slavia9

slavia9

Пикабушница
поставилa 2607 плюсов и 248 минусов
отредактировалa 0 постов
проголосовалa за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабуболее 1000 подписчиков
33К рейтинг 1083 подписчика 44 подписки 35 постов 32 в горячем

"И кто с экрана вам покажет сопливых лётчиков в кино?"

Тут в одном из постов про авиацию спрашивали:

"И кто с экрана вам покажет сопливых лётчиков в кино?" Авиация, Полет, Борщ, Перегрузка, Пилотаж, Гипоксия, Длиннопост

Могу рассказать про свой скромный опыт. Начнем с перегрузок, а конкретно со зрения. При перегрузке сердцу сложнее толкать кровь вверх, и из-за этого верхняя часть тела недополучает кислород. Первым делом страдают глаза, а именно периферийное зрение. Выглядит это как-то так:

"И кто с экрана вам покажет сопливых лётчиков в кино?" Авиация, Полет, Борщ, Перегрузка, Пилотаж, Гипоксия, Длиннопост

То есть, по бокам мы вместо картинки начинаем видеть какую-то мутную белесую, коричневую или темную пелену. Если с перегрузкой не бороться, туннельное зрение может начаться уже на 3.5-4g где-то, а если бороться - то можно и при 5.5g все видеть. Но если увеличивать перегрузку, то постепенно от поля зрения остается лишь маленький пятачок в самом центре (центральное зрение). Но этот пятачок - это наш оплот!

"И кто с экрана вам покажет сопливых лётчиков в кино?" Авиация, Полет, Борщ, Перегрузка, Пилотаж, Гипоксия, Длиннопост

Боже!! Да не этот! Опять играть.. Так вот, бывает, периферийное зрение уже пропало, и кажется вот-вот сейчас исчезнет даже спасительное пятнышко мира по центру... а вот хрен! У центрального зрения есть еще запас, где-то в один-два g наверно. Так что хоть что-то, но будешь видеть. Стоит ослабить перегрузку, как зрение моментально возвращается. Но если увеличивать перегрузку, то в итоге зрение пропадает полностью, и дальше видишь примерно вот такие звездочки, правильным геометрическим узором:

"И кто с экрана вам покажет сопливых лётчиков в кино?" Авиация, Полет, Борщ, Перегрузка, Пилотаж, Гипоксия, Длиннопост

При этом ты остаешься полностью в сознании, слышишь, говоришь, осознаешь, что происходит вокруг (хотя слегка охреневаешь конечно, куда без этого). Но стоит потянуть еще немного на себя, и вот уже твой мозг остался без кислорода и ты отключился.

Но про зрение думаю знают все интересующиеся. Расскажу о том, что стало для меня сюрпризом. Допустим, мы во время перегрузки случайно наклонили голову вперед, слегка.  Голова, говорят, весит где-то 5 кг, под перегрузкой в 7g это 35 кг, и вот в этот момент, одновременно с "бл*ть, мне сейчас сломает шею!!", в мои 35кг головы пришла следующая гениальная мысль:

"И кто с экрана вам покажет сопливых лётчиков в кино?" Авиация, Полет, Борщ, Перегрузка, Пилотаж, Гипоксия, Длиннопост

Пришлось поддаться перегрузке и весь остаток маневра провести в унизительной позе "голова на коленях": попробуй выпрямись при 7g!


Или вот взять руки. В принципе даже при 2g уже чувствуешь, что руки поднимать стало сложнее. При 5g - еще сложнее, но еще можно. Совсем веселые ощущения при 7g: мои руки налились свинцом! Было чувство, будто они прилипли к коленям, или примагнитились очень сильным магнитом. (При этом все равно можно держать руку на ручке и пилотировать. Когда пилотируешь, даже не замечаешь, что руки потяжелели. Удивительно.)

Еще кое-что, о чем не прочитаете в википедии, но можно догадаться из названия поста (будет немного "фе"... если не хотите, продолжайте читать после девочки Хлои.) Как известно, под действием перегрузки не только кровь - все жидкости начинают течь вниз. Вот например... вроде и не болел... но сопли все равно откуда-то взялись и потекли... (Простите. Реальность как она есть - не героический взгляд вдаль на мужественном лице, а уплывшие вниз щеки, навалившаяся тяжесть и полуприкрытые веки, странные звуки дыхания с хрипотцой в попытке побороть перегрузку...)

"И кто с экрана вам покажет сопливых лётчиков в кино?" Авиация, Полет, Борщ, Перегрузка, Пилотаж, Гипоксия, Длиннопост

После больших перегрузок очень устают/болят мышцы спины и шеи. Но это уже потом, после полета. И вообще от общего напряжения и сосредоточенности в полете спина промокает насквозь (а вроде и никаких физических упражнений не делаешь), а потом после полета открываешь фонарь, свежий ветерок в лицо дунет, и вот тут ты понимаешь, что волосы у тебя прилипли ко лбу! К вечеру накатывает такая сильная усталость, как будто весь день в зале пропахал (был момент, когда от усталости смыкались веки) Но усталость эта приятная, и потом спишь, как младенец! Никогда так хорошо не спится, как после пилотажа.

Кроме перегрузки и усталости, есть и другие ощущения. В кабине жарко. И запах. Пахнет чем-то советско-самолетным, не знаю, чем именно (это тот самый случай, когда у двоих четыре мнения). К энному полету этот запах конечно начинает возбуждать, но это все равно запах - а еще жара (это за бортом мороз, а в нашей теплице под плексигласом парилка!), да еще ремни плотно стягивают грудь - в общем мечта всех тех, кого укачивает в автобусе. Говорят, с маской еще хуже.

Много интересных вещей происходит при перегрузке с организмом (и далеко не всё изучено). Например, иногда при перегрузке пропадает цветное зрение - вот это реально очень необычно!

"И кто с экрана вам покажет сопливых лётчиков в кино?" Авиация, Полет, Борщ, Перегрузка, Пилотаж, Гипоксия, Длиннопост

Или вот у человека есть определенный механизм адаптации к перегрузкам: если сначала сделать небольшую перегрузку, секунд 10, то порог переносимой перегрузки краткосрочно повышается. А еще у клеток в организме есть свой небольшой запас источника энергии, поэтому первые 2-3-4 секунды не вырубаешься даже от большой перегрузки (именно поэтому, когда бывает резко встаешь, в глазах темнеет не сразу, а чуть позже). На поршневом пилотажном самолете например перегрузки очень короткие, поэтому там  +6 и больше - обычное дело, а меньшие перегрузки даже не замечаешь. Другое дело на реактивных, там самолет может полминуты провести в +6g... а вот сможет ли летчик?


Иногда от больших перегрузок лопаются сосуды, и руках остаются красные точки. А иногда на ногах остаются симметричные синяки - один на левой ноге, один на правой, примерно в том же месте...

Ну ладно, вы наверно щас подумали - эй, вообще-то я хотел почитать про неописуемый восторг полета! Чайка Ричарда Баха! "круче чем секс"!  А не вот это вот всё!! А я вам так скажу:

"И кто с экрана вам покажет сопливых лётчиков в кино?" Авиация, Полет, Борщ, Перегрузка, Пилотаж, Гипоксия, Длиннопост

Хорошая перегрузка - это как чесночок в пампушке к борщу: вроде сам по себе невкусный, но без него не то! А летать реально офигенно - когда летишь один (без инструктора), когда влётан как следует, возникает то самое чувство единства с самолетом, из-за которого как раз все эти фразы про "круче секса". Когда уже даже не управляешь самолетом, а просто хочешь что-то сделать, а самолет сам делает! И тогда кажется, что это уже ты сам летишь. И тогда забываешь про все то, что написано выше - остается только чувство полета...

Показать полностью 6

Всякое разное

Всем привет, дорогие подписчики и читатели "Авиации и техники". Почему-то последнее время не приходят в голову идеи для поста, поэтому вот вам просто несколько случайных фактов про авиацию:

1. Иногда чтобы что-нибудь починить, нужно что-нибудь сломать. Среди всевозможных инструкций по действиям в особых ситуациях в полете у некоторых самолетов можно найти инструкцию в гневе разбить стекло прибора.

Всякое разное Самолет, Авиация, Гироскоп, Плоская земля, Прибор, Взлет, Длиннопост

Да не этого!! Это же просто дисплей.

Нужно ломать стекло высотомера или вариометра (показывает скорость набора высоты). Это нужно в случае, если датчики давления в самолете заблокированы (к примеру, льдом или мошками). Дело в том, что самый важный параметр полета - скорость - рассчитывается с помощью давления, а резервные датчики давления есть не на всех самолетах. Разбитое стекло высотомера позволит приборам использовать давление в кабине в качестве резервного (конечно речь про самолеты, где нет наддува кабины).

Правда, это вносит небольшую ошибку, т.к  давление внутри самолета слегка ниже давления за бортом (почему так - отдельный разговор). Поэтому в РЛЭ также публикуют необходимые поправки.

2. Полеты строем и экономия. По одной из версий, птицы летают клином для экономии энергии: вихри от впередилетящей птицы помогают следующей, поддерживая ее в воздухе и экономя ее силы.

Всякое разное Самолет, Авиация, Гироскоп, Плоская земля, Прибор, Взлет, Длиннопост

Интересно, что у самолетов, при полетах строем, эффект противоположный: у ведомого расход топлива наоборот больше, чем у ведущего. Причина в том, что ведомому постоянно приходится корректировать режим работы двигателя, чтобы оставаться в определенной позиции по отношению к ведущему.

3. Гироскопы и свидетели плоской Земли. По мнению плоскоземельцев, гироскопы - свидетельство плоской Земли. Мол, если бы Земля была шаром, то авиагоризонт в самолетах (который суть гироскоп) при полете из России в Австралию показывал бы небо внизу, благодаря своему свойству сохранять ориентацию в пространстве.

Всякое разное Самолет, Авиация, Гироскоп, Плоская земля, Прибор, Взлет, Длиннопост

Так-то они конечно правы, но хитрые рептилоиды и тут придумали, как отвертеться: они утверждают, что у авиагоризонта есть специальный механизм, приводящий его к вертикали в любой точке земли. Работает он так: если гироскоп отклонен от вертикали, то он сильнее открывает один из клапанов, воздух их которого медленно возвращает гироскоп в вертикаль.

Всякое разное Самолет, Авиация, Гироскоп, Плоская земля, Прибор, Взлет, Длиннопост

4. Юхуу на взлете. У большинства самолетов и взлет, и посадка (точнее, выравнивание) выполняется движением штурвала на себя (т.е. поднятием носа). Вот например Данила Козловский с криком "юхуу" демонстрирует нам тэйлстрайк процесс отрыва в фильме прости господи "Экипаж":

Всякое разное Самолет, Авиация, Гироскоп, Плоская земля, Прибор, Взлет, Длиннопост

Однако, у некоторых самолетов используется движение штурвала от себя. Например у многих самолетов с хвостовым колесом крылья расположены под слишком большим углом (к потоку воздуха), и во время разбега пилот должен опустить нос самолета, уменьшив угол до нормальных значений. Также такие самолеты требуют отдачи штурвала от себя в момент касания на посадке.

Всякое разное Самолет, Авиация, Гироскоп, Плоская земля, Прибор, Взлет, Длиннопост

5. Приборные панели советских и западных самолетов. В целом, приборы на западных и советских самолетах примерно одинаковы (с поправкой на тип самолета и единицы измерения конечно же). Однако, на некоторых совеских самолетах есть "прибор", которого нет на западе: это большая белая полоса по центру приборной панели.

Всякое разное Самолет, Авиация, Гироскоп, Плоская земля, Прибор, Взлет, Длиннопост

Она служит указателем нейтрального положения ручки, что критически важно на некоторых режимах полета, например при выводе из штопора.

Показать полностью 7

Птицы и сложный пилотаж (потому что могут)

Есть такая старая шутка: как муха садится на потолок, с полупетли или полубочки?

Птицы и сложный пилотаж (потому что могут) Птицы, Пилотаж, Бочка, Полет, Гифка, Длиннопост

А меня в связи с этой шуткой всегда волновал другой вопрос: почему птицы не делают в воздухе мертвые петли, несмотря на то, что могут? Ну и весь остальной пилотаж, разумеется.


Про петли к сожалению мне ничего не известно, но, как оказалось, многие птицы действительно выполняют фигуры сложного пилотажа.


"Я программист меня не обманеш... " Но нет, это настоящее фото!

Птицы и сложный пилотаж (потому что могут) Птицы, Пилотаж, Бочка, Полет, Гифка, Длиннопост

Whiffle.  Гуси иногда выполняют маневр, который называется whiffle. Летят себе стаей, и вдруг некоторые птицы в мгновение ока ненадолго оказываются брюхом кверху. Зачем они это делают? Неизвестно!

(На видео - замедление в 30 раз)

Птицы и сложный пилотаж (потому что могут) Птицы, Пилотаж, Бочка, Полет, Гифка, Длиннопост

По одной из версий, этот маневр выполняется для того, чтобы сбросить скорость. При этом они никогда не делают полную бочку! Они делают полубочку в одну сторону, а затем всегда выворачивают полубочкой в противоположном направлении. Возможно, это из-за того, что им нужно всегда держать голову ровно?

Похоже, так развлекаются не только гуси...

Птицы и сложный пилотаж (потому что могут) Птицы, Пилотаж, Бочка, Полет, Гифка, Длиннопост

Переворот. Сапсан - тоже любитель пилотажа. В этой гифке хорошо то, что есть вид с самой птицы. Удивительно конечно, насколько быстро они это делают!

Птицы и сложный пилотаж (потому что могут) Птицы, Пилотаж, Бочка, Полет, Гифка, Длиннопост

На видео, из которого эта гифка (ссылка в конце), комментаторы почему-то называют это бочкой. Не знаю почему, ведь явно птица делает всего лишь пол-оборота. Мне лично кажется, что на гифке выше - переворот, т.е. полубочка и затем полупетля.

Птицы и сложный пилотаж (потому что могут) Птицы, Пилотаж, Бочка, Полет, Гифка, Длиннопост

Полубочка и пикирование - их любимый способ атаки. В конце маневра у них скорость под 300 с лишним км/ч! Долбаный стыд, многие самолеты мелкомоторной авиации так не могут... Кстати, в видео говорили, что на выводе птицы могут испытывать перегрузки до 10g.



Бочка. Сапсаны вообще те еще затейники, ну какой же брачный период без бочки? (гифка замедлена в 2 раза)

Птицы и сложный пилотаж (потому что могут) Птицы, Пилотаж, Бочка, Полет, Гифка, Длиннопост

А еще бочка - это защитный маневр:

Птицы и сложный пилотаж (потому что могут) Птицы, Пилотаж, Бочка, Полет, Гифка, Длиннопост

И вообще. Почему бы не сделать 3/4 бочки, затем опустить нос и в пикировании вывернуть обратно в горизонтальное положение? Тем более, если ты птица.

Птицы и сложный пилотаж (потому что могут) Птицы, Пилотаж, Бочка, Полет, Гифка, Длиннопост

Парный пилота... хотя нет, это уже реально воздушная акробатика в прямом смысле!

Птицы и сложный пилотаж (потому что могут) Птицы, Пилотаж, Бочка, Полет, Гифка, Длиннопост

...Потому что могут.

PS автор не орнитолог, поправляйте если что-то неверно.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Источники:

https://www.youtube.com/watch?v=Tyzl4mDM5GM

https://www.youtube.com/watch?v=p-_RHRAzUHM

https://www.youtube.com/watch?v=dQw4w9WgXcQ

https://www.youtube.com/watch?v=VsqpaO6qDCQ

https://video.nationalgeographic.com/video/worlds-deadliest/...

https://www.youtube.com/watch?v=ujptCl7onfo

http://pamswildimages.com/

https://www.telegraph.co.uk/news/earth/wildlife/5353933/Goos...

Показать полностью 9

Дерево в самолете

- Какая самая большая деревянная деталь в самолете?

- Курсант.

(Тонкий военно-воздушный юмор).

Дерево в самолете Древесина, Самолет, Самолетостроение, Ошкош, Длиннопост

Посетители авиашоу, впервые увидевшие деревянный пропеллер на современном самолете, обычно очень удивляются - как так, разве дерево достаточно прочное, чтобы выдерживать такие нагрузки?


Люди удивляются еще больше, когда узнают, что у некоторых самолетов каркас крыла сделан целиком из дерева. Причем это акробатические самолеты, которым по призванию положено выдерживать огромные перегрузки!


Питтс и его деревянное крыло. На этом самолете разрешены перегрузки до 6g, при этом еще остается запас прочности: самолет выдерживает перегрузки до 9g! И деревянное крыло не ломается.

Дерево в самолете Древесина, Самолет, Самолетостроение, Ошкош, Длиннопост

Виной этим антидеревянным предрассудкам скорее всего то, что деревянные самолеты у многих ассоциируются с довоенным периодом - а значит, это что-то неэффективное, непрочное, небезопасное. Но на самом деле древесина - всего лишь один из возможных строительных материалов, со своими достоинствами и недостатками.  Популярнее всего древесина у людей, которые строят самолет "дома", сами.


К авиационной древесине предъявляются очень высокие требования, а особенно к той, котора будет использоваться в лонжероне крыла (лонжерон - это длинный цельный кусок в нашем случае древесины, проходящий через все крыло и принимающий на себя основную нагрузку). Отмечен синим на картинке.

Дерево в самолете Древесина, Самолет, Самолетостроение, Ошкош, Длиннопост

Лонжерон - самый важный кусок самолета, особенно акробатического. Есть такой самолет, называется DR107 One Design, на нем разрешены перегрузки до 10g, а его масса - 500кг. При перегрузке в 10g это превращается в 5 тонн; при этом подъемная сила стремится изогнуть конец крыла с силой 5 тонн вверх, а фюзеляж - с той же силой изогнуть корень крыла вниз.

Дерево в самолете Древесина, Самолет, Самолетостроение, Ошкош, Длиннопост

(И да, этот самолет деревянный!). Чтобы лонжерон выдержал такие издевательства, к древесине предъявляются особые требования: в ней не должно быть сучков или полостей, ни в коем случае не должно быть гнили или грибка, у нее должна быть определенная плотность, и еще миллион разных требований и параметров, интересных лишь инженерам (типа число колец на см).

Особенно много требований к сучкам, т.к. сучок - это слабое место в древесине. У них есть свои допуски по типу и размеру - совсем крохотные сучки, как справа, разрешены.

Дерево в самолете Древесина, Самолет, Самолетостроение, Ошкош, Длиннопост

Легко ли найти цельный кусок древесины для лонжерона длиной скажем 4 метра со всеми этими требованиями? И это должна быть не любая древесина, а определенная - скажем, ель Ситка. Ответ - в прошлом да, легко, а вот сейчас не очень. Соответственно, авиационная древесина выросла в цене и сейчас сопоставима с ценой алюминия. Так что современные строители самолетов лишились одного из преимуществ дерева - дешевизны.

Дерево в самолете Древесина, Самолет, Самолетостроение, Ошкош, Длиннопост

Но мамкины строители все равно любят дерево за простоту работы с ним: не нужны никакие супердорогущие инструменты; ошибки хорошо видны и их легко исправить; дерево безопасно, в отличие от некоторых материалов. Эти нервюры мы сделали на мастерклассе в Ошкоше, потратив час где-то, при этом многие эпоксидку видели впервые в жизни. Нервюры потом нанизываются на лонжерон и фактически задают крылу форму - получается деревянный каркас крыла, как на картинках выше.

Процесс изготовления такой штуки очень легкий - берется форма типа такой:

Дерево в самолете Древесина, Самолет, Самолетостроение, Ошкош, Длиннопост

вырезаются палочки нужной длины, вставляются внутрь между держателями, потом все это смачно заливается эпоксидкой, фиксируется степлером и кладется на полку, пока клей не схватится.

Дерево в самолете Древесина, Самолет, Самолетостроение, Ошкош, Длиннопост

Скобочки после этого нужно обязательно вынуть - если они начнут ржаветь, то дерево начнет гнить, как вот тут на картинке из-за гвоздей:

Дерево в самолете Древесина, Самолет, Самолетостроение, Ошкош, Длиннопост

Все края нервюры после изготовления нужно обязательно зашкурить, иначе острые края прорежут ткань, которой вы покроете ваш деревянный каркас крыла.

Конечно, у дерева есть и недостатки, из-за которых дерево потеряло свои лидирующие позиции:  дерево очень чувствительно к влаге из-за гнили и грибка.  С другой стороны, любые дефекты дерева (та же гниль, или трещины) хорошо заметны - не нужны специальные инструменты для проверки, как с металлом. Сейчас почти везде в авиации (кроме самоделок и пилотажных самолетов) недостатки дерева перевешивают достоинства, поэтому дерево вытеснено металлом и композитами.

Дерево в самолете Древесина, Самолет, Самолетостроение, Ошкош, Длиннопост

Но главное преимущество дерева перед металлом - это конечно же отсутствие усталостных деформаций. В полете на крыло действуют переменные нагрузки, и после определенного количества полетов металл становится ненадежным - так же, как скрепка ломается, если ее изогнуть несколько раз.

Дерево в самолете Древесина, Самолет, Самолетостроение, Ошкош, Длиннопост

Но дереву пофиг! Гни его сколько хочешь - если не превышены предельные нагрузки, его можно изгибать туда-сюда бесконечно. Именно это свойство дерева и делает его достойным конкурентом металлу в акробатических самолетах. Многократные перегрузки на Питтсе от -3g до +6g за полет, много раз в день, несколько раз в неделю? Год, 10 лет, 40 лет? Дереву пофиг - покуда нет гнили или грибка, крыло не деформируется и не сломается. А металл?


(Тоже нет, но...)

Показать полностью 10

"Комета", квадратные иллюминаторы и испытания самолетов

Прекрасную историю от том, как сложно предусмотреть все в авиации, нам рассказал один из инженеров Боинга.  Наверняка многие слышали про самолеты "комета", которые разрушались в воздухе из-за квадратных иллюминаторов - угол оказался слабым местом. Однако, немногие знают, что "комета" успешно прошла все испытания на прочность - и тем не менее в реальных полетах они разрушались. В чем же дело?

"Комета", квадратные иллюминаторы и испытания самолетов Квадратные иллюминаторы, Комета, Авиация, Самолет, Катастрофа, Испытание

Комета на самом деле прошла даже два испытания: сначала ее наддули до 2х атмосфер - это называется статический тест. Потом на весь самолет нацепили тросы и стали махать крыльями имитировать много полетов (они называют это "циклами"), т.е. создавать нагрузки и деформации, характерные в полете от руления и взлета до посадки. Это динамический тест.

Комета в специальной конструкции для имитации нагрузок в полете. Моделирование одного "полета" занимало всего 4 минуты.Таким образом за какой-то год они промоделировали полную жизнь самолета. Самолет легко выжил требуемые 10 тысяч циклов и разрушился лишь после 18000 циклов, что гораздо больше срока его эксплуатации.

"Комета", квадратные иллюминаторы и испытания самолетов Квадратные иллюминаторы, Комета, Авиация, Самолет, Катастрофа, Испытание

С тестами все было прекрасно, но в реальности один из самолетов разрушился всего лишь после 1800 полетов из-за разрушения фюзеляжа в районе угла квадратного иллюминатора. После катастроф во время расследования динамическое тестирование одного из самолетов привело к такому же разрушению. Почему же этого не случилось во время первоначальных тестов?

Проблема была в том, что для статических и динамических тестов использовался один и тот же экземпляр самолета. После статического теста самолет немного деформировался. Этой небольшой деформации хватило, чтобы совсем чуть-чуть изменить геометрию углов иллюминаторов, тем самым усилив их! И усиленный деформациями самолет без проблем справился с динамическим тестированием в 18 000 циклов.

"Комета", квадратные иллюминаторы и испытания самолетов Квадратные иллюминаторы, Комета, Авиация, Самолет, Катастрофа, Испытание

Так что наследием "комет" в авиации стали не только круглые иллюминаторы: после выявления причины катастроф для тестов стали использовать (и до сих пор используют) 2 экземпляра самолета - один для статического теста, другой для динамического.

Показать полностью 2

Ошкош, часть 2

Продолжаем серию постов про понравившиеся мне моменты на фестивале в Ошкоше. Всю деятельность на фестивале можно условно разделить на 5 частей: авиашоу, осмотр самолетов на выставке, общение с людьми, презентации и мастерклассы. Сразу скажу, чего в серии не будет: не будет первых трех вещей из списка. Причины просты: во-первых, авиашоу интересно смотреть только первые 20 раз, а во-вторых, авиашоу много, а Ошкош один. Правда, было одно исключение: ночное авиашоу (фото далее в посте с сайта eaa, и кое-где мои).

Ошкош, часть 2 Ошкош, Авиация, Братья Райт, Флайер, Симулятор, Ночное авиашоу, Як-52, Длиннопост

Вот увидеть ночное авиашоу - это реально того стоило. Кроме самолетов с золотыми искрами и фейерверками, там были подсвеченные радиоуправляемые самолеты и шоу дронов, хотя последнее было как-то не очень. Но самые сильные впечатления у меня были от отмененного ночного шоу: в среду налетел шторм с ветром под 40 узлов, шоу отменили, и все повернулись спиной к ВПП, где происходило шоу, и побрели к палаткам. Вот тут-то организаторы и подорвали заряды на ВПП...

Ошкош, часть 2 Ошкош, Авиация, Братья Райт, Флайер, Симулятор, Ночное авиашоу, Як-52, Длиннопост

Мы, идя от ВПП, взрыва естественно не увидели, но зато очень хорошо услышали, и анекдот "Чу! Я слышу пушек гром" заиграл новыми красками...

Осмотр самолетов меня не очень интересовал (куча качественных фоток есть по ссылке https://www.eaa.org/en/airventure/eaa-airventure-news-and-mu...), но все же оставлю вот это:

Ошкош, часть 2 Ошкош, Авиация, Братья Райт, Флайер, Симулятор, Ночное авиашоу, Як-52, Длиннопост

(потому что могут). А так на шоу были самые разные самолеты - от реплик 193- годов до F22.

Имхо, самое интересное в Ошкоше - это  люди. Особенно интересно мне было пообщаться с американцами-пилотами и владельцами як52. Но т.к. авиация - это большая деревня и люди уж слишком легко идентифицируются, я про это ничего писать не буду (а очень хочется!!), скажу только, что легендарный ЪФJДИД мне не встречался, а вот другие надписи из поста https://pikabu.ru/story/trudnosti_perevoda_ili_priklyucheniy... вживую вызвали немало улыбок. Одна из них по слухам даже стала позывным владельца:)

Ошкош, часть 2 Ошкош, Авиация, Братья Райт, Флайер, Симулятор, Ночное авиашоу, Як-52, Длиннопост

Оправдания вступления окончены, а значит, пора перейти к посту: сегодня будет про братьев Райт и симулятор их Флайера, который был в Ошкоше.

Симулятор "Флайера" братьев Райт. Братья Райт сделали неоценимый вклад в развитие авиации, воплотив в жизнь первые элероны. Тут нужно сделать небольшой экскурс в историю. К 1903 году в воздухе уже могли держаться самые разные летательные аппараты - и с двигателем, и без - но их полет был управляемым лишь частично: у них не было управления по крену, то есть если порыв ветра накренял самолет, у летчика не было возможности исправить это, и полет в какой-то момент становился неуправляемым. Сейчас самолеты легко и приятно управляются по крену элеронами, причем они служат и для коррекции крена, и для поворота (который осуществляется, опять же, креном):

Ошкош, часть 2 Ошкош, Авиация, Братья Райт, Флайер, Симулятор, Ночное авиашоу, Як-52, Длиннопост

А тогда о поворотах кренами и речи не шло (самолеты поворачивали "блинчиком", как лодка) - для начала надо было хотя бы научить самолеты устойчиво лететь по прямой! И вот братья Райт придумали первый прототип элеронов: они прицепили к концу крыла - там, где сейчас элерон -  тросы, и натягивая их, могли изгибать конец крыла.

Ошкош, часть 2 Ошкош, Авиация, Братья Райт, Флайер, Симулятор, Ночное авиашоу, Як-52, Длиннопост

Выглядело это примерно так, как на картинке. Летчик лежал (да, лежал) на нижнем крыле, головой вперед, и в левой руке у него была ручка управления рулями высоты (поднять/опустить нос). Рули высоты и горизонтальный стабилизатор были спереди - такая схема называется "утка", она была очень нестабильной и тем самым доставила братьям немало веселых минут (Флайер чаще разбивался, чем нет).


А как же управлять элеронами? На современных самолетах это делается поворотом штурвала (или отклонением ручки, если кто из этих). На Флайере оно делалось.. бёдрами. Тело лётчика было зажато между двумя деревянными держателями. Двигая, простите, таз влево, летчик двигал держатели влево, а к ним были прикреплены тросы, идущие к "элеронам"... То есть, если порыв ветра приподнял вам крыло, нужно было двинуть бёдрами, чтобы вернуть самолет в горизонтальный полет. (в этом симуляторе правда сделали только кусок крыла)

Ошкош, часть 2 Ошкош, Авиация, Братья Райт, Флайер, Симулятор, Ночное авиашоу, Як-52, Длиннопост

Удобно ли такое управление? В принципе, оно имело право на жизнь (в симуляторе лететь прямо первые секунд 20-30 было не очень сложно). Однако проблема была в самом дизайне самолета - он был ОЧЕНЬ нестабильным.


Современные самолеты обладают очень хорошими характеристиками устойчивости: например, если накренить самолет на определенный угол, он не будет бесконтрольно крениться дальше; если задрать нос самолета, он не будет бесконтрольно задирать нос дальше, итд. Однако все эти свойства - результат тщательного дизайна самолета, подбора определенных площадей управляющих поверхностей, расстояний и углов между ними.


Ничего такого у братьев Райт не было, и устойчивость Флайера была просто отвратительной. Как нам объяснили волонтеры (а симулятор по их словам довольно неплохо моделирует реальные свойства Флаера), парировать крены нужно было очень аккуратно - сначала чуть чуть элероны в одну сторону, а потом сразу в другую. Если этого не сделать, самолет может начать крениться без возможности выйти из крена. (На фото - неудачная попытка лететь на современной реплике Флайера).

Ошкош, часть 2 Ошкош, Авиация, Братья Райт, Флайер, Симулятор, Ночное авиашоу, Як-52, Длиннопост

Кроме того, у летчика не было прямого контроля над рулем направления (как это есть сейчас). Руль направления был подсоединен к элеронам и отклонялся автоматически, когда отклонялись элероны. Однако все было настолько несовершенным, что после 2-3 кренов самолет летел с приличным скольжением (т.е. слегка боком) - именно так и разбила Флайер об дерево ваш покорный слуга... Короче, элероны использовали лишь при крайней необходимости - если нужно было компенсировать порыв ветра. Стоит ли говорить, что почти все полеты братьев Райт были по прямой.

Правда, уже следующая версия их самолета имела гораздо лучшие характеристики - в частности, они сделали отдельное управление элеронами и рулем направления, улучшили управляемость, и уже вполне уверенно летали по замкнутым маршрутам. Но это уже другая история...

Показать полностью 8

Ошкош, часть 1

Ошкош (официально EAA airventure) - это огромный авиационный фестиваль. Фактически на неделю в Ошкоше появляется новый город. У него свои автобусные маршруты, своя ежедневная газета, свои мастерские, где можно построить самолет из чего угодно - от дерева и ткани до алюминия и композитов. Но главное на фестивале - это конечно атмосфера и замечательные люди.

Это фото отлично передает суть: прилететь на самолете, жить у самолета, смотреть на другие самолеты сидя на самолете, а потом зайти на территорию фестиваля, чтобы посмотреть на еще больше других самолетов.

Ошкош, часть 1 Ошкош, Авиация, Самолет, Малая авиация, Длиннопост

Начнем с обязательной фотки с полотенцами на пропеллере (это самая важная часть Ошкоша, это как фоткать еду). Если вам кажется, что наш самолет и палатки очень близко к полосе, то так оно и есть. Если вам кажется, что рев какого-нибудь бомбера времен второй мировой или группы спитфаеров, взлетающих в 6 утра, должен разбудить всех нахрен и поднять мертвых из могил, то так оно и есть. Но это и к лучшему - чем меньше спишь, тем меньше пропустишь!

Ошкош, часть 1 Ошкош, Авиация, Самолет, Малая авиация, Длиннопост

Как вы видите, у многих палатки вна под/у крыла. В этом году было 12к палаточных мест! Это реально маленький город - на неделю на территории аэродрома поселилось 40к безнадежно больных авиацией людей.

Ошкош, часть 1 Ошкош, Авиация, Самолет, Малая авиация, Длиннопост

Многие живут в RV или снимают квартиру в городе. Фестиваль проходит здесь каждый год, и местные жители на ту самую неделю валят нахрен жить к знакомым и сдают квартиры приезжающим за большие деньги. Но это совсем не то, что спать под крылом и сушить полотенце на пропеллере.  Палаточное место - всего 8 баксов за ночь, если поделить на троих; но многие готовы были бы платить за это гораздо бОльшие деньги - больше, чем за отель.

Ошкош, часть 1 Ошкош, Авиация, Самолет, Малая авиация, Длиннопост

Газета жалуется (или гордится), что одновременно прилетели 149 Бичкрафтов - это т.н. массовый прилет. Еще массовые прилеты устраивают цессны и пайперы.

Ошкош, часть 1 Ошкош, Авиация, Самолет, Малая авиация, Длиннопост

Кто читал прошлый пост про авиатрафик, знает, что вышка в Ошкоше - самая загруженная в мире во время эвента (на ней так и написано!) В этом году было почти 20к взлетов/посадок за 11 дней, это в среднем один взлет или посадка каждые 26 секунд, или 134 в час, хотя конечно нагрузка была неравномерной. Для сравнения, в Чикаго 106 в час, и это при том, что у них дофига полос и на них работает несколько уровней управления воздушным движением, с помощью которых трафик "выстраивается в очередь" задолго до аэродрома.

Ошкош, часть 1 Ошкош, Авиация, Самолет, Малая авиация, Длиннопост

В Ошкоше ничего этого нет, а даже наоборот: вот например нам Милваки-подход прямо в НОТАМе говорит: вертел я вас и ваш VFR трафик, и никаких вам VFR advisories возле Ошкоша!

Ошкош, часть 1 Ошкош, Авиация, Самолет, Малая авиация, Длиннопост

То есть, обычно можно попросить диспетчеров сообщать о других самолетах, с которыми есть риск столкновения. Милваки-подход сразу сказал, что ничего такого он делать не будет, и я их очень понимаю, потому что вылет из Ошкоша выглядит как-то так (тут далеко не все самолеты, а только с т.н. ADSB-out; реально самолетов раза в 2 больше):

Ошкош, часть 1 Ошкош, Авиация, Самолет, Малая авиация, Длиннопост

А прилёт - вот так:

Ошкош, часть 1 Ошкош, Авиация, Самолет, Малая авиация, Длиннопост

...Шутка. В Ошкоше на время эвента действуют специальные правила прилета, цель которых - выстроить весь табун прилетающих в цепочку, или в крайнем случае в зону ожидания. Хотя конечно у всего есть предел, и в НОТАМе указано, что делать, если зона ожидания переполнится (вкратце - "валите нахрен на соседние аэродромы и не отсвечивайте тут мне на радаре").

Ошкош, часть 1 Ошкош, Авиация, Самолет, Малая авиация, Длиннопост

С прискорбием сообщаю, что мы поступили как слабаки и прилетели IFR, не буду парить деталями, но суть в том, что нам не нужно было соблюдать все эти правила прилета - наша посадка ничем не отличалась от любого другого IFR прибытия в любой другой аэродром. Ни о чем не жалеем, т.к. из-за плохой погоды в предыдущие дни наш день оказался перенасыщен трафиком - кто-то жаловался, что провел в сумме 5 часов в зоне ожидания, кого-то 6 (!) раз отворачивали от аэропорта с просьбой начать процедуру прилета сначала, короче это был один из самых жестких дней за много лет истории данного эвента.

Карта мира по мнению Ошкоша. Спереди главный вход, дальше куча самолетов и ангаров, и где-то в конце океан, Аляска, Россия, и немного других стран.

Ошкош, часть 1 Ошкош, Авиация, Самолет, Малая авиация, Длиннопост

Из 10к приетевших самолетов 1к homebuilt, т.е. люди собрали их сами из деталей разной степени готовности. Обычно постройка даже маленького самолета занимает как минимум год. Но в Ошкоше в одном из ангаров самолет собирают за неделю! Это действо так и называется - One Week Wonder.

Ошкош, часть 1 Ошкош, Авиация, Самолет, Малая авиация, Длиннопост

(Потому что могут).  Вон даже часы с отсчетом времени повесили. В основном в этом проекте работают специально обученные волонтеры, но все посетители могут поучаствовать в создании самолета, заклепав заклепку на крыле и написав рядом свое имя. Оставила там свою заклепку и я.

Это крыло, поставленное вертикально.

Ошкош, часть 1 Ошкош, Авиация, Самолет, Малая авиация, Длиннопост

Вдоль крыла проходит ряд заклепок, и у каждой есть имя того, кто ее оставил. В итоге это покроют краской, но оно там все равно останется навсегда!

Ошкош, часть 1 Ошкош, Авиация, Самолет, Малая авиация, Длиннопост

Говорят, они не отставали от расписания, и уже в это воскресенье самолет должен был рулить по земле. Дальше программа испытаний и в небо! Будем следить за новостями, надеюсь у него будет все хорошо!  Цель этого мероприятия - показать, что собрать свой самолет не так ээ.. невозможно, как кажется.

Ошкош, часть 1 Ошкош, Авиация, Самолет, Малая авиация, Длиннопост

А вот аукцион неслыханной щедрости. Кто-то продает самолет и предлагает скидку в 10к баксов, если купить на фестивале. А вот справа продают наши элки.

Ошкош, часть 1 Ошкош, Авиация, Самолет, Малая авиация, Длиннопост

Вы подумали о том же, что и я? Если что, у них там tiedowns!

Ошкош, часть 1 Ошкош, Авиация, Самолет, Малая авиация, Длиннопост

На местном блошином рынке (fly market - производная от flea market) можно купить много всякой всячины. Например дверь с надписью "Пилот без техника - это просто пешеход в очках и прикольной куртке". И с большими часами. Продавали старые пропеллеры, и почти все раскупили, кроме самых дорогих.

Ошкош, часть 1 Ошкош, Авиация, Самолет, Малая авиация, Длиннопост

Наши яки, вместе с китайской версией, в небе (строй справа). Не знаю, были ли там постсоветские пилоты - мне встречались только американцы. Они полюбили яки за простоту обслуживания и относительно недорогую эксплуатацию и запах.

Ошкош, часть 1 Ошкош, Авиация, Самолет, Малая авиация, Длиннопост

Многие устанавливают в яки юсб-зарядку - сейчас все летают с айпадами и форфлайтами, так что зарядка в самолете - это не роскошь, а необходимость. А кто-то даже запилил контейнер для багажа и подвесил под крыло!

Ошкош, часть 1 Ошкош, Авиация, Самолет, Малая авиация, Длиннопост

Пожалуй хватит на сегодня. В следующей части будет инфа с мастерклассов и презентаций - то, что мне понравилось и запомнилось.

Показать полностью 20

Действительно суперплотный авиатрафик

Написать данный пост меня побудил недавний пост в "авиации и технике", который начинался вот так:

Действительно суперплотный авиатрафик Авиация, Ошкош, Atc, Длиннопост

К нашему посту такое вступление в принципе тоже подойдет. Сегодняшний пост вот про этот аэропорт, возможно кто-то его уже узнал по надписи "самая загруженная вышка на свете":

Действительно суперплотный авиатрафик Авиация, Ошкош, Atc, Длиннопост

В Ошкоше (штат Висконсин) проводится один из крупнейших эвентов авиации - EAA AirVenture, в простонародье - просто Ошкош. Это недельный "авиалагерь" с самыми разными выставками и шоу. 500000 посетителей из 80 стран и, что самое главное, многие прилетают прямо на шоу на своих самолетах. В Ошкош прилетает более 10000 самолетов! Это делает Ошкош во время эвента самым загруженным аэропортом в мире.


Ну и сразу вопрос. Как обеспечить безопасный прилет десяти тысячам самолетов в неделю?

(никак)

Рулить таким табуном пилотов нелегко. В аэропорту действует специальная команда диспетчеров: быть приглашенным туда - большая честь для диспетчера, и ответственность тоже. 

Действительно суперплотный авиатрафик Авиация, Ошкош, Atc, Длиннопост

С таким диким трафиком все меняется. 10 секунд между двумя садящимися самолетами - норма. Пауз в радиообмене почти нет - и это при том, что пилоты молчат (говорят только диспетчеры). Всё то, что обычно пилоты должны подтверждать голосом (разрешение на посадку, например), здесь подтверждается покачиванием крыльев (тут все вспомнили анекдот про "я на земле, качните вышкой!"). Выяснять позывные самолетов нет ни времени, ни возможности - диспетчеры обращаются к самолетам как "желтый высокоплан над амбаром, выполняйте третий разворот", и сразу переходят к следующему.

Действительно суперплотный авиатрафик Авиация, Ошкош, Atc, Длиннопост

При такой интенсивности полетов отдавать одному самолету целую полосу - непозволительная роскошь. Поэтому на полосу нанесли цветные круги, и разные самолеты взлетают/садятся с разных кругов. Разрешение на посадку звучит так: "cleared to land on a green dot".  Взлетают самолеты парами, один с левой половины полосы, другой с правой. В Ошкоше на одну полосу могут садиться одновременно три самолета (на обычных аэродромах за такое порют весь аэродром). Кстати, на время эвента одна из рулежек легким движением руки превращается в полосу! (ее видно на картинке ниже, магистральная РД правее настоящей полосы)

Действительно суперплотный авиатрафик Авиация, Ошкош, Atc, Длиннопост

На время эвента издается НОТАМ - это временные изменения в правилах полетов. Многие аэропорты имеют действующие НОТАМы, обычно они короткие и там что-то вроде "рулежка H закрыта" (как на примере ниже), или "фонарь номер такой-то на полосе не работает" и все такое.

Действительно суперплотный авиатрафик Авиация, Ошкош, Atc, Длиннопост

Обычно там 1-2 строчки. Но у Ошкоша своя специфика - на время мероприятия издается широко известный в узких кругах НОТАМ в долбаные 32 страницы! (которые надо внимательно изучить перед прилетом).

Действительно суперплотный авиатрафик Авиация, Ошкош, Atc, Длиннопост

Вот так вот выглядит самый загруженный в мире аэропорт. Ночевать в палатке под крылом, короче, романтика!

Показать полностью 6
Отличная работа, все прочитано!