Саврасов: не только "Грачи", но и дороги. Всегда разбитые
Рожь. 1881
Мотив дороги у А.К. Саврасов был одним из самых любимых. Вообще-то многие художники вносили в пейзаж линию дороги, но вот А.К. Саврасов всегда старался сделать их поухабистее, разбитыми и, если можно, ещё и затопленными.
Ну, не то чтобы он отступал от правды, конечно.
Например, красивая картина "Радуга":
Радуга. 1875 г.
Или окрестности села:
Окрестности села Михайловского Псковской губернии. 1880-е
Что уж говорить о просеках? Да кто там ходит. Кто пойдёт - ногу сломит.
Просека в сосновом лесу. 1883
Или о просёлочных дорогах. Не сильно-то они и изменились, пожалуй.
Проселок. 1873
В крайнем случае дорога может быть немного заросшей и не очень заметной.
Дорога в лесу. 1871
Ну, а после дождя и так всё понятно:
После дождя. 1880-е
После зимы можно припорошить снегом, но суть та же:
Распутица. 1894
Весенний день
В России проблема дорог и логистики стояла всегда.
Во времена Российской Империи была в ходу формула, которую шутливо можно изложить так: "Империализм в России - это самодержавная власть плюс железнодорогофикация всей страны". Мол, вот когда свяжем всю Россию-матушку железными дорогами - вот тогда и заживём!
Спасибо за обзор. Захотелось глубже изучить творчество Саврасова.
Дураков не рисовал, до кучи?
Я просто не представляю как еще в сельской местности в конце 19 века рисовать сельскую дорогу.