Серия «Образы в греческой мифологии»

Красавица и чудовище : Образ Медузы Горгоны сквозь века

"Это Медузы-Горгоны навсегда поражающий взгляд
Если в эти глаза посмотришь, не вернешься уже назад
И когда на последнем вздохе
Умираешь ты сотней смертей,
Понимаешь ты вдруг, что камню
Не поможет даже Персей"

Представленные выше строчки - творчество современной поэтессы Елены Красуни, опубликованные чуть больше года назад. Они были выбраны эпиграфом к сегодняшнему материалу, как иллюстрация того, что образ, родившийся тысячи лет назад, по-прежнему занимает умы творцов всех мастей, волнует и во многом пугает. О том, как появился, преображался и что представляет собой сейчас образ Медузы волей страшного рока ставшей Горгоной - в нашей новой статье. Приглашаем вас в очередное путешествие по судьбам героев и злодеев древнегреческой мифологии.

Красавица и чудовище : Образ Медузы Горгоны сквозь века История (наука), Факты, Научпоп, Медуза Горгона, Мифология, Древняя Греция, Крит, Искусство, Культура, Археология, Познавательно, Длиннопост

Внимательно посмотрите на представленные ниже изображения. Бьюсь об заклад, что даже если бы вы не видели название данной публикации, вы бы без проблем идентифицировали героя нашего рассказа. Или, вернее сказать, героиню. Образ Медузы Горгоны - один из самых популярных образов в мире, его можно встретить не только на античных барельефах и старинных амфорах, но и на логотипе модного дома «Gianni Versace», многочисленных принтах и эскизах татуировок. Ее образ, как и ее история, сочетает в себе фатальное очарование и злой рок, искушение и страх, красоту и безволие. В нашем материале мы предлагаем вам вновь вспомнить историю прекраснейшей девушки, своей красотой равной и даже превосходящей олимпийских богинь, а также происхождение мифа о коварном чудовище, хладнокровно расправляющемся с теми, кто недостаточно силен, чтобы противостоять его чарам.

Красавица и чудовище : Образ Медузы Горгоны сквозь века История (наука), Факты, Научпоп, Медуза Горгона, Мифология, Древняя Греция, Крит, Искусство, Культура, Археология, Познавательно, Длиннопост

«Она прекрасна и странна. Глядя на нее мы чувствуем как отвращение, так и сострадание. Она - жертва. Она смертна, но ее образ живёт вечно. Именно это не позволило художникам и поэтам на протяжении многих веков игнорировать ее»
(Спирос Сыропулос, профессор древнегреческой литературы на факультете средиземноморских исследований Эгейского университета Греции)

Одной из характерных черт образа Медузы, отличающей ее от любого другого, являются змеи, заменяющие одной из сестёр Горгон некогда прекрасные волосы - божественный «дар» дочери Зевса Афины. А между тем, как было сказано выше, изначально Медуза была одной из прекраснейших девушек, которых только видел свет. Но, как мы знаем, красота - страшная сила, а в представлении древних греков еще и роковое проклятие, ибо редко когда она означала счастливое будущее для ее обладательницы. Возжелав смертную красавицу (напомним, что дочь морского божества Форкия и морской богини Кето в отличие от своих сестер Эвриалы и Сфено была смертной), бог морей Посейдон решил завладеть Медузой прямо в храме его соперницы - богини Афины, гнев которой пал, как ни странно, на невинную девушку. А вместе с ней и на ее сестер, превращенных, как и сама Медуза, в уродливых чудовищ с крепкой, как сталь, чешуей, покрывающей тело, острыми стальными когтями, ядовитыми змеями вместо волос и горящими от ярости глазами, обращающими потревоживших ее героев в камень. Да что уж говорить, даже свое название несчастные сестры вероятнее всего получили от древнегреческого «γοργός» («горгос»-страшный, ужасный), что не особо подчеркивает какое-либо снисхождение к судьбе девушек.

Но почему именно змеи? Возможно ответ на этот вопрос кроется в происхождении образа самой богини Афины, выросшей из образа змеиной богини, существовавшей в минойской культуре - задолго до появления мифа о Медузе Горгоне. Кем именно была «змеиная богиня», изображения которой были обнаружены в ходе раскопок Артура Эванса, неизвестно, однако мы знаем, что змея считалась символом мудрости и бдительности, потому неудивительно, что именно с воительницей Афиной связывают этих пресмыкающихся созданий. Змеем в мифах нередко предстает «сын» Афины Эрихтоний, охранять покой которого богиня-воительница также представила ползучих гадов. Возможно именно с близостью змей образу дочери Зевса связана версия о том, что знаменитые «змеиные волосы» являются не проклятьем, а даром Афины, желавшей защитить Медузу от тех, кто в будущем может покуситься на девушку - тем более, что согласно более ранней версии истории у Афины не было причин для гнева в адрес невинной девушки.

Красавица и чудовище : Образ Медузы Горгоны сквозь века История (наука), Факты, Научпоп, Медуза Горгона, Мифология, Древняя Греция, Крит, Искусство, Культура, Археология, Познавательно, Длиннопост

Богиня Афина работы скульптора Алессандро Альгарди, 1627 г. Здесь Афина - прямая наследница древней критско-минойской змеиной богини, скульптура которой была найдена в 1903-м году сэром Артуром Эвансом во время его раскопок на Крите

«Вместо того, чтобы наказать бога, Афина наказала смертного, что было несправедливо. Но именно так вели себя боги в греческой мифологии — мелочные, мстительные и жестокие»

Как бы то ни было, представленная выше версия знаменитого мифа появилась лишь во 2 веке н.э. в знаменитой поэме Овидия «Метаморфозы», притом, что сама история девушки, разгневавшей Афину, существовала и за тысячу лет до этого - в период с 1200-800 гг. до н.э., на что, собственно, мы намекнули в прошлом абзаце. Самая древняя из известных нам версий истории одной из сестер Горгон связана с древнегреческим поэтом Гесиодом и его поэмой «Теогония», затрагивающей множество тем античной мифологии - от зарождения мира и противостояния титанов и богов, до известных образов вроде «ящика Пандоры» и «Кроноса, пожирающего собственных детей». Само собой нашлось в «Теогонии» место и для истории несчастной Медузы - в более ранней версии девушка вступила в половую связь с Посейдоном без какого-либо насилия, да и не в святилище Афины, а на весеннем лугу:

«Смертной Медуза была. Но бессмертны, бесстаростны были
Обе другие. Сопрягся с Медузою той Черновласый
На многотравном лугу, средь весенних цветов благовонных.
После того как Медузу могучий Персей обезглавил,
Конь появился Пегас из нее и Хрисаор великий»

( «Теогония», Гесиод, VIII — VII век до н. э.)

Однако Гесиод не упоминает ни внешности Медузы и ее сестер, ни, собственно, причины, по которой герою Персею понадобилось отрубить нашей героине голову - из «Теогонии» мы можем почерпнуть лишь информацию о том, что родители сестер Горгон были морскими существами, а сами сестры жили, если полагаться уже на современных исследователей, где-то в Ливии. Вполне возможно, что Гесиод не считал важным сообщать в своей поэмы подробности вероятно широко известной истории, однако для нас это значит лишь то, что в этом вопросе мы не можем полагаться только на Гесиода. Как и всегда, нам на помощь спешит археология.

Красавица и чудовище : Образ Медузы Горгоны сквозь века История (наука), Факты, Научпоп, Медуза Горгона, Мифология, Древняя Греция, Крит, Искусство, Культура, Археология, Познавательно, Длиннопост

«Персей и Горгона», часть обнаруженного в Фивах терракотового пифоса, сер. VI в. до н.э. Музей Лувра, Париж.

Знаменитый, пусть и малоизвестный образ Медузы в виде женщины-кентавра, можно найти на обнаруженном в Беотии (одной из центральных областей Греции) терракотовом керамическом сосуде - пифосе, датированным VII в. до н.э. - собственно, в этот же период жил и сам автор «Теогонии». Лошадиная часть Медузы здесь вероятнее всего является отсылкой на ее связь с Посейдоном - как мы помним, кони были запряжены в его колесницу, сам бог морей нередко обращался в жеребца, а знаменитый Пегас по одной из версий является его детищем, рожденным Медузой. Стоит отметить, что не только Гесиод не раскрывает для своих будущих читателей образа Медузы - в «Одиссее» Гомера, датированной, по одной из версий, VIII в. до н.э. Медуза является всего навсего чудовищем из подземного царства, куда попадает Одиссей в XI песне - там она появляется из мрака как кошмарное видение.

«Видеть хотел я великих мужей, в отдаленные веки
Славных, богами рожденных, Тесея царя, Пирифоя,
Многих других; но, толпою бесчисленной души слетевшись,
Подняли крик несказанный; был схвачен я ужасом бледным,
В мыслях, что хочет чудовище, голову страшной Горгоны»

( «Одиссея», XI Песнь, Гомер)

В поэме Гомера «Илиада» - не менее знаменитом произведении древнегреческого старца также упоминается лишь голова Горгоны - там она украшает верховного олимпийского бога Зевса, также голова упоминается и на эгиде богини Афины. Именно голова Медузы впоследствии станет центральной частью ее образа, однако трансформация в известное нам изображение девушки со змеиными волосами произойдет не сразу - взять, к примеру, чуть более позднее изображение VI в. до н.э., где Медуза также изображена в полузверином обличии, но на сей раз ее конная половина заменена рыбьим хвостом - еще одной отсылкой на ее связь с богом морей Посейдоном.

Красавица и чудовище : Образ Медузы Горгоны сквозь века История (наука), Факты, Научпоп, Медуза Горгона, Мифология, Древняя Греция, Крит, Искусство, Культура, Археология, Познавательно, Длиннопост

Бронзовый щит, Олимпия, VI в. н.э.

Щит, найденный в Олимпии, равно как и щит Зевса из «Илиады» является иллюстрацией трансформации образа Медузы - теперь она не только угрожающее всему живому чудовищу, но и защитный оберег. Он получил название «горгонейон» и изображался не только на щитах, но и доспехах, дверях и фронтонах храмов - на всем, что нуждается в божественной защите. Примеры 2,3,5 и 6, представленные на первой фотографии данного материала, являются именно «горгонейоном» - более ранние версии имеют клыки и в целом довольно устрашающий вид, после клыки исчезают, а само изображение Медузы становится более миловидным - той самой девушкой с змеями вместо волос.

Красавица и чудовище : Образ Медузы Горгоны сквозь века История (наука), Факты, Научпоп, Медуза Горгона, Мифология, Древняя Греция, Крит, Искусство, Культура, Археология, Познавательно, Длиннопост

Мраморная голова Медузы Горгоны, т.н. Медуза Ронданини - работа неизвестного скульптора. В XIX веке принадлежала маркизу Ронданини - позже скульптуру выкупит король Людвиг Баварский для своей глиптотеки, где «Медуза» находится по сей день.

Этот образ мы можем встретить не только в искусстве эллинистического и римского периода, но и в Новое время. Как уже было сказано выше, его рождению мы во многом обязаны всё тому же римскому поэту Овидию, однако сама Медуза в образе прекрасной девушки появлялась в греческой культуре и ранее - взять хотя бы знаменитую «Медузу Ронданини», созданную во времена Овидия на основе утраченного греческого оригинала V или IV вв. до н. э. Именно она станет прообразом будущих романтизированных образов Медузы Горгоны.

Красавица и чудовище : Образ Медузы Горгоны сквозь века История (наука), Факты, Научпоп, Медуза Горгона, Мифология, Древняя Греция, Крит, Искусство, Культура, Археология, Познавательно, Длиннопост

«Голова Медузы», Франц фон Штук, 1892 г.

Говоря о Медузе Горгоне и ее голове нельзя не упомянуть и того, кто стал причиной гибели девушки, милостью богов обращенной в кровожадное чудовище. Мы говорим о герое Персее. Согласно версии мифа превращенные в чудовищ сестры Горгоны были вынуждены покинуть людей - они отправились на далекий остров, чтобы не навредить тем, кто уже считал их монстрами. А со временем люди и вовсе позабыли, что когда-то сестры были невинными девушками - теперь по Земле шли слухи об ужасных созданиях, разрывающих путников на куски, либо превращающих своим взглядом в камень. Позабыли о своем прошлом и сами Горгоны.

«Они не могли определить дату, но древние греки не сомневались, что когда-то произошло нечто реальное»
(Спирос Сыропулос, профессор древнегреческой литературы на факультете средиземноморских исследований Эгейского университета Греции)

А между тем у Данаи, дочери царя Аргоса Акрисия родился мальчик. Незадолго до этого царю было предсказано, что он погибнет от руки собственного внука, потому он запер дочь в темнице, чтобы та уж точно не забеременела. Однако, как многие знают, в эту историю вмешался Зевс, проникнув золотым дождем к покои Данаи. Девушка забеременела, а после на свет появился Персей - разгневанный царь, не поверивший Данае, заковал дочь и внука в ящик, а после выбросил в море.

Красавица и чудовище : Образ Медузы Горгоны сквозь века История (наука), Факты, Научпоп, Медуза Горгона, Мифология, Древняя Греция, Крит, Искусство, Культура, Археология, Познавательно, Длиннопост

"Даная и ее сын Персей», Артур Рэкем, 1922 г.

Этот ящик прибило к острову Серифосу, правил которым царь Полидект - он-то отдал мальчика на воспитание в храм Афины, а сам принялся ухаживать за Данаей, которая никак не отвечала взаимностью ласкам правителя. Получить же Данаю силой Полидект не мог - опасался мести Персея, который рос не по дням, а по часам, потому царем Серифоса было принято решение избавиться от юноши, отправив его за головой чудищ, держащем в страхе уже и его подданных. Причем сразить Горгон Персей отважился сам - воспитанный в храме Афины, не простившей греха Медузы, молодой герой получил достаточную мотивацию и подготовку для своего первого подвига, а бессмертная богиня вместе с другими олимпийцами получили возможность очередной раз поквитаться с Медузой.

Красавица и чудовище : Образ Медузы Горгоны сквозь века История (наука), Факты, Научпоп, Медуза Горгона, Мифология, Древняя Греция, Крит, Искусство, Культура, Археология, Познавательно, Длиннопост

Флаг Сицилии, утвержденный в 1900 г. По легенде именно там нашла свою смерть Медуза Горгона, чья голова и изображена в центре красно-желтого полотнища

Конец этой истории вы прекрасно знаете - Медузу Горгону Персей все-таки одолел, однако ее история на этом и не думала завершаться. Как вы помните, та самая голова Медузы и после отделения от туловища своей обладательницы являлась грозным оружием - от ее взгляда, обращающего в камень, нашли свою смерть как противники Персея, так и противники его покровительницы - богини Афины. И даже существует легенда, что сам Александр Македонский однажды нашёл могущественный артефакт, иначе как еще объяснить его блистательные победы?

«Когда мы думаем о Медузе, мы думаем только о голове. Отрубленная голова становится гораздо важнее, чем безупречная девушка Медуза»
(Спирос Сыропулос, «Бестиарий монстров в греческой мифологии»)

О «горгонейонах» и охранительных свойствах изображения Медузы мы рассказывали вам в прошлых абзацах - действительно, образ Горгоны прошёл сквозь века, оставаясь довольно популярным, однако эта известность не всегда шла ему на пользу. Один из таких примеров - «исследование» Глеба Владимировича Носовского, однако из авторов «Новой хронологии», призванной радикально пересмотреть известную нам картину мира. К реальности эти псевдонаучные теории не имеют никакого отношения, потому концепция Носовского скорее забавна, чем интересна, однако я не мог ее пропустить в рамках нашего рассказа о образе Медузы Горгоны. Если вкратце, то изучив древние изображения нашей героини, автор книги (внезапно) о татаро-монгольском иге, связал его с образом Георгия Победоносца, являющегося, по мнению Носовского, правившим в начале XIV века русским ханом, начавшем великое монгольское завоевание - да, христианского святого каким-то образом связали с Чингисханом, хотя и тот, и другой жили в разные эпохи и сильно раньше упоминаемых событий. В средневековых изображениях Георгия Победоносца Носовский усмотрел змей, а имя «Георгий» по его мнению могло происходить от греческой «Горгоны». В конечном итоге изображение Медузы Горгоны стало для европейцев страшным напоминанием об ордынском нашествии, которое все-таки Европу не настигло. Или нет, но ответ на этот и другие вопросы наверняка есть только в книге самого Носовского, знакомиться с текстом которой мы все-таки не рекомендуем - разве что для развлечения.

Красавица и чудовище : Образ Медузы Горгоны сквозь века История (наука), Факты, Научпоп, Медуза Горгона, Мифология, Древняя Греция, Крит, Искусство, Культура, Археология, Познавательно, Длиннопост

«Увеличенное изображение головы Святого Георгия Победоносца с гравюры Луки Кранаха, якобы 1506 года. Волосы Георгия изображены напоминающими извивающихся змей» - подпись к изображению, появляющемуся на одной из страниц книги «Татаро-монгольское иго. Кто ко

Не обошли вниманием известный образ и психологи - равно как и истории других героев древнегреческой мифологии история Медузы проецируется на историю человеческих взаимоотношений. Так называемый комплекс Медузы, появившийся как термин в 1948-м году, представляет собой иллюстрацию окаменения или замораживания человеческих эмоций, выраженном в затруднении человека в проявлении своих чувств, желании любить и доверять тех, кто страдает от отсутствия отношений или их недолговременности, разрушения. По мнению психологов, изначально Медуза символизирует свободу в проявлении своих чувств, Медуза же в своей финальной ипостаси - символ безразличия перетекающего в насилие, переход же из одного состояния в другое сопровождается личной трагедией. Комплекс Медузы может охватывать целые поколения, государственные системы, в которых человеческая жизнь не представляет ценности, а также всегда есть в войнах, где человеческое приносится в жертву «окаменевшим идеям» - «Горгона войны» убивает прежде, чем может состояться контакт и компромисс.

Красавица и чудовище : Образ Медузы Горгоны сквозь века История (наука), Факты, Научпоп, Медуза Горгона, Мифология, Древняя Греция, Крит, Искусство, Культура, Археология, Познавательно, Длиннопост

Многообразие версий происхождения образа Медузы Горгоны, как адекватных, так и не очень, говорит в том числе и об интересе к героине древних преданий спустя века и тысячелетия после его рождения. Как и в древности, в XXI веке люди, выбравшие для себя символ Медузы, ищут в изображении змееволосой Горгоны защиты от врагов внешних и внутренних, стремятся бросить вызов обществу и показать силу перед своими страхами. Но кем же является сама Медуза - охотником или жертвой, несчастной девушкой или кровожадным чудовищем? И заслуженно ли она и ее сестры получили свое наказание? На эти и другие вопросы вы, разумеется, можете ответить лишь сами, мы же постарались дать вам пищу для этих размышлений. А с вами был Бородатый Горец, увидимся на страницах «Бородатого Барда» Вконтакте и других соцсетях. Там же, к слову, вы можете найти нашу статью о происхождении другого известного мифологического образа - «Что скрывает миф о Минотавре?». А с вами был Бородатый Горец, до встречи и спасибо за прочтение!

Красавица и чудовище : Образ Медузы Горгоны сквозь века История (наука), Факты, Научпоп, Медуза Горгона, Мифология, Древняя Греция, Крит, Искусство, Культура, Археология, Познавательно, Длиннопост
Показать полностью 12

Что скрывает миф о Минотавре?

Истории о Геракле и его подвигах, хитроумном Одиссее, похождениях любвеобильного Зевса и ящике Пандоры прочно влились в нашу культуру, а ее персонажи знакомы с детства. Однако тем прекрасна мифология Древней Греции, что сюжеты ее взяты из жизни, основаны на событиях, которые реально имели место быть тысячи лет назад. Мифическая Троя, воспетая Гомером, стала реальностью, когда были обнародованы результаты раскопок на холме Гиссарлык в турецкой провинции Чанаккале - о вполне реальном городе со страниц «Илиады» мы рассказали вам в нашей статье «Бойся, Троя, данайцев, дары приносящих», сегодня же предметом нашего разговора станет не менее знакомый сюжет. С вами Бородатый Горец и мы отправляемся на Крит, где тысячи лет назад зародилась и угасла минойская цивилизация. Названная так, к слову, в честь легендарного царя Миноса - одного из героев этой истории, вопрос существования которого на данный момент по-прежнему остается открытым.


И это важный момент, ибо довольно сложно в рамках данного материала говорить о безусловных фактах и событиях, ибо даже те из деталей мифологического сюжета, что имеют под собой вполне реальную подоплеку, одним толкованием часто не ограничиваются. Потому, конечно, рассматриваем, исследуем, но все равно относимся критически. Теперь, когда этот момент мы обсудили, давайте поговорим о той самой истории, известной многим с молодых ногтей - истории о быке Минотавре, живущем в огромном лабиринте, и герое Тесее, избавившего мир от этого чудовища. Кстати, а был ли вообще Тесей?


Принято считать, что жил прославленный герой в XIII веке до н.э., т.е. относился к поколению, предшествовавшему поколению троянских героев. Отец Тесея, девятый царь Афин Эгей, до знакомства с будущей матерью героя имел уже два брака, однако ни один из них не дал ему наследника. Явно переживая по этому поводу, афинский царь отправляется в Дельфы за советом, однако предсказания, данного оракулом, не понимает. Однако правил тогда в городе Трезен царь Питфей, известный своей мудростью и умением толковать предсказания дельфийского оракула. Встретившись с Эгеем, тот понял, что власть в Афинах будет принадлежать потомкам царя и после его смерти, после чего напоил дорогого гостя и уложил спать со своей дочерью Эфрой. Как вы уже догадались, той же ночью был зачат Тесей, однако помимо Эгея, согласно преданию, с девушкой сблизился и бог морей Посейдон, потому, как и положено герою, юноша имел двух отцов - земного и божественного покровителей. Таким образом начало сбываться пророчество, звучавшее как : "Не разжимай выпуклого рта бурдюка с вином, пока не достигнешь высоты Афин, иначе умрешь от горя». Забегая вперед, вспомним, что сгубило царя ложное известие о гибели сына, так быть может и тогда стоило провести время в компании благородного напитка? Оставим этот вопрос толкователям.


Трезен - родной город Тесея (Здесь и далее работы художника Балажа Балога, в своем творчестве опирающегося на научные исследования и публикации, данные археологических раскопок и т.д., если не указано иного автора. Выбор в пользу художника обусловлен желанием показать читателю тесную связь между реальностью и мифологическим сюжетом.

Что скрывает миф о Минотавре? История, Мифология, Греция, Факты, Минойская культура, Крит, Археология, Длиннопост

Что же до личности Тесея, то здесь мы можем говорить о знаковости этой фигуры в истории Афин, несмотря на то, что по-прежнему ведутся споры о самом факте его существования. Тесея упоминают в своих трудах Павсаний, Плутарх, Диодор Сицилийский, Клидем, Псевдо-Гигин и другие, он становится героем произведений Эсхила, Софокла и Еврипида. Фигура Тесея считалась символом афинской государственности и одним из самых популярных героев Эллады, уступая, пожалуй, только Гераклу. Роднит с сыном Зевса Тесея и внешний образ - как и Геракла, Тесея нередко изображали в львиной шкуре, считающейся атрибутом царской власти. Собственно, сам Тесей считается десятым правителем Афин из династии Эрехтеидов, правившим с 1234 по 1205 год до нашей эры (Евсевий Кесарийский, римский историк). Плутарх, живший в 1-2 веке н.э. в своем труде «Жизнь Тесея», приписывает герою масштабные преобразования, одно из которых - объединения в рамках общего полиса (Афины) жителей Аттики, живших со времен первых афинских царей в составе нескольких племенных образований/общин. Разделение жителей Афин на три сословия - благородных (евпатридов), ремесленников (демиургов) и землевладельцев (геоморов) также приписывают сыну Эгея, наделив первых правом занимать высшие должности. Также при царствовании Тесея территория Афин увеличивается на юг и юго-восток, учреждены Панафинеи - празднества в честь богини Афины, а также, согласно преданию, устанавливается процедура остракизма, первой жертвой которого сам античный реформатор и стал.


«Тесея и Эфра» (Лоран Де Ла Хир)
Согласно мифу, Эгей сразу после ночи с царевной уехал в Афины, а ребенка завещал растить в глубокой тайне - опасался козней родственников, оспаривавших его власть. Он оставил свои сандалии и меч под огромным камнем - его сын должен был поднять его и с этими вещами явиться к отцу. К слову, эти предметы также считались древними атрибутами величия царственной власти и, вероятно, составляли часть обряда коронации (по И.М.Камад)

Что скрывает миф о Минотавре? История, Мифология, Греция, Факты, Минойская культура, Крит, Археология, Длиннопост

Отдельного упоминания заслуживает т.н. культ Тесея, возникший в Афинах с 470-х до н.э. Первоначально Тесей представлялся как древнее божество жителей Марафонской долины (северо-восток Аттики), почитался ее жителями как освободитель страны. Существовавший обряд «стрижки волос» юношами также связывают с историей Тесея, пожертвовавшем в Дельфах прядь своих волос богу Аполлону - подобный обряд инициации распространился на территории Греции и Малой Азии, древнегреческий историк Геродот приписывал ему ливийское происхождение. Собственно там же, при Марафоне, культ Тесея получил второе рождение (после некоторого угасания при правлении Писистратидов) - по легенде во время битвы афинян с персами в 490 году эллинам явился Тесея в полном обмундировании, что способствовало поднятию боевого духа и полной победе греков в одном из крупнейших сражений периода греко-персидский войн (499-449 г. до н.э). Тогда же, по мнению исследователя Илоны Мирославовны Камад («Обрядовая сторона культов Древней Греции), появляется основа мифа о победе над чудовищем Минотавром - в период греко-персидских войн эллины одерживают ряд морских побед, итогом которых становится освобождение заморских территорий от власти деспотов. Роберт Грейвс сравнивает победу Тесея над критским быком (от него царица Пасифая родила Минотавра) с борьбой афинян с критским деспотизмом, описанной Плутархом. Так постепенно рождается история о царе Миносе, имевшего черты типично азиатского деспота, жаждущего все новых и новых человеческих жертв. Собственно, а чем же объяснялась такая жестокость критского царя?


Кносс, остров Крит, Королевский дворец, около 1450 г. до н.э. (Балаж Балог)
Что скрывает миф о Минотавре? История, Мифология, Греция, Факты, Минойская культура, Крит, Археология, Длиннопост

Как мы уже знаем, одним из достижений, приписываемых Тесею, является организация праздника Панафинеи или Панафинейских игр, включающих в себя помимо религиозных обрядов различные спортивные состязания. По версии Гарпократиона, празднество, известное ранее как Афинеи, было учреждено еще царем Эрихтонием (4-м царем Афин), а уже после объединения Тесеем аттических общин в единый полис получило новое название, означающее «праздник для всех афинян».

Что скрывает миф о Минотавре? История, Мифология, Греция, Факты, Минойская культура, Крит, Археология, Длиннопост

Эта версия согласуется с тем обстоятельством, что упомянутые нами в дальнейшем события происходят при царствовании отца Тесея - царя Эгея. В празднестве, посвященном богине Афине, среди прославленных греческих бойцов принимает участие критский принц - сын царя Миноса Андрогей. Критский принц, считавшийся прославленным бойцом и храбрейшим из воином, побеждает буквально во всех состязаниях, что, конечно, очень не понравилось афинянам и лично царю Эгею. Результатом этой ненависти к царевичу становится смерть Андрогея, погибшего по различным версиям либо в результате заговора, либо в схватке с критским быком, на охоту за которым его посылает царь Эгей - быка по итогу убивает сын афинского царя Тесей, а затем приносит в жертву богине Афины. По мнению ученого-религиоведа Й.Лукача жертвоприношение, упомянутое в мифе, является символом крушения власти на Крите и победы афинян в борьбе с варварской Азией, с коей олицетворялась как государство мифического царя Миноса, так и государство персов.


Кносский дворец минойского периода, Крит, Лестница в жилом крыле, 15 век до нашей эры (Балаж Балог)

Что скрывает миф о Минотавре? История, Мифология, Греция, Факты, Минойская культура, Крит, Археология, Длиннопост

Однако вернемся к Андрогею. Смерть любимого сына разозлила Миноса, решившего объявить войну Афинам. Войска критского царя осадили полис, однако осада оказалось безуспешной. Тогда Минос взмолился богам, прося их покарать Афины - город настигло землетрясение, а вслед за ним голод и засуха. Тогда афиняне поспешили к царю с предложением о заключении мира, на что Минос выдвинул свои условия - отныне каждые девять лет Афины платили критскому царю дань, отправляя в Кносс семерых афинских юношей и девушек. Они были заключены в знаменитом лабиринте, где, согласно греческим легендам обитало страшное чудовище с телом человека и головой быка.

Что скрывает миф о Минотавре? История, Мифология, Греция, Факты, Минойская культура, Крит, Археология, Длиннопост

Существование «лабиринта Минотавра» в наше время не вызывает никаких сомнений - в результате археологических раскопок, начатых в 1900 году Артуром Эвансом был обнаружен Кносский дворец. Сооружение представляет собой сложный комплекс жилых и хозяйственных помещений в несколько этажей, который, вероятно, и послужил основой для одного из самых знаменитых творений Дедала. В ходе раскопок также было найдено множество монет, некоторые из которых имели на реверсе изображение лабиринта. Собственно, именно Эванс считается первооткрывателем минойской цивилизации, названной так, как известно, по имени мифического царя.


Английский археолог Артур Эванс (1851-1941)

Что скрывает миф о Минотавре? История, Мифология, Греция, Факты, Минойская культура, Крит, Археология, Длиннопост

Но вернемся к нашему мифу. За время, пока Афины платили дань критскому царю, родился и возмужал герой Тесей, решивший избавиться от позорного бремени полиса.

Когда Тесей пришел в Афины, вся Аттика была погружена в глубокую печаль. Уже в третий раз прибывали послы с Крита от могущественного царя Миноса за данью. Тяжела и позорна была эта дань. Афиняне должны были каждые девять лет посылать на Крит семь юношей и семь девушек. Там их запирали в громадном дворце Лабиринте, и их пожирало ужасное чудовище Минотавр, с туловищем человека и головой быка. Минос наложил эту дань на афинян за то, что они убили его сына Андрогея. Теперь в третий раз приходилось афинянам посылать на Крит ужасную дань. Они уже снарядили корабль с черными парусами в знак скорби по юным жертвам Минотавра.
(Николай Кун, «Легенды и мифы Древней Греции)

Кровавая жертва чудовищу с головой быка, конечно, наказание, достойное сурового нрава царя Миноса, однако существуют и другие, более реалистичные версии. По Плутарху, который в свою очередь ссылается на древнегреческого историка Филохора (III в. до н.э.), т.н. лабиринт Минотавра был обыкновенной тюрьмой, где заключенных не только не скармливали кому-либо, но и вообще не делали ничего дурного. Однако они все равно оставались пленниками и предназначались победителю устраиваемых безутешным отцом состязаний - в память о погибшем сыне Андрогее. Свои сомнения по поводу умерщвления афинян высказывает и Аристотель в своем труде «Государственное устройство Боттии», подкрепляя свои рассуждения фактом, что молодые рабы являлись ценным товаром и убивать их попросту невыгодно.


Свое видение у мыслителей древности существует и касательно самой фигуры Минотавра. Так Евсевий Кесарийский (III-IV в. н.э.), ссылаясь все на того же Филохора, говорит о «Минотавре» как о учителе царя Миноса по имени Тавр, известного своим жестоким нравом. Тавр долго время удерживал титул победителя учрежденных критским царем состязаний, пока не был побежден Тесеем - это событие Евсевий относит на 1230-е годы до н.э. Собственно, те же сведения мы можем найти и у Плутарха в его «Жизни Тесея» - приводя сведения разных историков, он делает вывод о существовании военачальника Тавра, погибшего в войне с афинянами. Павсаний утверждает, что Минотавра Тесей не убивал, а связанного вывел за собой из лабиринта, прочие мыслители (Диодор Сицилийский, Псевдо-Аполлодор и др.) описывали смерть сына Пасифаи (жены Миноса) как от ударов кулака, так и от холодного оружия, по историку и мифографу Демона (IV-III в. до н.э.) Тесей убивает Минотавра в гавани острова. Ученые поздней античности, а следом за ними и современные исследователи историю о Минотавре считают продуктом мифотворчества, являющегося зашифрованным повествованием о столкновении индоевропейской культуры и культур «народов моря», почитавших, собственно, быка (как мы помним важного символа и в минойской культуре), откуда известно кто вышел победителем.


Ариадна, минойская принцесса в Кносском дворце, остров Крит, 1400 год до н.э. (Балаж Балог)

Что скрывает миф о Минотавре? История, Мифология, Греция, Факты, Минойская культура, Крит, Археология, Длиннопост

Тем же объясняется, по мнению исследователя Илоны Камад и то, что в мифе о Минотавре Тесей не забирает с собой свою спасительницу - минойскую принцессу и просто красавицу Ариадну - матрилинейный обычай, существовавший на Крите, лишил бы наследницу всех прав на престол, стоит ей только покинуть свои владения. А ведь господство над Критом было важной геополитической победой для Афин, достигнутой в том числе благодаря браку Тесея и Ариадны, упомянутом в мифе - здесь Илона Камад упоминает существовавший у минойцев священный ритуал, т.н. ритуальный брак царя-жреца в образе быка с верховной жрицей луны. Однако женой Тесея девушка так и не стала (в отличие от ее сестры Федры), а сама девушка умерла в родовых муках на острове, где ее оставил недавний возлюбленный.


Образ Ариадны в мультфильме «Икар»(2022) - еще одной интерпретации мифа о Минотавре
По Роберту Грейвсу, имя Ариадны происходит от древнегреческого «Ариагна»(Святейшая), что служило эпитетом луны. В честь богини луны в Кноссе исполнялся танец, участники которого держали в руках бечевку - она помогала танцующим сохранять дистанцию и безошибочно выполнять движения танца. Собственно, эта бечевка и могла стать прообразом клубка ниток, врученных Ариадной Тесею

Что скрывает миф о Минотавре? История, Мифология, Греция, Факты, Минойская культура, Крит, Археология, Длиннопост

Как уже было упомянуто ранее, в результате действий героя погибли не только его возлюбленная и суровый критский военачальник, но и его отец Эгей - согласно легенде, сын забыл про наставления отца, а престарелый царь, увидев вдали знакомый корабль с черными парусами бросился со скалы в море, подарив ему свое имя. Само же судно, согласно Плутарху, хранилось еще много веков - в память о Тесее корабль ежегодно отправлялся в плавание маршрутом Афины - Делос, предварительно подвергаясь ремонту. С годами в корабле Тесея не осталось ни одной доски, которая не была бы заменена, что поставило перед греческими философами вопрос - а тот ли это корабль или уже другой? Также, как и в случае с разобранным нами мифологическим сюжетом, точек зрения на этот счет несколько, однако все они составляют части одной и той же истории. Конечно, многое наверняка было упущено, многое спорно, однако, надеюсь, мне удалось сделать знакомую вам историю хоть немного ближе и роднее.


С вами же был Бородатый Горец, спасибо, что дочитали до конца и до новых встреч! С другими нашими статьями вы можете познакомиться в нашей группе «Бородатый Бард», где также вы можете найти уже упомянутую нами выше статью о Трое. А знаете ли вы, что еще объединяет два этих сюжета? А то, что Тесей похищал Елену задолго до того, как это стало мейнстримом и поводом к десятилетней войне, а сама Елена еще ходила в девицах. Однако это уже совсем другая история..

Показать полностью 9

Бойся, Троя, данайцев, дары приносящих!

Всем привет! С вами Бородатый Горец, и накануне дня археолога мы поговорим с вами об одной из величайших загадок древнего мира и о том, как мифическая Троя открывалась миру. Тем более, что и повод для этого разговора есть.


Скриншот «Total War Saga : Troy» (2020)

Бойся, Троя, данайцев, дары приносящих! Троя, Илиада, История, Длиннопост, Археология, Древний мир, Греция, Поэт Гомер

Сегодня состоится выход очередного спин-оффа серии «Total War», посвященного Троянской войне, воспетой Гомером в его «Илиаде». И если о личности древнегреческого поэта по-прежнему мало что известно, не говоря уж о том, что среди историков ведутся споры не только о дате рождения Гомера, но и о самом факте его существования, то о древнем городе Трое мы все-таки имеем какие-то знания, основанные не только на знаменитом гомеровском эпосе, но и исторических данных. Не говоря уж о том, как всколыхнуло общественность открытие 1873 года — пожалуй, даже человек, не особенно интересующийся историей, слышал о Трое и открывшем ее миру Генрихе Шлимане. И вроде бы все теперь стало понятно, знаменитая Троя найдена (что уже одно из величайших открытий археологии, соперничать с которым могло бы разве что окончательное решение вопроса Атлантиды), но все же вопросов по-прежнему остается много, а Троя и в XXI веке интересует историков и археологов. Что же вообще мы знаем о Трое?


Троя на карте Древнего мира:
Бойся, Троя, данайцев, дары приносящих! Троя, Илиада, История, Длиннопост, Археология, Древний мир, Греция, Поэт Гомер

Во-первых, напомним, что события «Илиады» рассказывают нам, главным образом, о десятом году осады Трои, так как первые девять лет удача ахейцам особенно не улыбалась. В общей сложности события Илиады охватывают лишь сорок один день Троянской войны, начиная с конфликта Агамемнона — предводителя греческого войска с Ахиллесом. «Гнев, богиня, воспой, Ахиллеса, Пелеева сына» — одна из самых известных строчек «Илиады», именно с нее начинается повествование. А заканчивается оно похоронами Патрокла и выкупом троянским царем Приамом тела Гектора, убитого Ахиллесом. Вот и получается, что самые известные нам фрагменты, вроде Троянского коня и смерти Ахиллеса от стрелы, попавшей точно в пятку (равно как и крылатые выражения «Ахиллесова пята», «Дары данайцев» и «Яблоко раздора») это уже не к Гомеру. Все верно, не только знаменитый древнегреческий поэт воспевал Трою, тот же Вергилий в своей «Энеиде» (29-19 г. до н. э) коснулся, в том числе, и темы Трои, тем более что герой «Энеиды»— герой Троянской войны Эней, ведущий спасшихся троянцев из разрушенного города в Италию. Можно сказать о том, что все источники, так или иначе описывающие события Троянской войны, появились ощутимо позже — около четырехсот лет и это только «Илиада».


Современный план Трои:

Бойся, Троя, данайцев, дары приносящих! Троя, Илиада, История, Длиннопост, Археология, Древний мир, Греция, Поэт Гомер

И раз уж мы начали касаться хронологии, остановимся на датах упомянутых событий. Античные историки писали, что Троянская война произошла примерно на рубеже XIII-XII веков до н.э., год падения Трои и в настоящее время вызывает споры. Называется как 1183 год до н.э, так и 1240 год до н.э. Более дюжины датировок знала еще античная хронография — разброс между ними составляет ровно двести лет от датировки Дурида Самосского (1334 г. до н.э.) до Эфора (1134 г. до н.э). Названная выше датировка «1183 г.» признается самой авторитетной, ее автор — Эратосфен Киренский, глава Александрийской библиотеки, живший в третьем веке до н.э.


По-прежнему идут споры и о местонахождении Трои, хотя, казалось бы, 1873 год, Генрих Шлиман, все вроде бы наконец-то стало понятно. Троя Шлимана располагалась недалеко от д.Гиссарлык — там, кстати, сейчас установлен красивый деревянный троянский конь для туристов (также троянский конь — тот, что нам показали в голливудской ленте «Троя»(2004) находится в турецком городе Чанаккале), это место археолог-самоучка выбрал исходя из гомеровских описаний — город должен был находиться в северо-западной части Малой Азии, рядом с Дарданелльским проливом. Археологические находки в этом месте показали, что поселение здесь возникало девять раз — в разные временные эпохи. Однако в результате более поздних исследований было доказано — город, найденный Шлиманом, гораздо древнее Трои. Что, впрочем, не исключало и существования Трои, учитывая особенность памятника.


Троянский конь, установленный на холме Гиссарлык и в г.Чанаккале, Турция

Бойся, Троя, данайцев, дары приносящих! Троя, Илиада, История, Длиннопост, Археология, Древний мир, Греция, Поэт Гомер

Более современная версия говорит о том, что Троя теснее связана с полуостровом на западе Азии (срединная часть территории современной Турции), чем с Эгейским регионом (той же Турции). Там были найдены тонны керамики, печати, много схожих черт исследователи находили и в архитектуре. Троя отождествляется с городом Вилуса, разрушенным, кстати, в 1190 году до н.э. Этот памятник соперничает с известным памятником у холма Гиссарлык, да и известен он как «археологический памятник Троя VII». Позднее на месте разрушенного города возник полис Илиос (Илион) — топоним, тождественный Трое. Кроме того, современный полуостров Троада также отсылает нас к Трое, считают исследователи. Однако и древний город Вилуса позднего бронзового века — не окончательный вариант. Вывод здесь несколько другой — факт Троянской войны современными исследователями на отрицается.


Также стоит упомянуть о том, что жителей Трои на самом деле называли не троянцами, а тевкрами. Это наименование встречается у Страбона, Эсхила и Вергилия, упоминаются тевкры и в источниках времен египетского фараона Рамзеса III — там тевкров причисляют к составу «народов моря», с которыми связана масштабная миграция XIII в. до н.э., принесшая государствам Средиземноморья и Ближнего Востока немало проблем. Согласно историку Страбону племя тевкров изначально обитало на Крите, откуда переселилось в Троаду (Трою). После падения Трои тевкры переместились на Кипр и в Палестину. Сегодня в регионе, где когда-то располагалась Троя, живут как турки, так и греки. Вероятнее всего именно среди них стоит искать потомков троянцев.


Отдельной темой для исследований стал этнический состав населения Трои, однако какого-либо определенного мнения в этом вопросе нет. Исследователи принимают гипотезу о том, что гомеровская Троя тождественна городу Вилуса, зафиксированному хеттами, и на основе хеттских текстов строят гипотезы уже о этнической идентификации троянцев. Они отстаивают связь троянцев с фракийцами (версия, популярная в отечественной науке — Гиндин, Цымбурский), лидийцами, населявших северо-западную Анатолию, а также лувийцами — причем, эта гипотеза является наиболее популярной на сегодняшний день. Лувийцы — родственная хеттам народность, жившая на Балканском полуострове (юго-западное побережье малой Азии) в III-II тыс. до н.э., и если отождествлять с известными нам современными народами, то ближе всего лувийцы к армянам. Народность ликийцев также является объектом внимания исследователей, этой версии отдает предпочтение и отечественный исследователь И.С.Якубович, отмечая, правда, что для окончательного выбора той или иной этнической группы данных недостаточно, равно как и существует возможность выбора среди прочих вариантов.


Развалины Трои в Турции:
Бойся, Троя, данайцев, дары приносящих! Троя, Илиада, История, Длиннопост, Археология, Древний мир, Греция, Поэт Гомер

В завершении хочется сказать, что в настоящее время мы действительно можем говорить о существовании Трои, какой бы она в конечном итоге не оказалась. Для большой же части Троя и Троянская война — значимый культурный феномен, интерес к которому не угасает и по сей день. И взрослым, и детям интересны мифы древней Эллады — для одних это красивые сказки, с порой куда более взрослыми сюжетами, для других — тема для исследования. Замечательна сама по себе древнегреческая культура, многим она полюбилась благодаря книгам Фаддея Францевича Зелинского или же Николая Куна, если мы снова говорим о мифах. Троя по-прежнему во многом загадка для всех нас и этим она интересна.

Показать полностью 5
Отличная работа, все прочитано!