Все началось с дона Игнацио (Иниго) Лопеса де Рекальдо Лойолы, испанского идальго, получившего в дальнейшем прозвище «генерал папы римского». Он родился в 1491 году в Стране басков (Испания) в замке Лойола в богатой семье. Получил хорошее образование, бывал при дворе, потом дослужился до офицера на службе у вице-короля Наварры. В тридцать лет дон Игнацио получил тяжелое ранение и оставил службу. Задаваясь вопросом, почему влияние католической церкви ослабевает, а Реформация набирает силу, он решил совершить паломничество в Иерусалим. Попытки обращать мусульман в христианскую веру успехом не увенчались и идальго пришлось покинуть Святую землю. Вернувшись, он принялся изучать богословие сначала в Саламанке, а потом в Париже. В числе его близких знакомых были такие религиозные деятели как Лайнез и Бовадилья. Также вокруг него образовалась небольшая группа студентов, разделяющая его взгляды. В своих беседах они затрагивали вопросы духовности и церковной деятельности. Их выводы были таковы: необходимо вернуться к евангелистской бедности и знать Иисуса, следовать за ним и подрожать ему во всем. По окончании учебы друзья планировали все вместе отправиться в Святую землю либо в Рим на службу папе римскому.
15 августа 1534 года на холме Монмартр в часовне Мучеников друзья дали обеты в осуществление задуманного. В 1536 году десятеро товарищей совершили попытку отплыть в Иерусалим, но помешала война. В 1537 г., после аудиенции, Папа Павел III поручил Лаинесу и Петру Фавру преподавать богословские дисциплины в Римском университете. Народ охотно слушал новых проповедников, но кардиналы и аристократия подняли против них гонение. Игнатий добился личной встречи с Папой Павлом III, и после беседы, продолжавшейся час, Папа принял решение поддержать Игнатия и его товарищей. На Рождество 1538 г. в церкви Святой Марии Великой в Риме Игнатий отслужил свою первую мессу. В 1539 г. перед Игнатием и его товарищами встал вопрос: что дальше? Решено было официально образовать сообщество — новый монашеский орден. В том же году Игнатий представил Папе Павлу III Установления — проект будущего Устава, где в дополнение к трём стандартным обетам послушания, целомудрия и нестяжания был добавлен четвёртый: обет непосредственного послушания Святому Отцу. 27 сентября 1540 г. устав нового ордена — Общества Иисуса — был утверждён папской буллой «Regimini militantis ecclesiae». На Великий пост 1541 г. Игнатий Лойола был избран первым генеральным настоятелем ордена.
На первых порах они проявили себя как скромные и самоотверженные иноки, благотворители несчастных, благочестивые и образованные проповедники и бескорыстные наставники юношества, для которого открывали бесплатные школы. Их проповеди, школьные и публичные диспуты, торжественные богослужения, пышные религиозные процессии, благотворение и самоотверженное служение больным, особенно проявившееся во время чумы, - стали привлекать к ним толпы народа. Католичество укреплялось и возвеличивалось.
Везде, где появлялись иезуиты, они первым долгом устраивали больницы, приюты, школы, коллегии, занимались проповедничеством, становились духовниками и т.п. Создавая больницы и приюты, они приобретали расположение низших классов. Учреждая школы и коллегии,они прибирали к своим рукам образование и воспитывали подрастающее поколение в строго католическом духе. В качестве проповедников они являлись опытными и знающими борцами против протестантства и защитниками догматов Римской церкви. При посредстве исповеди, - вообще крайне снисходительной, вследствие особых нравственных воззрений иезуитов, - они не только привлекали к себе народ, но и покоряли совесть кающихся, после чего управляли ей по своему усмотрению. Особенно важным они считали прибрать к рукам высшие классы общества. В их деятельности большую роль играли интриги, соединенные со всевозможными неблаговидными действиями. Их не могли остановить и злодеяния, если этим они достигали нужной им цели. Дворы католических королей и князей, у которых иезуиты старались занять места духовников и даже советников, были главным поприщем их деятельности со всеми интригами и происками. Здесь они по преимуществу добивались осуществления конечной цели ордена - показать торжество Римской церкви в борьбе с протестантом. С появлением иезуитов, борьба Римской церкви с протестантством пошла значительно успешнее.
Везде, где появлялись иезуиты, они первым долгом устраивали больницы, приюты, школы, коллегии, занимались проповедничеством, становились духовниками и т.п. Создавая больницы и приюты, они приобретали расположение низших классов. Учреждая школы и коллегии,они прибирали к своим рукам образование и воспитывали подрастающее поколение в строго католическом духе. В качестве проповедников они являлись опытными и знающими борцами против протестантства и защитниками догматов Римской церкви. При посредстве исповеди, - вообще крайне снисходительной, вследствие особых нравственных воззрений иезуитов, - они не только привлекали к себе народ, но и покоряли совесть кающихся, после чего управляли ей по своему усмотрению. Особенно важным они считали прибрать к рукам высшие классы общества. В их деятельности большую роль играли интриги, соединенные со всевозможными неблаговидными действиями. Их не могли остановить и злодеяния, если этим они достигали нужной им цели. Дворы католических королей и князей, у которых иезуиты старались занять места духовников и даже советников, были главным поприщем их деятельности со всеми интригами и происками. Здесь они по преимуществу добивались осуществления конечной цели ордена - показать торжество Римской церкви в борьбе с протестантом. С появлением иезуитов, борьба Римской церкви с протестантством пошла значительно успешнее.
Иезуиты сделали акцент на введение системы образования, связанной с глубоким изучением латинского языка, литературы, греческого языка. В XVI--XVII веках эта система была внедрена практически во всех странах Европы, а преподавание в иезуитских коллегиях велось на очень высоком уровне. В этих коллегиях учились такие драматурги, как Пьер Корнель, Жан-Батист Мольер, Лопе де Вега, выдающиеся деятели, поэты и философы – Педро Кальдерон, Вольтер, Шарль-Луи Монтескье. Известный кинорежиссер Луис Бунюэль тоже выпускник иезуитской коллегии.
Потом иезуиты основали ряд университетов. И до сих пор они руководят более чем 50 университетами во всем мире, в том числе Грегорианским университетом в Риме, Джорджтаунским и Сент-Луисским университетами в США, Папским восточным институтом в Риме.
Если кому будет интересно - http://jesuits_history.tilda.ws, тут есть все ссылки на контакты ордена и также на создателей сайта, коими мы и являемся :З для нас это проект про истории нового времени в университете, а для вас это интересный вечерний ликбез)