Англо-германское военно-морское соглашение 1935 года
Впервые о необходимости заключения англо-германского соглашения по морским вооружениям Адольф Гитлер высказался уже в феврале 1933 года, вскоре после прихода к власти, причём пропорцию 100:30 он рассматривал как приемлемую. 18 марта 1935 года Германия официально в одностороннем порядке денонсировала Версальский договор. В правящих кругах Великобритании возникло стремление заключить с Германией морское соглашение, которое хоть как-то лимитировало бы развитие военно-морских сил (Кригсмарине).
Англо-германские переговоры проходили в Лондоне с 4 по 18 июня 1935 года. Соглашение было заключено 18 июня 1935 года в форме обмена письмами между британским министром иностранных дел С. Хором и специальным уполномоченным А. Гитлера Й. Риббентропом.
Версальский договор наложил жесткие ограничения на размеры и возможности вооруженных сил Германии.
Ей не разрешалось иметь подводные лодки, военно-морскую авиацию и новые линкоры. В общей сложности немецкие военно-морские силы имели 6 тяжелых крейсеров водоизмещением не более 10 тыс.т., 6 легких крейсеров водоизмещением не более 6 тысяч тонн,12 эсминцев водоизмещением не более 800 тонн и 12 торпедных катеров.
Такие ограничения делали ВМФ Германии бесполезным формированием, и она требовала, чтобы либо все другие государства Европы разоружились до уровня Германии, либо Германии разрешили перевооружиться до уровня всех других европейских государств. Великобритания изначально считала наложенные ограничения по инициативе Франции излишне жесткими, и даже опасными для поддержания мира в Европе. В тоже время, официальный Лондон был недоволен сокращениями своих военно-морских сил, наложенных после Вашингтонской и Лондонской военно-морских конференций.
Таким образом, Германия в лице Великобритании имела союзника, который считал, что немцы имеют право на некоторое ослабление Версальского договора. Примечательно, что это мнение уже было устойчивым еще до прихода Гитлера к власти.
В ноябре 1934 года немцы официально сообщили британцам о своем желании достичь соглашения с Англией, в соответствии с которым, Кригсмарине будет разрешено расти до размеров 35% Королевского флота.
Осознавая желание Германии расширить свой ВМФ, английский адмирал Чатфилд считал, что было бы лучше заключить военно-морской договор с Германией, чтобы регулировать будущий размер и масштабы немецкого ВМФ, нежели отпустить процесс на самотек.
При этом адмирал утверждал, что такой флот Германия сможет построить лишь к 1942 году. Кроме того, британцы считали, что лучшим для них будет пропорциональный флот по видам кораблей в Германии, нежели последняя займется приоритетным строительством крейсеров и подлодок, которые будут представлять серьезную опасность Королевскому флоту. Тем более, что немцы с 1933 года, игнорируя запреты Версальского договора, приступили к строительству двенадцати 250-тонных подводных лодок.
2 мая 1935 года премьер-министр Рамсей Макдональд сообщил палате общин о намерении своего правительства заключить военно-морской пакт, регулирующий будущий рост германского флота.
2 июня 1935 года Йоахим Риббентроп, в качестве главы немецкой делегации для переговоров по военно-морскому договору прибыл в Лондон. В первый же день переговоров, Риббентроп предъявил, по сути, ультиматум — или британцы подписывают договор, или немцы отправляются домой, и построят свой флот до любого размера, который они пожелают.
Шокированные таким поведением британцы удалились с переговоров на пару дней и сменили состав своей делегации, которая огласила принципиальное согласие с немецкой позицией.
В течение следующих двух недель в Лондоне продолжались переговоры по различным техническим вопросам, в основном касающимся того, как будут рассчитываться коэффициенты тоннажа в различных категориях военных кораблей.
Риббентроп, стараясь оправдать доверие фюрера, отчаянно нуждался в успехе и поэтому согласился почти на все требования Британии, прекрасно понимая, что Германия их соблюдать не собирается. 18 июня 1935 года соглашение было подписано в Лондоне Риббентропом и новым министром иностранных дел Великобритании сэром Сэмюэлем Хоаром.
Основные положения соглашения
По условиям соглашения, Великобритания признала за Германией право иметь флот, общий тоннаж которого и тоннаж по различным классам кораблей составит 35% от британского тоннажа. По подводным лодкам Германия получили право паритета с Королевскими военно-морскими силами, однако брала обязательства не превысить 45% от тоннажа британского подводного флота. Германия также брала на себя обязательства соблюдать ограничения, предусмотренные Вашингтонским военно-морским договором 1922 года и Лондонским военно-морским договором 1930 года.
Соглашение предусматривало, что общий тоннаж Кригсмарине может составлять не более 420 595 длинных тонн, которые распределялись следующим образом:
линейные корабли 184 000 т (7 единиц по 26 000 т);
авианосцы 41 980 т (2 х 21 000 т);
тяжёлые крейсера — 51 380 т (5 х 10 000 т);
лёгкие крейсера 67 270 т (11 х 6 000 т);
эсминцы 52 500 т (35 х 1 500 т);
подводные лодки 23 715 т (47 х 500 т).
Это означало прекращение действия ограничений Версальского договора в части военно-морских вооружений. Указанные условия по тоннажу позволяли Германии иметь столько же подводных лодок, как и Великобритания благодаря меньшему водоизмещению немецких лодок по сравнению с английскими, которое составляло 250 - 500 т против 1 200 - 1 500 т. Фактическая численность немецких линейных кораблей составляла половину от численности английских, а ограничений в постройке тральщиков, торпедных катеров, корветов, фрегатов и других малых и вспомогательных кораблей не предусматривалось.
Гитлер назвал 18 июня 1935 года, день подписания, «самым счастливым днем своей жизни», так как считал, что это ознаменовало начало англо-германского союза.
Министр иностранных дел Великобритании сэр Сэмюэл Хоар.
Глава немецкой делегации Йоахим фон Риббентроп.
С тех пор Риббентроп стал считаться «мастером деликатных переговоров», что красочно и подтвердил «пакт Молотова- Риббентропа». Великобритания радовалась самообману, а ее союзники исходили «желчью», поскольку их проигнорировали.
Французы расценили это как предательство, считали дальнейшим умиротворением Гитлера, чей аппетит рос на уступках. Подписание Англо-германского морского соглашения было «похоронами» Версальского договора. Более на него никто не обращал внимания.
Спуск немецкого линкора «Тирпиц» со стапелей. 1938 г.
В результате подписания соглашения Германия получала возможность построить флот, равный флотам Италии и Франции. Такие уступки со стороны Великобритании были направлены прежде всего против Франции, которая усиливала свои позиции на международной арене и стремилась к установлению дружественных отношений с СССР. Франция расценила подписание соглашение как предательство стран, победивших в Первой мировой войне. Особый цинизм по отношению к французам заключался в факте, что соглашение было подписано в день 120-летней годовщины битвы при Ватерлоо, в которой британские и прусские войска нанесли поражение армии Наполеона. Усиление немецкого флота подвергало опасности прибалтийские страны, а также Данию, Швецию и СССР.
По расчётам британских специалистов, Германия могла достичь 35% барьера только в 1942 году. Но когда Кригсмарине начал планировать войну с Великобританией в мае 1938 года, старший оперативный офицер Гельмут Хейе пришел к выводу, что наиболее эффективным будет флот, состоящий из подводных лодок, легких крейсеров и бронированных кораблей, действующих в жёсткой связке. Хейе критически относился к существующим приоритетам строительства, продиктованным соглашением, поскольку у немецкого сбалансированного флота не было реальной возможности нанести поражение англичанам. Сбалансированный флот мог попытаться реализовать один из принципов Мэхэна о решающем морском сражении, что при численном превосходстве англичан было невыполнимо и было выгодно Великобритании.
Корабли Кригсмарине
Выход в море немецких подводных лодок
Заключение соглашения значительно укрепило англо-германские отношения. Гитлер считал это началом англо-германского союза и был очень раздражен, когда такой союз не был реализован. Великобритания фактически признавала за Германией гегемонию на лидерство в континентальной Европе.
На конференции в Мюнхене, которая привела к подписанию Мюнхенского соглашения (Мюнхенский Договор. 1938) в сентябре 1938 года, Гитлер сообщил бывшему премьер-министру Великобритании Невиллу Чемберлену , что если политика Великобритании заключалась в том, чтобы внести ясность в сложившейся ситуации и что Великобритания сможет вмешиваться в войну в континентальной Европе, политических предпосылок для существования соглашения больше не существует, и Германия должна его денонсировать.
К концу 1930-х годов разочарование Гитлера в Великобритании привело к тому, что немецкая внешняя политика взяла антибританский курс и финансирование Кригсмарине было значительно увеличено. План Z по созданию Кригсмарине предусматривал постройку 10 линкоров, 8 авианосцев, 5 тяжелых крейсеров, 36 легких крейсеров и 249 подводных лодок к 1944 году, что позволило бы сокрушить любой флот в мире, в том числе английский.
Уже в 1938 году, Великобритания убедилась, что Германия не соблюдала и не собирается придерживаться положений морского соглашения. Одним из доказательством этого, служил спуск на воду линкора «Тирпиц». Немцам была направлена официальная нота, произошел обмен делегациями, и были начаты переговоры, на которых Германия выставила требования установить соотношение флотов 100:100. Кроме того, Германия перестала предоставлять британцам сведения о строительстве своего флота. В 1939 году в правительстве Чемберлена впервые было озвучено мнение, что политика Германии представляет угрозу для Британии. И хотя уже было поздно что-либо предпринимать, британцы все равно дальше этого признания не пошли. Разочаровался в договоре и Гитлер, который имел надежду с помощью договора начать строить англо-германский альянс против большевиков.
28 апреля 1939 года Гитлер выступил в рейхстаге с речью, в которой объявил о денонсации соглашения.