Про бизнес-цели, технологии и золотые гвозди...

(Буквально на днях, была очень жесткая дискуссия на эту тему. Я не понимаю - как это можно не понимать. Но это конечно мое, личное мнение...)


Сейчас огромное количество бизнес-проектов в сфере высоких технологий, с совершенно непонятными целями. Мотивация реализации - "надо сделать круто", "надо сделать как у них".

Но непонятно кому это надо и зачем.


Ситуацию попробую объяснить метафорами и аллегориями...

Извиняюсь если такое изложение мысли вам не по душе.


Мне нужно доставить на дачу двери.

Что я хочу? Что бы они доехали до дачи, их не поцарапали, мне это приемлемо стоило.

Те руководствуясь этими потребностями я буду выбирать транспортную компанию.


Транспортной компании нужно продать услуги по доставке грузов.

Чего она хочет? Получить прибыль. Те что бы стоимость затрат на транспорт, работу, обслуживание - окупилась за счет поступления денег от клиентов. А в идеале - еще обеспечить рост бизнесу.

Те руководствуясь этими потребностями, она будет выбирать какие машины покупать и сколько, каких работников нанимать и сколько, обеспечивать обслуживание и инфраструктуру всему этому.


Производителю грузовиков нужно продать свои грузовики.

Чего он хочет? Получить прибыль. Те что бы стоимость затрат на производство и гарантийное обслуживание окупалось за счет продажи машин, запчастей и услуг по их обслуживанию.

Те руководствуясь этими потребностями, он будет выбирать какие машины делать, из каких запчастей, какую инфраструктуру обеспечивать для производств, центров продаж, и обслуживания.


И так далее - производитель запчастей, производитель компонентов запчастей, производитель материалов.

Все вроде бы просто и понятно?... :)


Но вся эта простота летит к чертям когда мы смотрим в то как сейчас реализуют технологии и информационные решения.


Например возьмем уже знакомое всем "до тошноты" понятие - импортозамещение.

Те была возможность, просто "вызвать проверенную транспортную компанию" и отправить двери за копейки.

Но нет - теперь транспортная компания должна быть "наша", машины "наши", запчасти "наши" - и почему-то всем пофиг какой ценой, лишь бы "наши".


Мне некоторые Российские эксперты в области информационных технологий, на полном серьезе говорят - "мы сделаем лучше чем у гугл". На мой вопрос "когда?" со скептической улыбкой - они отвечают - "когда нибудь".

Те вы сейчас, готовы просто жечь деньги, ради вашего мифического "когда нибудь?".

Ведь "как у гугл" - это не цель. Мне просто двери доставить надо - а как у гугл оно или как у амазон - мне все-равно. Тем более всерьез рассчитывать на то что вы сделаете лучше, чем компания которая много лет потратила на бизнес-стратегию и ее реализацию, на разработку процессов и технологий, и имеет план на следующие 5-10 лет - глупо.

Глупо потому что у них все это "уже есть", а вы хотите "сделать как у них" - те изначально цель рвать землю, что бы быть хотя-бы наравне или недалеко позади.

Так в чем будет преимущество вашего, в сравнении с гугл? Да ни в чем, и вообще этого никогда не будет при таком подходе. Конечному потребителю просто двери возить надо - и гугл лучше для этого и надежнее. А вашим он станет пользоваться, только если вы ему запретите пользоваться продуктами гугл.


Но тут самый важный вопрос - а есть ли развитие, да и вообще мотивация развития в условиях отсутствия конкуренции и присутствия запретов?

Те одни будут жечь деньги что бы догонять гугл, вторые будут получать некачественную доставку дверей за свои деньги (потому что гугл нельзя вызвать), третьи будут придумывать новые планы - "кого бы еще по-догонять" в ближайшие 10 лет. Ну им же пофиг что дальше - пока "по догоняем" - а потом пенсия, почетная старость...

И в итоге будут машины хреновые и дорогие, двери с золотыми гвоздями (которые мне на даче нахрен не нужны - но мне говорят что это "круто" и "почти как у гугл"), плохой сервис - и все эти страдания ради того что "потом (возможно) будет как у гугл".


А кто будет зарабатывать в таких условиях? Что можно будет продавать?

Ведь если все ограничить внутри, и ничего не предлагать во вне - деньги когда нибудь закончатся. Точнее они перекочуют из карманов конечных потребителей в карманы тех кто "строил планы", но те потом их заберут на пенсию на Мальдивы. А конечный потребитель не получит ничего в замен - ни нормальной доставки дверей даже в перспективе, ни возможности окупить свои затраты на ненормальную, да и двери поцарапают - что тоже неприятно.


И подобное сейчас не только там где "импортозамещают".

Стратегия превращается в лозунги. Те вместо того что бы изучать перспективы, планировать и строго по плану реализовывать и обеспечивать прозрачность контроля - все заменяют лозунгами "мы сделаем лучше", "мы повысим", "мы обгоним"... Но при этом в условиях отсутствия четкого управления и прозрачности - совсем непонятно "какой ценой?", и будет ли это вообще, и надо ли это кому нибудь...


Может лучше не делать "как у гугл", а развивать те направления которые в перспективе будут "лучше чем у гугл"?
И не просто развивать, а создавать задел на будущее.


Ведь конечная цель не просто "дверь с золотыми гвоздями" или "реактивный грузовик" сделать.
Конечная цель что бы мне на дачу завезли двери (тк они мне просто там нужны), транспортники заработали, машиностроители заработали, производители запчастей заработали...

И при этом я был бы с дверями, водители и рабочие и я тоже с зарплатой - и все мы уверенно смотрели в наше общее светлое будущее...


Извиняюсь за много букв. Просто этот "гербалайф" и "ммм" я уже видел в 90е, и вот опять...

Очень много мог бы "на примерах" рассказать - но мысль и так понятна, и писать тут книги "не комильфо"...

3
Автор поста оценил этот комментарий

Точка зрения потребителя. Если  всем будут возить импортные двери на импортных машинах таджики, то  тупо не будет денег на их покупку. Потому что все они уйдут за рубеж.

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

@Muritiku

Google, Amazon и прочие создавались в пустых рыночных нишах и могли добиться результатов своими силами. Сейчас время проёбано и единственный способ хоть как-то подвинуть монополистов это развиваться за счёт субсидий государства.

Это хорошо видно по развитию национальной платёжной системы Мир, по производителю отечественных чипов заводу "Микрон" и прочих.

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

Безопасно воровать и грабить. Вот о какой безопасности речь.

Позавчера на Хабре как раз была статья про российские инновации. Прочитайте, если не лень.
https://habr.com/ru/post/451898/

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

Рассуждения на уровне детского сада. Вроде же понятно,что импортозамещение - это БЕЗОПАСНОСТЬ страны.А когда идет речь о безопасности(а то и самом существовании страны),то затраты и неудобства граждан отходят на второй план.

Возмущаться,что российское ПО не совершенно - это все равно как требовать,что бы российские атомные подводные лодки заменили на американские..

раскрыть ветку