Dj.Wj
Такое знакомое Украинское государство 100 лет назад
Пока вместе с Россией - люди как люди, и с фашизмом борятся, и мощная экономика, но стоит дать независимость - сразу превращаются в каких-то обезьян...
НАРОДНЫЙ КОМИССАРIАТЪ ПО ПРОСВЕЩЕНIЮ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНIЕ отъ 1 декабря 1917 года
О ПЕРЕДАЧЕ ТРОФЕЕВЪ УКРАИНСКОМУ НАРОДУ
Три недели тому назадъ Советъ Народныхъ Комиссаровъ постановилъ передать военные трофеи, взятые русскими у украинцевъ, главнымъ образомъ, при Екатерине, украинскому народу.
Центральный Исполнительный Комитетъ Советовъ, по предложенiю Народнаго Комиссара по Просвещенiю, принялъ 24-го Ноября следующую резолюцiю:
Центральный Исполнительный Комитетъ, заслушавъ докладъ Комиссара по Просвещенiю тов. Луначарскаго, постановляетъ:
1) Передачу реликвiй сделать въ торжественной форме народнаго праздника передъ Преображенскимъ соборомъ, съ участiемъ войсковыхъ частей.
2) Вместе съ историческими реликвiями передать украинцамъ особо изготовленную грамоту следующаго содержанiя:
"Братья Украинцы!
Въ хранилищахъ Петербурга ваши знамена, пушки и булава свидетельствуютъ о вашем угнетенiи - именемъ великорусскаго - угнетателями этого народа. Ныне нетъ больше угнетенныхъ народовъ въ свободной Россiи.
Центральный Исполнительный Комитетъ Советовъ Рабочихъ, Солдатскихъ и Крестьянскихъ Депутатовъ возвращаетъ вамъ трофеи, какъ память о вашей славной борьбе за свободу.
Народъ великорусскiй и революцiонный Петербургъ съ приветомъ посылаетъ вольному Кiеву священный даръ въ знакъ братства народовъ. Да славится и крепнетъ братскiй союзъ свободныхъ народовъ Россiи и всего мiра, да исчезнетъ вражда и даже тень угнетенiя одной нацiи другою".
Эта грамота будетъ подписана председателями Ц.И.К. и Совета Народныхъ Комиссаровъ, Народными Комиссарами по нацiональнымъ деламъ и Просвещенiю и Секретарями Ц.И.К. и Совета Народныхъ Комиссаровъ.
3) Для устройства праздника создается особая комиссiя из 3-хъ представителей Ц.И.К., въ томъ числе - одного отъ Украинской секцiи, изъ представителей комиссарiатовъ по Просвещенiю, Нацiональнымъ Деламъ, заведыванiю дворцами и музеями Республики и военнаго и представителей местной Украинской Войсковой Рады.
4) Расходы по устройству праздника, которые не должны превысить сумму въ 3.000 руб., покрыть изъ особой ассигновки декретомъ Совета Народныхъ Комиссаровъ и отнести въ бюджетъ Комиссарiата по Нац. Деламъ.
Представители Всеукраинской Рады просили, чтобы передача была сделана въ ихъ руки, однако въ мандатахъ этихъ представителей не была предусмотрена самая передача и не было обращенiя къ Совету Народныхъ Комиссаровъ, какъ законной Верховной власти въ Россiи.
Въ виду этого, а также и резкой формы, въ которой представители Рады вели дальнейшiе переговоры съ Народными Комиссарами, принята следующая резолюцiя:
"Председатель Совета Народныхъ Комиссаровъ и Народные Комиссары по Иностраннымъ Деламъ, по Просвещенiю и по Деламъ Нацiональностей, заслушавъ Постановленiе особой комиссiи по передаче Украинскому Народу его реликвiй, а также протестъ Украинскаго Революцiоннаго Штаба, постановили:
Дальнейшiе переговоры о сроке и порядке передачи реликвiй вести съ Украинской Фракцiей Ц.И.К. и оффицiальную передачу совершить въ руки довереннаго лица этой фракцiи".
Прошу помощи!
Уважаемые историки!
Прошу, не судите строго. Отдельно прошу об этом администраторов группы. Очень нужно, а обратиться не к кому, да и где ещё можно спросить у аудитории в несколько сот тысяч человек?
Подскажите, пожалуйста, как найти сведения о дворянине и конкретном храме за XVII век?
Интересует Киприан Иванович Бирдюкин-Зайцев и построенная им церковь Троицы села Троицкого Некрасовского района Ярославской области (Ярославского уезда и губернии).
Я занимаюсь допетровской архитектурой. Нашли в лесах под Ярославлем огромную церковь, как оказалось, 1670-х гг. (таким образом это первая каменная сельская Ярославщины*). Построена указанным Киприаном. Сразу встаёт вопрос - на какие деньги в селе с весьма посредственным количеством населения строится церковь размеров городского собора, превосходящего габаритами соборы города Романова (Тутаева), Рыбной слободы (Рыбинска), города Углича и равного соборам Ярославля (!!!), Толги, Борисоглебской слободы (Тутаева) и др. Всё что известно из писцовых и переписных книг - что родился Киприан до 1627 г., умер после 1678; между 1627 и 1646 получил приставку "Бирдюкин-", до этого был просто Зайцевым. Мать Авдотья (в 1627 уже вдова), брат Иван (умер до 1666), его жена Ульяна - вот и всё о семье. Участвовал в войне с Польшей в начале 1650-х гг., в частности, в битве под Конотопом. детей судя по всему не было (нигде не видно даже жены).
С Киприан Иванычем пытался выйти на Николая Смирнова, подробно освещающего русско-польскую войну с К.А. Жуковым - но не получилось.
Конечно же, интересно, чем он владел. А владел наш герой, смешно сказать, половиной села Троицкого, четью Высоцкого, третью села Нетребова, и половины от трёх деревень, 14 полупустошей, 8 пустошей, четь пустоши и ещё полчети пустоши (всё в Ярославском уезде) - всего 24 двора, в которых 26 человек и 72 чети "худые и середние земли" (при том, что, насколько могу судить, норма была около ста)... Ещё известно село Новосёлки Московского уезда (ныне Ивантеевка), но им я не занимался. Там Киприан Иваныч начал строить деревянную церковь и даже как будто не достроил её (но это не точно).
Библиографические источники перепаханы в первые же дни изысканий - благо что их можно пересчитать по пальцам одной руки.
Архивные источники о селе за XVII век все в РГАДА. Просмотрены: писцовые, межевые, отказные и переписные книги.
Очевидно, что Киприан Иванович являлся наследником, на котором, видимо, заканчивалась династия, поэтому можно догадаться, почему он так вложился в церковь - хотел вымолить наследника. Но это не даёт ответа на вопрос, откуда деньги. Столько денег! Какие-то непримечательные Зайцевы, особо не видно владений...
* Не путать с Ярославской областью - в области самая древняя в Елизарово, но это исторически территория Переславского уезда Владимирской губернии; церковь села Сарафонова очевидно построена сильно позже заявленного времени /1600г./, на что неоднократно указывали исследователи, в т.ч. делал доклад и аз грешный.
Заклинило
Вообще в XVII веке сплошь и рядом детей называли одинаково, но чаще всего не более двух детей с одним именем по схеме "Ивашко Большой, Ивашко Меньшой", но чтобы так... И откуда это "Рус Иван"?..
Особняк девятого века в Москве
Выпало из журнала "Советская архитектура"
Проповедь 14 (27) сентября 1917 года
Не угодно ли будет прочитать, что проповедовали в церквях накануне Октябрьской революции?
Из архива последнего Троицкого священника Николая Николаевича Нагорного. Очень сильное поучение на Воздвиженье (14 сентября), 1917 год. Тогда он служил священником в селе Смалеве Ярославского уезда (сейчас — Гаврилов-Ямский район, в 7 км к северу от города, ближе к Заячьему Холму).
«Во имя Отца и Сына и Св. Духа.
Когда Крест Г[осподе]нь был найден , собравшиеся в бесчисленном множестве верующие устремились лобызать Животворящий Крест. Но т. к. по случаю несметного множества народа далеко не все могли не только лобызать, но даже видеть Кр[е]ст Х[ри]стов, то бывший в Иерусалиме патриарх Макарий стал на возвышенном месте и начал воздвигать его, т. е. поднимать вверх, и затем, когда утомлялись руки – опускать. Все с величайшим благоговением поклонялись Животворящему Кресту и в глубоком умилении сердец восклицали: «Господи, помилуй!»
И теперь высоко поднят крест, т. е. путь страданий, путь смерти, над нашим Отечеством, все его видят , потому что нельзя не видеть, но никто не имеет терпения, никто не имеет любви к Отечеству, не имеет веры в общество, не имеет веры в Бога, и никто не скажет: «Господи, помилуй!» Если мы скажем, что веруем в Бога, то где же наши добрые цели, которые д[олжны] б[ыть] неразрывно связаны с верой? «Вера без добрых дел мертва есть» – сказал апост[ол] Иоанн. Если мы скажем, что верим в общество, то почему существует антагонизм со стороны живущих в Сибири и Украйне к Правительству и к нам – ведь и там русские люди, как и мы? Почему армия не доверяет тылу, и тыл не дает хлеба армии? Нет в нас любви к своему Отечеству, почему часто слышим, ч[то] нам, России, и у немца хорошо б[удет]. Нет и терпения в переживаемых обстоятельствах , так как все сделались нервными, неуравновешенными, злыми, а призыв «Господи, помилуй!» у нас заменяется худым словом. Десница гнева Божия – крест наш отечественный – поднимается все выше и выше. Надвигаются, вея дыханием могилы, три страшных кошмара.
Первый кошмар – весь закованный в броню германец. Его тяжелая мерная поступь уже слышится у входа в столицу. И кто из смертных скажет, где остановится этот беспощадный враг, оторвавший, залив кровью и слезами, лучшие русские земли?
Второй кошмар – внутренняя анархия. Братоубийственная война и непризнавание никакой власти. Нас давил гнет самодержавия, нас гнетут теперь тысячи сам себя короновавшие, никем не званные самодержцы, которых никто не хочет слушать, которые бессильны сделать что-нибудь для спасения Родины. И от бесчисленного многовластия захлебывается Россия.
Третий кошмар – голод. Весь мир содрогнется, если тот беспощадный призрак голода, который витает над всеми нами, приближаясь все ближе и ближе, наконец воплотится в действительность – миллионам людей грозит голодная смерть. После 30-летней войны ели людей.
Но встает самый страшный – 4й кошмар. И этот кошмар – нравственная смерть русских граждан. Дезорганизация, спекуляция, мародерство и партийная борьба, переходящая в гражданскую войну – этот пир во время чумы: все это хуже, страшнее в тысячу раз всего прочего. Ибо здесь – смерть совести, предел всякого ужаса. И люди кричат, сходят с ума, стреляются, будучи не в силах жить, не в силах слышать и переживать этот, никогда не виданный во всей мировой истории бесконечный позор.
Но должно, невзирая ни на что, не терять бодрости и присутствия духа ни на минуту, а верить в Бога и людей и Животворящий Крест Хр[ис]тов, который даровал Константину Великому победу во время брани за его веру, так как Крест Христов погибающим убо юродство, а спасаемым нам сила Божия есть.
Аминь».
Д.Н. Чекмасов.