Серия «Как помощников машиниста водить поезда учат.»

Как помощников машиниста водить поезда учат-3. Прожектор

Навеяло постом: Одна из самых нужных вещей в тепловозе...
***
Помню, едем с Михалычем поздним тёмным вечером. В бортовом журнале электропоезда предыдущими бригадами были написаны замечания "Слишком яркий прожектор", "Убавить ток на прожектор", "Добавить сопротивления на прожектор" и т.п.
И да, действительно, прожектор при ярком положении горел слишком ярко, но при тусклом всё же недостаточно, чтобы нормально видеть. Поэтому Михалыч постоянно переключал его то на тусклый, то на яркий по мере необходимости.
Впереди нейтральная вставка, Михалыч переключает прожектор на тусклый, выключает высоковольтные выключатели, и тут наш прожектор вспыхивает, как фотовспышка, и перегорает. Всё, за лобовыми стёклами тьма.
В данной ситуации возникает дилемма:
- следовать дальше без прожектора, меняя лампу на ходу. Не выбиваешь поезд из графика, но берёшь на себя ответственность за следование без прожектора;
- остановить поезд и поменять прожектор. Выбиваешь поезд из графика и получаешь кучу геморроя, но зато на себя не берёшь следование без прожектора.
Михалыч, как и 99% машинистов в таком случае, выбрал первый вариант.

"Залазь менять".
Открываю люк прожектора, переворачиваю отражатель и вижу неутешительную картину: колбы нет, торчит только цоколь. Беру пассатижи, пытаюсь выкрутить цоколь. Он, конечно, приварился. Я его драл, как стоматолог проблемный зуб, наверно, минут двадцать под ободряющие фразы Михалыча. Стоя одной ногой на пульте, второй - на третьем месте, удерживая равновесие при качке поезда, пытаясь не пораниться о разбитое стекло и не вымазаться о стенки внутри чердака прожектора.
Наконец выдрав цоколь, я поставил новую лампу, перевернул отражатель. Михалыч включил прожектор.
"Фокусировать нужно".
Опять залажу наверх, Михалыч диктует, куда двигать лампу. Левее, правее, дальше, ближе. Ещё минут десять настроек.
В конце концов с мокрой спиной сажусь на своё место. Дело сделано.
Уже потом, через несколько перегоревших прожекторов я научился выдирать лампы за две минуты. Михалыч не успевал сигарету докуривать, а я уже поменял лампу и даже сам её сфокусировал. Но это было потом. А та первая лампа, конечно, запомнилась.
***
Предыдущие посты:
Как помощников машиниста водить поезда учат. Зависимость скорости и торможения
Как помощников машиниста водить поезда учат-2. Приборы и приседания

Показать полностью

Как помощников машиниста водить поезда учат-2. Приборы и приседания

Предыдущий пост: Как помощников машиниста водить поезда учат. Зависимость скорости и торможения

***

Помощник стал более-менее сносно тормозить как для новичка. Вообще, есть три основные стадии навыка управления тормозами:

1 стадия. Самая начальная. Когда ты запоминаешь, на каком расстоянии от остановки тормозить и с какой скорости. "Так, я еду 70 км/ч, значит, первую ступень нужно давать за метров триста". Метод неплохой, когда ещё толком не чувствуешь поезд. Но есть проблема: профиль пути. Если остановка на спуске - тормозной путь увеличится, и с таким методом можно пролететь мимо платформы. Если остановка на подъёме - можно стать как вкопанный на середине платформы. И то, и другое - плохо. Плюс ещё не учитывается масса поезда, погодные условия и так далее.

2 стадия. Уверенное управление. У меня наступила спустя 3-4 года постоянных поездок за пультом. Это когда ты уже не отмеряешь расстояния, ориентируешься только на скорость, знаешь профиль пути, чувствуешь массу поезда, учитываешь погоду. В этом случае ошибки при торможении случаются редко, не чаще 1-2 раз за поездку, и они не критичны.

3 стадия. Управление на автомате. Спустя 1-2 года работы машинистом. Когда тебе уже пофиг на показания скорости, расстояния, ты сугубо визуально определяешь, как тебе нужно тормозить, и при этом всё делается на автомате. Ты можешь во время торможения болтать с помощником о политике, левой рукой закидывать в рот какой-нибудь хавчик, рассматривать людей на платформе, но сам процесс торможения твой мозг активно не занимает. При таком навыке ошибки при торможения крайне редки, почти всегда обусловлены каким-нибудь внешним фактором, который возник внезапно.

Возможно, есть ещё стадии, но я до них не дорос. :D


Помощник ведёт поезд, всё хорошо, но...

При трогании с остановки замечаю, что тот пялится в зеркало заднего вида. Делаю замечание:

- При отправлении машинист должен вставать с места и смотреть в лобовые стёкла вниз. Какая-нибудь бабка будет переползать под самой кабиной - не увидишь и задавишь. Первые метров пятьдесят при следовании с остановки - помощника, потом уже твои, садишься в кресло и смотришь в зеркало, наблюдаешь за платформой. Пассажиры могут упасть под колёса, да всякое может быть, не увидишь, будешь следовать дальше - заколебёшься доказывать, что не верблюд.

- Вставать, садиться - геморрно.

- Геморрно? Ну, геморрой как раз от постоянного сидения. Машинистом станешь - если двигаться не будешь, то и ожирение заработаешь, и узлы в очке появятся. Так что не ленись, приседать - полезно.

Следуем дальше. Смотрю, помощник совершает типичную ошибку начинающего: постоянно глядит на приборы.

- Что ты там всё время высматриваешь?

- Ну... Какая первая ступень торможения, давления в питательной и тормозной магистралях.

- Зачем? Первую ступень дал, глянул на манометр долю секунды и всё. Ты две трети времени, что тормозишь на остановке, не на путь смотришь, а на приборы. С платформы прыгнут под колёса - фиг заметишь, так и проедешь. Давление в ТМ и ПМ никуда от тебя не убегут, раз в минуту глянул - и достаточно.

Через несколько остановок увидел у помощника тенденцию не доезжать до знака остановки первого вагона. То двадцать метров не доедет, то пятьдесят.

- Ты чего не доезжаешь до конца платформы?

- Фиг его знает, так получается. Стрёмно, что проеду платформу.

- У нас на участках обслуживания достаточно платформ, которые по длине равны поезду. Не доехать на такой платформе равнозначно проезду мимо, только ты это делаешь не головой поезда, а хвостом. Ну и когда-нибудь ты познаешь на себе людской гнев и на длинных платформах.

- В смысле?

- Когда не доедешь пятьдесят метров до знака, и все люди, что стояли на протяжении этих пятидесяти метров в ожидании первых вагонов, будут щемиться в первую дверь, по пути говоря в твой адрес очень много приятного.

- Понятно.

Обучение продолжалось.

Показать полностью

Как неопытных помощников машиниста водить поезда учат

200Х-й год. Я - "зелёный" помощник машиниста электропоезда. Закрепляют меня с машинистом первого класса, этаким дьяволом стальной магистрали со стажем 30+ лет. Зовут Николаем Михайловичем, а если просто, то Михалычем.
Первая поездка. Едем на станцию N, там стоим два часа. Прибыли на конечную. Михалыч у меня спрашивает:
- Ездить умеешь?
- Нет.
- Ясно, садись за пульт.
Сажусь.
- Делай первую ступень торможения. Очко-полтора чтобы было в цилиндрах.
Неуверенно перевожу кран машиниста со II-го в Vэ-е положение. Загнал два очка в цилиндры.

- Не, нихера. Очко-полтора, не больше. Давай ещё раз.

Отпускаю тормоза. Делаю ступень. На этот раз очко.

- Ща нормально. Давай первую ступень, потом отпускай. И так повторяй.

Начинаю "дрочить" краном. Ступень-отпуск-ступень-отпуск-ступень-отпуск. Спина потом покрылась. Через минут десять Михалыч говорит:

- Так, ладно. Теперь делай лестницу. Одно очко, два, три, полное давление а потом ступенчатый отпуск по очку.
Снова работаю краном. Ладони все мокрые, с ручки крана чуть ли не течёт. Очень напряжно, когда ты совсем "зелёный", управляешь тормозами под суровым взором человека, который водил поезда ещё до твоего рождения.

Мои движения не уверены, при очередном ступенчатом отпуске тормозов за спиной что-то пшикнуло, а отпуск не произошёл. Михалыч произнёс:
- Так, резвее и чётче краном работай, срывной клапан теряет питание от медленных движений.
Так я тормозил и отпускал почти все два часа.
***
Отправились обратно. Садит меня за пульт уже во время движения. На каждой остановке Михалыч мне "диктовал":
- Давай ступень. Вторую. Третью. Отпускай до двух. Ща, тянись. Отпускай до одной.
А при трогании с места говорил, какую скорость набрать.
Через несколько остановок Михалыч внезапно перестал диктовать. Я вопросительно на него посмотрел, когда до платформы осталось метров двести.

- Чё ты на меня смотришь? Тормози давай.

Я проехал вагон мимо платформы. Михалыч улыбнулся:
- Ну и что ты сделал? Из первого вагона кто-нибудь выходит?
Смотрю в зеркало. Бабка из второго тамбура пытается слезть на землю.

- Да, бабулька выходит.

- Будем считать, что она тебя прокляла. Ладно, поехали дальше. Набирайся восемьдесят.

А на пульте машиниста лежала его сумка, да таким образом, что шлейка закрывала лампу контроля дверей. Она загорается, когда все двери электропоезда закрылись. Шлейка мне мешала, я её рукой отодвинул, чтобы посмотреть на лампу. Михалыч спросил:
- Чё ты на эту лампу пялишься?
- Ну... Чтобы увидеть, что двери закрыты, никого не зажало.

- А ты глазами в зеркало не видишь? Забудь про лампу, только зеркало.

- Понятно.
Через несколько остановок Михалыч спросил:
- Ты куда смотришь при торможении?

- Ммм... Ну, на путь...

- Нихера не на путь, ты на манометры уставился, кто на дорогу смотреть будет?

- Как же мне определить, что я нормально ступени торможения даю?
- Первую ступень быстро глянул, а потом вслепую. Нефиг на манометры смотреть. Тебе под колёса кто-то прыгнет, ты даже не заметишь.

- Вы же смотрите...

- А если нет?

- Понятно...
Прибыв на конечную, я чуть встал из кресла. Всё тело болело, одежда от пота прилипла к коже.
***

Прихожу на явку. Дали неопытного помощника. Спрашиваю:
- Ездишь умеешь?

- Нет.

- Ясно, садись за пульт.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!