Iliv

На Пикабу
поставил 296 плюсов и 723 минуса
отредактировал 5 постов
проголосовал за 5 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
19К рейтинг 28 подписчиков 117 подписок 24 поста 2 в горячем

Прощай 2020-й год, скучать по тебе не будем

Происшествия года:

Прощай 2020-й год, скучать по тебе не будем Новый год, Мем календарь

Лицо армянского национализма

Самое совершенное творение великой истинной коренной армянской националистической пропаганды:

Что происходило в Карабахе в последние дни

Пожалуй самый детальный и обоснованный обзор последних событий Карабахской войны:

Яндекс-карта местности здесь.

Показать полностью 1

Парадокс распространения света

Простой, но интересный момент из физики, чтобы напрячь мозги. Просьба подумать, как бы вы распутали эти противоречия.

Итак, имеем такую ситуацию.

1. Где-то в глубине космоса происходит некое событие, в результате которого появляется 2 (два) фотона света. Возникший луч света (а свет, как мы знаем, всегда распространяется по прямой) оказывается направлен прямо на Землю, которая находится на расстоянии L. Направление луча примем за ось Y. Посередине этого пути один фотон попадает в мерзкие скользкие холодные серые лапы пришельцев и они забирают его на опыты. А другой фотон долетает до Земли и оказывается в тёплых заботливых белых (неполиткорректно!) чёрных руках астрофизика для дальнейшего изучения:

Парадокс распространения света Физика, Наука, Фотон, Свет, Уравнение Шрёдингера, Уравнения Максвелла, Длиннопост

2. Астрофизик начинает листать учебник и находит там такие выражения:

Парадокс распространения света Физика, Наука, Фотон, Свет, Уравнение Шрёдингера, Уравнения Максвелла, Длиннопост
Парадокс распространения света Физика, Наука, Фотон, Свет, Уравнение Шрёдингера, Уравнения Максвелла, Длиннопост

3. Астрофизик подставляет в первое уравнение "y = L" и получает, что напряженность электрического поля в точке L в любой момент времени равна E = E0 * cos (w*t - k*L). Отсюда он делает вывод, что свет распространяется с бесконечной скоростью, поскольку в тот самый момент, когда в далеком космосе появляется фотон, на Земле по изменению напряженности E = E0 * cos (-k*L) уже зафиксируют появление этого фотона. И это изменение напряженности можно даже использовать в хозяйстве, заставляя колебания электромагнитного поля вырабатывать ток в фотоэлементах.

4. Астрофизик обращается в Нобелевский комитет с просьбой выплатить ему энную сумму за доказательство бесконечной скорости распространения света, но там ему неполиткорректно сообщают что он дурак и выкладки его неправильные. "Но почему?!" - недоумевает наш герой. Его просят не верить всему что написано в учебнике и отправляют изучать работы Максвелла и Эйнштейна.

5. Пытливый ум нашего героя вычитывает, что свет движется с определённой скоростью, потому что это следует из уравнений Максвелла:

Парадокс распространения света Физика, Наука, Фотон, Свет, Уравнение Шрёдингера, Уравнения Максвелла, Длиннопост

На этом месте наш астрофизик совсем запутывается, потому что из этих уравнений следует, что свет вовсе не движется по прямой, а одновременно распространяется по осям x, y и z. То есть световая волна является сферической и у неё нет какого-то одного выделенного направления. Соответственно, этот фотон мог быть пойман как на Земле, так и на созвездии Козерога.

6. Коллеги сочувствует тяжкому положению нашего героя и советуют ему почитать что-то про уравнение Шредингера, поскольку поведение фотона света с начала XX века было выведено из-под юрисдикции Максвелла и передано в ведение сумрачной германской науки:

Парадокс распространения света Физика, Наука, Фотон, Свет, Уравнение Шрёдингера, Уравнения Максвелла, Длиннопост
Парадокс распространения света Физика, Наука, Фотон, Свет, Уравнение Шрёдингера, Уравнения Максвелла, Длиннопост

7. "Ну и как отсюда следует, что свет должен двигаться по прямой?" - вопрошает наш герой - "Это же почти то же самое, уравнение опять трёхмерное и фотон точно так же мог быть пойман в созвездии Козерога?"

8. "Нуу", - отвечают ему, - "видишь ли, фотона вообще не существует до тех пор, пока его кто-то не поймал. То есть этот фотон действительно могли поймать в созвездии Козерога, и тогда луч света был бы направлен не к Земле, а к мерзким зелёным козерожцам. Про кота Шредингера слыхал?"

9. Когда бурление в голове нашего героя проходит, он тихо интересуется: "А что если.. что, если бы я поймал этот фотон не в момент времени T = L / c, а чуть позже? Ведь согласно уравнению Шредингера после того как фотон проскочил мимо, вероятность его обнаружения не падает до нуля? А значит скорость света равна c = 299 792 458 м/с лишь с некоторой вероятностью?"

10. Придя домой, наш герой продолжает буйствовать: "А что, если бы мерзкие серые инопланетяне в точке L/2 перехватили мой фотон? Значит в этот момент для меня все эти волновые уравнения перестали бы действовать? Что это вообще за волна такая, если её можно мгновенно погасить по всей Вселенной?"

Ну а что бы вы посоветовали курить нашему герою? И что упущено или напутано в рассуждениях?

Показать полностью 5

Несколько слов о геноциде армян в Османской империи

В комментариях к последним новостям часто упоминается геноцид армян в Османской империи в начале XX века. Непосвященным людям рисуют картину того, как обезумевшие турецкие власти в ходе Первой мировой решили ликвидировать армянское население. Но зачем ликвидировать, почему именно армян, почему это делалось в ходе войны - туркам заняться было нечем? Попробуем разобраться, что происходило в те годы.

Начнём с того, что в конце XIX века отмечался подъем национально-освободительного движения армянского народа. Лидерами этого движения стали радикальные партии Дашнакцутюн и Гнчак. Основной политической целью армянского движения стало освобождение армян Османской и Российской империй и создание независимого государства на территории Восточной Турции и Южного Кавказа. В ходе борьбы армянские националисты (дашнаки) отметились терактами на территории Османской и Российской империй: захватом здания национального банка в Стамбуле в 1896 году (с требованиями автономии для армян и расширения прав армянского населения), покушением на султана Абдул-Гамида в 1905 году, убийствами бакинского губернатора Михаила Накашадзе и генерала Алиханова-Аварского в 1905 году, нападениями на полицейских, грабежами и тому подобное. При этом армянские руководители апеллировали к властям европейских государств, указывая на угнетение христианского народа в мусульманской стране, а европейские руководители в лучших традициях ОБСЕ и Совета Европы постоянно указывали туркам на "армянский вопрос", что приводило турок в ярость.

В то же время в Восточной Турции происходили столкновения армян с курдскими племенами за контроль над территорией, которую оба народа считали исконно курдскими/исконно армянскими землями:

Несколько слов о геноциде армян в Османской империи Армения, Азербайджан, Политика, Геноцид, Длиннопост

Нетрудно заметить, что "Северный Курдистан" (на картинке выше) в целом совпадает с "Великой Арменией".

Несколько слов о геноциде армян в Османской империи Армения, Азербайджан, Политика, Геноцид, Длиннопост

К концу XIX века отношения между армянами и мусульманами в разваливающейся Османской империи приобрели характер религиозной войны/межнационального конфликта в острой форме. Повсеместно вспыхивали погромы и резня, в ходе которой османские чиновники обычно вставали на сторону погромщиков, а полицейские и военные обращались с армянами гораздо хуже чем Дерек Шовин поступил с Джорджем Флойдом.

С началом Первой мировой борьба армянских националистов вышла на совершенно новый уровень. Армянские лидеры договорились с Англией и Францией (Антантой) о создании независимой Армении после запланированного на время после войны раздела Османской империи (после войны Антанта сдержала обещание - по итогам Севрского договора 1920 года при поддержке Антанты была создана независимая Армянская республика, куда вошли такие крупные города как Трапезунд, Эрзурум, Карс, Ардаган, Ван и разумеется армянские губернии Российской империи). Турки ответили на такие действия арестом и высылкой армянских лидеров из Стамбула и крупных городов в южные провинции (в основном в Сирию). Ещё сильнее антитурецкие настроения среди армян были подогреты тем, что Османская империя в ноябре 1914 года объявила джихад - религиозную войну против христианских стран Антанты.

Несколько слов о геноциде армян в Османской империи Армения, Азербайджан, Политика, Геноцид, Длиннопост

Обе стороны Первой мировой пытались использовать местное население противоборствующих держав. Так, Великобритания развернула партизанское движение среди арабского населения Османской империи (см. Лоуренс Аравийский) и поддержала движение арабского проповедника Абу Ваххаба "за чистоту Ислама, оскверняемого нечистыми турками" (см. ваххабизм). Российская империя сформировала армянские боевые части и попыталась привлечь на свою сторону армянское население Османской империи. В декабре 1914 года армянская община Вана отказалась выводить армян на строительство оборонительных укреплений. При продвижении российской армии вглубь Турции армянское население переходило на сторону России, при отступлении - уходило с российскими войсками. В январе 1915 года турецкие войска на Кавказском фронте потерпели тяжелое поражение под Сарыкамышем, что стало поводом для обвинения армянских военнослужащих и населения в предательстве. Около 100 тысяч армянских военнослужащих были разоружены и переведены "в стройбат" на строительство укреплений, начались попытки разоружить армянское население, было разорено значительное количество армянских сёл, происходили убийства армянского населения.

Несколько слов о геноциде армян в Османской империи Армения, Азербайджан, Политика, Геноцид, Длиннопост

Пиком армяно-турецкого противостояния в прифронтовых провинциях стало Ванское восстание 1915 года. Вот что писал об этом событии русский генерал Масловский:

"В Ване 1-го апреля [1915 года] вспыхнуло армянское восстание. Армяне разбили местный турецкий гарнизон и полностью захватили власть в городе. По получению сведений о событиях в Ване около середины апреля командующий армией усиливает 4-й Кавказский армейский корпус 2-й Забайкальской казачьей бригадой генерала Трухина. По прибытии этой бригады в Баязетскую долину она вместе с пограничным батальоном была направлена к Вану".

К весне 1915 года на значительном протяжении Кавказского фронта туркам противостояла не российская армия, а армянские ополченцы. Турецкое население районов, находившихся под властью армянских ополченцев, было уничтожено, курдам удавалось бежать в горы. Турки ответили карательными операциями и попыткой депортации армян из прифронтовых провинций с указаниями, чтобы концентрация армянских переселенцев не превышала 10% от населения провинции и была предотвращена возможность антитурецкой деятельности. При переселении значительная часть депортированных погибла, не выдержав тяжёлых условий содержания в пустынной сирийской провинции и жестокого обращения конвоиров, которые считали армян изменниками. Особенно "отличился" губернатор Ванской провинции Джевдет-бей, проводивший карательные операции против армян. Особую жестокость проявляли курды, имевшие старые счёты с армянами и понимавшие, что в случае поражения Турции и создания "Великой Армении" они будут изгнаны из "Северного Курдистана". Вот что пишет по этому поводу русский генерал-майор Бурковский, в 1916 году подготовивший рапорт о положении дел в Ванской провинции:

"С объявлением войны все курдское население участка покинуло его, а часть армянского было вырезано курдами. В настоящее время во всем участке имеется всего только 192 жителя армян, составляющих 92 отдельных хозяйства. Они живут в 3 селениях: Кабабик, Дах-Вирен (Дагверан) и Азарян, из которых первое – наиболее значительное.
...
С занятием района русскими войсками часть христианского населения возвратилась, но при отходах наших войск была вынуждена снова  уходить. Таким образом, население участка четыре раза оставляло свои жилища, и после каждой эвакуации число возвращающихся уменьшалось.
При этом часть армянского населения перебита курдами, пользовавшимися случаем для грабежа.
В настоящее время население участка составляет 313 человек обоего пола, т.е. не более 1% всего бывшего населения. Оно проживает в 9 селениях, остальное население временно поселилось в г. Баку, Эривани и Игдыре.
...
До войны в участке было 20 селений с населением около 5 тысяч человек, из коих 1/6 айсоров [ассирийцев], а остальная часть – курды и армяне в равном количестве. Весной 1915 года мужское население армян и айсоров ушло в Ван на помощь восставшим против турок армянам этого города. В это время курды принялись грабить и сжигать их жилища, угнали скот, увезли их женщин и убили оставшихся мужчин: затем, когда приблизились наши войска, курды оставили свои селения, бежали в горы и поселились в глухих малодоступных местах, объединившись в отдельные группы."

Происходившее напоминало нынешнюю Сирию, которая непосредственно граничит с Восточной Турцией: те же операции правительственных войск, те же курдские вооруженные формирования, не признающие ничью власть над собой, те же западные державы и российские войска, те же толпы беженцев. Но напряжённость конфликта в Восточной Турции была на порядок выше.

Противостояние продолжалось вплоть до окончания Первой мировой, как известно завершившейся победой Антанты. Страны Антанты выполнили свои обязательства перед армянами и в 1920 году признали Армянскую республику. В рамках Парижской конференции прошли слушания международного военного трибунала по делу о военных преступлениях в бывшей Османской империи. Около десятка турецких чиновников были заочно приговорены к смертной казни, ещё несколько - к тюремному заключению. Однако основной целью трибунала было не расследование преступлений, а обоснование раздела территории бывшей Османской империи между Англией, Францией, Италией, Грецией и Арменией. Тем не менее, Армянская республика в конечном счёте потерпела поражение. В сентябре 1920 года Турция при военной и финансовой поддержке Советской России начала наступление на новообразованное армянское государство и в течение двухмесячной военной кампании ликвидировала его, что привело к новой волне миграции армян.

Каковы же были последствия геноцида армян? Известно, что согласно переписи 1914 года в Османской империи проживало около 1,2 миллиона армян (при общей численности населения империи около 30 млн человек с учётом арабских провинций, в том числе около 15 млн на территории современной Турции). Сложилась необычная ситуация, когда в Османской империи, несмотря на всё ограничение прав армянского населения и многолетние усилия Российской империи по возвращению армян на Кавказ, всё ещё проживало больше армян чем на Кавказе, где находится историческая родина армян. В ходе Первой мировой войны и турецко-армянской войны 1920 года Турцию покинуло большое количество армянских беженцев:

- Около 400 тысяч армянских беженцев перебралось в Европу, в том числе 50-60 тысяч - во Францию (был образован Французский армянский легион, участвовавший в Первой мировой), 70-80 тысяч - в Грецию, также армяне мигрировали в Испанию, Германию и другие страны.

- Около 200 тысяч беженцев мигрировало в Ереванскую губернию России (современную Армению), а в Бакинской губернии численность армян с учётом беженцев достигла 350 тысяч человек.

- Как минимум 100 тысяч армянских беженцев мигрировало на территорию современной России (где численность армян выросла с ~50 тысяч в 1897 году до 195 тысяч в 1926 году).

- От 50 до 100 тысяч армянских беженцев мигрировало в США и некоторое число - в Канаду.

- Более 40 тысяч беженцев мигрировало в Сирию.

- Около 30 тысяч беженцев мигрировало в Египет.

- Около 25 тысяч беженцев мигрировало в Ирак.

- Около 20 тысяч армян осело в Болгарии.

- Около 150-200 тысяч армян осталось в Восточной Турции после 1918 года.

Таким образом, общая численность армянских беженцев, покинувших Османскую империю в 1914-1920-е годы, составила около 850-900 тысяч человек, армянских мигрантов принимало более 15 стран. Итого число армян, погибших в условиях гражданской войны и продолжительного межэтнического конфликта на территории Османской империи 1915-20 годов, можно оценить как (1,2 млн - 850..900 тыс. беженцев - 150..200 тыс. оставшихся армян) = 100..200 тысяч человек (включая погибших на фронте), или 8..17% от общей численности армянского населения. Это очевидно противоречит современной оценке армянских властей:

Несколько слов о геноциде армян в Османской империи Армения, Азербайджан, Политика, Геноцид, Длиннопост

Таким образом, события начала XX века можно квалифицировать как депортацию армян из Турции в результате межнационального и религиозного конфликта, а также вследствие сепаратизма и перехода армянского населения на сторону противника в ходе Первой мировой войны. При этом среди армян зафиксированы значительные потери в результате боевых действий, в результате карательных операций турецкой армии при подавлении армянских восстаний в Восточной Турции и депортации армян, а также столкновений с мусульманским населением Восточной Турции.

По определению, геноцид — форма коллективного насилия, действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую, религиозную или иную исторически сложившуюся культурно-этническую группу как таковую путём:

- убийства членов этой группы;

- причинение серьёзных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

- мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе;

- насильственной передачи детей из одной человеческой группы в другую;

- предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы.

Гибель гражданского населения в результате межнациональных и религиозных конфликтов, в ходе гражданской войны, восстаний, боевых действий между регулярными армиями, а также депортация и миграция населения из районов боевых действий геноцидом не признаются. Например в 1944 году была осуществлена депортация чеченцев по обвинению в коллаборационизме, крымских татар, греков, болгар и представителей других народов Крыма по той же причине, в 1945 году было депортировано немецкое население Чехословакии, Польши и Калининградской области.

Обвинения в спланированном геноциде армян основаны на расшифровках перехваченных писем телеграмм высшего турецкого руководства, где якобы содержатся указания по уничтожению всего армянского населения Турции. В частности, Арам Андонян - редактор армянского журнала в Стамбуле, который 24 апреля 1915 года был арестован и отправлен в ссылку в Сирию по обвинению в государственной измене, в 1920 году опубликовал сборник материалов, содержавший "письмо №1" от 18 февраля 1331 года по турецкому календарю (31 февраля 1916 года по григорианскому календарю) от имени члена правившего в Турции "Комитета Союза и Прогресса" Мехмеда Талаата-паши с таким содержанием:

"Комитет решил избавить нашу страну от амбиций этой расы проклятых и взять на себя ответственность за позор, который покроет Османскую империю.
Комитет не смог забыть все акты мести и решил (полный надежды на будущее) уничтожить всех армян, проживающих в Турции, не дать выжить ни одному и предоставил правительству широкие полномочия. Правительство дает нужные распоряжения управляющим и командующим армией с целью подготовки массовых убийств. [далее идёт перечень распоряжений]".

В своём предисловии к публикации Андонян указывает, что это и несколько десятков других писем, компрометирующих турецкое руководство, были переданы ему чиновником по имени Наим-бей. Нетрудно понять, что перед нами неумелая фальшивка. Дело в том, что государственный руководитель, дающий письменные указания к совершению кровавых преступлений, никогда не будет характеризовать собственное распоряжение как позорное и преступное. Государственные руководители не используют в официальной переписке такие выражения как "массовые убийства", распоряжения всегда формулируются в позитивном ключе, а нелицеприятные действия обозначаются эвфемизмами: не "убить всех повстанцев", а "ликвидировать всех террористов", не "карательная операция", а "антитеррористические мероприятия". Поэтому стиль письма указывает, что его автором был сам Андонян. Это не говоря уже о том, что Андонян, обвиненный в государственной измене и сотрудничестве с представителями Антанты, получил максимально мягкое наказание - вместо немедленной казни был отправлен в ссылку в сирийский Алеппо, где продолжал заниматься подпольной деятельностью. И наконец, в упомянутом письме допущена грубая ошибка с датой - оно датировано февралем 1916 года, то есть "приказ №1" о геноциде армян запоздал почти на год - официальным началом геноцида армян считается 24 апреля 1915 года (дата ареста и высылки двух с лишним тысяч армянских лидеров, среди которых был и Андонян).


Оригиналы подобных писем и телеграмм не были представлены, а в текстах сообщений содержатся фактические ошибки. Такие доказательства имеют ничтожную ценность, поскольку подлинность "расшифровок" подтверждена лишь честным словом армянских историков и политиков. Чтобы составить "расшифровку перехваченного письма", достаточно иметь карандаш и листок бумаги. Тем не менее подобные материалы под авторством армянских деятелей получили широкое распространение и легли в основу обвинений в геноциде армян. При этом политика турецких властей в отношении армянских мигрантов противоречит теории о спланированном геноциде армян: будучи "приговорёнными к массовым убийствам", армянские мигранты не смогли бы во время войны через закрытые границы и заблокированные морские порты покинуть Турцию и разъехаться по половине земного шара. Турция стремилась ускорить переселение армян, поскольку армянская диаспора создавала турецким властям огромные и практически нерешаемые проблемы.

К сожалению, пропагандистская кампания вокруг этих трагических событий стала основой всей армянской идеологии и национальной политики XXI века. Хотя подобные события не уникальны в масштабах XX-го и даже XXI-го века (та же Сирия) и десятки народов по всему миру могли бы выступить с аналогичными обвинениями.

Показать полностью 5

Как урегулировать Карабахский конфликт?

Вряд ли у кого-то есть иллюзии, что армяно-азербайджанский конфликт может быть решён в ближайшие десятилетия. Карабахский конфликт останется актуальным, кто бы ни победил в нынешней войне, проигравший всегда будет стремиться к реваншу. То, что творится в Карабахе, основано на ультранационалистической идеологии, близкой к фашистской, и это не должно остаться без внимания ООН. Но в то же время Карабах - это идеальный объект для реализации нового сценария, по которому международное сообщество могло бы урегулировать подобные конфликты:

1. Потребовать немедленно прекратить боевые действия под угрозой международных санкций для всех участников. Провести полную демилитаризацию Карабаха силами ООН. Ликвидировать всё боевое оружие в регионе и установить запрет на ввоз оружия в будущем. Установить бессрочный нейтралитет Карабаха.

2. Признать Карабах независимым государством. Ввести в Карабахе визовый режим для граждан Армении, Азербайджана и Турции, чтобы ограничить контакты с этими странами.

3. Ввести в Карабахской республике внешнее управление сроком на 30 лет за счёт привлечения государственных чиновников из нейтральных стран (условной Аргентины, которая не имеет никакой заинтересованности в делах Карабаха). Через 30 лет провести демократические выборы для граждан Карабаха в возрасте не старше 35 лет (повышая возрастной ценз на каждых следующих выборах).

4. Вернуть азербайджанских и курдских беженцев в Карабах и прилегающие районы.

5. Запретить любую националистическую пропаганду в самом Карабахе и любую пропаганду, касающуюся Карабаха, в Армении, Азербайджане и Турции.

6. Внедрить идеологию национального примирения между армянским и азербайджанским народами на основе объективного изучения истории взаимоотношений, разбирая ошибки и лживые пропагандистские приёмы каждой стороны.

7. Воспитать новое поколение жителей Карабаха в соответствии с идеологией национального примирения.

8. Реализовать программу развития экономики Карабаха, чтобы обеспечить в республике уровень жизни выше, чем в соседних странах.

Показать полностью

Некоторые эпизоды армяно-азербайджанского конфликта

В России прижилось мнение, что Нагорный Карабах - исконно армянская земля, переданная Азербайджанской ССР в первые годы Советской власти. В действительности история конфликта вокруг Карабаха насчитывает несколько больше - не сто лет, а более двух тысячелетий.

Принято считать, что армяне - коренной (автохтонный) народ Кавказа, угнетаемый пришельцами из Азии - турками и азербайджанцами. Турки действительно являются потомками пришельцев из Центральной Азии, а вот азербайджанцы имеют кавказское происхождение. Ещё до нашей эры на территории нынешнего Азербайджана существовало государство, которую греки называли Атропатена, а персы - Āδarbāyagān. Жители Атропатены (потомки древних мидян) общались на языке азери, относившемся к группе иранских языков. Нетрудно догадаться, что персидское название Āδarbāyagān превратилось в современное Азербайджан, а потомки атропатенцев известны нам как азербайджанцы. С XI века язык азери начал вытесняться нынешним азербайджанским языком, который входит в южную группу тюркских языков. Таким образом, примерно тысячу лет назад азербайджанцы под влиянием турок перешли с иранского языка на тюркский. Со временем в состав азербайджанцев влилась некоторая часть кавказских албанов и каспиев.

В древности кавказские албаны (прямыми потомками албанов считаются лезгины и удины) населяли область, которая была известна греческим географам под названием Орхистена (см. рисунок).

Некоторые эпизоды армяно-азербайджанского конфликта Армения, Азербайджан, Нагорный Карабах, Карабахский конфликт, История, Политика, Длиннопост

Чем примечательна Орхистена? В древнем государстве Урарту эта область именовалась Уртехини, армяне затем переиначили это название в Арцах. Азербайджанцы же называют его Карабах. Скотоводы Орхистены прославились своими породистыми лошадьми, которые в наше время известны как карабахские скакуны.

Некоторые эпизоды армяно-азербайджанского конфликта Армения, Азербайджан, Нагорный Карабах, Карабахский конфликт, История, Политика, Длиннопост

Примерно в 180 году до нашей эры история Уртехини/Орхистены/Арцаха/Карабаха круто изменилась - армянский царь Арташес I завоевал север Атропатены (включая Орхистену) и вышел к Каспийскому морю. Таким образом, первый армяно-азербайджанский конфликт, связанный с Карабахом, датируется вторым веком до нашей эры.

Некоторые эпизоды армяно-азербайджанского конфликта Армения, Азербайджан, Нагорный Карабах, Карабахский конфликт, История, Политика, Длиннопост

С этого момента Орхистена превратилась в яблоко раздора между Атропатеной, Албанией, Арменией и Персией. В 387 году нашей эры албанам в союзе с Персией удалось вернуть контроль над Орхистеной, однако менее чем через сто лет Албанское царство потеряло самостоятельность, войдя в состав Персии. В 705 году оно было уничтожено арабами и албаны постепенно растворились среди окружающих народов: албанское население Орхистены приняло армянскую веру и язык, албаны Атропатены слились с атропатенцами/азербайджанцами, а северные племена стали частью будущих нахско-дагестанских народов.

В 822 году в Орхистене образовалось армянское княжество Хачен, которое было впоследствии поглощено персидско-азербайджанской империей Сефевидов. С 1502 года Орхистена управлялась Карабахским беглербегством (княжеством), равнинная часть перешла под контроль азербайджанцев, армяне продолжали жить в горных районах, кроме того в области появились курдские поселения. В 1733 году разразилась двадцатилетняя армяно-азербайджанская война, в результате которой большая часть армянского населения была изгнана и провозглашено независимое Карабахское ханство.

В 1805 году карабахский хан Ибрагим, испытывая военное давление со стороны Персии, подписал договор о вступлении в состав Российской империи, известный как Кюрекчайский трактат. Договор предусматривал сохранение власти карабахских ханов на территории Орхистены/Карабаха. Однако очень скоро ситуация изменилась. В 1828 году между Россией и Персией был подписан Туркманчайский мирный договор, одним из пунктов которого было условие о свободном переходе христиан и мусульман из Персии в Россию и обратно. Условия Кюрекчайского трактата оказались забыты, царское правительство поощряло переселение христиан из Персии, такой возможностью воспользовалось множество армян и значительная часть армянских мигрантов обосновалась в Карабахе.

Другим важным для Карабаха событием стала русско-турецкая война 1877 года, в особенности её Кавказская кампания. С этого момента царские власти озаботились христианизацией Закавказья и начали политику по выдавливанию мусульманского населения в Турцию и Персию. Результатом этого стало сокращение численности мусульман (азербайджанцев и курдов) в Карабахе. А с началом Первой мировой на территорию современной Армении и Карабаха устремился поток армянских беженцев из Турции, где после провалившейся попытки провозглашения независимого армянского государства происходили кровавые столкновения между армянами, курдами и турками. В итоге армяне (в основном мигранты из Персии и Турции) стали доминировать в Карабахе, а доля азербайджанцев сократилась до 6%.

К концу Первой мировой армяне благодаря массовой миграции получили численный перевес в современной Армении, которая до того была населена преимущественно азербайджанцами. Однако амбиции армянских националистов этим не ограничивались. Армяне за спиной Турции договорились со странами Антанты (Англией, Францией и США) о создании нового армянского государства, включавшего несколько областей распавшихся Османской и Российской империй:

Некоторые эпизоды армяно-азербайджанского конфликта Армения, Азербайджан, Нагорный Карабах, Карабахский конфликт, История, Политика, Длиннопост

"Большая Армения" в границах, установленных Севрским договором, была признана странами Антанты. Для её расширения армяне объявили войну.. Грузии и Азербайджану. 25 декабря 1918 года армянские войска были остановлены в 50 километрах от Тбилиси и под давлением Антанты были вынуждены покинуть занятые ими районы Грузии. Боевые столкновения между армянами и азербайджанцами происходили на территории Нахичевани, Карабаха и Сюника. Однако главной целью армян в азербайджанском направлении стал Баку. В начале XX века на территории современного Азербайджана проживало около 350 тысяч армян, в основном мигрантов из Персии и Турции. Бакинский Совет, получивший власть в городе, контролировался представителями армянской диаспоры во главе с большевиком Степаном Шаумяном. Бакинский Совет совместно с радикальными армянскими националистами из партии Дашнакцутюн и Каспийской флотилией начал наступление на азербайджанские кварталы Баку. В течение недели в Баку шли погромы и убийства азербайджанского населения. В результате этих событий Бакинский Совет и армянские националисты установили контроль над Баку, однако впоследствии были вынуждены бежать из города перед приближающейся турецко-азербайджанской Кавказской исламской армией.

Однако самый сокрушительный удар по амбициям армян был нанесён событиями в Брест-Литовске. Там в рамках обсуждения Брест-Литовского мирного договора встретились представители советского правительства и Турецкой республики. В результате возник политический союз Москвы и Анкары, который обрушился на новообразованную Армянскую республику. В сентябре 1920 года Турция при поддержке Советской России начала крупномасштабное наступление и за два месяца вернула себе восточные области Турции, которые до того оставались под контролем армян. Москва же сделала армянам предложение, от которого нельзя было отказаться - признать советскую власть. При этом армянам аукнулись империалистические амбиции: Карабах был включён в состав Азербайджанской ССР и туда стали возвращаться азербайджанские беженцы, изгнанные во время армяно-азербайджанской войны. Армянские националисты ещё какое-то время продолжали партизанские действия в горах, а в 1941 году попытались возобновить проект Армянской республики в союзе с гитлеровской Германией. Ну а в 1987-88 годах армяне захватили власть и военные склады в Нагорном Карабахе и полностью изгнали из региона азербайджанцев и курдов, с чего начался новый виток армяно-азербайджанского конфликта.

Показать полностью 4

Приключения Гекльберри Финна. Часть 1

Ответ на комментарий https://pikabu.ru/story/amerikanskaya_klassika_7610927?cid=175617790

Вы не знаете обо мне, если не читали книгу под названием "Приключения Тома Сойера", но это вообще не важно. Ту книгу написал мистер Марк Твен и он написал в целом правильно. Он там преувеличил кое-что, но вообще написал правду. Но это ерунда. Все врут время от времени, кроме тети Полли, или вдовы, или может быть Мэри. Тётя Полли - это томкина тётя Полли. Это о ней, и о Мэри, вдове Дуглас и обо всех написали в той книге - в основном правильно, хотя кое-где преувеличили конечно.

Ну а эта книга появилась так: мы с Томом нашли деньги которые грабители прятали в пещере, и мы разбогатели. У нас было шесть тысяч долларов - всё золотом. Это была ужасная гора денег, когда мы их собрали в кучу. Да, судья Тэтчер, он забрал их и положил в банк, и выделял нам доллар в день, каждый день - больше чем душа пожелает. Вдова Дуглас, она забрала меня к своему сыну, и все думали что она сделает меня культурным; но было ужасно всё время жить в доме, всё время с мрачной и скромной вдовой, и когда я не мог оставаться там больше, я свалил. Я нацепил мои старые тряпки, и стащил сахарную голову и был свободен и доволен. Но Том Сойер, он нашёл меня и сказал что хочет собрать банду грабителей, и возьмет меня если я вернусь к вдове и буду выглядеть прилично. Так что я вернулся.

Вдова, она плакала, и называла меня бедным пропащим ягнёнком, она называла меня и другими словами, но она никогда не думала никак обидеть меня такими словами. Она снова засунула меня в новую одежду, и я всё время потел и потел и чувствовал судороги по всему телу. Ну, тогда старушка начала работать надо мной. Вдова звонила в колокольчик чтобы позвать на ужин, и я должен был приходить вовремя. Когда я садился за стол, не мог сразу есть, мне надо было подождать пока вдова опустит голову и пробормочет кое-какие молитвы, хотя в этом не было смысла. И ещё там всё время была домашняя еда, ну вы знаете, вся еда перемешана, вкус еды теряется когда всё вперемешку.

После ужина она брала свою книгу и читала мне про Моисея и камыши, я пыхтел и старался запомнить всё об этом человеке, но однажды вдова сказала что Моисей давно умер, так что я перестал об этом думать, потому что не вижу смысла думать о мёртвых людях.

Очень скоро мне захотелось курить, и я попросил разрешения у вдовы. Но она не согласилась. Она сказала что это плохая привычка и это мерзко, и я не должен пробовать. Вот некоторые люди всегда так делают. Они суются в вещи, в которых не шарят. Она вот только что беспокоилась о Моисее хотя даже не знала его, и вообще никто Моисея не знал. А теперь она думает что может запрещать мне разные прикольные вещи. Она сама жевала табак, конечно это было можно, потому что она сама так делала.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!