Циничности пост 2 или когда остановиться?

Здравствуйте пикабушники! Спасибо дорогим подписчикам, которых не так много, но которые ждут от меня что-нибудь интересное.


Хочу поделится с вами некоторыми историями из жизни, которые, на мой взгляд, весьма неоднозначны. Когда я был моложе и только пришел работать, мой коллега сказал мне "Главное качество реаниматолога - уметь вовремя остановиться". У меня, как и у моих коллег существует черта, после которой лечение становится нецелесообразным. С юридической точки зрения, реанимационные мероприятия, как и госпитализация в отделение интенсивной терапии должны проводится пациентам с обратимыми нарушениями жизненно важных функций. С практической точки зрения все сложнее - четкая грань между "обратимо" и "необратимо" отсутствует. Просто 3 эпизода. Их было больше. Много больше.


Мужчина 45 лет, друг начальства, поступил с диагнозом: острый инфаркт миокарда. Был госпитализирован в отделение реанимации, где ему был проведен тромболизис (т.е. был растворен тромб, который привел к инфаркту). Противопоказаний к проведению такой терапии не было. Но возникли осложнения. Множественные кровоизлияния в головной мозг. На КТ снимке была страшная картина: около 80% мозга были буквально пропитаны кровью. приехали нейрохирурги - развели руками. Множественные субарахноидальные кровоизлияния после тромболизиса - противопоказана... Человек умирал, мы его лечили. Хорошо лечили. 2 недели. Исход был ясен - состояние, несовместимое с жизнью. Жена, дети, друзья ходили и узнавали, чем можно помочь. Помочь было нечем. Предлагали благодарность за то, чтобы всё прекратить.... В планах было диагностировать смерть мозга и отключить от аппарата ИВЛ. Он умер в ночь перед констатацией этого факта.


Поступил больной с болью в животе. Несколько дней лежал дома, отказывался госпитализироваться пока не стал умирать. Во время операции был поставлен диагноз: мезентериальный тромбоз. Суть диагноза в том, что тромбировались сосуды, питающие кишечник. Обычно таких пациентов не оперируют ввиду безперспективности. Но в этом случае прооперировали. Удалили практически весь тонкий кишечник и часть толстого. Желудочно-кишечный тракт практически отсутствовал. Долго лежал в реанимации на парентеральном питании (питательные вещества вводились в вену), потом был переведен в хирургическое отделение, где часть вводилась в вену, часть - естественным путем. В туалет он бежал через 15 минут. Денег парентеральное питание у него не было, активной жизненной позицией он не отличался. Его выписали по собственному желанию. Поступил он повторно через 2 недели, истощенный, с нарушенным сознанием. Опять полежал - выписали. И так несколько раз. Прожил он 2 месяца... Была ли это жизнь?.


Ребенок из дома - интерната для умственно отсталых детей, 3 года. Взгляд не фиксирует, речь не понимает. Только кричит и бьется головой обо все, что можно. Бьет сильно, с размаху. Голова как арбуз. На рентгене - множественные переломы черепа (сросшиеся), огромная подкожная гематома головы. Сделали операцию, удалили гематому. Через 2 месяца - та же картина, опять удаление гематомы... Нянечка сказала, что так себя ведет практически с рождения, но тогда перемещался в предалах кровати, а сейчас повзрослел, стал вставать, больше двигаться и лупить себя обо все, что видит намного сильнее... 3я госпитализация - огромная внутричерепная гематома, была удалена. Пролежал в реанимации, выжил... Голову забинтовали полотенцем, он старался обо что-нибудь её ударить, но эффекта не было. Руки фиксировали, потому что ничего, кроме попыток снять "чалму" он ими не делал. Он умер после 4й госпитализации.....

5
Автор поста оценил этот комментарий
вот тромбы - это страшно, были случаи, о которых я знаю, в том числе - абсолютно здоровый и ведущий правильный образ жизни человек, во время утренней пробежки оторвался тромб... летальный исход.

как-то можно диагностировать такие вещи?
4
Автор поста оценил этот комментарий
Я тоже иногда об этом думаю, не знаю, цинизм ли. Лечим заведомо бесперспективных пациентов, с разными патологиями, много септических больных. А есть ли смысл? Тратятся колоссальные средства на их лечение, всё понимают, что это бесполезно, порой даже и родственники, но мы не можем просто опустить руки. С другой стороны, согласитесь, казуистика тоже случается, может, для этого мы и работаем. Чтобы один из тысячи, из миллиона встал и пошёл.
раскрыть ветку
11
Автор поста оценил этот комментарий
А где тут цинизм? Вижу только, что врачи борются и порой в общем-то зря
раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий

По третьему случаю - вспомнилось... Около 10 лет назад ездили по "обмену опытом" в одну из старейших психиатрических клиник Германии. Большая территория, всегда открытые ворота, кролики на газонах пасутся, свой зоопарк, помимо мед. корпусов - вольное поселение с аккуратненькими домиками для персонала и вперемежку семей "пролеченных". Питались в общей с больными столовой. Это был культурный шок... По-видимому, "буйные" с потенциальной возможностью побиться насмерть головой о стены, имеют свои нерушимые гражданские права и свободы, в т.ч. свободы передвижения, они перемещаются днём по всей территории больницы, обожают стрелять пару евро у посетителей столовой... в скафандрах! Что-то среднее между мотоциклетным шлемом и недостроенной обсерваторией, зрелище может вынести мозг - весь и сразу :-). Сначала было страшно, потом даже не смешно, а сюр-ощущение - "бабка, приколись, мы на космодроме"... Потом осознали и гуманизм, и экономическую целесообразность: и больной жив, и не надо к каждому приставлять по дорогостоящему круглосуточному санитару. Интересно, о чём европейцы подумали в первую очередь?

раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий

Врач должен быть хладнокровным и взвешивать все за и против. Ну а с другой стороны если у человека есть хотя бы мизерный шанс выжить то его нужно использовать.