Разбор убеждения «Я должна быть хорошей для всех»

Разбор убеждения «Я должна быть хорошей для всех» Психология, Убеждения, Длиннопост

Одна из моих задач, как специалиста конкретизировать обобщения, восстановить стёртую из сознания информацию и прояснить искажения.


Я стараюсь не интерпретировать слова клиента, потому что это не имеет никакого отношения к его опыту. Либо делаю это, предлагая проверять ему верность-ошибочность интерпретации.

--------

«Я должна быть хорошей для всех»


Слово «должен» указывает на жесткое правило, которое нельзя нарушать. Если его нарушить, то будет негативное последствие для нарушителя и, что интересно, оно наступит обязательным образом.


В реальности может быть не так (и скорее всего не так), но за счет искажения, обобщения и удаления информации, человек может продолжать руководствоваться этим правилом.


Можно начать работать с тем обрывком фразы, который заявил клиент, но лучше её восстановить до причинно-следственной формы.


Для этого можно задать вопрос: Что будет, если ты не будешь хорошей для всех?


В ответ на него получим недостающий кусочек правила типа: «Если не буду хорошей, то будет Х». Где «Х» негативное последствие, которого клиент хочет избежать.


Другой способ получить эту информацию — задать вопрос «Ты не хочешь быть хорошей для всех»?


Этот вопрос вызовет реакцию, потому что «должен» указывает на жесткое правило, на ограничение. Иначе не было было слово «должен», а было например «могу», «выбираю» или «хочу».


«Для всех».

Все люди — это 7.69 миллиарда человек. Живых. Включая младенцев и стариков. А если взять умерших, то получится ещё больше.


Под «всеми» часто прячется конкретный человек, который по каким-то причинам не представлен в сознании клиента прямо сейчас, а может быть он просто не готов пока сказать об этом.


В любом случае, это универсальное слово требует конкретизации.

Можно зайти с утрирования «Всех-всех? Даже для Барака Обамы» в надежде, что такое утрирование заставит клиента отреагировать и уточнить своё обобщение. Либо напрямую задать вопрос «Всех? Ок, например? Вы называйте конкретных людей, а я буду загибать пальцы».


«Хорошей».

Это оценочное суждение, без указания способа оценки, оценщика и того, что именно оценивается.


Клиент может ориентироваться на свое определение «хорошести», тогда мы можем исследовать критерии оценки:

— Как ты измеряешь «хорошесть»?

— Хорошей в сравнении с кем?


Дальше можно уточнить, что мешает выбрать другие способы и критерии оценки. Дополнительно можно восстановить стёртый кусок информации «должна быть хорошей в чём?».


«БЫТЬ хорошей»

Во фразе есть глаголы «быть», подразумевающий какие-то действия со стороны клиента, но так как «быть хорошей» не создает конкретного образа этих действия, эту конструкцию нужно уточнить:

— Быть хорошей, это значит делать что?


Получив перечень конкретных действий, мы можем дальше разбираться по какому признаку клиент относит их в категорию «хорошие» или «не хорошие», и какие действия еще могут быть в этой категории.


Мне показалось, что фраза звучит как родительское предписание, поэтому я бы задал вопрос на восстановление авторства данного высказывания:

— Кто считает «что ты должна быть хорошей для всех»?


Если клиент ответит «Так считает Х», то следующий вопрос «Хорошо. Х считает так, а к тебе это какое отношение имеет?».


Чужое мнение на счет того, что вы что-то должны, еще не означает, что вы обязаны его тут же выполнять. Это просто мнение. Но, предполагаю, что отсюда мы снова можем выйти на причинно-следственную связку, о которой говорил выше.


Еще один вопрос ко всей фразе целиком: Когда ты должна быть хорошей для всех?


Он заставляет клиента уточнить контекст применения правила, так как, универсальных правил не существует.


Возможно, что клиент ответит словом «всегда». Это слово нам уже знакомо и мы можем её уточнить через утрирование или просьбу предоставить примеры.


Вопрошание помогает точно определить структуру проблемы и дальше использовать другие техники и методы. Хотя, довольно часто, решение появляется без каких-либо дополнительных действий.

-----------

Обсудить любые вопросы, связанные с ограничивающими убеждениями, страхами, ленью и другими психологическими трудностями можно в телеграм-чате: https://t-do.me/psy_chat

Психология | Psychology

19.9K пост59.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.

9
Автор поста оценил этот комментарий

Как говорил один мой знакомый, если ты к кому-то поворачиваешься лицом, то к кому-то другому ты по-любому будешь стоять жопой...

раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий

Я очень давно создала секту пох...ма, многих принимала))) как она появилась? я в детстве была впечатлительным ребенком и все воспринимала буквально и близко сердцу все обидные прозвища. Естественно, делилась с родными и мне моя бабушка сказала - да пусть называют хоть горшком, лишь бы в печь не совали. Спасибо мой бабушке - она для меня показала всю ерундовину слов. Потом уже своим последователям я показывала упражнение - поднимаете руку вверх, а потом резко опускаете со словами - да ну нах

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

Какой хороший (для меня!) подход! ))

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

А можете ли озвучить свой пост и выложить на моем проекте TheOutloud (я писал о нем в своем профиле)? Я собираю авторов, которым интересно вести свои аудио-блоги или просто озвучивать свои статьи))

раскрыть ветку
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Как-то через жизненный опыт пришёл к выводу, что хорошим для всех быть не получится, если воспринимают только как плохого. Вот и решил, что если ненавидят, то пусть хоть будет за что