Тушинский тоннель

Если вы пользуетесь Волоколамкой, то наверняка знаете Тушинский тоннель — уникальный и единственный в своем роде в Москве. Тоннель проходит под цепочкой шлюзов, соединяющих реку Москву и одноименный канал. Я был в диком восторге, когда в детстве отец показал мне, как автомобили едут под рекой.

Бросить дорогу под канал напрашивалось само собой и вытекало из нескольких факторов. Сами понимаете, просто вырыть канал и оставить его у Химкинского водохранилища никто не собирался. Его тянули до Москвы реки, а она между прочим на целых 50 метров ниже. Поэтому здесь располагаются 7 и 8 двухкамерные шлюзы канала. Волоколамское шоссе пересекает канал как раз между ними. Здесь естественный рельеф лежит ниже предполагаемой бетонной ванны шлюзов. Кроме речки-переплюйки Химки здесь ничего не течет, так что новое бетонное русло строили с нуля. В таких условиях заложить автомобильный проезд под искусственным дном канала проще простого. Ничего не надо рыть, а тоннель и русло представляют единую конструкцию.

Тушинский тоннель Москва, Тоннель, Тушино, История, Длиннопост, Фотография
Тушинский тоннель Москва, Тоннель, Тушино, История, Длиннопост, Фотография

Первым делом сплели арматуру бетонных опор тоннеля:

Тушинский тоннель Москва, Тоннель, Тушино, История, Длиннопост, Фотография

А уже потом над Тушинским тоннелем началось строительство шлюзовых камер:

Тушинский тоннель Москва, Тоннель, Тушино, История, Длиннопост, Фотография

Один мост все же был построен в этом месте -это железнодорожный мост Бачелиса (это архитектор) Рижского направления:

Тушинский тоннель Москва, Тоннель, Тушино, История, Длиннопост, Фотография
Тушинский тоннель Москва, Тоннель, Тушино, История, Длиннопост, Фотография
Тушинский тоннель Москва, Тоннель, Тушино, История, Длиннопост, Фотография
Тушинский тоннель Москва, Тоннель, Тушино, История, Длиннопост, Фотография

Два шлюза соединены между собой небольшим каналом, над которым построили пешеходный мост. Он находится сразу за первым (на самом деле его порядковый номер 7, отчет ведется от Дубны) шлюзом и с него удобнее всего наблюдать за тем, как шлюзуются суда.

Тушинский тоннель Москва, Тоннель, Тушино, История, Длиннопост, Фотография

Кстати, аналогичный тоннель находится около первого шлюза в Дубне.

Тушинский тоннель Москва, Тоннель, Тушино, История, Длиннопост, Фотография

Свод тоннеля в Дубне очень сильно износился и все время течет, из-за нескончаемых ремонтов оригинальный потолок частенько закрыт панелями. Движение по нему реверсивное:

Тушинский тоннель Москва, Тоннель, Тушино, История, Длиннопост, Фотография

Тушинский тоннель изначально тоже был архитектурно интереснее. Въездные створы были украшены скульптурами авиационной тематики, так как дорога вела к Тушинскому аэродрому.

Скульптура пилота на фоне лопастей авиационного винта была установлена со стороны области. Потом там появится еще часы:

Тушинский тоннель Москва, Тоннель, Тушино, История, Длиннопост, Фотография

На стороне центра стояла скульптура парашютиста:

Тушинский тоннель Москва, Тоннель, Тушино, История, Длиннопост, Фотография

К сожалению, архитектурное оформление тоннеля не сохранилось. Дольше всего прожил винт, его содрали в 2012 году.

Тушинский тоннель Москва, Тоннель, Тушино, История, Длиннопост, Фотография

Сразу после войны в 1944 году деревня Тушино и сам аэродром были соединены с Москвой трамвайным сообщением:

Тушинский тоннель Москва, Тоннель, Тушино, История, Длиннопост, Фотография

Это фото очень интересное. На нем хорошо видно, что автомобили едут в центр по обоим тоннелям, хотя второй прокол под каналом появился только в 70-ых годах. На время проведения авиапарадов, которые проходили на Тушинском поле, движение по тоннелю переходило на спецрежим. Волоколамка перекрывалась на соколе для движения из города, чтобы люди и транспорт с мероприятие могли беспрепятственно вернуться в город:

Тушинский тоннель Москва, Тоннель, Тушино, История, Длиннопост, Фотография

Интересен был также проход пешеходов по тоннелю, ну как интересен, запрещен. Да, да, полностью запрещен. Для того, чтобы попасть на другу сторону канала, необходимо было подняться наверх и воспользоваться своеобразным мостиком. Люди форсировали воду по верхней части гигантских створок шлюза, которые в закрытом состоянии образовывали мост. На время прохода судов, дежурный вешал цепочку и люди ждали.

В 1972 году под каналом устроили второй тоннель, который стал использоваться для движения машин в область. Правый створ старого тоннеля с того момента пропускал авто в центр, а левый стал трамвайным тоннелем. В это же время появился нормальный пешеходный проход:

Тушинский тоннель Москва, Тоннель, Тушино, История, Длиннопост, Фотография

Сегодня под каналом имени Москвы аж целых 4 тоннеля, последние (а может и не последние, кто знает) построили в начале 2000-х. И теперь схема следующая: два новейших используются для движения в область и съезда на улицу Свободы, средний брат работает на движение в центр, а самый старший тоннель пропускает две полосы автомобильного движения в центр и проводит трамвайное сообщение.

Тушинский тоннель Москва, Тоннель, Тушино, История, Длиннопост, Фотография
Тушинский тоннель Москва, Тоннель, Тушино, История, Длиннопост, Фотография

PS На трассе канала имени Москвы есть еще водное пересечение. Недалеко от Дубны канал пересекает русло реки Сестра.

Тушинский тоннель Москва, Тоннель, Тушино, История, Длиннопост, Фотография

Автор: Александр Капков

ВМоскве

2.9K постов4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. Не нарушать основные правила Пикабу

2. Ненормативная лексика не воспрещается, однако и не поощряется.

3. Оскорбления людей запрещены в любой форме.

4. Яростное обсуждение политики возбраняется. Для этого есть тэг "политика".

45
Автор поста оценил этот комментарий
Еще можно погуглить "Магдебургский водный мост". Тоже довольно известное сооружение.
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
21
Автор поста оценил этот комментарий

Стоит упомянуть, что старый пешеходный тоннель закрыт, и сейчас пешеходы пользуются новым тоннелем вместе с автотранспортом.

Хорошо помню как его строили зимой открытым способом, т.е. слив воду из канала разрушили оба берега-насыпи и потом заново их восстановив. При этом сливали воду уже после заморозков и на голом дне лежали глыбы льда толщиной 20-30см, тогда-то я первый и последний раз ходил по дну канала пешком - уже тогда понимал насколько уникальный представляется случай, да и на стройку хотелось посмотреть.

16
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Работал когда-то на речном флоте, и мы гоняли в столицу раз в месяц на теплоходе. Когда впервые пришлось увидеть это гидротехническое сооружение, я был весьма удивлён и впечатлён. Охуел, короче.
32
Автор поста оценил этот комментарий
Всю жизнь тут живу и езжу,на электричке,машинах,пешком шлепал как-то с тушино в Красногорск,знал все это примерно,но когда наблюдаешь каждый день становится абсолютно обыденно,даже не подозревал,что об этом месте могут статью написать и оно кому-то интересно более,чем транспортная артерия.
П.С.
Около канала,жд моста,перехода и тд ученеки местной путяги испокон веков бухали,там комса месная. )
раскрыть ветку
63
Автор поста оценил этот комментарий
Очень интересно. Даже не знал про это. Кстати, по последней фото бы подробнее. Река под рекой?
раскрыть ветку