Сон на флоте - бесценное богатство
"Здоровый сон подводника - ещё один удар по Пентагону!", таков был лозунг. Особенно хорошо спится прямо на торпедах:
В принципе, любой, проходивший военную службу, знаком с дефицитом сна. Но если в других местах это явление периодическое, то на корабле в море - это постоянная проблема. Впрочем, круговорот вахт безжалостно вырывает моряков из объятий Морфея и у берега. Это касается и гражданских судов.
Да вот хотя бы меня взять. Второй механик несёт вахту с полуночи до четырёх утра и с полудня до шестнадцати вечера. В море ли, у причала ли, будильнику без разницы. Отнеся ночную вахту, пока помоешься, то да сё - уснуть раньше полпятого вряд ли удастся. А там как повезёт - на двух разных судах моя каюта была у стальных дверей, ведущих на палубу и грюкать ими начинают где-то с восьми.
Представьте тогда старинные времена, когда матросы жили в одном кубрике. Одна вахта пытается спать, другая под вопли и дудки будящих её встаёт и с кашлем и проклятьями выбирается на палубу. Через короткое время с грохотом вваливается сменившаяся, мокрая и намёрзшаяся. Только угомонились - команда: все наверх! Какой-нибудь шквал надвигается. Днём в том же кубрике принимают пищу, общаются, а то и дерутся. Всё это при пытающейся поспать ночной вахте.
А сами кубрики - мокрые вонючие помещения, скрипучее дерево, выматывающая душу качка - ведь кубрик всегда на носу, где она всегда наиболее сильно чувствуется - кишащие кусачие насекомые и шныряющие в полутьме крысы.
Впрочем, на военных кораблях были свои прелести, там спали не в кубриках, а в орудийных палубах без всякой вентиляции при закрытых орудийных портах.
Вот нашёл схемку расположения личного состава над и среди пушек на подвесных койках:
Так выглядели эти койки:
А каково было в них лежать? Вот так, примерно:
И для подвешивания их даже специальный коечный узел имеется с заданными характеристиками - быть исключительно надёжным против саморазвязывания и в то же время быть легко развязываемым в момент уборки коек:)
Кстати, интересен сам вопрос - а когда появились подвесные койки? Я, как всегда, готовя заметку почитал, что нашёл по теме, так вот, в одних местах пишут, что они появились в 17 веке. И ещё перед началом Цусимского боя матросы увязывали свои койки перед боем и выставляли эти тугие свёртки вдоль бортов как дополнительную защиту от пуль и осколков.
В другом месте прочитал, что Колумб перенял устройство гамаков у индейцев и уже на обратном пути испанцы спали в них.
А в третьем приводятся ссылки, что ещё задолго до Колумба, в 14-м веке при перевозке пилигримов в святую землю Палестину использовались подвесные койки, причём одна подвесная койка делилась на двоих. Спали на койке «валетом», как предписывалось в уложении «Statuta Massiliae» .
Со временем размеры судов и кораблей росли, пушечные палубы исчезли и появилась возможность устройства более-менее сносных жилых помещений.
А койки стали выглядеть так.
На старом американском линкоре:
На старом советском крейсере:
Такие же были и на эсминце во время моей первой корабельной практики, помните, в заметке о крысах я рассказывал, только иллюминаторов не было. И спал я на первом этаже, прямо на рундуках, где как видите, никаких пружин нет, а расстилался тощий ватный матрас. Но разве проблема выспаться на таком в 19 лет?
Только дайте спокойно поспать:)
Источник: мой журнал https://zen.yandex.ru/media/amico/jurnal-o-moriakah-i-flote-...
Пришел я делать МРТ пару лет назад. Молоденькая сестричка упаковывает в аппарат и сует в руку тревожную кнопку - мол если Вам будет плохо или еще что сразу нажимайте! Проснулся я от того что меня трясли за плечо:
- Мужчина, мужчина, с Вами все хорошо?
- А? Да! Все хорошо, трудная неделька - задремал.
- Вы задремали в МРТ? Вам не страшно было?
- Страшно было в торпедном аппарате ... по началу ... а потом привыкаешь ...
Спали и на торпедной палубе, просто постелив шинели. Это когда пароход был на заводских испытаниях и на борту помимо почти 90 человек экипажа было еще около 200 рабочих. Большой Камень, 1990 год, ПЛ пр. 971.
А я расскажу вам, как ночная вахта не просыпалась во время подъема дневной. Во времена моей службы последние полгода делили мы один этаж казармы на две роты - наша 8 рота и рота снайперов. И довольно часто будили роты в разное время (ранний подъем для полевых выходов на час раньше обычного). Так вот, когда звучала команда «8 рота, подъем!» подрывалась только 8 рота, а снайпера спокойно себе спали дальше. И наоборот. Неоднократно просыпался от своего подъема и видел, что снайпера уже съебали из казармы. Так что не мешает команда, если она не для тебя подана.
"...как на сигарах атомных торпед
ребята спят, поют, едят варенье..."
кстати, они не фонят?
проблема не в дефиците сна, а в допотопной автоматизации и системах управления. Там где у амеров 50 рыл в пол глаза бдят у нас 100 недосыпают и адмиралы этим ещё и гордятся - бараны тупые. Норвежский пскр заходил к нам - так им вообще три человека управлять могут перманентно