«Совместными Усилиями»

Речь пойдёт о дредноутном флоте Австро-Венгрии. Зачем он строился, что от него хотели, и что из этого вышло.

«Совместными Усилиями» Cat_cat, Длиннопост, История, История (наука), Война, Австро-венгрия, Флот, Боевые корабли, Видео

Предпосылки


Для начала, пару слов о собственно линкорах. Которые battleship, а не ship-of-the-line. В русском языке с этим не очень.


К началу ХХ века началось переобувания флотов с броненосцев на линкоры, корабли, построенные по концепции all-big-guns или только большие пушки. Первыми, кто бы обзавёлся такими кораблями, могли стать японцы, которые в мае 1905 заложили корабль типа «Сацума». Но по финансовым причинам его достроили как что-то средние между броненосцем и линкором. Или американцы, заказавшие «Южную Каролину» в том же 1905. Но закладка и строительство задержалось уже по бюрократическим причинам.


Как всем известно, первенство таки урвали британцы, выкатившие свой «Dreadnought» в 1906 году. Корабль произвёл настоящий фурор, его имя стало нарицательным, и все во всём мире захотели такие же.

«Совместными Усилиями» Cat_cat, Длиннопост, История, История (наука), Война, Австро-венгрия, Флот, Боевые корабли, Видео

Корабль Его Величества «Неустрашимый»


Линкорная лихорадка захлестнула в том числе и Австро-Венгрию. Уже в 1908 командующий австро-венгерским флотом, граф Рудольф Монтекукколи дели Эрри, начал продавливать идеи мощного флота, своих линкоров и так далее. При том, что амбиции не простирались дальше Адриатики (сравните с амбициями Британии, ага), как минимум на первое время. Гонять итальяшек, возможно французов, обеспечивать своё судоходство и так далее. Однако сенат, увидев стоимость таких кораблей, завернул идею. Временно сошлись на броненосцах типа «Радецкий». Некоторые поговаривают, что был достигнут компромисс, но есть мнение, что Монтекукколи продавил идею в обход парламента, прикрываясь экономией времени и простоем верфей. Но это ещё не были линкоры


Однако тут начали появляться данные, что Италия разрабатывает свой Dante Alighieri с вооружением в двенадцать 305 мм орудий. Все внезапно стали сговорчивее, и Австро-Венгрия пустилась в разработку и строительство своих линкоров-дредноутов.

«Совместными Усилиями» Cat_cat, Длиннопост, История, История (наука), Война, Австро-венгрия, Флот, Боевые корабли, Видео

Dante Alighieri. Ничего не напоминает? Да-да, у «Севастополя» ноги растут отсюда


Разработка и строительство


Австро-Венгрия решила, что они сторонг и сами смогут в линкоры. Сформированные флотоводцами требования ушли в СТТ, расположенные в Триесте. Нынче это итальянцы, но в начале прошлого века — главный подрядчик австро-венгерского флота.

«Совместными Усилиями» Cat_cat, Длиннопост, История, История (наука), Война, Австро-венгрия, Флот, Боевые корабли, Видео

Начнём с главного калибра. Рассматривалось целая куча вариантов по размещению башен на корабле, и в итоге остановились на следующей: 4 башни по линейно-возвышенной схеме, каждая башня с тремя орудиями. Это выглядело очень круто. Линейно-возвышенная расположение ГК успели применить лишь американцы, а до трёхорудийных башен додумались только итальянцы, но свой линкор на этот момент ещё не достроили (спойлер: достроят аж позже австрияков). Орудия — 305/45, образца 1910, от Шкоды.


Противоминная артиллерия включала в себя два калибра, 150 мм и 66 мм, тоже производства Шкоды. Первых было 12 орудий, установленных в казематах в средней части корабля, по шесть с каждого борта. Вторые назывались «7-см морской пушкой» (калибром 66 мм, ага), и их понапихали аж 18 штук. Часть на палубу в средней части корабля (над казематами со 150 мм), а чуть позже ещё по три установили на вторую и третью башни ГК. Впрочем на разных кораблях их расположение несколько различалось.


Дополняли всё это модные по тем временам подводные торпедные аппараты в 533 мм. По одному в носу и корме, и ещё два с бортов примерно под второй башней ГК. Считалось, что линейным кораблям необходимо иметь и минное вооружение, но фактически за всю историю линейных флотов эффективность подводных ТА оказалась равна нулю, если не отрицательному значению.

«Совместными Усилиями» Cat_cat, Длиннопост, История, История (наука), Война, Австро-венгрия, Флот, Боевые корабли, Видео

Бронирование. Чтоб не грузить вас циферками, скажу, что бронирование практически повторяло британские линкоры типа «Колосус» того же года закладки. Считается, что бриты свои корабли бронировали хуже например немцев, но всё равно это защита уровня линкора. И к слову ни один линкор КВМС (Королевского военно-морского флота) не был потоплен артиллерийским огнём. Для Австро-Венгрии поставкой брони занимался витковицкий завод (тоже современные чехи), и по качеству они держали планку мирового уровня. Но вот защиту от подводных взрывов не завезли. Запомните эти слова.


В движение корабль приводился четырьмя паровыми турбинами общей мощностью в 27 200 л.с. Этого хватало для разгона корабля водоизмещением 20 000 тонн до 20 узлов.


Чисто по циферкам проект получился очень и очень годным, вобравшим в себя многие прогрессивные идеи из мирового кораблестроения. Линейно-возвышенное расположение ГК, и в трёхорудийных башнях. Количество стволов (12) выдаёт бортовой залп мощнее, чем у в всех линкоров того же года -немецкие, американские и британские линкоры несли только по десять орудий главного калибра. Паровая турбина — тоже модная и современная штука. Единственное — чуть меньшая скорость, но в адриатической луже должно было хватить. Так что проект был ободрен и запущен в производство.


Строительство


Изначально была запланирована серия из трёх кораблей. Первые два заложили в Триесте в 1910 году. Первый корабль получил название «Viribus Unitis» — «Общими Усилиями». Это девиз Габсбургов и императора Карла Франца лично. Второй корабль получил имя адмирала Тегетхоффа, а третий — принца Евгения Савойского. Этот корабль был заложен всё там же в январе 1912 года.

«Совместными Усилиями» Cat_cat, Длиннопост, История, История (наука), Война, Австро-венгрия, Флот, Боевые корабли, Видео

Вот эти ребята

«Совместными Усилиями» Cat_cat, Длиннопост, История, История (наука), Война, Австро-венгрия, Флот, Боевые корабли, Видео

Тут венгры вспомнили, что империя не просто так называется Австро_Венгерской, и захотели вложиться в ещё одни линкор. Проект одобрили, и ради этого даже модернизировали верфь в Фиуме, современная Хорватия. Где и был заложен четвёртый корабль серии, после некоторых перепалок получивший имя «Szent István», в честь Стефана I Святого, крестившего Венгрию. Поговаривают, что фиумские рабочие не отличались особым опытом, посему качество сборки четвёртого корабля сильно хромало. Возможно, это было проблема только одного корабля, а возможно — что и всей серии. Есть подозрение, что второе.


Линкоры вступили в строй в 12, 13, 14, 15 годах соответственно. Но тут проснулся аппетит, и был разработан следующий проект линейных кораблей, получивший имя «Эрзац Монарх». Водоизмещение 24 500 тонн, ГК — 10х350 мм, бронирование до 340 мм. Те же яйца, только круче. Закладка планировалась в конце лета 1914, но тут началась мировая война, и заказ аннулировали. До нас дошли лишь схемы того, как это могло выглядеть.

«Совместными Усилиями» Cat_cat, Длиннопост, История, История (наука), Война, Австро-венгрия, Флот, Боевые корабли, Видео

Служба


Как известно, даже крупные флоты более морских держав в первой мировой играли очень второстепенные роли. Не стала исключением и Австро-Венгрия. Почти сходу их блокировали Италия и частично Британия через пролив Отранто, и австрийский флот сидели в Пуло. Для начала «Вирибус Юнитис» доставил тело Эрцгерцога Фердинада из Сараево в Триест. Потом было пару рейдов, в том числе обстрел Анконы, и попытки прорвать блокаду (барраж) малыми силами.

«Совместными Усилиями» Cat_cat, Длиннопост, История, История (наука), Война, Австро-венгрия, Флот, Боевые корабли, Видео

В июня 1918 года новоиспечённый адмирал Хорти начал секретные приготовление к очередному рейду на Отрантский барраж, примерно синхронно с наступлением при Пьяве. На этот раз рейд планировался с участием линкоров, которые должны были навязать бой и выйти из него победителями. Посему Хорти заблаговременно пригласил репортёров и кинооператоров на свой флагман, «Вирибус Юнитис». Однако линкоры с сопровождением по техническим причинам отстали от графика. И около трёх часов ночи 10 июня, недалеко от острова Премуда, флот был замечен отрядом итальянских торпедных катеров под командованием Луиджи Риццо

«Совместными Усилиями» Cat_cat, Длиннопост, История, История (наука), Война, Австро-венгрия, Флот, Боевые корабли, Видео

MAS-15 и Луиджи

«Совместными Усилиями» Cat_cat, Длиннопост, История, История (наука), Война, Австро-венгрия, Флот, Боевые корабли, Видео

Катера смогли остаться незамеченными, и прошмыгнули вглубь ордера. Катер Риццо сблизился с линкором «Szent István» на примерно 800 метров, и попал в него двумя торпедами. Обе зашли под ватерлинию, ниже броневого пояса. Одна из них зашла аккурат в стык двух отсеков (котельных), от чего воду стали набирать оба… Противоминный калибр на «Иштване» ответил огнём, как и ещё несколько кораблей, но попаданий не добились, и катера ушли. На части других кораблей решили, что это результат действий подлодок и начали по разному маневрировать, что только усилило неразбериху.


Тем времени «Сент Иштван» начал набирать крен. По началу его держали под контролем контрзатоплениями. Однако дала о себе знать хреновая сборка корабля — вода стала просачиваться в соседние отсеки через клёпаные соединения и места прохода кабелей и паропроводов. Крен стал не управляем, корабль начал терять электроэнергию. Была попытка развернуть башни в противоположную сторону, но ввиду отличного баланса самих башен это очень странное решение. Были попытки взять корабль на буксир и выбросить на мель, но не прокатило. В 6:05 «Сент Иштван» перевернулся и затонул.

«Совместными Усилиями» Cat_cat, Длиннопост, История, История (наука), Война, Австро-венгрия, Флот, Боевые корабли, Видео

Но вот тут и пригодилась пресса! Не каждый день увидишь тонущий корабль, тем более линкор. И «Сент Иштван» стал единственным линкором ПМВ, гибель которого заснята на плёнку. Во второй мировой к нему присоединится ещё британский «Barham».

Итог — катер водоизмещением 300 тонн утопил линкор водоизмещением 20 000 тонн. Погибло 89 человек экипажа, а австрийский флот включил заднюю, ибо посчитал, что нарушен режим секретности и всё тлен. На самом деле о том, что линкоры покинули базу, итальянцы узнали лишь после обеда по данным авиаразведки. Но кто ж знал… А в Италии 10 июня — военно-морской праздник, а катер Риццо нынче экспонат в «Музее знамён флота» в Виттории.


Ещё пару слов про головной корабль, «Вирибус Юнитис». К концу октября Итальянцы решили провести диверсию на Пулу, с применением нового слова техники — человекоуправляемой торпеды. Нет, не камикадзе — человеки на торпеде доставляли 200 кило взрывчатки (в первых модификациях) к цели, крепили к ней и свалили до взрыва.

«Совместными Усилиями» Cat_cat, Длиннопост, История, История (наука), Война, Австро-венгрия, Флот, Боевые корабли, Видео

Вот ЭТО — та самая вундерфавля.


Операция началась утром 31 октября. Но тут случилось прекращение огня, Австро-Венгрия начала распадаться, и флот передали «Государству словенцев, хорватов и сербов», под командованием адмирала Янко Вуковича. Однако диверсантов уже было не отозвать. ночью с 31 на 1 Раффаэле Россетти и Раффаэле Паолуччи проникли на базу Пула в поисках цели. Выбор пал на «Вирибус Юнитис», к этому моменту переименованный в «Югославию». Этот линкор стоял в самой глубине гавани, его два систершипа находились ближе. В общем, около четырёх утра итальянцы прикрепили взрывчатку на днище корабля и поставили взрыватель на 6:30. Но тут их заметили с берега и схватили. В плену диверсантам рассказали свежие новости, а они сообщили, что линкор заминирован и примерное время взрыва. Экипаж тут же эвакуировали, Вукович вместе с ними. в 6:30 взрыва не последовало, и люди стали возвращаться, в том числе и адмирал. Однако бабахнуло в 6:44, и линкор пошёл ко дну, унеся с собой жизни около 300 человек, в том числе адмирала Вуковича. Итальянские диверсанты легко отделались — их интернировали до формального конца войны, а потом вернули на родину. Где их естественно ждали почёт и награды. А потопление австрийских дредноутов стало одним из очень немногих по-настоящему эпик-винов итальянских ВС в ХХ веке.

«Совместными Усилиями» Cat_cat, Длиннопост, История, История (наука), Война, Австро-венгрия, Флот, Боевые корабли, Видео

Картинка тонущего корабля и Раффаэле Россетти

«Совместными Усилиями» Cat_cat, Длиннопост, История, История (наука), Война, Австро-венгрия, Флот, Боевые корабли, Видео

Остальные два корабля типа «Вирибус Юнитис» после войны достались Франции и Италии, где один был потоплен как мишень, а второй — разрезан на металл. Бесславная кончина большинства боевых кораблей первой половины ХХ века…


Итоги


В заключение можно сказать, что Австро-Венгрия породила очень интересный проект кораблей, полностью проигнорировав очень важный аспект с подводным бронированием. Один корабль ушёл на дно от двух торпед с 70 кг взрывчатки каждая, второй — от мины в 200 кг. Много это или мало?

«Совместными Усилиями» Cat_cat, Длиннопост, История, История (наука), Война, Австро-венгрия, Флот, Боевые корабли, Видео

Например, немецкий линейный крейсер «Зёйдлиц» в Ютланде получил 17 попаданий крупным калибром, а потом ещё и торпеду (234 кг взрывчатки), которая проделал дырень в 15 квадратных метров. Но не смотря на всё это остался на плаву.


Так же можно припомнить американские тяжёлые крейсера во второй мировой войне, вдвое меньшие австрийский дредноутов. И результаты попаданий японских «лонг-ленсов» в эти крейсера. Япы смогли в торпеды, каждая несла полтонны взрывачатки, и причиняла чудовищные повреждения. Однако многие американские корабли пережили попадания этих штук.

«Совместными Усилиями» Cat_cat, Длиннопост, История, История (наука), Война, Австро-венгрия, Флот, Боевые корабли, Видео

«Новый Орлеан», которому торпедой оторвало нос по вторую башню ГК


Так что можно сказать, что мадярам стоило подсмотреть хотя бы систему ПТЗ у немцев. Но это не спасло бы ни монархию, ни повлияло бы на исход первой мировой войны, да и сама судьба кораблей повторила бы судьбу «Тегетхоффа» и «Принца Евгения»…


Источник: Cat_Cat Автор: Борис Плавник

Личный тег автора в ВК — #Плавник@catx2


Оглавление

Лига историков

13.5K поста50.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

5
Автор поста оценил этот комментарий

Интересное видео. Как-то странно, корабль тонет - народ шарится по палубам, часть спасательных плав. средств не задействовано (наверное из-за крена). Никакой организации - прыгают когда хотят и плывут куда хотят. Корабль перевернулся, а народ еще продолжает прыгать. Удивительно, что погибло всего 90 человек.

5
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

А у него, случаем нет брата Марио?

Иллюстрация к комментарию
3
Автор поста оценил этот комментарий
Или американцы, заказавшие «Южную Каролину» в том же 1905

Британский "Дредноут" спущен на воду в феврале 1906. "Южная Каролина" заложена в декабре 1906, то есть строительство началось, когда Дредноут уже плавал.


И еще, стоит упомянуть не менее важное новшество Дредноута, чем "одни большие пушки" - а именно, паровая турбина вместо обычных паровых двигателей, что было не менее важным для обеспечения боевой скорости, позволяющей вести маневренный бой на дистанциях, где большие пушки играют решительную роль, оставаясь вне досягаемости от более мелкого калибра, а так же обходных маневров. У Сатсумы и Каролины паровых турбин не было.

раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий

Катера все таки были меньше 300 тонн, скорее около 30, опечатка

2
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо! Очень интересный пост!