позволяют произвести всё больше, но в то же время зарплаты падают, как падает и свободное время. Как результат, работник не может приобрести товар. Фирмам приходится сокращать персонал, который пополняет ряды армии безработных. Порочный круг замыкается. Какой выход из этой ситуации? Разрушение производительных сил, более основательная эксплуатация старых рынков и завоевание новых, что мостит дорогу к новым, ещё более разрушительным кризисам. В этом процессе формируется армия сплочённых могильщиков капитализма.

Сами же буржуины нуждаются в самооправдании. Совесть есть и у них тоже. Его они находят в идеологии, которая намного слабее, чем даже языческие мифы. Человек в ней – максимально эгоистическое и потакающее своим желаниям существо. Материальное потребление – вот всё, что ему можно предложить. Душе же ничего не предлагается. Духовное не только обесценивается, ему даже отказывают в существовании.

Однако не стоит печалиться: так не может продолжаться вечно. Могильщик буржуазии рано или поздно совершит революцию. Капитализм сделает своё дело, устранив нужду из нашей жизни. А пролетарии (которыми будут все) позаботятся о справедливом распределении благ. Классовая борьба уйдёт в прошлое, потому что не будет больше классов! При коммунизме трудящиеся будут управлять сами собой, и потому это будет конечной стадией развития человечества. Новые способы производства и распределения неизбежно породят новое общество и нового человека. Коммунизм объединит людей и вернёт человека в состояние первозданной доброты и братства. Государство, по словам Энгельса, «испарится». Оно окажется не нужным, потому что все будут рациональными и добрыми. И потому никого не надо будет принуждать или уговаривать.

В чём ошибался Маркс? Мы знаем, что человеческие убеждения могут сильно меняться. Времена бывают разные. Но почему единственной причиной их изменения должен быть способ производства? А может быть, есть что-то в человеческой душе, что остаётся неизменным? Истории известны примеры, когда общества сопротивляются технологическим переменам для сохранения образа жизни предков. Достаточно вспомнить японские порядки до 1868 года. Далее, изменения нравов людей от эпохи к эпохе также не являлись чем-то новым для современников Маркса. Но причиной их могли быть не марксовы жернова истории, а человеческая природа. Недостаток, нужда и опасность дают дорогу миру, безопасности и изобилию, что в свою очередь создаёт условия для досуга и деградации добродетелей. Что приводит к возвращению нужды и опасности. Так называемый «цикл режимов», не имеющий ни конца, ни начала. Маркс же считал, что определённые страсти в человеческой душе когда-нибудь будут искоренены. Человек утратит весь свой эгоизм, жадность, амбиции и тщеславие. Философы до Маркса полагали, что это вряд ли. Потому они делали упор не на искоренении, а на подавлении низменных страстей с помощью образования, убеждения и принуждения.

Сегодня мы видим, что, несмотря на некоторые успехи, фундаментальные предсказания Маркса не сбылись. Коммунизм не построен. Вообще его не видно. Может, подождать ещё пару сотен лет? Но почему тогда соцстраны либо перестали существовать, либо остались таковыми лишь формально?

Скорее всего потому, что низменные страсти нельзя искоренить. Всегда будут и альтруисты, и эгоисты, и те, кто между ними. И потому, если убрать капитализм с его жаждой прибыли – мало кто будет продолжать добросовестно трудиться. У экономики нет автопилота. Её движет человеческая жадность. Потому-то социалистические страны, несмотря на весь прогресс, тем не менее, отстали в производительности труда от Первого мира.

Стоит заметить также, что то, что Маркс обличал «дикий» капитализм, на самом деле является экстремальным либертарианством. А ведь ещё Адам Смит считал политическую и моральную добродетель неотъемлемым основанием для экономической свободы. Свобода предпринимательства служит добродетели, а не наоборот! Это средство, а не цель.

Наконец, мы знаем сегодня, что практика социализма никак не могла обойтись без непрестанной пропаганды и принуждения. Марксисты признавали их необходимость, но говорили, что она постепенно отпадёт. При коммунизме. Который не наступил. Пока. А может быть просто человеческая природа неизменна и потому приходится постоянно промывать мозги? И одной из задач ответственной политики должна быть минимизация принуждения и пропаганды? Недаром в условиях относительно свободных выборов люди имеют склонность голосовать за то, что Маркс презрительно именовал «буржуазным социализмом».

Критики марксизма смеялись над несбывшимися предсказаниями массовой безработицы и превращения пролетариев в нищих. Но прошли годы, и современность с её армиями прекариата нам всё больше напоминает то, что предсказывал Маркс. Всё чаще торжествует логика «чистого» капитализма, согласно которой должна быть законной даже продажа героина. Вступающее во взрослую жизнь поколение не может быть уверено, что добьётся такого же благосостояния, что и родители. Какую работу не отнимут роботы – за ту возьмутся иммигранты. Казалось бы, повод бунтовать. Но современные капиталисты нашли способ умиротворить своего могильщика. Старый способ, надо сказать: хлеб и зрелища. Фастфуд, игрушки, порнуха и наркотики. Проблема в том, что «умиротворённый» таким образом работник плохо способен к продуктивному труду. Приходится завозить всё новых иммигрантов. Парадокс: чем крупнее низший класс, тем острее нужда в импорте труда.

Идеологи Великой Перезагрузки делают из этого тренда на обнищание массы цель. Всё по известному лозунгу давосцев: «У вас ничего не будет, и вы будете счастливы!» Не «у нас» а «у вас», обратите внимание. Маркс, говоря про отчуждённость буржуина от пролетария полтора века назад, оказался прав в отношении новой мировой элиты. Которая считает себя достойной своих благ: ведь они люди знающие, окончили нужные университеты. Этой элите нужен мир, который был бы благоприятен для «рынков», но не свободных рынков, а таких, которые бы служили их интересам. Интересам глобального капитала. В угоду этим интересам переформатируются правительства и целые общества, разрушается семья.

Мы видели уже, что идеологи ВП делают ставку на дальнейшую автоматизацию. Если эта ставка сыграет, то столь любимый Марксом пролетариат окажется без возможности продавать свой труд. Чем же он сможет прокормиться? На этот счёт уже есть домашняя заготовка: безусловный базовый доход (ББД). Он успокоит совесть элиты (никто не будет голодать) и в то же время сделает зависимыми низшие классы. Им уже не будет смысла бунтовать. А деньги, ими получаемые, уйдут обратно в экономику. Они будут служить источником стабильного спроса в любой кризис. И пусть никто не надеется отложить что-то на чёрный день. Не дадут.

Если вспомнить про марксовы базис и надстройку, то параллели с сегодняшним днём бросаются в глаза. Сегодня цифровые технологии правят нашей жизнью гораздо более явным образом, чем паровая машина в прошлом. Персональный компьютер и смартфон дали нам новых олигархов, их финансистов и прочих «технократов», которые используют технологии для контроля всех остальных. Однако в такой системе не было бы места для воук-капитализма с его букетом из феминизма, ЛГБТ-, климатического и прочего активизма. Их роль не отличается от роли любой идеологии по Марксу: они служат для придания системе видимости легальности. Наши правители, как и Маркс, верят в то, что общество должно избавиться от всего: религии, семьи, ассоциаций, организаций-посредников. Но за одним исключением: государство должно остаться, хоть и в видоизменённом состоянии корпоративизма. Оно будет служить, однако, не пролетариату, а элитам.

Современные воук-идеологи признают три класса в основе общества: «добродетельных экспертов» с собой в их числе, низший класс, не заслуживающий своей бедности и отсутствия привилегий, а также средний класс, чьё имущество и положение полностью не заслужены. Этот средний класс выставляется истинными властителями и эксплуататорами. Против него и ведётся война союзом элиты и плебса. Все обиды переадресовываются с реальных олигархов на соседей по кварталу, чья вина состоит в их цвете кожи или гендере. Да, современные культурные марксисты взяли на вооружение (якобы) антирасизм, переписав знаменитые строки из Манифеста следующим образом:

История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов расового угнетения.

Да, они считают расу фундаментальной характеристикой, отличающей поработителя и угнетаемого. И если Маркс считал, что все люди добрые, то оказывается, что это относится не к каждой расе. Одна из них несёт в себе семена зла. Потому-то коммунизм с его вечным миром недостижим. Добродетельной элите вечно придётся сдерживать незатухающий конфликт между злой «белизной» и всеми остальными.

Остаются, однако, две проблемы. Надо как-то объяснить преобладающий цвет кожи существующих элит, а также несознательность многих небелых, не желающих разделять подобные убеждения. Последних можно попытаться перевоспитать или изолировать. Для марксистов не в новость подобная проблематика. А вот с первыми труднее. Их придётся задекларировать «правильными» белыми. Впрочем, не ищите непротиворечивости в современных левых учениях, её там быть не может. Ищите, кому она выгодна. А именно правящему техно-финансо-административному классу. Что-то перепадает современным низам. Средний и рабочий класс – теряют.

Вот что значит современный социализм: прибыльная наркоторговля и социальные выплаты в одном флаконе. И никакого имущественного равенства. Вместо него подсовывается выравнивание демографических групп. При этом выносятся за скобки те, кого надо бы раскулачить в первую очередь. Капитализм с прибылями – для избранных, социализм с экспроприациями – для всех остальных.

Реальную угрозу современной цивилизации представляет, таким образом, не марксов пролетарий с вилами, а технобанкир, мечтающий о Великой Перезагрузке. Проблема не в государстве таковом, а в его захвате капиталом элит. Государство никогда не испарится, вопреки прогнозу классиков коммунизма. Вопрос лишь в том, чьим интересам оно будет служить. Пробудится ли классовое сознание в головах эксплуатируемых?

Не верьте Марксу. Не смотрите на всё через призму класса. Есть вещи посильнее классовой принадлежности. Это раса, нация, род, семья.

Раса бьёт класс.

Воук-активисты и их спонсоры не имеют подобного слепого пятна марксистов и используют эти вещи в своём синтезе новой системы. Системы, в которую взяли всё худшее от капитализма и всё худшее от социализма и заполировали воуком. Власть и прибыли – элите, жалкие пособия – всем остальным. Всех недовольных – в ГУЛАГ. Правда, его не построили. Пока.

------------------------------------

Блестяще. Ради одной только статьи Антона стоило прочитать всю книгу. Могу подписаться под его анализом марксизма, но только вот последующее приложение его к современной ситуации несколько невнятно и вызывает вопросы. Так прав был Маркс с его классами или нет? Если крупная буржуазия захватывает контроль над планетой, обрекая трудящихся на незавидное существование – то прав. Если же трудящиеся как класс пропадают – то определённо нет.

Не надо пользоваться негодными инструментами. Суть нынешней ситуации не в классовой борьбе, а в разделе ренты. Ренты с природных ресурсов и с капитала, который научается обходиться без труда и грозит выбросить на обочину истории уже не только физический, но и умственный труд. Рост производительности труда – объективный процесс. Всеобщая занятость в таких условиях – недостижимая мечта. Потому надо решать вопрос – что делать с миллионами, миллиардами ненужных рабочих рук. Идеологи ВП хотят посадить их всех на пожизненное пособие. Антон от души критикует этот метод. Но, к сожалению, не приводит альтернатив.

Оптимальным решением проблемы лишних людей в условиях глобального капитализма как раз и будет ББД, который нужно будет выколачивать из корпораций высокими налогами на капитал, обязательными во всех странах. Вполне в духе Давоса. Другое дело, что это – утопия. Не готовы ещё народы на жизнь в глобальном человейнике. Нас ждут новые границы, холодные и горячие войны, борьба за ресурсы. Процесс уже идёт. Новое мироустройство будет состоять из нескольких блоков, у каждого из которых будет возможность попробовать то или иное решение. Кто-то впадёт в дикий капитализм. Кто-то сохранит пособия, навесив их финансирование на крупный капитал. Кто-то решится снова строить коммунизм. Где-то воцарится анархия. Если на планете будет царить мир и экономическое преимущество не будет превращаться в военное завоевание, то такое параллельное развитие может продлиться очень долго.

Но пройдут десятилетия – и народы неизбежно соберутся вместе. И мы снова столкнёмся с теми же проблемами, которые имеем сегодня при глобализации. Предлагаемые решения будут схожими. Люди должны будут найти себе достойное занятие в условиях повальной автоматизации. По моему мнению, они должны стремиться делать друг другу добро вместо того, чтобы ширяться и убивать время другими бесполезными способами. Но мы уже знаем, что, хоть мы добрые внутри, мы носим в себе и неистребимые семена зла. Ещё мы знаем, что тоскливо жить без великой цели. Побеждать зло добром и стремиться к лучшему должна помогать мораль, которую без идеологии выработать нельзя. То, что есть сегодня – с задачей не справляется. Нужно что-то новое, и оно неизбежно появится. Нужно только подождать.

Показать полностью 1

Против Великой перезагрузки (1)

Вы никогда не хотите, чтобы серьезный кризис пропал даром

Рам Эмануэль

Недавно в Давосе прошёл очередной саммит мировой экономической элиты. Это мероприятие, проводимое уже на протяжении уже более, чем полувека, традиционно провоцирует конспирологов на теории, предвещающие миру закабаление. Недавняя пандемия дала новый толчок их страхам. Вернее, толчок дала новая идея бессменного организатора форума Клауса Шваба о Великой перезагрузке (ВП). Мировая элита почувствовала, что появился шанс на большие изменения, и вполне официально планирует их. Люди это серьёзные и к их предложениям тоже стоит отнестись серьёзно. Всё хорошее можно прочитать из официальных заявлений, а о плохом расскажут критики этой инициативы. В прошлом году они написали заумную книгу об этом.

Против Великой перезагрузки (1) Книги, Обзор книг, Политика, Глобализм, Образование, Давосский форум, Длиннопост

Против Великой перезагрузки. Восемнадцать тезисов против Нового Мирового Порядка.

Если вчитаться в список авторов, можно увидеть знакомые имена. Я уже рассказывал о двух книгах Дагласа Мюррея и одной – Дэвида Голдмана. Кто знаком с их творчеством, непременно скажет, что они принадлежат к консерваторам. Это не удивляет на фоне повестки, распространяемой участниками форума с его трибуны. Я не могу согласиться со многими авторами и их идеями. В конце концов, написано весьма заумно, с обилием консерваторских клише. Приходилось пропускать целые абзацы. Но кое-что ценное можно почерпнуть.

Давосские мечтатели

Редактор Майкл Уолш отмечает, что ВП является «тщеславным и самоненавидящим блицкригом Центральной Европы» против наследия наших греко-римских предков. Под ударом – культура, религия, артистизм, мораль и даже интеллект. Новые идеологи, провозглашая равенство, на самом деле считают определённые цвета кожи лучше остальных. И уж, во всяком случае, любой цвет кожи предпочтительнее белого. Целью этого блицкрига является, как всегда, власть. Как и у большевиков, провозглашаемые стремления – возвышены. А вот результаты будут губительны. Как будет такой же судьба маоистского Китая – «нации интеллектуальных воров, бесстыдных имитаторов, бесчестных бизнесменов и физических трусов».

Современные левые неустанно дудят нам в уши про глобальное потепление, «изменение климата», гендеры и прочие модные неправды. От простого человека требуется всего отказаться от свободы, мобильности, даже привычной еды (в пользу жуков). Старые боги сходят со сцены, но она не останется пустой. Новый культ Великой перезагрузки, однако, не сможет их заменить. Сатрапы Давоса в стремлении к власти нуждаются во врагах. Они верят в демонов, к числу которых причисляют и вас.

Забористо, не правда ли? Чем же так насолили давосские деятели авторам? Им не нравится советский стиль реализации «сверху вниз». Они типа демократы и за свободную личность. Далее, они справедливо указывают, что ВП кое в чём опирается скорее на веру, чем на науку. Но больше всего, я думаю, им не нравится желание написать новый социальный контракт. Спасать человечество давосцы собираются тремя методами.

Первый: «подвигнуть рынок к более справедливым результатам». Читай: обложить богатых дополнительными налогами, причём так, чтобы никто на планете от них не скрылся. Разве плохо? Я считаю, что хорошо. Да, это определённая потеря суверенности. Но ведь и сегодня страны связаны между собой договорами, которые серьёзно ограничивают их свободу действий. Никто не живёт в вакууме. Однако что такое – эти «справедливые результаты»? Если вспомнить то, к чему призывают современные левые, а именно привилегии для якобы притесняемых рас и гендеров, то мне лично трудно назвать это справедливостью.

Второй: продвигать с помощью частных инвестиций «общие цели, такие как равенство и устойчивое развитие». Вот здесь есть повод для скептицизма. Цели эти будут формулироваться не всенародными голосованиями, а коррумпированными политическими элитами. Бюрократы разных мастей помимо государственных средств получат в своё распоряжение и частные капиталы.

Третий: обратить плоды Четвёртой промышленной революции на службу общества, в особенности здравоохранения и «социальных вызовов». Глядя на то, как государства «справлялись» с пандемией, тоже нельзя не преисполниться скептицизмом на этот счёт. Также здесь неплохо бы расшифровать, что за социальные вызовы имеются в виду.

Все три принципа основаны на одном предположении: национальные государства не способны справиться с вызовами времени в одиночку. И потому давайте создадим очередной проект некоего наднационального органа. Несмотря на то, что предыдущие попытки типа Лиги Наций или ООН нельзя назвать успешными.

Наш старый знакомец Даглас Мюррей утверждает о захвате элит Китаем. В то время, как Запад, выстроивший своё благосостояние на основе углеродных источников энергии, в двадцатые годы озаботился декарбонизацией, Китай и Индия, стремящиеся вытащить своё гигантское население из бедности, находятся в совсем другой ситуации. Уроки из пандемии элита извлекать не собирается, а пытается создать впечатление, что ковид – это как раз то, что было нужно, чтобы начать наводить порядок. Вернее, создавать новый, лучший порядок. Вести себя справедливей, гендерно нейтральней, более феминистически и, конечно, зеленее.

Роджер Кимболл видит в начинаниях давосцев атаку на суверенность наций. Социал-утописты склонны путать «хорошую» лояльность своей нации с «плохим» националистом. Они исходят из того, что все люди – добрые не только к своим, но и к совершенно посторонним людям. На самом деле это не так. Элементы подобного мировоззрения встроены и в социалистические схемы программы ВП: поднять налоги на богатство, избавиться от ископаемых источников энергии и построить зелёную инфраструктуру с новыми социальными приоритетами для бизнеса. На демократию эти мечты мало похожи. Уже сегодня можно оглянуться по сторонам и заметить, что Евросоюз не очень демократичен. Еврочиновников никто не выбирает. Их финансовую отчётность никто не проверяет. Когда народы нескольких стран отказались на референдумах интегрироваться ещё глубже, бюрократы просто переупаковали то, что хотели протащить, и добились желаемого результата. Именно бюрократ – главный злодей современности. Возникновение этого мощного класса стало результатом всеобщих избирательных прав, когда недалёкий народ голосует не так, как разумно, а так, как ему сегодня кажется правильным. Вот и делегировали реальную власть особому, просвещённому сорту людей.

Современные граждане мира черпают вдохновение в знаменитом эссе Иммануила Канта о вечном мире. В нём философ предлагает упразднить постоянные армии, чтобы потом права людей ограничивались условиями всеобщего гостеприимства. В тексте можно встретить и милые сердцу любого левого тезисы: Кант против накопления богатства и потому относится с подозрением к денежному кредиту как инструменту его накопления. Все страны должны быть республиками (не демократиями!) с разделением властей, а права народов должны быть основаны на федерации свободных государств.

Трудно переоценить влияние этого эссе. В процессе его реализации выяснилось, однако, что одно дело задекларировать войны преступными, и другое – обеспечить выполнение этой декларации. В этом убедились основатели Лиги Наций. И сегодня убеждаются деятели ООН. А народы убеждаются в том, что национальное государство – лучший гарант не только суверенности, но и благосостояния своих граждан.

Либеральные ценности слишком возвышены и воздушны, чтобы отдавать за них жизнь. Кто готов сделать это за всеобщее образование, здравоохранение, абстрактный гуманизм, ООН и десятипроцентрую прибавку пособия? Может быть, наёмники, невротики и святые, но не простой человек.

------------------------------------

Лично я думаю, что если всё это дело упаковать в «справедливость», то можно найти больше борцов. А войнам способствует как раз связка национализма с капитализмом. Подозрение Канта к ссудному проценту вполне справедливо, на мой взгляд. Если дело дойдёт до Третьей мировой, то кто знает, может быть выжившие в ней запретят его. Но как совладать с национализмом? Главной силой, которая должна с ним бороться, должна быть обновлённая религия. Только она способна объединить людей разных национальностей. Она даёт цель и смысл жизни, возвышающие человека над узкими местечковыми рамками.

------------------------------------

Кимболл пишет, что настоящая борьба ведётся между двумя видениям свободы. Одно опирается на традиции и подчинение политики обычному ходу жизни. А другое – на альтруизм и спасение всего человечества посредством светского прагматизма. Идеология ВП – наглядный пример второго видения.

Книга содержит также статью недавно умершего Анджело Кодевильи. В ней профессор сокрушается по поводу снижения качества образования в США. Оно началось ещё сотню лет назад с жалоб прогрессистских издателей на подавление детской креативности и разобщающую соревновательность. Нужно ведь поощрять усилия каждого, а не только того, кто хорошие отметки получает. Соответственно, роль экзаменов стала принижаться. Сегодня треть четвероклассников в Калифорнии не способна прочитать простое предложение, в то время, как высшая оценка стала оценкой по умолчанию. Она ставится тем, кто продемонстрировал минимальный уровень старания, да и только.

Зато сами «образователи» ведут прекрасную жизнь. Они распределяют гигантские суммы и сами не бедствуют. 3,6 миллиона школьных учителей получают 64 тысячи за девять месяцев работы, и это самый низ шкалы. Зарплата директора школы уже шестизначная. Средний профессор имеет 145 тысяч, а ректор – уже от полумиллиона в год. Со своих подопечных они не требуют особых усилий. Сегодняшний студент, поступив в колледж, вправе рассчитывать на четыре года безответственности и тратит на учёбу в три раза меньше времени, чем его дед. Единственное, что с него требуется – это плата за обучение. Ценник некислый. В результате страна может «похвастаться» полуторами триллионами студенческого долга. Как от него избавиться – не знает никто. Правда, вряд ли этот вопрос заботит современную аристократию. Именно этим словом Анджело описывает современную американскую профессуру.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!