Серия «Люпениада. Старое.»

Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом

В прошлом посте я рассказал о том, как Люпен стал популярен и упомянул, что вскоре вышли две полнометражные картины. Сегодня о них и расскажу.

Тайна Мамо

Люпен Третий стал успешен. Он стал очень популярен. Что надо делать с популярным сериалом? Правильно, выпустить фильм! И тут продюсеры захихикали и начали потирать ручками, замышляя хитрый план. Если на телевидении нельзя было показать сколько-нибудь много обнаженки (ну, к примеру, даже голая русалка во втором сериале не имела сосков. Впрочем, наверное, это логично — рыба же), то в кинотеатрах с этим было проще (правда, суд все равно некоторые кинофильмы признавал непристойными и запрещал). Ну дальше. Голое женское тело само по себе ставит еще более высокий рейтинг. А рейтингу надо соответствовать, не выдавать же светлую и легкую историю? Все-таки первый кинофильм студии, надо не облажаться.

Так в 1978 году появился фильм Тайна Мамо.

Производство

На фильм возлагали большие надежды. К нему привлекли многих из тех, кто работал над первым сериалом — например, наставника Миядзаки и Такахаты — Ясуо Оцуку, сценариста и режиссера эротических фильмов Ацуши Яматою, режиссером стал раскадровщик первой и последней серии первого сериала Содзи Йосикава. Из "новичков" был Юдзи Оно как композитор плюс новые актеры озвучания, которые пришли ко второму сериалу.

Как я уже говорил, это был первый фильм TMS, поэтому сроку дали 15 месяцев и денег вбухали побольше — 500 млн йен. Столько выделяли на высокобюджетные боевики, для анимации такой бюджет вообще был невозможен. В анимации было задействовано 62 тысячи листов целлюлозы — а типичная двадцатиминутная аниме-серия занимала всего 5 тысяч!

Сам фильм

Ну, что можно сказать о самом фильме... Деньги пошли куда надо, это видно прям сразу. Фильм выглядит очень качественно, рисовка хороша и даже слегка необычна, анимация классная, фоны выглядят богатенько.

Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост
Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост

Фильм старались приблизить к атмосфере манги — и небезуспешно. Дизайн персонажей больше похож на пилот и мангу, чем в сериале. Более темная и мрачная атмосфера и персонажи этому способствуют. Экшн хороший, быстрый, резкий, только успевай следить.

Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост

Злодей — абсолютное чудовище, психопат, который даже несмотря на свою слегка курьезную внешность создает ощущение могущества, если даже не полубога, настоящей угрозы для Люпена.

Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост

У Люпена опять психические качели качнулись в худшую сторону. Это все еще не манга, конечно. Он не маньяк-психопат-насильник, однако же темные черты у него усилились. Он распускает руки, буквально с топором ломится к Фудзико и готов прыгнуть к ней в постель, хочет она того или нет. С другой стороны, она ж его сначала соблазняла, а потом оттолкнула... У него реально снижена эмпатия, он может намеренно оттолкнуть друзей, хоть и будет потом размышлять и слегка мучиться.

Сюжет же весьма... Любопытный.

Ну, начнем с минусов. Он скучноват, некоторые сцены затянуты, иногда он даже слегка сумбурный, а финальных встреч со злодеем аж две.
Я догадываюсь, как это получилось. Вот моя теория: в сценарии обнаружилась ошибка, а нужные раскадровки уже были сделаны и даже начали рисовать сцены. Дело в том, что некоторые сцены не имели смысла до встречи со злодеем, и не имели смысла после победы над ним. И чтобы эти сцены не пропали даром (а их немало), сделали так, что Люпен встречается со злодеем дважды. Динамика фильма просела, но хоть логически более-менее подтянули.

Из плюсов можно отметить много юмора (что отличает его от слабоюморного первого сериала), иногда глупого, а зачастую черного.

Сущность самого сюжета весьма оригинальна. Более высокому рейтингу — более серьезные темы, теперь здесь подымаются философские темы о бессмертии и его цене, жизни и о том, может ли человек играть в бога.

Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост


Один из конфликтов здесь извечный конфликт Люпен с друзьями. Люпен готов идти на край света за Фудзико, пусть она, скорее всего, предаст. Гоэмон и Дзиген таким раскладом недовольны. Насколько важна Люпену Фудзико, важнее ли она друзей? Конфликт вроде как заканчивается ничем, но зато потом во франшизе будет подниматься этот вопрос.

Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост

Еще небольшой минус в том, что Дзенигата тут опять чисто комический персонаж, сюжету не нужный.
Кстати, Гоэмон тут темненький такой. Как в пилоте.

Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост

В целом фильм хороший, пускай и есть непонятки с повествованием. Денег собрал аж 915 млн, был весьма успешен. Поэтому второй фильм не заставил себя ждать. И к сожалению для фильма Тайна Мамо, второй его полностью затмил. Встречайте:

Замок Калиостро.

Скорее всего, из всей франшизы вы могли видеть только этот фильм. Как часть коллекции Миядзаки.

Режиссером, сценаристом, раскадровщиком и дизайнером выступил Хаяо Миядзаки. И вот тут получилось эдакое столкновение. С одной стороны — будущая гиперфраншиза, которая будет регулярно выходить 50 лет. С другой — будущий гипермаэстро аниме, которого будут смотреть даже те, кто аниме не смотрит. В итоге получился гениальный фильм, лучший во всей франшизе.

Производство

Для Хаяо Миядзаки это была первая полнометражная работа. Но у него за плечами был опыт серий первого сериала о Люпене и своего собственного сериала тоже. С персонажами он уже умел работать, так что могло пойти не так?

Сроки. Миядзаки дали 7 месяцев на полностью производство фильма с нуля при таком же бюджете, что и у Тайны Мамо, а я напомню, что у Тайны Мамо сроки были 15 месяцев. Производство было адом, работники ночевали прямо в студии, и это при том, что Миядзаки знал, чего хотел, и продюсеры не говорили "все фигня, давайте заново". Когда надо было начинать уже отрисовывать сами сцены, была готова всего четверть раскадровок, их завершали уже по ходу дела. И Миядзаки еще и снял целых два часа материала, пришлось урезать до часа сорока. И а этом аду родился такой шедевр!

Сам фильм

Начнем с персонажей.
Хаяо Миядзаки уже работал над первым сериалом, поэтому дизайны основных персонажей похожи на тот самый сериал, хотя и несут в себе некую черту Миядзаки. Пиджак у Люпена опять зеленый, ага.

Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост
Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост
Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост

Интересно, что Дзенигата здесь чем-то напоминает капитана Дайса из сериала Миядзаки Конан — мальчик из будущего, который он снял за год до фильма.

Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост

А Кларисса де Калиостро напоминает Лану из того же Конана — как внешне, так и характером.

Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост
Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост

Кларисса, как и Лана — невинное дитя, воплощение чистоты, прекрасный, ничем не запятнанный образ, милая девочка, которую нужно оберегать.

Раз уж заговорили о характере, давайте поговорим об изменениях не только дизайна персонажей.

Люпен тут изменился, причем достаточно серьезно. Он стал взрослее и остепенился. Его психологические качели резко махнули в сторону спокойствия, уравновешенности и золотого сердечка, которое он всегда с собой носит, но здесь оно проявляется особо. Изнасилования? Что вы, этот Люпен даже к Фудзико не пристает, а уж к Клариссе он относится дружески или даже отечески. Разве что с официанткой флиртует. Планы придумывает не чересчур сложные, а простые и надежные. Вместо выпендрежного Мерседеса SSK — простой, крепкий и надежный Фиат 500. Да и вообще стал намного мягче и романтичнее. По факту он не совершает ни одного негативного поступка — краденые бумаги оказались фальшивыми, а незаконное пересечение границы и проникновение в замок — было для спасения невесты и разгадки тайны фальшивых денег. Это контрастирует с его антигероическим образом из других частей, но ты веришь, что это тот же Люпен, только остепенившийся и раскрывший больше свое золотое сердце. Наверное, в этом некоторый неуспех Заговора клана Фума и 3Д-фильма, в которых тоже Люпена сделали чуть добрее. Дело ведь не в том, что он стал добрее в душе — в душе у него всегда было золотое сердце (кроме манги, естественно). Дело в том, что он именно повзрослел и стал более искренним, стал больше раскрывать свою душу.

Автомобиль Люпена из Тайны Мамо и Замка Калиостро.

Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост
Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост

Дзиген тоже поменялся. если раньше он ворчал на Люпена, отпускал едкие саркастичные шутки и высказывал пренебрежение к женщинам, то теперь он стал мягче, всегда поддержит друга, хотя не любит, когда Люпен что-то скрывает, а в конце вообще предлагает Люпену остаться с Клариссой.

Фудзико тоже изменилась весьма серьезно, что можно понять по ее внешнему виду. Одета она весьма скромно, ну и в дальнейшем вместо чувственности и сексуальности задействует ум, хитрость, физическую подготовку и огнестрельное оружие с гранатами.

Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост

А вот у Гоэмона почти нет сколько-нибудь экранного времени, но зато есть одна реплика, которую бы не сказал Гоэмон из сериала. Он подметил, что Кларисса прекрасна душой. Кажется, он начал отходить от философии "есть только путь самосовершенствования и женщины в него не входят".

Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост

Дзенигата тоже "вырос". Только если Люпен вырос характером, то Дзенигата — профессионально. Он теперь не в одиночку бегает за Люпеном, ему выделили пару десятков подчиненных.

Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост

Анимация очень хорошая, плавная, фоны прекрасны. Миядзаки все-таки.

Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост
Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост

Ах да, поскольку это Миядзаки, устаревший летательный аппарат должен быть. Не пропеллерный, но что уж было.

Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост

И европейская архитектура.

Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост

Сюжет тут весьма незатейлив, но целостен, без дыр. Нет лишних сцен, сюжетных линий, конфликтов, всего в самый раз. Кстати, есть отсылочки на оригинальные романы Леблана, но я читал не все, узнаю только имя Кларисса — оно было в "графине Калиостро".

Злодей хорош. Он не внезапный злодей из ниоткуда, он не недопонятый и обиженный, у него нет трагической предыстории. Но и с другой стороны — он не абсолютное зло, которое хочет просто зла всем на планете, и который за малейший промах казнит половину подручных. Он, как и некоторые другие злодеи Миядзаки, просто хочет наживы, но уж ради этой цели он готов пойти на очень многое. И у него весьма хорошая репутация и связи на мировом уровне. У него нет сверхгениальных технических изобретений, которые опережают общемировой прогресс на 150 лет. У него просто передовые технологии середины-конца XX века.

Сцены экшна очень качественно сделаны, цепляют. При этом они перемежаются со спокойными сценами, замедляя повествование, давая расслабиться и слегка отдохнуть от погонь, драк и перестрелок.

Этот фильм - доказательство того, что для того, чтобы снять отличный фильм, не нужно выдумывать что-то экстраординарное. Не нужно снимать гениальный артхаус для зрителей с 300 IQ, или выдвигать какие-то сверхновые теории, или еще что-то. Нет. Чтобы снять отличный фильм - нужно снять просто очень хороший во всех смыслах, во всех аспектах фильм, отполировать его до блеска и вложить в него душу.

Вообще, как заметил один человек в 2004 году, Замок Калиостро напоминает французское кино того времени — солнечное, яркое, легкое и веселое кино с недостатком натуралистичности. Но даже последнее - не недостаток.

Изначально фильм просто окупился, собрав 610 млн йен. Но позже, когда его стали продавать на носителях, он стал просто фурором.
Он повлиял на многих — в том числе на Западе. Великий мышиный сыщик отсылается на Замок Калиостро в сцене с Биг Беном. Сцена в конце "Атлантиды" Диснея, по признанию Гэри Труздейла, была тоже вдохновлена концовкой Замка Калиостро. Джон Лассетер, соучредитель Пиксар, признавался, что на него повлиял Замок Калиостро. И даже постановщик фильма Сипсоны признавался, что сцена, где Барт падает с крыши, вдохновлена Замком Калиостро. А в Японии Тадаси Ямадзаки через 40 лет буквально снял фильм, полностью вдохновленный Замком Калиостро — Люпен Третий: Первый. Неплохой, кстати.

Недовольны были немногочисленные "хардкорные фанаты" Люпена, которые утверждали, что это совсем не то. Но даже создатель манги Кадзухико Като считал, что фильм прекрасен, пускай у Миядзаки и другое видение персонажа.

Не знаю, когда будет следующий пост, но я хочу лишь конструктивной критики.

Показать полностью 22

Люпен Третий. Часть 2. История успеха

В прошлом посте я разобрал историю возникновения аниме "Люпен Третий", но указал, что оно поначалу было непопулярно. А как оно стало популярно?


Фильм, фильм, фильм!

Я уже писал в прошлом посте, что повторные показы первого сериала были весьма успешны. Но свою роль в этом сыграл и фильм 1974 года "странная психокинетическая стратегия" — как раз тогда, когда аниме стало набирать популярность.

Люпен Третий. Часть 2. История успеха Фильмы, Lupin III, Аниме, Экранизация, Хаяо Миядзаки, Эйприл О’Нил, Небесный замок Лапута, Длиннопост

Сразу скажу. Фильм очень глупый, очень дешевый — и при этом весьма смешной, отчасти из-за своей нелепости. Многие гэги как будто писали сценаристы аниме — до того они больше подходят мультипликации, а не фильму с живыми актерами — но эти гэги обыграны так же, как их обыграли в аниме. Фудзико швыряет стальную игральную карту в ветку, ветка падает на Люпена, Люпен застывает и от легкого толчка падает, подняв ноги. Вроде бы с живыми актерами должно выйти совсем не смешно — но актер до того хорошо изображает из себя аниме-героя, что это тебя смешит. Ужимки тоже очень смешны и нелепы, и тоже как будто выдернуты из аниме.

Если что, это вроде как предыстория. Герои только знакомятся друг с другом.

О героях. Люпен, как вы видите на скрине, большую часть фильма носит белый костюм. Да, с белым пиджаком, а не цветастым. Люпен теперь владеет психокинезом (телекинезом). Правда, он проявляется в том, что Люпен выворачивает какие-то акробатические трюки, да еще может как Флэш передвигаться. Буквально.


Кстати, узнаете, кто рядом с ним? Да вы что, это же Дзиген Дайсуке! Ну, тот самый, у которого в аниме пышная борода и черный костюм! Кстати, вы не забыли, что он предпочитает шестизарядные револьверы?

Люпен Третий. Часть 2. История успеха Фильмы, Lupin III, Аниме, Экранизация, Хаяо Миядзаки, Эйприл О’Нил, Небесный замок Лапута, Длиннопост

Ну, в этом фильме он предпочитает всего и побольше. Ах да, теперь он вообще не сухой и саркастичный. Теперь он даже искренне льет слезы, когда видит, что Люпен ночует где-то чуть ли не на помойке (нет, Люпен не бомж, просто ему наплевать, назавтра они поселились в хорошем отеле) и очень хочет возродить "Империю Люпена", которой управлял Люпен Второй.

О, а помните, как выглядел инспектор Дзенигата?

Люпен Третий. Часть 2. История успеха Фильмы, Lupin III, Аниме, Экранизация, Хаяо Миядзаки, Эйприл О’Нил, Небесный замок Лапута, Длиннопост

Вот он, в центре. Теперь он выглядит и ведет себя как казахский мафиози, а вторую половину фильма — плюется попкорном. И один раз упоминает, что нагонит Люпена с помощью психокинеза.

Ну, а Фудзико Мине ведет себя как Фудзико Мине. У нее нет стандартного внешнего вида.

Фильм — дешевая буффонадная комедия, которой не хватает только музыки из Бенни Хилла. Но до чего ж смешной!

Второй сериал.

Ну так вот. TMS увидели, что фильм окупился, рейтинги сериала на телеке поднялись. Нужно пилить продолжение и улучшить все то хорошее, что сделали молодые режиссеры в последней половине сериала. Нужно больше юмора, буффонады, более легкое повествование, а героя сделать добрее и веселее.

Так и появился Люпен Третий: часть вторая.

И вот это стало началом успеха, скажу прямо. Популярность была очень высокой. Сериал продержался 4 сезона (да, именно поэтому части - это не сезоны, а сериалы) и 155 серий. В чем же причина такой популярности?

Начнем с менее очевидной вещи. Музыка. В первом сериале она была... Какой-то незапоминающейся. Заставка была скучноватой и вообще не настраивала на приключения. Теперь же, когда за музыку взялся Юдзи Оно (и будет ей заниматься следующие 45 лет), просто всё стало лучше. И второстепенные треки, и заставка с главной темой.
Да, кстати о музыке. Я не упоминал, что практически вся музыка во франшизе — джаз? Ну вот, теперь знайте. Из известных аниме с джазовой главной темой можно, разве что, Бибопа припомнить.

Далее. Место действия. В первом сериале это были неопределенные улица, замок, дом. Безликие, без имени и места. Из-за этого всё как-то плохо запоминалось.
Тут же — мировое турне Люпена, не иначе. Рио-де-Жанейро, Венеция, Москва, Марокко и даже Берлинская Стена!

Люпен Третий. Часть 2. История успеха Фильмы, Lupin III, Аниме, Экранизация, Хаяо Миядзаки, Эйприл О’Нил, Небесный замок Лапута, Длиннопост

Если что, это площадь Сан-Марко

Люпен Третий. Часть 2. История успеха Фильмы, Lupin III, Аниме, Экранизация, Хаяо Миядзаки, Эйприл О’Нил, Небесный замок Лапута, Длиннопост
Люпен Третий. Часть 2. История успеха Фильмы, Lupin III, Аниме, Экранизация, Хаяо Миядзаки, Эйприл О’Нил, Небесный замок Лапута, Длиннопост

А уж с кем он только не сталкивался! Дочь Лоуренса Аравийского, внук Фантомаса, потомок Иуды Искариота, Наполеон XI... Да что там, был даже кроссовер с Розой Версаля (правда, неясно, как Оскар прожила 200 лет, ведь действие Розы Версаля происходило во время Великой Французской Революции).

Люпен Третий. Часть 2. История успеха Фильмы, Lupin III, Аниме, Экранизация, Хаяо Миядзаки, Эйприл О’Нил, Небесный замок Лапута, Длиннопост

А еще он иногда ворует реальные вещи. Типа картин художника XVIII века Сяраку.

Люпен Третий. Часть 2. История успеха Фильмы, Lupin III, Аниме, Экранизация, Хаяо Миядзаки, Эйприл О’Нил, Небесный замок Лапута, Длиннопост

Вообще в этом сериале очень много отсылок на поп-культуру и исторических личностей.

Дизайн персонажей немного изменили, как и Люпена. Он теперь стал еще более уравновешенным, хотя жесть он тоже творит, но это менее заметно, в основном целью своей выбирает злодеев или вообще просто ворует из исторических мест.

Люпен Третий. Часть 2. История успеха Фильмы, Lupin III, Аниме, Экранизация, Хаяо Миядзаки, Эйприл О’Нил, Небесный замок Лапута, Длиннопост

Серии стали изобретательнее сценарно, появилось больше сюжетных поворотов. Появились серии, где раскрывали какого-то персонажа отдельно, где у Люпена было меньше экранного времени.

Юмора, гэгов и вообще буффонады отвалили по полной. Шуток стало больше, причем каждый персонаж ответственен за свой вид юмора. У Люпена — непристойные шутки и физический юмор, буффонада. Дзиген отпускает саркастичные комментарии. Гоэмон серьезен во всех ситуациях, что тоже иногда дает повод улыбнуться. Дзенигата теперь стал вообще персонажем для разрядки смехом, этаким комиссаром Жювом, который бегает и кричит "я поймаю тебя, Люпен!".
А у Фудзико юмора немного, а который есть - просто отшивание Люпена во всех возможных вариациях.

Но самое главное изменение — это бред. Клоунада. Чистый идиотизм. В хорошем смысле!
В сериях часто творится полная дичь, но веселая. Однажды у команды Люпена попросили печень дракона, чешую русалки (причем конкретно средиземноморской) и слезу снежного человека, чтобы сварить зелье, что пробудит принца. А еще в этой серии Люпен замерз в Гималаях, стал ледышкой, и Гоэмон с Дзигеном его отогревали на костре. Маниакальная ухмылка Дзигена меня пугает.

Люпен Третий. Часть 2. История успеха Фильмы, Lupin III, Аниме, Экранизация, Хаяо Миядзаки, Эйприл О’Нил, Небесный замок Лапута, Длиннопост

И так во многих сериях! Абсолютный бред, чистая шиза — но ведь это весело! Серия, где люди изобрели ракетный ранец, чтобы переодеть человека в Супермена только с целью разгромить пару магазинов в округе, пока все смотрят на Супермена? Да легко! Серия, где Фудзико приманивает своим голосом Лох-Несское чудовище, а безумный ученый строит своего робота-Несси? И такое есть. Серия, которая чисто отсылка на "в джазе только девушки" с отсылкой еще и на финальную сцену? Да, да и еще раз да!

Несколько интересных фактов:

Серии 99, 100, 101 и 102 были сделаны по сценариям, которые прислали зрители.
99 серия — первая аниме-серия, показанная в стерео.
Эйко Масуяма, которая озвучивала Фудзико в пилотном выпуске, вернулась к ее роли. Ее заменят только через 33 года.
Макио Иноуэ начал озвучивать Гоэмона — и тоже стал одним из "классических" актеров озвучания Люпена. Его тоже заменят только в 2010.

След Миядзаки

Я бы еще хотел рассмотреть подробнее 145 и 155 серии. А знаете, почему? Режиссер этих серий — Хаяо Миядзаки.

Причем здесь, в отличие от серий зеленого пиджака, ему дали творческую свободу. Он, кстати, к этому времени успел снять целый фильм по Люпену (об этом в следующей части) и свой сериал: Конан — мальчик из будущего.

Поэтому эти серии такие... Миядзакиевские. Общие черты у них — улучшенная анимация и чуть-чуть другая рисовка, ну и слегка сюжетно — в обеих сериях злодеями выступают жадные капиталисты, которые хотят продавать супероружие и повышенное внимание уделяется Дзенигате, как любимому персонажу Миядзаки. Хотя в 155 серии не совсем так.

145 серия. Злодей — вылитый дед из Лапуты, ну, или дед Камадзи. В этой серии очень много старых самолетов, которые так любит Миядзаки.

Люпен Третий. Часть 2. История успеха Фильмы, Lupin III, Аниме, Экранизация, Хаяо Миядзаки, Эйприл О’Нил, Небесный замок Лапута, Длиннопост
Люпен Третий. Часть 2. История успеха Фильмы, Lupin III, Аниме, Экранизация, Хаяо Миядзаки, Эйприл О’Нил, Небесный замок Лапута, Длиннопост
Люпен Третий. Часть 2. История успеха Фильмы, Lupin III, Аниме, Экранизация, Хаяо Миядзаки, Эйприл О’Нил, Небесный замок Лапута, Длиннопост

Миядзаки любит пропеллерные самолеты.

Люпен Третий. Часть 2. История успеха Фильмы, Lupin III, Аниме, Экранизация, Хаяо Миядзаки, Эйприл О’Нил, Небесный замок Лапута, Длиннопост

А вот этот прыжок был как в Конане, так и в полнометражке Миядзаки про Люпена.

Люпен Третий. Часть 2. История успеха Фильмы, Lupin III, Аниме, Экранизация, Хаяо Миядзаки, Эйприл О’Нил, Небесный замок Лапута, Длиннопост
Люпен Третий. Часть 2. История успеха Фильмы, Lupin III, Аниме, Экранизация, Хаяо Миядзаки, Эйприл О’Нил, Небесный замок Лапута, Длиннопост
Люпен Третий. Часть 2. История успеха Фильмы, Lupin III, Аниме, Экранизация, Хаяо Миядзаки, Эйприл О’Нил, Небесный замок Лапута, Длиннопост

А воздушный бой на огромном Альбатросе и маленьком красно-желтом самолетике — это ж одна большая отсылка на бой в Конане! Особенно борьба Фудзико и злодея.

Люпен Третий. Часть 2. История успеха Фильмы, Lupin III, Аниме, Экранизация, Хаяо Миядзаки, Эйприл О’Нил, Небесный замок Лапута, Длиннопост
Люпен Третий. Часть 2. История успеха Фильмы, Lupin III, Аниме, Экранизация, Хаяо Миядзаки, Эйприл О’Нил, Небесный замок Лапута, Длиннопост

Ну и другие мелкие сходства, вроде похожей одежды у солдат на обоих кораблях.

155 серия. Вот тут, конечно... Навсикая из долины ветров, которая управляет роботом из Лапуты.

Люпен Третий. Часть 2. История успеха Фильмы, Lupin III, Аниме, Экранизация, Хаяо Миядзаки, Эйприл О’Нил, Небесный замок Лапута, Длиннопост
Люпен Третий. Часть 2. История успеха Фильмы, Lupin III, Аниме, Экранизация, Хаяо Миядзаки, Эйприл О’Нил, Небесный замок Лапута, Длиннопост

Интересный факт: на основании дизайна Фудзико в этой серии был создан дизайн Эйприл О'Нил в сериале 80-х.

Люпен Третий. Часть 2. История успеха Фильмы, Lupin III, Аниме, Экранизация, Хаяо Миядзаки, Эйприл О’Нил, Небесный замок Лапута, Длиннопост
Люпен Третий. Часть 2. История успеха Фильмы, Lupin III, Аниме, Экранизация, Хаяо Миядзаки, Эйприл О’Нил, Небесный замок Лапута, Длиннопост

Эти серии — одни из лучших во всём сериале. В них явно ощущается след полнометражки о Люпене 1979 года.

Но о двух полнометражках, которые вышли друг за другом, я расскажу в следующем посте.

Жду конструктивной критики.

Показать полностью 23

Люпен Третий. Часть 1. Внук вора

В прошлом посте я быстро разобрал историю Арсена Люпена, чтобы была понятна предыстория Люпена III.

История о манге и псевдониме.

Понятно, деда я разобрал. Но откуда внук? Не Морис Леблан же написал Люпена Третьего?

Сейчас объясню. Арсен Люпен стал очень популярен в Японии. Например, независимо от Люпена Третьего в 80-е к нему отослался Magic Kaito. Ну подумайте — неуловимый вор во фраке, цилиндре и монокле, который не берет то, чего ему не нужно.

Люпен Третий. Часть 1. Внук вора Аниме, Lupin III, Арсен Люпен, Манга, Хаяо Миядзаки, Длиннопост, Экранизация

Я слегка отвлекся. Так вот, Арсен Люпен был популярен в Японии в XX веке. И один малоизвестный автор по имени Кадзухико Като, который рисовал мангу "Playboy school" в журнале Футабаши, решил сделать что-то про Люпена. Но слегка соригинальничал — нарисовал мангу про его внука. Люпена Третьего. В издательстве ему даже утвердили псевдоним — Манки Панч (Обезьяний удар). Кадзухико расстроился, но подумал, что манга будет выходить всего три месяца, а потом про этот псевдоним забудут.

Люпен Третий. Часть 1. Внук вора Аниме, Lupin III, Арсен Люпен, Манга, Хаяо Миядзаки, Длиннопост, Экранизация

Три месяца... Он не отделался от дурацкого псевдонима до самой смерти.

К слову о манге.
Вот как я описывал Арсена Люпена? Благородный вор с кодексом чести, у него есть принципы (к примеру, никогда не убивает), может безвозмездно помочь, да и богатства ему не особо нужны.

Забудьте это описание, если хотите прочитать мангу. Люпен Третий — безжалостный убийца, садист, возглавляющий "клан Люпена" в котором состоит две тысячи человек, да к тому же насильник (как показывает OVA мир манки панча: Алиса, Кадзухико вообще помешан на сексе).
Особенно насильник. В каждой главе если не изнасилование, то как минимум домогательства.
Я прочитал пару глав — не то что бы неинтересно, но... Персонажей сложно отличить друг от друга, а все эти "качества" Люпена просто отбивают желание читать. Он просто мерзок. Убить секретаря за то, что он не выдал сведений? Да раз плюнуть. По пьяни убить собаку и ее голову швырнуть хозяину? Да пожалуйста. Он вообще больше походит на Фантомаса, чем на Арсена Люпена.
Я смотрел Люпена III в аниме — и он бывал разный. В некоторых фильмах он тоже не лапочка, да и в большинстве произведений он именно антигерой. Да он в конце концов вор! Но никакое аниме про него, вот вообще никакое не сравнится с мангой.
Вообще манга не особо нужна, чтобы ознакомиться с Люпеном Третьим. Давайте лучше посмотрим на аниме.

Пилотный эпизод.

Тут мне говорить особо нечего. Это промо-ролик на 12 минут, сделанный, чтобы убедить профинансировать фильм по Люпену. Не совсем получилось — сказали лучше сделать сериал. Существует в двух озвучках и двух форматах (широкий киноформат и 4:3 телевизионный). Отсюда в другие части перекочуют такие вещи, как темный цвет кожи самурая Гоэмона (будет в фильме Тайна Мамо), способ побега команды (будет в одной из серий первого сезона) и голос Дзигена — Киёси Кобаяси. Будет озвучивать его следующие 50 лет. Без шуток.
Сюжет тут для галочки, основная цель промо-ролика — показать нам персонажей.
А, ну и культовая сцена, где Люпен бежит вдоль стены, ее нам покажут потом не раз. Плюс сам эпизод будет частично использован во вступлении к сериям первого сезона.

Люпен Третий. Часть 1. Внук вора Аниме, Lupin III, Арсен Люпен, Манга, Хаяо Миядзаки, Длиннопост, Экранизация
Люпен Третий. Часть 1. Внук вора Аниме, Lupin III, Арсен Люпен, Манга, Хаяо Миядзаки, Длиннопост, Экранизация

Первая часть.

Небольшое уточнение: Люпен III делится не на сезоны, а сериалы. Сезон — это часть единого сериала, а у Люпена III части кардинально отличаются. Сериал 1971 года не очень похож на сериал 1980 года и между ними нет связи. Фактически это отдельные произведения.

Вот тут мы остановимся поподробнее.
Разберем персонажей:

  1. Люпен Третий.

    Собственно, сам вор. Носит стильную одежду — яркий пиджак, галстук, темную рубашку. Лицом походит на обезьянку, над чем иногда смеются персонажи. Большую часть своих негативных черт утратил или смягчил — больше не насильник, но еще сексуально озабоченный, убивает иногда даже с плохо скрываемой радостью, но хотя бы больше не психопат и невинные у него страдают редко. Основная цель для него теперь заключается в азарте или деньгах, а не женщинах. Весьма энергичный и смелый молодой человек, готовый ради Фудзико ввязаться в любую проблему. Теперь возглавляет команду из от силы четырех человек, а не организацию в две тысячи человек.

    Его стал озвучивать Ясуо Ямада. Он будет актером озвучания Люпена до самой смерти в 1995 году.

Люпен Третий. Часть 1. Внук вора Аниме, Lupin III, Арсен Люпен, Манга, Хаяо Миядзаки, Длиннопост, Экранизация

2. Дзиген Дайсуке.

Бородатый друг главного героя и голос разума в команде. Впрочем, чаще всего, идет на поводу у Люпена, когда Люпен идет на поводу у Фудзико, а затем они вместе вляпываются в неприятности. Одет в строгий темный костюм со шляпой, надвинутой на глаза. Великолепный стрелок, может попасть во что угодно и из чего угодно, если это огнестрел или пневмат. Предпочитает шестизарядные револьверы. Характер у него циничный, сухой, саркастичный.
Не женат.

Люпен Третий. Часть 1. Внук вора Аниме, Lupin III, Арсен Люпен, Манга, Хаяо Миядзаки, Длиннопост, Экранизация

3. Фудзико Мине.

Как она сама говорила в Замке Калиостро — были они с Люпеном и союзниками, и врагами, и любовниками. Обладательница груди 4 размера, благодаря чему привлекает на себе внимание многих мужчин (ну, это помогает воровать). Часто предает Люпена, хотя не всегда. Ее сюжетная роль чаще заключается в том, чтобы впутать Люпена с командой в приключения. Если она хочет денег, то, скорее всего, она привлечет Люпена, а потом кинет его разбираться с неприятностями. Хотя бывают моменты, когда она просто вместе со всеми честно работает.

Одевается каждый раз по-разному, что удивительно ведь большая часть персонажей одевается каждый день одинаково. Но предпочтительный наряд — ну, быть голой. Иногда использует игральные карты как оружие. Она чаще всех меняет внешний вид от произведения к произведению. Несмотря на все, она все-таки любит Люпена и даже рассуждает, как ей жить, когда узнает, что он погиб.

Кстати, ее имя образовано от горы Фудзияма. Автор посчитал, что надо больше репрезентации Японии в сериале.

Ее озвучивала Юкико Никайдо в первом сериале. Кстати, Эйко Масуяма, которая озвучивала ее для пилота 1969 г. потом вернется для озвучивания Фудзико — и будет ее озвучивать до 2010.

Люпен Третий. Часть 1. Внук вора Аниме, Lupin III, Арсен Люпен, Манга, Хаяо Миядзаки, Длиннопост, Экранизация

4. Гоэмон Исикава XIII.

Вот кто уж точно олицетворяет Японию в сериале, так это Гоэмон. Потомок реально существовавшего бандита 16 века, которого казнили за покушение на жизнь преемника Оды Нобунаги.

Гоэмон как будто сам вылез из того же 16 века. Он одевается как самурай из прошлого, он не владеет техникой совсем, а его философия — постоянное самосовершенствование. У самурая нет цели, только путь.

Он мастер владения клинком, а точнее — катаной Зантецукен (что означает: меч, режущий сталь). Она разрезает всё. Буквально вообще всё. Зачастую помогает разрешать проблемы героям в конце серии, когда кажется, что выхода нет, а он является и все проблемы разрубает. Поскольку сильно много крови в сериале не надо, а всяких невинных стражников убивать не комильфо, часто он просто режет одежду с хирургической точностью или бьет противников мечом в ножнах.

В первых сериях его наняли, чтобы убить Люпена, но позже он к нему присоединился. Можно было бы назвать вторым голосом разума в команде, если бы он чуть чаще подавал голос вообще.

В пилотном эпизоде его в 1969 озвучивал Горо Ная, который позже стал актером озвучания Дзенигаты. В первом сериале — Тикао Оцука. Кстати, сын Тикао Оцуки, Акио Оцука, в 2021 стал актером озвучания Дзигена.

Люпен Третий. Часть 1. Внук вора Аниме, Lupin III, Арсен Люпен, Манга, Хаяо Миядзаки, Длиннопост, Экранизация

5. Инспектор Коичи Дзенигата

Этот человек не входит в компанию Люпена... Чаще всего. Слуга закона. Дитя эпохи Сева. Он живет ради работы — служить закону. Может пропускать серии, так как не везде нужен.

Он всегда гонится за Люпеном, наподобие Тома и Джерри. Хотя Люпен зачастую не просто убегает, а хитростью переигрывает инспектора, оставляя последнего в дураках. Это было взято у Арсена Люпена, там то же самое было с инспектором Ганимаром. Дзенигата гонится за Люпеном, Люпен всегда от него сбегает, даже если его уже посадили в тюрьму.

Несмотря на то, что рядом с Люпеном он выглядит как непрофессиональный дурак, который только и может служить как комедийный элемент в сериале, на самом деле он весьма компетентен. Особенно это показывается, когда нужно арестовать кого-то кроме Люпена. Они с Люпеном равны, и, как признавался Кадзухико Като "они либо оба выиграют, либо оба проиграют, либо оба состарятся".

Его озвучивал Горо Ная до 2011 года, а в пилоте — Тикао Оцука.

Между прочим, любимый персонаж Хаяо Миядзаки.

Люпен Третий. Часть 1. Внук вора Аниме, Lupin III, Арсен Люпен, Манга, Хаяо Миядзаки, Длиннопост, Экранизация

Стоп, а причем здесь Миядзаки? Он что, смотрел Люпена Третьего?

Не просто смотрел. Он его режиссировал. Вместе с Исао Такахатой он режиссировал с десятой по двадцать третью серию 1 сериала Люпена Третьего.

Здесь нужно остановиться на самом сериале. Сериал неплохой, но слегка скучноват, нарисован весьма дешево (см. скриншот погони), да и возраст в пятьдесят лет ему качества не добавляет.

Люпен Третий. Часть 1. Внук вора Аниме, Lupin III, Арсен Люпен, Манга, Хаяо Миядзаки, Длиннопост, Экранизация

Особенно скучны первые серии, кроме серий про то, как Гоэмон дружить с Люпеном начал. Ну не особо интересно смотреть это, там мало юмора, мало интересных действий, а бред не особо в это вписывается.
Ну то есть серьезные вещи делаются с серьезными лицами, там, воровство, ограбления — а потом появляется человек с огнеметом, встроенным в палец, который типа ходит по воздуху (закаленное стекло) и не восприимчив к огню (это вроде... Мазь? Огнеупорная?). А первую часть серии нам это еще подают как сверхспособности.

В последующих частях Люпена Третьего тоже будет много упоротых и бредовых вещей, но они будут органично вписаны. А тут — не особо.

Я говорил сейчас про серии с 1 по 9. Начиная с 10 серии, когда режиссерами стали Миядзаки и Такахата, кое-что изменилось. Да, сценарии и раскадровки уже были готовы, поэтому полностью переписать серии они не могли, но изменилась подача. Появилось больше юмора, особенно гэгов и буффонады, сам Люпен стал более мягким и спокойным. Хотя жестокость в сериале сейчас воспринимается не так резко, как воспринималась в Японии начала 70-х.
А, ну и появились узнаваемые вещи, которые станут прочно ассоциироваться с Люпеном — титры в начале серии, Фиат 500 вместо Мерседеса SSK, появился известный среди фанатов мем, где главные герои смеются вместе.

Люпен Третий. Часть 1. Внук вора Аниме, Lupin III, Арсен Люпен, Манга, Хаяо Миядзаки, Длиннопост, Экранизация


Если рейтинги серий старого режиссера (Масааки Осуми) были катастрофические прям, то с приходом Миядзаки и Такахаты они выросли до приемлемых. Жестоких моментов стало меньше, юмора больше. Но все равно сериал закрыли после 23 серий из-за невысоких рейтингов.

Несмотря на все недостатки, этот сериал собрал популярность у зрителей — но на повторных показах.

Он показал, что у взрослого жанра в аниме-сериалах и вообще в мультипликации есть будущее. Он был первым успешным взрослым аниме, благодаря нему у нас есть мрачные истории с максимально серой моралью.

Сериал снискал популярность только на повторах, поэтому фильм (игровой) вышел в 1974 году, а продолжение в виде второго сериала — в 1977, спустя 5 лет после закрытия первого. Но об этом в другом посте.

Конструктивную критику очень приветствую.

Показать полностью 11

Люпен Третий. Часть 0. Предыстория истории

Внезапно решил написать вменяемый пост.
Пост не первый, судите со всей строгостью. Приветствую любую конструктивную критику.
Примечание. В следующих постах серии речь пойдет об аниме и манге Люпен Третий. Но в этом посте будет только про книги об Арсене Люпене, никакого аниме.

Хотелось бы написать про аниме Люпен третий, так как оно малоизвестно в пределах рунета. Но когда я начал писать о нем пост, я понял, что не обойтись без его предыстории, которая весьма объемна.
Начало истории Люпена Третьего лежит в 1905 году.
Тогда во Франции был очень популярен Шерлок Холмс. Никому не известному писателю Морису Леблану предложили написать "наш ответ Голливуду Конан Дойлю" — все-таки что это такое, почему французы читают про англичанина? А что отечественный писатель?
И Леблан призадумался. Можно было написать просто подражание, французского детектива-любителя, подобного Огюсту Дюпену. Но это было бы неоригинально, и, к тому же, вторично по отношению к Холмсу. А разве может француз сделать что-то вторичное по отношению к англичанину? Этого ему не позволит гордость!


Фото Мориса Леблана, ок. 1907

Люпен Третий. Часть 0. Предыстория истории Арсен Люпен, Книги, Литература, Детектив, Длиннопост


Тогда Леблан пошел дальше. Если Конан Дойль придумал детектива, которому процесс раскрытия преступления важнее и интереснее поимки преступника, который может и благородно не взять денег с нанимателя, то почему нельзя сделать вора? Вора, которому важнее процесс воровства, а не сами драгоценности, который будет пользоваться кодексом чести, иногда даже вставать на сторону добра безо всякой для себя выгоды?
И так был создан Арсен Люпен. Книги про Арсена Люпена — это детектив, написанный со стороны преступника — впрочем, Люпен и сам нередко становится детективом и разгадывает загадки. В нем есть что-то от героя авантюрных романов-фельетонов Рокамболя, есть что-то от самого Шерлока Холмса (например, мастерство переодевания он довел до предела). Арсен Люпен благороден, ироничен, насмешлив, а главное — у него есть стиль. Он даже присылает предупредительные записки тем, кого собирается ограбить, потому что никакие усилия полиции не могут помешать ему всех ловко обдурить.
Да что там! Четыре года он проводит как инспектор полиции, между прочим, весьма успешно раскрывая преступления, и его никто даже не заподозрил.
Люпен патриотичен. Он проводит политические махинации с кайзером Вильгельмом II и ложным наследником вымышленного герцогства Депон-Вельденц с целью отторгнуть Эльзас-Лотарингию, а в Первую Мировую помогает солдату пробраться в крепость, занятую немецкими войсками и лично сыном кайзера. Милославский бы одобрил.

Люпен Третий. Часть 0. Предыстория истории Арсен Люпен, Книги, Литература, Детектив, Длиннопост


Однажды Леблан даже решился на дерзость, которая взорвала всем мозг, и в первую очередь —сэру Артуру Конан Дойлю.
Он написал рассказ, в котором Арсен Люпен противостоит Шерлоку Холмсу.
Это произвело фурор среди читателей. Это сейчас кроссоверы типа Бэтмена против Супермена никого не удивляют. А тогда это было чем-то необыкновенным. Но это еще не все.
Разумеется, Дойль такое терпеть не стал, он еще жив был, и телеграфировал Леблану, что за такое и засудить можно. Леблан подчинился, выбора у него особо не было, он знал, что нарушил авторские права.
Поэтому в книгах — сборнике рассказов и полновесном романе, англичанина-детектива стали звать... Херлок Шолмс. Да, именно так. Причем его до сих пор так и переводят. В романе еще появился его помощник Вильсон.
К слову, изображены Херлок Шолмс и доктор Вильсон слегка пародийно. Херлок стал более бесчувственным и вообще почти не считается с Вильсоном, а доктор стал глупым и смешным человеком, который восхищается буквально всему, что скажет Шолмс. Наверное, именно на этих образах основывалась экранизация Шерлока от BBC.

Люпен Третий. Часть 0. Предыстория истории Арсен Люпен, Книги, Литература, Детектив, Длиннопост

Уже при жизни автора книги о благородном грабителе раскупались огромными тиражами, превышающими тиражи книг Конан Дойла. С 1905 по 1935 год Арсен Люпен появился в 17 романах и 39 рассказах.
Так и жил Арсен Люпен на страницах романов и рассказов до 1941 года, когда его создатель скончался.
У него было несколько экранизаций, в основном французских и особой популярности за пределами Франции не снискавших. В гугле я видел кучу фоток из экранизации 2004 года — выглядит стильно, но отзывы смешанные. Я лично не смотрел.

Люпен Третий. Часть 0. Предыстория истории Арсен Люпен, Книги, Литература, Детектив, Длиннопост


Пару лет назад вышел сериал с Омаром Си, но он очень уж "по мотивам". Буквально. В нем большой поклонник романов об Арсене Люпене начал (не от хорошей жизни) подражать книжному вору.

Люпен Третий. Часть 0. Предыстория истории Арсен Люпен, Книги, Литература, Детектив, Длиннопост

Вот так как-то. У Арсена Люпена богатая история, но гораздо богаче она у его внука...

Показать полностью 5
Отличная работа, все прочитано!