Серия «Ностальджи»

Белее выпавшего снега и тоньше первого ледка...

"Виноградовский" фарфор

Белее выпавшего снега и тоньше первого ледка... Российское производство, Производство, Длиннопост, Фарфор, История, Россия

История русского фарфора длинна и неоднозначна. Начнём с того, что в 1744 году Её Императорское Величество Елизавета Петровна озаботилась тем, что в ея коллекции нет, как не было, посуды отечественного производства. Всё китайская, да немецкая. Возможно, к этой мысли государыню подтолкнули предложенный ей заграничные дары. Воля императрицы подтолкнула исследования инженера и химика Дмитрия Ивановича Виноградова, собственноручно разработавшего, как технологию изготовления фарфоровой смеси из местного сырья, так и составы красок и позолоты для фарфора. Первые отечественные печи для обжига фарфоровых изделий также созданы инженером Виноградовым.

Белее выпавшего снега и тоньше первого ледка... Российское производство, Производство, Длиннопост, Фарфор, История, Россия

В 1747 году Д.И. Виноградов представил императрице результаты своих трудов, и Её Величество осталась весьма довольна, за чем воспоследовала организация первой русской порцелиновой (от немецкого Porzellan или французского porcelaine – фарфор) мануфактуры. Правда, некоторые историки считают, что первенство в его основании принадлежит русскому министру Н.А. Корфу, в том же 1744 году заключившему при датском дворе договор с неким туземным специалистом Х.-А. Гунгером, обязавшимся наладить фарфоровое производство в России. Заинтересованность императрицы в новом производстве подкрепляет и тот факт, что надзор за работами был поручен управляющему кабинетом Её Величества барону Н.А. Черкасову. А уж он, как говорят, пригласил на работу инженера Виноградова.


Специалист Гунгер, как утверждают всё те же заводские историки, оказался мошенником, так и не сумевшим создать ни одной фарфоровой вещицы, его труды, тщательно скрываемые от русских, как производственные секреты, окончились лепкой и обжигом обычного глиняного горшка. По мнению заграничного спеца, в России и глины плохие, и дрова для обжига негодные и люди – бездельники и неумёхи. Тем не менее, барон Черкасов два года ждал результатов от датского специалиста (полагаю, что и средства из казны на его содержание капали немалые). Затем терпение барона (или Её Величества) лопнуло и специалиста отправили восвояси. Ладно хоть, что не по частям. Тут-то у Дмитрия Ивановича Виноградова и пошло дело, из плохих глин, при помощи негодных дров и бездельных людишек инженер создал первый русский фарфор. Кстати, инженер, как человек образованный и обладающий даром предвидения, секретов мастерства хранить не стал, а написал для последователей монографию «Обстоятельное описание чистого порцелина как оной в России при Санкт-Петербурге делается купно с показанием всех к тому принадлежащих работ».


Порцелиновая мануфактура начиналась с малого – с изготовления пуговиц, мелких украшений, курительных трубок и модных в то время табакерок. Самым большим изделием мануфактуры стал «собственный Ея Величества» сервиз для парадных обедов.


При Екатерине Второй (что-то у нас славятся правители всё больше вторые, о первых хорошего не так уж много, разве что Пётр Великий отличился) Порцелиновая мануфактура преобразована в Императорский фарфоровый завод, перед мастерами которого императрица поставила задачу: «удовольствовать всю Россию фарфором». И, как очевидно, мастера «удовольствали». Сегодня мало кто не видел фарфора Ленинградского фарфорового завода имени Ломоносова, или, хотя бы не слышал о нём. Кстати, «екатерининский» (да и более поздний тоже) фарфор у антикваров ценится наравне с произведениями искусства, невзирая на плохие глины и негодные дрова. Ещё бы, ведь завод выпустил не только изящные «императорские» сервизы, вроде «Кабинетского» или «Арабескового», но и великолепную скульптурную серию «Народы России», состоящую из более ста фигур авторства мастера Павла Каменского. Работа над серией шла с 1907 по 1917 год, до самой революции.

Белее выпавшего снега и тоньше первого ледка... Российское производство, Производство, Длиннопост, Фарфор, История, Россия

Несмотря на презрительное отношение революционных масс к «царским безделкам», Императорский фарфоровый завод всё-таки выжил, м был национализирован в 1918 году. При этом ассортимент выпускаемых изделий разительно изменился, теперь завод включился в революционную агитацию по полной, согласно ленинскому плану монументальной пропаганды. В двадцатые годы прошлого столетия русский фарфор отразил всю мощь революционного движения и становления новой страны. Заводские историки пишут: «Под руководством С. Чехонина, которого впоследствии стали называть «мастером советского ампира», в создании агитационного фарфора принимали участие А. Щекотихина– Потоцкая, Н. Данько, В. Кузнецов, Лебедева, Адамович и др. С фарфором 20- х годов связаны имена Б. Кустодиева, К. Петрова–Водкина, М. Добужинского, ставших всемирно известными К. Малевича и В. Кандинского». Некоторые из этих имён известны во всём мире, и не только антикварам.

Белее выпавшего снега и тоньше первого ледка... Российское производство, Производство, Длиннопост, Фарфор, История, Россия

Конечно же, завод занимался не только искусством, мастера работали над химическим и техническим фарфором, на ЛФЗ впервые в России получили оптическое стекло. С конца 1930 годов на заводе изготавливались даже барельефы для станций Московского метро и речного вокзала. Тем не менее, основными оставались художественные изделия. В 1925 году на Всемирной выставке в Париже тысяча экспонатов ЛФЗ принесла создателям золотые медали и мировое признание. Не стоит думать, будто «золото» получено за знаменитый «екатерининский» фарфор, на выставке было широко представлено новое пролетарское искусство, поразившее мир.

Белее выпавшего снега и тоньше первого ледка... Российское производство, Производство, Длиннопост, Фарфор, История, Россия

Тем не менее, соцреализм, как и лозунг «искусство – в массы» не оказал подавляющего влияния на производство ЛФЗ, ленинградский фарфор остался тонким («костяной» фарфор), изящным, отличающимся характерным «лунным» цветом и изысканными формами. Благодаря этому он востребован в мире и сейчас. За создание тонкостенного «костяного» фарфора мастера получили Государственную премию СССР.

Белее выпавшего снега и тоньше первого ледка... Российское производство, Производство, Длиннопост, Фарфор, История, Россия

С перестройкой завод едва не «ушёл» в чужие руки посредством незаконной скупки акций иностранными предпринимателями. Тем не менее, пережив чёрное время, ЛФЗ был выкуплен российским предпринимателем Николаем Цветковым и остался отечественным. В 2005 заводу вернули старинное имя, теперь он называется Императорским фарфоровым заводом. Завод производит около четырёх тысяч наименований изделий, однако, учитывая нацеленность на продукцию класса «люкс», массовым ширпотребом уже не занимается. А по разного рода аукционам и антикварным лавкам всё также ходят выпущенные ещё ЛФЗ «кобальты» и ленинградские кобальтовые и золотые сетки. Наверное, того, что сделано, хватит ещё надолго.

Белее выпавшего снега и тоньше первого ледка... Российское производство, Производство, Длиннопост, Фарфор, История, Россия
Показать полностью 6

Музей мотовилихинских заводов в Перми

Ещё этот музей называют музеем артиллерии. Снимки сделаны лет пять назад, возможно там что-то изменилось. Но тогда было так.

Музей мотовилихинских заводов в Перми Пермь, Мотовилиха, Военная техника, Военные, Танки, Самоходка, Миномет, Армия, Длиннопост, ПВО, Ракета
Музей мотовилихинских заводов в Перми Пермь, Мотовилиха, Военная техника, Военные, Танки, Самоходка, Миномет, Армия, Длиннопост, ПВО, Ракета

2С5 «Гиацинт-С» — советская 152-мм армейская самоходная пушка]. Разработана на Уральском заводе транспортного машиностроения. Главный конструктор шасси — Г. С. Ефимов, 152-мм пушки 2А37 — Ю. Н. Калачников, 152-мм боеприпасов — А. А. Каллистов. Предназначена для подавления и уничтожения средств ядерного нападения, поражения органов управления, тылов, живой силы и боевой техники противника в местах сосредоточения и в опорных пунктах, а также для разрушения фортификационных сооружений.

Музей мотовилихинских заводов в Перми Пермь, Мотовилиха, Военная техника, Военные, Танки, Самоходка, Миномет, Армия, Длиннопост, ПВО, Ракета

ИСУ-152 — советская тяжёлая самоходно-артиллерийская установка периода Великой Отечественной войны. В названии машины буква «И», в дополнение к стандартному советскому обозначению «СУ» — самоходная установка, означает «на базе танка ИС». САУ того же калибра под названием СУ-152 выпускалась на другой танковой базе.

Музей мотовилихинских заводов в Перми Пермь, Мотовилиха, Военная техника, Военные, Танки, Самоходка, Миномет, Армия, Длиннопост, ПВО, Ракета

2С9 «Нона-С» — советская 120-мм дивизионно-полковая авиадесантная самоходная артиллерийско-миномётная установка.

Музей мотовилихинских заводов в Перми Пермь, Мотовилиха, Военная техника, Военные, Танки, Самоходка, Миномет, Армия, Длиннопост, ПВО, Ракета
Музей мотовилихинских заводов в Перми Пермь, Мотовилиха, Военная техника, Военные, Танки, Самоходка, Миномет, Армия, Длиннопост, ПВО, Ракета

Тоже "Гиацинт С", только в другом ракурсе.

Музей мотовилихинских заводов в Перми Пермь, Мотовилиха, Военная техника, Военные, Танки, Самоходка, Миномет, Армия, Длиннопост, ПВО, Ракета

На этом фото я. Попросила сына "щёлкнуть". Я тогда играла в WoT, как раз на ИСУ-152, не удержалась, чтобы не похвастаться перед друзьями-игроманами.

Музей мотовилихинских заводов в Перми Пермь, Мотовилиха, Военная техника, Военные, Танки, Самоходка, Миномет, Армия, Длиннопост, ПВО, Ракета

Пусковая установка 5П85-1 ЗРК С-300ПТ.

Музей мотовилихинских заводов в Перми Пермь, Мотовилиха, Военная техника, Военные, Танки, Самоходка, Миномет, Армия, Длиннопост, ПВО, Ракета

С-125 «Нева» — советский зенитный-ракетный комплекс малого радиуса действия.

Систему "Град" тоже снимала, но куда-то снимок затерялся.

Показать полностью 9

Знал бы Шишкин!

Далёкие двухтысячные, Казахстан, зона даже не рискованного, а просто отчаянного земледелия. Ибо степь, песок, редкие дожди.


В небольшом доме отдыха проходит сельскохозяйственное совещание. В перерыве в фойе перед картиной Шишкина «Рожь» стоят два директора сельскохозяйственных предприятий. Передовики, новаторы, труженики и проч. Первый:

— Хорош хлебушек, я бы с такого пятнадцать центнеров с гектара взял.

Второй:

—А я – двадцать.

Знал бы Шишкин!

Знал бы Шишкин! Сельское хозяйство, Рожь, Картина, Иван Шишкин, Живопись, Аграрии

Как споить собаку

В моей молодости наличествовала в нашей семье собака. Немецкий дог по имени Дея. Имя у неё, согласно родословной, было длинней, чем у любого испанского гранда, но как вы представляете себе зов собаки по всем её четырнадцати именам? Поэтому Дея.


Так вот, Дея наша была всеядна. То бишь, рубала всё, что появлялось у нас на столе, очень любила овощи и фрукты. Узнавала банку с консервированными огурцами или помидорами и начинала попрошайничать, едва банку вносили на кухню. Но речь не об этом. На Новый год мы как-то закупили слишком много шампанского. Муж купил, не зная, что я уже запасла. Сидим за столом, ждём курантов. Дея рядом вертится. Мало ли, что накормили, сидят же за столом, авось что-нибудь вкусненькое дадут. Куранты трын-тыры-дын, мы шампанское пьём, а псина смотрит умильными глазами и облизывается.


Жалко мне стало Дею, взяла, да и налила ей шампанского в небольшую салатницу. Псина с азартом вылакала. Пьём по второй, Дею уже не обходим. Дальше началось веселье: псина носится по квартире вместе с детьми, спотыкается о собственные заплетающиеся лапы и норовит вылизать детей от пяток до макушки. Муж поржал, плеснул новоявленной алкашке ещё шампанского. Не отказалась.

Как споить собаку Собака, Новый год, Шампанское, Рассказ

Веселье кончилось тем, что организм сильно перебравшей собаки отказался от неприемлемого с его точки зрения угощения. И я до утра ползала по квартире с тряпкой, убирая следы собачьего перепоя. Утром Дея была тиха и грустна. Муж предлагал похмелить, или дать бедолаге рассолу, но я запретила. Отпаивала бедную псину чистой водичкой. Больше мы ей не наливали.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!