AlexSones

AlexSones

Пикабушник
поставил 1 плюс и 0 минусов
670 рейтинг 4 подписчика 2 подписки 71 пост 2 в горячем

Как Китай подчиняет себе Центральную Азию

Как Китай подчиняет себе Центральную Азию Центральная Азия, Китай, Кыргызстан, Таджикистан, Казахстан

После обретения независимости государствами бывшего СССР в 1991 году, страны Центральной Азии (ЦА) коренным образом изменили геополитику всего региона. В период своей независимости, страны ЦА установили тесные контакты с Китаем, который сегодня стал для них важным партнером, и без которого невозможно представить дальнейшее развитие региона.

Однако растущее влияние и экономическая экспансия Пекина влекут за собой ощутимые последствия для всех стран бывшего постсоветского пространства. Проникновение китайских экономических проектов в регионе в первую очередь отражаются на развитии коррупционной практики среди чиновников. Это вызывает высокую озабоченность у общественности и в дальнейшем выливается в протесты и стычки с работниками из КНР.

Самый наглядный тому пример – массовые протесты против коррупции в Киргизии в 2019 году. По результатам расследования было установлено, что десятки должностных лиц и экс-заместитель главы Гостаможенной службы Р. Матраимов, были причастны к коррупционным схемам на границе с Китаем. Тогда тысячи людей вышли на улицы выражая свое недовольство.

Обостряют ситуацию также и крупные коррупционные скандалы, связанные с участием китайских и местных компаний из-за отсутствия прозрачности в соглашениях. Так, например, в январе 2018 года в столице Киргизии произошла авария на единственной теплоэлектростанции в городе, где накануне была проведена модернизация компанией TBEA (КНР). В процессе разбирательства выяснилось, что различные киргизские чиновники занимались лоббированием интересов китайских компаний и закупали оборудование по более высокой цене, в результате чего ТЭЦ не была должным образом подготовлена к зимнему периоду.

Похожие ситуации были в Казахстане, когда в 2013 году раскрылось одно из самых громких уголовных дел — «Хоргоское». После разоблачения преступных схем на казахско-китайской границе стало известно, что около 50 должностных лиц различных служб занимались контрабандой товаров из КНР.

Безусловно, Китай является важнейшим инвестором в ЦА, однако с развитием совместных экономических проектов растет и долговое бремя этих стран. При этом те, кто не сумел справиться с долговыми обязательствами вынуждены расплачиваться своей землей. Так в 2017 году произошло со Шри-Ланкой, которая передала Китаю порт Хамбонтота в аренду почти на 100 лет, чтобы снизить свой долг на 1,1 млрд. долларов США.

Подобный сюжет характерен и для некоторых стран Центрально-Азиатского региона. Например, Таджикистан уже сейчас испытывает большие трудности с обслуживанием своих кредитов, и правительство республики было вынуждено передать Китаю права на добычу золота в некоторых таджикских золоторудных месторождениях, пока не возместит около 331 млн. долларов США, полученных на строительство теплоэлектростанции в Душанбе. Всего как известно Таджикистан должен Китаю примерно 1,2 млрд. долларов США (около 52% всего внешнего долга).

В зоне риска также находятся Киргизия, которая брала у Китая около 1,8 млрд. долларов США (примерно 45% всего внешнего долга). В остальных странах региона ситуация немного получше: Туркменистан и Узбекистан должны Китаю около 17% своего ВВП, Казахстан всего 6,6%.

Таким образом, экономическое господство Китая в ЦА привлекло внимание всего мирового сообщества, любая крупная китайская инициатива в регионе сразу же вызывает общественные протесты. Более того, недавно казавшийся перспективным проект «Один пояс и один путь» сейчас внушает беспокойство своим масштабом и непрозрачностью. Растущая с каждым годом зависимость стран ЦА от Пекина вызывает множество вопросов, о том к чему приведет это доминирование, не является ли это стремлением подчинить себе регион?

Показать полностью

Кто продвигает западные ценности в Киргизии?

Кто продвигает западные ценности в Киргизии? Кыргызстан, США, Выборы, Политика

Политическая партия «Реформа» существует в Киргизии с 2012 года, однако известно о ней стало только после того как партия объявила о своих планах участвовать в парламентских выборах в текущем году и смогла собрать 5 миллионов сомов от пожертвований избирателей.

Нынешний состав партии собрался после ряда митингов #REакция, прошедших в Бишкеке. Партия позиционировала себя как перспективная и прогрессивная молодежь, однако позднее стало известно, что партию на выборах будет представлять Клара Сороонкулова, которая покинула со скандалом Конституционную палату. Ни для кого не секрет, что Сороонкулова ушла с поста судьи за свое поведение и скандальные высказывания, не соответствующие её должностному статусу. Кроме того, известно, что она пыталась саботировать работу судей Конституционной палаты и неоднократно заявляла о желании перебраться в одну из западных стран. Несмотря на это, Сороонкулова осталась в республике и решила возглавить партию «Реформа», спонсируемую США, чтобы в дальнейшем идти с ней в Жогорку Кенеш.

В действительности, позиция Сороонкуловой никак не вяжется со стремлением провести реформы и развивать Киргизию. Это подтверждается ее неоднократными заявлениями, например, о том, что эмиграция в США – это естественное желанием всех киргизов. Более того, она и сама не скрывает о свою заветную мечту обрести счастье за рубежом.

Мнение Сороонкуловой часто подвергается критике со стороны общественности в СМИ, пользователи утверждают, что партия «Реформа» распространяет западные ценности в республике. Это вполне логично, так как в данной партии нет ни одного участника с искренней любовью к киргизскому народу. Разве может патриот, кандидат в депутаты, болеющий за судьбу своей страны выражать такое мнение?

Известно, что партию «Реформа» представляют в основном представители финансируемых Западом НПО, а прошедшие протесты из серии «#REакция», продемонстрировали, что им ближе западные ценности чем киргизские. Также стоит отметить, что в состав партии входят в основном люди, которые обучались за рубежом, свободно владеют английским языком и работают на зарубежные неправительственные организации.

Если выйти за рамки Киргизской Республики, можно заметить аналогичные «#REакции» митинги и протесты, прошедшие на Ближнем Востоке, Бангкоке, Украине. Они в первую очередь подвержены идее продвижения западных ценностей, где предпринимались провокации против действующей власти и призывы заранее не признавать итоги выборов. Это и есть не что иное, как долгосрочный проект «цветных революций».

США посредством концепции вмешательства через подконтрольные НПО на Ближнем Востоке и в некоторых странах СНГ, создали ситуации, из-за которых эти страны погрузились в смуту и бедность, встали на путь полной деградации. В связи с этим, приход Жогорку Кенеш прозападных «реформаторов» породит весьма большую угрозу для Киргизии, не будет ни реформ, ни развития, страна погрузится в хаос и нищету.

https://www.gezitter.org/politic/91462_klara_sooronkulova__n...

https://rus.azattyk.org/a/30869681.html

Показать полностью

В США ужаснулись российскому «Циркону»

В США ужаснулись российскому «Циркону» Россия, Армия, США, Морфлот

Вооруженные Силы России ведут непрерывную работу по разработке и созданию новых средств вооружения, отвечающих современным требованиям. Одним из главных прорывов для российской армии в текущем году стала гиперзвуковая крылата ракета «Циркон», разрабатываемая для военно-морского флота. Массовое вооружение российского флота новыми ракетами в скором времени способно оставить в прошлом господство военного флота США в Мировом океане.

11 декабря 2020 года военно-морской флот России в рамках проверки новых видов вооружения завершили последний этап испытаний новой гиперзвуковой ракеты «Циркон». Согласно данным Минобороны России запуск ракеты был осуществлен с фрегата «Адмирал Горшков» в Белом море. Ракета всего за 4,5 минуты поразила цель на удаленности в 450 километров в Баренцевом море, при этом скорость полета достигла почти 10 тысяч км/час, а максимальная высота около 28 километров. Эти успешные испытания показали всему миру насколько высок уровень защиты арктических рубежей России и Северного морского пути.

Специалисты оборонного ведомства также сообщили, что планируется провести еще около 10 запусков новой ракеты с борта «Адмирала Горшкова» и атомной подлодки «Северодвинск» и уже в 2021 году «Цирконы» поступят на вооружение Военно-морского флота.

В боевых условиях, ударная группа российского флота с «Цирконами» может гораздо быстрее обнаружить и уничтожить противника. К примеру, если гипотетически рассмотреть противостояние ударной группы ВМФ России с ракетами «Циркон» и ударной группы ВМС США с двумя ракетными крейсерами типа «Тикондерога» или эсминцами с управляемым ракетным оружием типа «Арли Берк», с высокой долей вероятности можно сказать что столкновение приведет к уничтожению минимум одного из кораблей ВМС США, а залп из четырех гиперзвуковых ракет гарантированно уничтожит оба американских корабля.

Стоит отметить, что вероятный диапазон видимости «Арли Берк» менее 120 километров, это говорит о том, что ВМС США даже не успеют открыть кингстоны, так как с момента появления ракеты «Циркон» на радаре до удара под ватерлинию — около 90 секунд

Кроме того, по оценкам военных специалистов, передовые системы противоракетной оборона класса «корабль – воздух» состоящие на вооружении ВМФ США могут перехватить российский «Циркон» с вероятностью менее 1%. Это обусловлено в первую очередь тем, что радиус поражения гиперзвуковой ракеты не меньше радиуса действия палубной авиации США, это означает что корабль может наносить удар и быть при этом относительно неуязвимым для авиации врага.

Несмотря на интенсивные разработки гиперзвуковых средств воздушного нападения, у США до сих пор нет оружия подобного «Циркону», более того у вооруженных сил США пока что нет его даже в проекте. Поэтому в скором времени оснащение Военно-морского флота России новейшими ракетами позволит радикально поменять расклад сил на море.

Показать полностью

«Одна на всех война! Одна на всех ПОБЕДА!»

«Одна на всех война! Одна на всех ПОБЕДА!» Великая Отечественная война, СССР, Центральная Азия

Великая Отечественная война занимает в истории России и стран Центральной Азии особое место. Все народы многонационального государства - Союза Советских Социалистических Республик внесли огромный вклад в общую победу благодаря экономической поддержке и участию в боевых действиях.

Во время войны на фронт было отправлено около 1,5 миллиона уроженцев Казахской ССР и 1,5 миллиона из Узбекской ССР, от Киргизской ССР на фронт ушло более 360 тысяч человек, от Таджикской и Туркменской ССР – по 300 тысяч человек.

С первых дней войны в стране была проведена огромная работа по организации общенародной борьбы с врагом. Уже к середине 1942 года самоотверженный труд всех граждан Советского Союза в тылу способствовал восстановлению военного производства. К концу 1942 года военные предприятия СССР выпускали в 4 раза больше танков и самоходных артиллерийских установок, чем в Германии и в 1,5 раза больше самолётов. Ведущие предприятия по производству военной техники были развёрнуты на Урале, Поволжье и в Западной Сибири.

Однако другие советские республики также внесли весомый вклад в производство военной техники, необходимой фронту. К примеру, в Узбекской ССР была проведена огромная работа по перестройке народного хозяйства на военный лад. С фронтовой части страны в Узбекистан были эвакуированы сотни предприятий, которым оказывало огромную помощь все население республики. Уже к концу 1941 года благодаря самоотверженному труду населения Узбекистана в самые сжатые сроки было смонтировано и введено в эксплуатацию более 50 эвакуированных предприятий, а к середине 1942 года все эти предприятия уже полностью функционировали и поставляли на фронт военную технику, боеприпасы и снаряжение. Всего же в Узбекистан прибыло более 100 промышленных предприятия, которые размещались в Ташкентской, Самаркандской, Бухарской области и в Ферганской долине. Кроме того, на базе оборудования прибывших предприятий были возведены еще около 50 новых местных заводов и фабрик. Республика давала фронту вооружение, боеприпасы, продовольствие, одежду, обувь, направляла в освобожденные районы тысячи тракторов и автомобилей.

В Киргизскую ССР было эвакуировано более 30 промышленных предприятий, которые за кротчайший срок были введены в эксплуатацию и начали производить необходимую для фронта продукцию, из них: Ошский шелковый комбинат, швейная фабрика в Бишкеке, машиностроительный завод им. М.В.Фрунзе, Кантский, Новотроицкий, Беловодский сахарные заводы и др. В дальнейшем, поставляемая республикой помощь стала важнейшим фактором усиления всесторонней поддержки фронта. Всего же за годы войны в республике было запущено более 70 промышленных предприятий.

За время войны в Казахскую ССР было эвакуировано и введено в эксплуатацию более 220 заводов, фабрик и мастерских. Из них 53 - предприятия легкой и текстильной промышленности, 54 - объекты пищевой промышленности. Карагандинская область стала одним из крупнейших экономических районов страны, которая производила четверть всей тяжелой промышленности республики в военное время.

В Таджикскую ССР были направлены оборудования 13 предприятий из разных регионов Советского Союза. На предприятиях Таджикистана стали изготавливать корпуса для снарядов, мин и ручных гранат.

По оценкам Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, военные потери составили более 11 миллионов человек, а с учётом гражданского населения в годы войны погибло свыше 26 миллионов советских граждан. Помимо этого, в СССР было разрушено около 1,7 тысячи городов и 70 тысяч деревень. Фашисты уничтожили более 6 миллионов зданий, оставив бездомными более 25 миллионов человек. Было также уничтожено более 32 тысячи промышленных предприятий, 65 тысяч километров железной дороги, свыше 4 тысяч жд.станций. Колоссальный ущерб был нанесен сельскому хозяйству, были разрушены 98 тысяч колхозов и 2 тысяч совхозов. В целом СССР потеряло более 30% национального богатства.

Великая Отечественная война, продлившаяся 1418 дней, имела глобальное значение для всего мира и была завершена благодаря объединению всех народов вне зависимости от языка или культуры.

Показать полностью

«Долговая яма» Киргизии

«Долговая яма» Киргизии Кыргызстан, Центральная Азия, Кредит

В современных условиях растущего глобального кризиса и внутренней неопределенности, страны Центрально-Азиатского региона оказались перед выбором между экономическим ростом и долговой устойчивостью. Попытки улучшить экономическую активность путем привлечения дополнительного иностранного финансирования грозит ростом долговой нагрузки, особенно в странах с формирующимися рынками и развивающимися экономиками. Опасения относительно долговой устойчивости стали особенно усиливаться на фоне происходящих изменений в глобальной экономике в связи с кризисом пандемии.

Пожалуй, наихудшая ситуация складывается в Киргизской Республике, чей государственный долг достигает 5 млрд. долларов США к 2021 году. По данным Минфина еще в начале текущего года сумма госдолга составляла примерно 4,5 млрд. долларов США, а к 30 сентября она уже выросла до 4 млрд. 826,46 млн. долларов США.

К сожалению, ничего хорошего в долгосрочной перспективе не ожидается. Согласно макроэкономическому обзору Евразийского банка развития, государственный долг Киргизии в начале 2021 года, скорее всего, превысит пороговое значение в 60% ВВП. При этом, остается возможность только для привлечения кредитных средств на льготных условиях.

Руководство республики прекрасно понимает, что их ожидают большие затруднения при выплате внешнего госдолга, который с каждым годом растет в арифметической прогрессии. Однако Киргизия все равно продолжает получать крупные суммы от различных международных финансовых институтов. При этом несмотря на полученную финансовую поддержку из-за рубежа, в текущем году у правительства возникли трудности с выделением примерно 20 млрд. сомов, которые ежегодно направляются на погашение внешнего долга.

Основными донорами для Киргизии выступает Европейский союз, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Азиатский и Германский банк развития. По сообщению правительства, в текущем году выделенные кредитные средства были направлены в основном на поддержку экономики и социальные обязательства в виде зарплат госслужащим, здравоохранение, борьбу с пандемией, пособия и пенсии.

В то же время в Киргизии возникает довольно много спорных мнений по поводу получения иностранных кредитов. Против получения внешней финансовой помощи кредитов выступают многие специалисты, заявляя, что кредиты не применяются в полном объеме и в основном из-за коррупции «проедаются» большие суммы. Это наносит серьезный вред людям с низким уровнем дохода, оказывает влияние на уровень бедности, и затрудняет продвижение новых предприятий малого бизнеса, что в совокупности подрывает доверие к государственным структурам. Высокий уровень коррупции в государственных и негосударственных структурах также оказывает негативное воздействие на международные позиции Киргизии, так как развитие страны базируется во многом на привлечении иностранных инвестиций в экономику.

Показать полностью

Состояние и перспективы торгово-экономического сотрудничества России и Казахстана

Состояние и перспективы торгово-экономического сотрудничества России и Казахстана Россия, Казахстан, Экономика, Политика

Торгово-экономическое сотрудничество России и Казахстана имеет довольно долгую историю. Тесные экономические связи между странами сложились во многом благодаря сформированной в советский период единой системе народного хозяйства. В СССР в Казахстане более 90% предприятий имели статус союзного подчинения. Данный факт объясняет заинтересованность двух стран развивать двусторонние экономические отношения и после распада Советского Союза. Общая производственная инфраструктура, которая на данный момент нуждается в обновлении, является ключевым фактором в экономическом сотрудничестве России и Казахстана. 22 октября 1992 года Россия и Казахстан установили дипломатические отношения, с тех пор развитие взаимного экономического сотрудничества рассматривается в качестве приоритетного направления внешней политики обеих стран.

На сегодняшний день, основой стратегического партнерства служит подписанный президентами Казахстана и России Договор о добрососедстве и союзничестве в XXI веке (г.Екатеринбург, 2013 года). Этот всеобъемлющий документ является основой всей договорно-правовой базы казахстанско-российских отношений. Наиболее динамично развивается сотрудничество в топливно-энергетическом и горно-металлургическом комплексах, сельском хозяйстве, сферах транспорта и связи, автомобилестроении, машиностроении, обрабатывающей, химической и аэрокосмической промышленности.

Сейчас Россия сохраняет первое место среди основных торговых партнеров Казахстана. Ежегодно 18-21% всего объема казахстанской внешней торговли формируется на российском направлении. Несмотря на жесткие условия пандемии, в 1 полугодии 2020 года внешнеторговый оборот России и Казахстана составил 8,4 миллиарда долларов, в том числе российский экспорт – 6,3 миллиарда долларов и импорт – 2,1 миллиарда долларов.

В структуре поставок из России в Казахстан преобладают машины, оборудование и транспортные средства с долей в 27,3%, металлы и изделия из них – 16,4%, продукция химической промышленности, каучук – 15%, продовольственные товары и сельхозсырье – 13,4%, минеральные продукты – 12,6%. В свою очередь из Казахстана в Россию преимущественно отправляются минеральные продукты – 40,4% всей номенклатуры, металлы и изделия из них – 27,9%, товары химической промышленности, каучук – 14,9%, продовольственные товары и сельхозсырье – 7,7%, продукция машиностроения – 7,4%.

Топливно-энергетический комплекс является ключевой сферой сотрудничества для двух стран. Взаимодействие в области электроэнергетики играет важную роль, поскольку энергосистемы России и Казахстана работают в параллельном режиме. В нефтегазовой отрасли российскими компаниями реализуется ряд совместных проектов по освоению углеводородных ресурсов Казахстана и северного Каспия.

У компании Лукойл есть ряд проектов на территории Республики Казахстан по освоению крупнейших нефтегазоконденсатных месторождений Карачаганак, Кумколь, Тенгиз и проекты по созданию частного магистрального трубопровода под названием «Каспийский трубопроводный Консорциум», который проходит по территории России и Казахстана.

Компания ПАО Газпром реализуют на территории Казахстана два проекта по освоению нефтегазовых месторождений: Центральное месторождение в Каспийском море и Имашевское газоконденсатное месторождение.

Компания Роснефть участвует в проекте по освоению месторождения Курмангаз. Через территорию России проходит транзит казахстанской нефти на экспорт, а также осуществляется закупка и маркетинг казахстанского природного газа для поставок на рынки третьих стран.

Несмотря на такое динамичное укрепление стратегического партнёрства, между странами остается еще огромный потенциал для развития торгово-экономического сотрудничества. Российская программа импортозамещения совместно с индустриальной программой Казахстана поможет ускорить торговлю между странами и разнообразить структуру экспорта и импорта новой продукцией. Странам необходимо больше инвестировать в проекты в сфере транспорта и энергетики, особенно в Каспийском регионе. В период глобального замедления торговли и экономического спада, нужно развивать интеграционные процессы в рамках ЕАЭС для диверсификации экономики, создания более конкурентноспособной продукции, выхода на новые рынки сбыта, повышения производительности труда и качества рабочей силы.

Показать полностью

Союз России и Таджикистана –гарант стабильности в регионе

Союз России и Таджикистана –гарант стабильности в регионе Таджикистан, Россия, Афганистан, Терроризм, Политика

В феврале 2020 года США и террористическая группировка «Талибан» подписали мирное соглашение, однако до сих пор мира в Афганистане нет. Боевики Талибана продолжают вытеснять правительственные войска из провинций и в ультимативной форме требуют от руководства Афганистана освободить из тюрем 7 тысяч боевиков своей группировки. В настоящее время, по данным ООН, численность Талибана составляет свыше 60 тысяч боевиков, которые контролируют больше половины территории и населения республики.

Россия, в числе многих государств региона, положительно восприняла подписанное соглашение между США и Талибаном о выводе иностранного воинского контингента из Афганистана. Однако, несмотря на это, талибы не перестали быть террористами, близкими союзниками Аль-Каиды и серьезной угрозой всему Центрально-Азиатскому региону.

В Афганистан также перебираются десятки тысяч боевиков, принадлежащих различным международным террористическим группировкам, потерпевшим поражение на Ближнем Востоке. Исламисты, в основном воевавшие в Ираке и Сирии, обживаются у границы Таджикистана, рассчитывая получить здесь поддержку от радикалов из сопредельных стран Центрально-Азиатского региона. Это, в свою очередь, вызывает серьезную обеспокоенность у руководства России и Таджикистана.

Республика Таджикистан является одной из наиболее уязвимых к террористической угрозе стран всего постсоветского пространства. В связи с этим национальная армия Таджикистана и дислоцированная в республике 201я российская военная база регулярно наращивают боевой потенциал.

201я военная база остается главным весомым фактором безопасности и стабильности в регионе, а с учетом опыта борьбы с террористами в Сирии, Россия играет здесь ведущую роль.

Хочешь мира – будь готов защищать его с оружием в руках. Поэтому до 2025 года Россия намерена инвестировать в перевооружение таджикской армии свыше 200 миллионов долларов США, при этом качество поставляемого вооружения в полной мере соответствует всему спектру угроз.

На сегодняшний день Россия уже передала таджикской армии на безвозмездной основе несколько сотен единиц передового вооружения, в числе которых боевые вертолеты, танки, бронетранспортеры, боевые машины пехоты, артиллерийские установки, средства ПВО и связи. Кроме того, Россия планирует передать Таджикистану партию зенитно-ракетных комплексов большой дальности С-300, а также продолжить обучение военных специалистов национальной армии Таджикистана в российских военных вузах и на 201-й военной базе в Душанбе.

Показать полностью

Единство во имя мира и стабильности!

Единство во имя мира и стабильности! Россия, СНГ, Политика, Длиннопост

Расширение межправительственных связей в рамках таких организаций, как ОДКБ и ШОС, отвечает всем потребностям государств постсоветского пространства, проводящим независимую политику и заботящимся о безопасности своих граждан.

На сегодняшний день угрозами безопасности в Центральной Азии остаются: деятельность экстремистских организаций, направленная на дестабилизацию обстановки в странах региона; создание и деятельность незаконных вооруженных формирований; распространение и транспортировка наркотиков, рост влияния наркомафии; незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.п.; социально-политическая нестабильность в странах региона; наличие вблизи границ очагов военных конфликтов; распространение влияния международных террористических организаций, усиление позиций религиозного экстремизма.

Региональной спецификой региона является соседство с Афганистаном, лидирующего в мире по количеству терактов за год. Угроза экстремизма и терроризма в странах Центральной Азии в первую очередь связана с религиозным фактором, распространением мусульманского радикализма. Исламизм, находящийся в подполье, готов активизироваться в случае любой политической дестабилизации и активно использует социальные проблемы для дискредитации светских правящих режимов. К сожалению, в странах Центральной Азии для этого имеются все необходимые социально-экономические условия. К тому же экстремистские организации в Центральной Азии пользуются международной финансовой и военной поддержкой.

Отдельную проблему представляет рост влияния наркомафии, в частности, угроза объединения усилий криминалитета, занятого транспортировкой наркотиков, с террористическими группами. За последние годы практически во всех странах региона наблюдается рост числа наркозависимых людей, что связывается с нерешенностью проблемы поступления наркотиков из Афганистана.

Наиболее мощным вооруженным экстремистским формированием, которое продолжает действовать в регионе, остается «Исламская партия (движение) Туркестана» (ИПТ, в 1996¬2002 гг. была известна как «Исламское движение Узбекистана» ¬ запрещенная в России террористическая организация). ИПТ ставит своей целью вооруженную борьбу с властями Узбекистана и других государств Центральной Азии за свержение светской власти и установление шариатского правления.

Распространение исламистского экстремизма с учетом социальноэкономической ситуации в регионе остается весьма актуальной угрозой. В Узбекистане, где и при И.Каримове, и после избрания президентом республики Ш.Мирзиёева открытых проявлений исламизма удается избежать лишь с помощью силовых структур, в случае ослабления центральной власти с высокой степенью вероятности можно ожидать стремительной и массовой радикализации молодежи. Узбекистан, демонстрируя «многовекторность» во внешней политике, будучи одним из государств-основателей ОДКБ, то включался в деятельность этого союза, то выходил из него. Однако, эта страна сохраняет членство в ШОС и продолжает сотрудничество по линии силовых структур в рамках РАТС.

Кыргызстан находится в зоне риска ввиду ситуации в южной части страны, которая традиционно наиболее исламизирована и в недостаточной степени развита. Там активно действуют вербовщики экстремистских организаций. В рамках соглашений по линии ОДКБ на территории страны размещена российская объединенная воинская группировка, выступающая в роли фактора обеспечения безопасности ¬ авиационная база КСБР в г. Кант, испытательная военно-морская база в г. Каракол, узел связи в п. Чалдовар и автономный сейсмический пункт в г. Майлуу-Суу.

Что касается Таджикистана, то там ситуация схожа с Кыргызстаном. Риск дестабилизации связан с внутренними политическими противоречиями, тем более, что здесь особую роль играет фактор Афганистана. Принимая экстремистов из стран постсоветского пространства, Афганистан превратился в базу основных террористических организаций в Центральной Азии. В Таджикистане наиболее высок уровень террористической опасности. Как показали события в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО), граничащей с Киргизией и Афганистаном, там произошла радикализация местной оппозиции, которая готова к открытому вооруженному противостоянию с правящим режимом. К тому же, слабо контролируемая центральной властью ГБАО является важным пунктом на путях наркотрафика. В противостоянии террористической угрозе Таджикистан рассчитывает на помощь союзников по ОДКБ и ШОС. В частности, в обеспечении обороноспособности Таджикистана важную роль играет 201-я российская военная база, входящая в КСБР. Помимо этого, в Таджикистане размещен такой российский военный объект, как находящийся близ г. Нурек оптико-электронный комплекс «Окно» системы контроля космического пространства, подчиненный ВКС РФ.

Говоря об угрозах безопасности Казахстана, следует отметить, что среди государств Центральной Азии он отличается самым высоким уровнем жизни, наиболее стабильной политико-социальной системой и достаточно сильной армией и спецслужбами, чтобы противостоять экстремизму. Но и здесь отмечается рост влияния джихадизма, а кроме этого, помимо деятельности салафитского подполья, новой тенденцией в формировании экстремистских и террористических групп стала активизация уйгурских сепаратистских организаций, многие из которых связаны с международным исламистским экстремизмом. Важной составляющей интеграционных процессов является российско-казахстанское военно-техническое сотрудничество. В рамках достигнутых между военными ведомствами двух стран соглашений проводятся совместные военные учения попеременно на территории двух государств. Казахстан активно участвует в работе ОДКБ, в частности в учениях КСОР и КСБР. По линии ШОС Казахстан участвует в укреплении антитеррористического потенциала организации, в том числе посредством участия в совместных контртеррористических учениях.

Подводя итоги, следует отметить, что в интеграции стран среднеазиатского региона в оборонной области существуют те же проблемы, что и в других сферах евразийской интеграции. Процесс интеграции не всегда носит последовательный характер, несмотря на его очевидную взаимовыгодность. Тем не менее евразийские межгосударственные структуры показали себя достаточно эффективным средством предотвращения угроз и поддержания мира и стабильности в регионе.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!