Palestinets
"Апрель" 1989 - апрель 2020
Карантин в стране, пепелац – в гараж, и звенит в ушах соседа дрель.
А вирус прёт стеной уже который день, а за той стеной стоит апрель.
Припев:
А он пройдёт и уведёт граждан из «СИЗО», наконец-то сможем снять ОЗК.
А когда протрём глаза, растворив окно, из наших глаз навек исчезнет тоска.
И откроются двери домов… Да ты вставай и отключай интернет!
И когда мы снимем маски с перчатками, то увидим сквозь туман солнца свет.
В подвале гречка есть, патроны и тушняк, и даже стопка книг всегда.
И не сломит нас изоляция – месяц пролетит, как звезда.
Припев:
А он пройдёт и уведёт граждан из «СИЗО», наконец-то сможем снять ОЗК.
А когда протрём глаза, растворив окно, из наших глаз навек исчезнет тоска.
И откроются двери домов… Да ты вставай и отключай интернет!
И когда мы снимем маски с перчатками, то увидим сквозь туман солнца свет.
Сразу по поводу возможных инсинуаций на тему "не трогайте святое!". Виктора Робертовича глубоко уважаю, страшно сказать, ещё с 1986 года, но песня уж больно в тему - часть текста и менять не пришлось.
Кинословарь. Кавалерия из-за холмов
Термин возник в 1939 году, после выхода на экраны классического вестерна Джона Форда "Дилижанс".
Сюжет первоисточника - чудесное избавление пассажиров дилижанса от нападения индейцев. В роли спасителя - доблестная кавалерия США, которая появится в творчестве Форда ещё не раз, например, в так называемой "Кавалерийской трилогии" (возможно, позднее мы к ней вернёмся).
Один из современных примеров - финальная сцена "Спасти рядового Райана" (1998), в которой функции кавалерии берут на себя штурмовики союзников.
"Властелин колец", "Две крепости" (2002) - битва за Хельмову Падь. "Ждите меня с первым лучом солнца, я приду на пятый день с Востока".
Не обошлись без этого приёма и создатели "Игры престолов", использовав его, как минимум, дважды. Первый раз - в сцене разгрома Манса Налётчика Станнисом Баратеоном.
Второй, думаю, и сами назовёте. Примечательно, что в Битве бастардов приём воспроизведён буквально: проигранную битву спасают рыцари Долины, появившись из-за ближайшего холма.
Периодически приём используется не просто для развития сюжета, а для выхода из сюжетного тупика, как и его литературный предшественник - deus ex machina, "бог из машины".
Два взгляда на один конфликт. Иван и Старичок-Боровичок в фильме-сказке «Морозко»
Как многие знают, есть такая занимательная теория как «путешествие героя». Изначальная её разработка принадлежит Джозефу Кэмпбеллу, идеальное экранное воплощение – Джорджу Лукасу, а практическое приложение к синематографу – Кристоферу Воглеру.
За невольное напоминание об этой теории стоит поблагодарить @ikhcherat – автора запроса о разборе конфликта двух мужских персонажей «Морозко» (Ивана и Старичка-Боровичка), в теме, посвящённой центральному конфликту сказки, https://pikabu.ru/story/moroznoe_siyanie_ili_razgovor_s_psik....
Ситуации, в которые попадает Иван по ходу повествования, стройно до безобразия укладываются в концепцию путешествия героя: обыденный мир – зов к странствиям – рядовые испытания – главное испытание – награда.
Впервые мы видим персонажа в сцене ухода из дома. Ведёт он себя, мягко говоря, не лучшим образом. Отмахивается от матери, безостановочно смотрится в зеркало, не выказывает даже намёка на благодарность и, что самое главное – пропускает мимо ушей материнский наказ: «Мать не забывай, слабых не обижай, стариков уважай». Нарциссизм проявляется и в дорожной песне Ивана: «Погляжу я на себя, сам себе отрада / Не косой и не рябой, а такой, как надо!», и в сцене с подкинутыми дубинами разбойников: «К зиме упадут».
Всё это, в итоге, и «выстрелит» в сцене испытания, которое Ивану устраивает Старичок-Боровичок. Предлагая герою посоревноваться в беге, он прекрасно знает исход, а интересуют его только две вещи: реакция на проигрыш и принятие незаслуженного подарка.
Испытание Иван с треском проваливает. На резонный вопрос, не забыл ли чего, например, старому человеку спасибо сказать да поклониться – отвечает насмешливо, если не сказать, грубо.
Неуважение к старику, уклонение от очевидной благодарности, необдуманная шутка, попытка убийства ради хвастовства – и закономерное наказание. «Пусть по-твоему всё и сбудется. Медведь будет мне в ножки кланяться, а согнётся твоя спина».
Это если серьёзно. А если вернуться к карательным методам советской психиатрии…
Боровичок – глубоко несчастный и вздорный старик. Дома нет (живёт в лесу), пенсию не платят, жизнь скучная (сам признаётся), из развлечений – догонялки с симпатичными юношами, причём недоделанный леший беспрестанно трясёт бубенцами, на ходу меняет правила игры, жонглирует смыслами, не принимает искренних извинений, по собственному усмотрению решает, достоин ли кандидат обратной челюстно-лицевой пластики. Хотя, по какому усмотрению? – по настроению!
Морозное сияние, или Разговор с психиатром о фильме-сказке
Разговорились мы как-то с другом, в миру – профессором психиатрии – на предмет восприятия «детских» фильмов в зрелом возрасте. И пришли к неудобному, на первый взгляд, выводу. Если утрировать: положительные герои детских сказок, на самом деле, сволочи и приспособленцы.
Классический пример – обладательница тоненького голоса вежливая Настенька, цинично заменённая мною на Джека Николсона.
В чём суть проблемы? По сказке, скромный адепт «непротивления злу насилием» Настенька возвращается из леса с приданым, женихом и таки на белом коне (даже на тройке), успешно выдержав испытание холодом, а по сути – на голубом глазу заливая старому пню, что криотерапия – её потаённая мечта и, вообще, жизнь прекрасна и удивительна, жги морозь дальше, обожаемый мой король ночи, «мне нравятся мужчины в возрасте».
По возвращении Настеньки, живой и с лутом, закономерные вопросы возникают у Марфуши. И вот тут начинается самое интересное. Марфуша знает правила игры: сходи в лес, поговори со старым – получи хабар. Но это не все правила. Настенька намеренно умолчала о главном – нужно врать, лебезить и прогибаться. А умолчание – то же самое враньё, только в другой форме.
Итог правдивого ответа на издевательский вопрос – фееричный проезд на свинках (в фильме) либо хладный труп Марфуши (в первоисточнике).
И всё из-за сообщённой Настенькой заведомо ложной информации о порядке получения приза. Перед нами не инфантильная идиотка, а наоборот – замечательный манипулятор с абсолютно чётким целеполаганием и умением устранять конкурентов чужими руками.
Нетипичный вестерн "Человек без звезды" (повод посмотреть)
"Я не люблю проволоку, особенно колючую. А ещё больше не люблю тех, кто ею пользуется" ("Человек без звезды", режиссёр Кинг Видор, в главной роли Кирк Дуглас).
Спасибо @artist81 за ассоциацию, возникшую после прочтения https://pikabu.ru/story/pochemu_ischez_dikiy_zapad_istoriya_....
В тексте красочно расписан антагонизм между сторонниками и противниками "огораживания", но не упомянуто его отражение в синематографе. А отражение это весьма любопытно.
На первый взгляд, "Человек без звезды" - лёгкий добротный вестерн, далёкий от высот спагетти-вестернов Серджо Леоне, не говоря уже о нетленной "Великолепной семёрке". Сюжет прост: пара ковбоев знакомятся в поезде, старый учит молодого "жизни" (как всегда, безуспешно), а затем оба они попадают в водоворот событий вокруг пресловутого "огораживания". Герой Кирка Дугласа (если кто помнит - это отец Майкла Дугласа) в своё время сильно пострадал от любителей колючей проволоки, получив не столько физическую, сколько душевную травму, хотя и отметины на теле вполне себе выдающиеся.
Но в итоге логика сюжета приводит к тому, что главный герой помогает именно тем, кто пользуется колючей проволокой, защищает огороженные ранчо от всадников с "открытых просторов", отчего начинает ненавидеть "колючку" ещё больше, отсюда - нечастые в жанре вестерна нотки отчаяния в характере персонажа. Непреходящего отчаяния, безнадёжного и неистребимого. Что-то похожее можно наблюдать в "Поезде на Юму", но там отчаяние хотя бы перемежается сыновней гордостью.
Здесь гордости нет, славы - тоже. Вечное противостояние личности и коллектива, свободы и порядка заканчивается предсказуемо.Но следить за ним всё равно интересно - как минимум, благодаря динамике персонажей и выверенному развитию конфликта.
Цитаты:
"Выбери звезду и следуй за ней. Надо только быть уверенным, что она – твоя".
"Никогда не слезай с лошади, пока тебе не предложат".
"Когда ты научишься? Не делай так, как я делаю. Делай так, как я говорю. А ещё лучше – делай так, как она тебе скажет".