Antropogenez

Antropogenez

Топовый автор
ANTROPOGENEZ.RU – крупнейший российский научно-просветительский портал, посвященный эволюции человека. Помогите нашей работе — поддержите донатом:)
На Пикабу
Дата рождения: 02 марта 1975
devilmylove666 g0p0t0n
g0p0t0n и еще 55 донатеров
поставил 3262 плюса и 466 минусов
отредактировал 4 поста
проголосовал за 4 редактирования
в топе авторов на 184 месте

На зарплату нашим замечательным авторам

1 866 3 134
из 5 000 собрано осталось собрать
Награды:
5 лет на Пикабу самый сохраняемый пост недели Антропогенезболее 1000 подписчиков
265К рейтинг 8493 подписчика 2 подписки 543 поста 528 в горячем
Наука | Научпоп

Не знаете, чем занять морпехов? Заставьте их сражаться в греческих доспехах

В 1960 году около деревни Дендра в Южной Греции, у развалин микенского Мидея нашли бронзовый доспех возрастом почти 3500 лет (Рис.3). Это оказался один из старейших полных доспехов европейского бронзового века, к тому же его чудом успели спасти от грабителей. Интересно, что богато обставленная гробница, в которой похоронили воина со снаряжением, была самой маленькой на кладбище.

Не знаете, чем занять морпехов? Заставьте их сражаться в греческих доспехах Исследования, Ученые, Научпоп, Наука, Длиннопост

До этой находки ученым было непонятно: использовали ли такие доспехи в бою, или они несли лишь церемониальную функцию? Обнаруженный в гробнице доспех привлёк внимание и тем, что соответствовал описаниям Гомера: «Илиада» в плане изображения оружия оказалась очень точна, хотя и содержит наслоения из разных времён.

Группа учёных из Университета Фессалии совместно с коллегами из Великобритании, Греции и Португалии решили выяснить, могли ли воины Троянской войны сражаться в таком снаряжении? Они провели эксперимент, совместив данные археологии, истории, физиологии человека и математического моделирования.

Не знаете, чем занять морпехов? Заставьте их сражаться в греческих доспехах Исследования, Ученые, Научпоп, Наука, Длиннопост

Тринадцать военнослужащих из морской пехоты Греции попросили надеть копии доспехов из Дендры. В отличие от древнегреческих воинов, морпехи участвовали в эксперименте сугубо добровольно - каждый подписал специальное соглашение.

Авторы пишут:

"Гомер описывает большинство воинов как сильных, быстрых и опытных зрелых мужчин. Кроме того, многие элитные воины описываются как высокие и впечатляющие физически. Хотя логично предположить, что их телосложение было преувеличено и приукрашено в устной поэзии Гомера, археологические данные указывают на то, что воины, вероятно, были крупнее и сильнее, чем среднестатистическое население. Скелетные останки эпохи поздней бронзы позволяют предположить, что средний рост среднего греческого мужчины составлял 1,62–1,67 м, однако средний рост "элитных мужчин", похороненных в могильном круге "B" в Микенах, составлял в среднем 1,7 м. Рост носителя дендрийского доспеха был >1,77 м. Поэтому для нашего исследования мы отобрали морских пехотинцев из Вооруженных сил Греции, соответствующих возрасту (29,2±7,9 года) и антропометрическим характеристикам (рост 173±5 см; масса 74,1±6,8 кг)".

Не знаете, чем занять морпехов? Заставьте их сражаться в греческих доспехах Исследования, Ученые, Научпоп, Наука, Длиннопост

Добровольцев проинструктировали, а затем тренировали ношению доспеха, обращению с древним оружием и канонам военного дела эпохи Бронзы. Для чистоты эксперимента, участникам рассчитали калорийность дневного рациона греческого воина в 4443 ккал (нехило) и даже запретили пить кофе — ну какой кофеин в микенской Греции? Ну и самая жестокая часть эксперимента: воинов заставили вставать в 5:30 утра.

До, во время и сразу после боевой симуляции оценивались следующие параметры: концентрация глюкозы в крови, уровень лактата в крови, сила захвата рук, время реакции на визуальные и слуховые стимулы, а также самооценка степени утомления, тепловой комфорт и тепловые ощущения. Частота сердечных сокращений, внутренняя температура тела и средняя температура кожи постоянно измерялись на протяжении всего эксперимента. Затем с помощью математического моделирования эти результаты пересчитали для окружающей среды бронзового века. Дело осложнялось тем, что доспех из Дендры весил целых 18 кг на момент обнаружения, без некоторых окислившихся деталей. Изначальный вес доспеха был ещё больше, плюс оружие. Сможет ли человек провести в таком обмундировании целый день?

Не знаете, чем занять морпехов? Заставьте их сражаться в греческих доспехах Исследования, Ученые, Научпоп, Наука, Длиннопост

Эксперимент однозначно подтвердил: в доспехе из Дендры воин мог сражаться на протяжении 11 часов, а броня не ограничивала боеспособность владельца. Бой моделировали на основе анализа «Илиады» и уже проведённых исследований военного дела микенского времени.

P.S. Хотите поддержать наш проект и работу наших авторов? Помогите любым посильным донатом здесь, на Пикабу:)

Показать полностью 4
Наука | Научпоп

Красивое турецкое

Во время раскопок в древнем городе Аспендос археологи обнаружили скульптуры Зевса и Афродиты. Скульптурам около 2000 лет. Об этом сообщает министр культуры и туризма Турции Мехмет Нури Эрсой.

Красивое турецкое Археология, Древние артефакты, Длиннопост
Красивое турецкое Археология, Древние артефакты, Длиннопост
Красивое турецкое Археология, Древние артефакты, Длиннопост
Красивое турецкое Археология, Древние артефакты, Длиннопост
Показать полностью 4
Наука | Научпоп

Зачем неандерталец царапал медвежью кость?

Вопрос "когда зародилось искусство?" уже много лет не даёт покоя научному сообществу. Ряд находок, сделанных с середины XX века по настоящее время, отодвигает зарождение примитивного искусства далеко в средний и даже нижний палеолит. Ранние люди часто наносили зарубки-линии, не имеющие очевидного практического смысла, на рога и кости животных, раковины моллюсков и различные породы камней. Подобные "царапки" найдены и в Европе, и в Азии, и в Африке.

Зачем неандерталец царапал медвежью кость? Палеонтология, Научпоп, Ученые, Наука, Исследования, Длиннопост

По современным данным, зачатки искусства могли появиться уже у Homo erectus около 500 тыс/ лет назад. Своё протоискусство было и у ближайших родственников современного человека – неандертальцев (Homo neanderthalensis). О них поговорим сегодня подробнее – есть хороший повод.

Однажды, где-то между 115 000 и 130 000 лет назад, некий неандерталец, живший в небольшой пещере Дзядова Скала (Dziadowa Skała) на юге нынешней Польши, сытно пообедав, отдыхал у костра, лениво щурясь на огонь. Вдруг внимание его привлекла валявшаяся под ногами кость медведя, послужившего древнему охотнику этим самым сытным обедом. Неандерталец был, видимо, не без творческой жилки: он подобрал упомянутую кость, повертел её в своих мощных руках... и начал вырезать на ней вертикальные зарубки, одну за другой.

Зачем неандерталец царапал медвежью кость? Палеонтология, Научпоп, Ученые, Наука, Исследования, Длиннопост

Всё это, конечно, наша фантазия: нам неизвестно, зачем и в какой ситуации кому-то понадобилось с таким старанием царапать линии на кости.

Эта простая с виду медвежья кость дошла до нас в целости и сохранности. Она считается одним из старейших известных символических предметов, найденных на территории Европы, и одним из самых ранних артефактов, связанных с культурой неандертальцев.

Сама находка не новая: она сделана ещё в 1953 году польским археологом Вальдемаром Хмелевским (Waldemar Chmielewski).

Размеры кости – 106 на 28 на 15 мм. Принадлежала она либо бурому, либо пещерному медведю.

Команда исследователей под руководством Томаша Плонки (Tomasz Płonka) решила провести новое исследование артефакта с использованием современных технологий – микроскопии и рентгеновской компьютерной томографии. Изучалось строение кости и расположение зарубок, чтобы точно определить тип орудия, которым они наносились.

Всего было выявлено 17 вертикальных зарубок. Судя по всему, они не появились случайно при разделке туши животного или снятии шкуры, а были сделаны намеренно. В зарубках прослеживается некая система. А это, в свою очередь, может говорить об их символическом смысле.

Зарубки были сделаны ретушированным каменным орудием, вероятнее всего, двусторонним кремневым ножом. Длина зарубок варьируется от 4 до 12 мм. Первые две сильно повреждены, а самая длинная находится примерно в центре группы.

Отметины оставлены правшой за одну рабочую сессию, причём нарезались в направлении «на себя». Авторы исследования приходят к выводу, что следы на кости указывают на развитые умственные способности их создателя.

Кстати, о медведях: другое недавнее исследование показало, что неандертальцы активно охотились на различные виды медведей в Западной Европе. Авторы работы во главе с Маттео Романдини (Matteo Romandini) проанализировали более 1700 медвежьих костей, найденных в пещерах Рио Секко и Фомане в северной Италии. Часть из них принадлежала современному бурому медведю, однако большинство относилось к вымершему пещерному медведю. Cлои с костями из обеих пещер датируются периодом 49 000 – 42 000 лет назад и имеют отметины, которые остаются после разделки и свежевания туши. Видимо, на медведей охотились ради мяса и меха, стараясь нападать на них во время спячки (бедный мишка не успевал даже глаза продрать). Некоторые учёные считают, что неандертальцы клали медвежьи кости в могилы своих сородичей в качестве погребальной утвари. На это намекают находки в пещере Ле Регурду (Le Régourdou) во Франции.

А вы как думаете, какой смысл мог быть у таких зарубок?

P.S. Хотите поддержать наш проект? Помогите нам любым посильным донатом тут, на Пикабу - даже 50 рублей очень нам помогут. Спасибо!

Показать полностью 2
Наука | Научпоп

Скандал с каналом "Культура": антрополог против древних великанов

Помните историю с «фалангой пальца великана», которая оказалась костью стопы обычной женщины? Этот забавный случай произошёл в 2011 году на съёмках лженаучного фильма «Города великанов», авторам которого очень хотелось сенсации… а вышел фарс. Про этот пример журналистского дилетантизма мы рассказывали вам недавно и обещали, что у истории будет продолжение. Уважаемый ученый возмутился тем, как авторы фильма поступили с "интервью" с ним.

Скандал с каналом "Культура": антрополог против древних великанов Наука, Исследования, Научпоп, Ученые, Культура, Длиннопост

Зачем вспоминать о событиях более чем 10-летней давности? Дело в том, что скандал, связанный со съемками этого псведонаучного фильма – эталонный пример грубого нарушения журналистской этики, который, на наш взгляд, стоило бы включить в учебники, под заголовком «Как не надо поступать журналисту». Здесь охота за сенсациями ставится во главу угла, «красному словцу» приносится в жертву объективность, а приглашенные в фильм эксперты начинают выполнять роль статистов, от которых нужно любой ценой добиться реплик «по сценарию». Если же эксперт ерепенится – на помощь придёт умелый монтаж.
Итак, 4 мая 2012 года фильм режиссера Армена Петросяна «Города великанов» был показан по каналу «Культура». В этом произведении, повествующим о якобы существовавших в прошлом людях огромного роста, в числе прочего демонстрировались фрагменты интервью с ведущим научным сотрудником Института археологии РАН Марией Медниковой. Редакция «Антропогенез.ру» обратилась тогда к Марией Борисовне с вопросом: как снималось это интервью? И вот рассказ учёного:

«Я ничего не знала про Армена Петросяна, потому что не смотрю телевизор. Наш предварительный телефонный разговор (собеседник сказал, что он представляет проект "Академия" на канале Культура) мне не очень понравился, но я согласилась участвовать. Это оказались настоящие ловкачи и антидарвинисты. У меня есть свидетели - аспиранты, которые присутствовали при этом. В общем, нельзя играть с наперсточниками.

Сейчас я вспоминаю это мерзкое ощущение во время "записи". По-моему, дело было в конце декабря. Они приехали к нам в институт. Перед этим они записывали заведующего моим отделом Валерия Ивановича Гуляева. Разговор у нас сразу не задался, шел на повышенных тонах. Я повторила несколько дублей комментариев, что никаких четырехметровых людей в природе быть не может, про норму реакции и т.п. Кроме того, я просила, если они так настаивают, предъявить какие-либо факты. Это продолжалось довольно долго, я понимала, что мои слова могут быть смонтированы, поэтому повторяла одно и тоже. Все это слышала сидевшая в комнате аспирантка нашего отдела.

В конце "записи" ведущий сообщил, что это мое выступление не записывалось, потому что "если будут обнародованы факты про четырехметровых людей, я окажусь в неудобном положении". В результате я стала говорить, что "гиганты" существуют в головах людей, а не на практике, и что вообще существует архетип о золотом веке, о времени великанов и т.п.».

Тем не менее, в вышедшем на экран фильме части монолога Марии Медниковой были смонтированы в нужной для режиссёра канве. Например, в фильме звучат слова учёной об обнаружении на Кавказе скелетов «крупных, очень высокорослых людей» (разумеется, имеется в виду рост порядка 180 см), а затем дикторский голос провозглашает: «Из Закавказья уже не первый год поступают сообщения о находках останков людей-гигантов… найдено целое городище великанов, скелеты длиной в два с половиной и три метра!».

Реплику Марии Медниковой о том, что рассказы о древних великанах – всего лишь красивые легенды, поместили в конец фильма, после чего диктор иронически спрашивал: а как же тогда быть с тем, что свидетели на местах – «известные и уважаемые люди» - говорят о скелетах ростом более 3-4 метров? «Может быть, ученые просто не могут уследить за всеми новостями?», после чего опять появлялась Медникова и сообщала о наличии на Кавказе центров высокорослости в прошлом... Фактически, это выглядело так, будто уважаемый специалист с благостным видом подтверждает выводы авторов фильма.

11 мая Мария Борисовна прислала нам для публикации открытое письмо руководству канала «Культура». После подробного описания того, как происходило «интервью», в письме говорилось:

«Специальность журналиста не обязательно предполагает энциклопедические знания, представитель этой профессии имеет право не обладать знаниями в определенной области. Но если это честный журналист, он прислушается к мнению эксперта, как бы не хотел заблуждаться, и не пойдет на подлог. Поскольку во время интервью я максимально четко обозначила мою позицию, сомнений быть не может, мои оставшиеся в фильме слова намеренно вырваны из контекста, и такое их использование полностью исказило смысл данного интервью».

Кроме того, Мария Борисовна написала, что запрещает каналу «Культура» демонстрировать фрагменты этого интервью, поскольку не давала ни письменного, ни устного согласия на их использование в подобном контексте.

Публикация письма на Антропогенез.ру имела резонанс, его прокомментировали ряд изданий, включая РИА Новости. Статью в поддержку Марии Медниковой с заголовком «”Культура” верит в великанов на Кавказе» опубликовала Газета.ру.

Появился и ответ на сайте канала «Культура». Впрочем, его автор, руководитель Студии познавательных программ Виталий Трояновский не видел в ситуации ничего плохого: фильм вызвал полемику и это прекрасно.

Ни о какой полемике речь, вообще-то, не шла. Разница между “полемикой” и неэтичным поведением журналиста, по идее, должна быть очевидна руководителю подразделения телеканала?

А режиссер Армен Петросян опубликовал в соцсетях раздражённый комментарий, где прошелся по поводу “пустых зазнаек и недоразвитых псевдоученых, считающих, что весь мир врет и только они одни имеют монополию на правду”.

«Обвинения во лжи со стороны М. Медниковой сыплются прямо на всех и вся, - возмущался он. - Выходит, что все свидетели и другие ученые в фильме лгут, а права только она. Интересно, а она может доказать, скажем в судебном порядке, что и канд. мед. наук Айк Енокян тоже говорит неправду, когда он приводит факты, о которых ему рассказал его родной отец?»…

Скандал с каналом "Культура": антрополог против древних великанов Наука, Исследования, Научпоп, Ученые, Культура, Длиннопост

Кроме того, редактору Антропогенез.ру Александру Соколову Армен Петросян прислал сообщение, в котором требовал убрать письмо Медниковой с сайта, иначе «руководители телеканала могут поручить юристам начать судебное разбирательство, и тогда вы вряд ли обойдетесь простыми извинениями».

Письмо мы не удалили. Никакого судебного разбирательства, конечно, не последовало.

17 мая режиссер Армен Петросян опубликовал на своей странице ВКонтакте уже более осторожный текст: «Наш фильм оканчивался словами - продолжение следует... Мы как раз и предполагали продолжить, и если новые какие-то находки были бы не более 2 или 2.5 метров, подытожить и сказать всем, что значит антропологи оказались правы, и все рассказы могут считаться преувеличениями, хотя и не все были проверены на местах. Однако нетерпимость поначалу старших, а затем уже и младших поколений представителей людей науки привели к тому, чего вероятно они и сами не ожидали. Шум поднятый ими, руководство канала, хоть и приняло спокойно и отнеслось с пониманием, но неприятный осадок дал себя знать. То есть теперь фильм будет идти в эфир без комментариев госпожи М. Медниковой, а продолжение темы может быть только при наличии серьезных, научно признанных и подтвержденных новостей».

Для научного сообщества это была, конечно, не полная победа, но всё же результат: быть может, впервые российскому ученому удалось добиться, чтобы нарезку из его интервью убрали из лженаучного фильма. Есть надежда, что с этого момента авторам псевдодокументалистики стало хотя бы чуточку сложнее получать от представителей академической науки комментарии, которые придавали бы солидности наукообразной телехалтуре.

Впрочем, фильм «Города великанов» и другие серии псевдонаучного цикла «По следам тайны» в течение нескольких лет продолжали демонстрировать по каналу «Культура».

P.S. Хотите помочь борьбе с лженаукой? Поддержите наш проект здесь, на Пикабу, любым посильным донатом. Спасибо!

Показать полностью 2
Наука | Научпоп

Эту молодую женщину принесли в жертву более 2000 лет назад

В Англии, в графстве Дорсет в 2010 году нашли могилу железного века. Могила находилась внутри структуры, которую археологи называют «ограда банджо», поскольку формой она напоминает этот музыкальный инструмент: огороженная рвом и насыпью круглая площадка, к которой ведет длинная входная дорожка. Полагают, что такие сооружения играли роль ритуальных центров, где проводились различные церемонии. Создавали «ограды банджо» примерно с 400 г. до н.э. до середины I века нашей эры.

Эту молодую женщину принесли в жертву более 2000 лет назад Научпоп, Исследования, Наука, Ученые, Женщины, Скелет, Длиннопост, Жертвоприношение

Археологи нашли внутри структуры много могильных ям и остатки круглых построек. В яме 5013 поверх слоя костей животных лежал сочлененный человеческий скелет. Исследование показало, что останки принадлежали женщине лет двадцати.

Несмотря на молодой возраст, позвонки девушки уже повреждены от постоянной нагрузки и имеют признаки артритных изменений. Судя по всему, погребенная была хорошо развита физически, постоянно трудилась. Анализ стабильных изотопов ее зубов показал, что она выросла более чем в 30 километрах от места захоронения.

Археологи пишут, что кости животных не просто брошены, а положены в могилу определенным образом: представители разных видов (овца, корова, лошадь, собака) располагались рядом с другом, образуя полумесяц. Человеческое тело положили лицом вниз, голова и ноги повернуты вправо, руки под туловищем, согнуты в локтях.

Согласно радиоуглеродному датированию, женщину похоронили между 351 и 53 годами до нашей эры.

Обычно в подобных захоронениях тела находились вместе с глиняной посудой и подношениями, но эта могила выглядит иначе.

Эту молодую женщину принесли в жертву более 2000 лет назад Научпоп, Исследования, Наука, Ученые, Женщины, Скелет, Длиннопост, Жертвоприношение

На скелете имеются признаки травм. Примерно за 3 недели до смерти женщина сломала ребро, возможно, из-за удара тупым предметом. А на шейных позвонках есть следы порезов: прямо под основание черепа в шею сзади воткнули острое тонкое лезвие. Признаков заживления нет, рана была смертельной. Судя по расположению тела, женщину убили прямо в яме, возможно, со связанными руками, и похоронили там, где она упала.

По мнению археологов, все детали: то, что женщина прибыла из другого места, её молодой возраст, травмы, расположение на слое костей животных - указывают на ритуальное убийство. Что за история за этим скрывается, мы вряд ли узнаем… А как вы думаете, что там случилось?

Нравятся наши тексты? Поддержите работу наших авторов любым посильным донатом - даже 50 рублей помогут нашей работе:)

Показать полностью 2
Наука | Научпоп

Русы это Пруссы!

Анты это атлАнты! РАСА означает Роды Асов Страны Асов! Шведы еще недавно говорили по-русски!

Русы это Пруссы! Русские, Научпоп, Патриотизм, Наука, Исследования, Евреи, Длиннопост

Не пугайтесь. Это просто очередной выпуск "Упоротых комментариев". Все комментарии реальны, их оставили зрители нашего YouTube-канала. На этот раз больше всего досталось славянам - неудивительно, ведь на прошлой неделе вышло видео про генетику славян. Орфография сохранена.

Русы это Пруссы! Русские, Научпоп, Патриотизм, Наука, Исследования, Евреи, Длиннопост
Русы это Пруссы! Русские, Научпоп, Патриотизм, Наука, Исследования, Евреи, Длиннопост
Русы это Пруссы! Русские, Научпоп, Патриотизм, Наука, Исследования, Евреи, Длиннопост
Русы это Пруссы! Русские, Научпоп, Патриотизм, Наука, Исследования, Евреи, Длиннопост
Русы это Пруссы! Русские, Научпоп, Патриотизм, Наука, Исследования, Евреи, Длиннопост
Русы это Пруссы! Русские, Научпоп, Патриотизм, Наука, Исследования, Евреи, Длиннопост

Какой комментарий пришелся вам по душе?

Показать полностью 7
Наука | Научпоп

Этот мамонт красуется на эмблеме Зоологического института РАН

На #фото_дня – Берёзовский мамонт в месте своего обнаружения.

Постепенно вытаивающий из мерзлоты труп мамонта был обнаружен в 1900 году на берегу притока Колымы — реки Берёзовки. Отсюда животное и получило своё имя. Пока суть да дело, экспедиция императорской Академии наук добралась до места только в конце 1901 года. К тому времени голову и спину мамонта уже изрядно погрызли местные хищники. Это хорошо видно на фото: голова практически лишилась мягких тканей.

Этот мамонт красуется на эмблеме Зоологического института РАН Научпоп, Ученые, Наука, Исследования, Палеонтология, Антропогенез, Мамонт

Однако, не считая этого досадного обстоятельства, сохранность Берёзовского мамонта уникальна. По сути, это единственный в мире случай, когда из взрослого шерстистого мамонта таксидермисты сделали чучело. И именно оно стало визитной карточкой Зоологического музея РАН, открывающей экспозицию плейстоценовой фауны.

Интересно, что на экспозиции бедному животному придали ту же позу, в которой оно было обнаружено: лёжа на животе с вытянутыми вперёд ногами. Берёзовский мамонт – это взрослый самец возрастом где-то 45-50 лет. Радиоуглеродное датирование мягких тканей показало, что жил он примерно 44 000 лет назад. Судя по всему, жизнь его оборвалась трагически: у слоника обнаружили переломы таза и плеча. Во рту всё ещё находились непережёванные остатки травы, в том числе осоки (адепты всемирного потопа, ау!) Вероятно, мамонт провалился в промоину или упал с обрыва, сломал таз и умер почти мгновенно.

Этот мамонт красуется на эмблеме Зоологического института РАН Научпоп, Ученые, Наука, Исследования, Палеонтология, Антропогенез, Мамонт

Так его и обнаружили учёные уже в начале XX века: замороженного и погрызенного. Жалко бедолагу, зато теперь на него всегда можно посмотреть...

Показать полностью 2
Наука | Научпоп

Это – древнейшая запечатанная бутылка вина в мире, ей 1700 лет. Хотели бы распечатать?

Изделие представляет собой стеклянный сосуд ёмностью 1,5 л желто-зеленого цвета, у него ручки в форме дельфинов. Бутылку обнаружили в 1867 году при раскопках недалеко от города Шпайера на юго-западе Германии. Археологи изучали римскую гробницу, датируемую IV веком нашей эры. В погребении находилось два саркофага, один с мужским скелетом, второй с женским. Сообщают, что мужчина был римским легионером. В его саркофаге находилось 10 сосудов, а в женском – 6, но только одна бутылка из гроба мужчины всё ещё содержала жидкость. Внизу жидкость прозрачна, а сверху находилась смесь, напоминающая канифоль. Бутылка изготовлена между 325 и 350 годами нашей эры. Надо сказать, что в Риме винные бутылки редко делали из стекла, поскольку этот материал был слишком хрупким.

С момента обнаружения находка выставлена в Музее вина Исторического музея Пфальца, всегда на одном и том же месте.

Это – древнейшая запечатанная бутылка вина в мире, ей 1700 лет. Хотели бы распечатать? Научпоп, Ученые, Исследования, Наука, Напитки, Алкоголь, Длиннопост

Исследователи полагают, что по крайней мере часть жидкости в бутылке – вино, настоянное на смеси трав. А верхняя часть содержимого – густое оливковое масло, которое добавили в емкость, чтобы защитить вино от попадания воздуха. Благодаря этому, а также тому, что бутылку запечатали горячим воском, жидкость сохранилась, хотя, скорее всего, давно утратила свои вкусовые качества. Впрочем, этого никто не знает – ученые до сих пор боятся распечатывать бутылку, опасаясь, что контакт с воздухом пагубно скажется на содержимом.

Куратор музея Людгер Текампе говорит, что за более чем 25 лет не увидел никаких изменений в бутылке.

Редакция Антропогенез.ру напоминает, что алкоголь вреден, даже древнеримский.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!