Почему дети не читают классику - ответ.

Добрый день, коллеги, друзья, товарищи. Прочел пост от @k.vybornova,

https://pikabu.ru/story/pochemu_deti_ne_chitayut_klassiku_66... и решил вставить свои пять копеек на тему данного вопроса. Сразу хочу предупредить - данное мнение субъективно и едва ли будет интересно тем, кто не любит читать.

Начну с того, что расскажу немного о своих пристрастиях в литературе. Читать я начал в 6 лет и первая книга была "Путешествие Нильса с дикими гусями", затем последовали такие произведения, как "Волшебник изумрудного города", "Незнайка на Луне", "Приключения Тома Сойера" и прочее детское, на первый взгляд, чтиво. В возрасте 10 лет я познакомился с Гарри Гаррисоном, вслед за ним - Хайнлайн, Желязны, Брэдбери, Беляев, Верн. У Верна, наткнувшись на "Пятнадцатилетнего капитана", заинтересовался приключенческим романом, путешествиями и географией в целом, поэтому пошли такие авторы, как Сабатини, Шклярский, Лондон. После Лондона и Шклярского, столкнувшись в их романах с чудным миром Дикого Запада, страстно заинтересовался индейской культурой, особенно кочевыми индейцами Северной Америки, поэтому собрал на тот момент практически всю доступную литературу по ним. Как художественную, так и историческую. Позже столкнулся с миром фэнтези. Дошло до того, что родители забирали у меня книгу и прятали. Я ее находил и читал, вместо того, чтобы делать уроки, до их прихода, потом прятал обратно. В девятом классе я начал прогуливать школу, чтобы почитать дома книги. Схема была крайне простая - я посещал в начале четверти все занятия, везде тянул руку и получал пятерки и четверки. Недели через две, когда по каждому предмету у меня было достаточно оценок для того, чтобы не получить неаттестацию, я переставал посещать занятия, сидел в читальном зале библиотеки и читал книгу, ходил на обед после четвертого урока и время от времени на другие занятия. После школы читал во время езды в технарь в транспорте и на парах. По которым была возможность получить зачет или экзамен экстерном - сдавал, чтоб почитать лишние пару часов в день. В общем прочел я много - от Апулея и Плутарха до Донцовой, от Мацуо Басе и Старшей Эдды с Беовульфом до Лехи Никонова. От трудов по педагогики Антона Семеныча Макаренко до четырехтомника по основам электротехники под редакцией Демирчяна. От Геродотовой Истории до описаний путешествий Тура Хейердала. От Дао-дэ-Дзин до Кастанеды и Транссерфинга реальности. От объявлений в газетах и на остановках до шампуня и освежителя воздуха. Не знаю, сколько я прочел, но больше, чем первую, вторую и синюю.

Теперь, прочтя вышеописанное, читатель едва ли усомнится в моей компетенции относительно предмета рассуждений. Итак, приступим.

1. Словарный запас - не согласен. Человек может знать много умных слов, иностранных языков и иметь развитый интеллект, но при этом не любить читать. Мой одноклассник не любил читать, за то очень любил математику и физику - выигрывал все олимпиады, был зачислен в престижный лицей, а после ВУЗ без экзаменов, закончил с отличием, теперь живет в Пиндастане, работает программистом и в ус не дует. Читать не любит до сих пор. Любовь к чтению на родительском примере - да, полностью согласен, но как ее привить я пока на практике не проверял, поскольку детей у меня нет.

2-3. Несоответствие проблем книг возрасту школьника и Сплошь незнакомые реалии и понятия. По разным мнениям существует всего несколько возможны вариантов развития сюжетной линии. От 4 до 36 в зависимости от того, на мнение какого драматурга опираться. Описываемые проблемы идентичны на протяжении тысячелетий и школьник, начиная с подросткового возраста, так или иначе с ними сталкивается. Другое дело - манера написания. Мир ускоряется и нам скучно читать о том, что и как было. Возьмите Ремарка - квасят, страдают, воюют, оканчивают жизнь суицидом, иногда работают, но там тоже квасят. Бальзак - страдают, квасят, плохая погода. Гессе - квасят, страдают, играют в азартные игры, иногда торчат, обманывают друг друга, иногда убивают, также оканчивают жизнь суицидом. Разве об этом интересно читать? Крайне мало действия, к которому мы так привыкли - все больше скучные описания и размышления. Вспомнились Хэмингуэй с Маркесом.

На мой взгляд проблема заключается в следующих факторах:

1. Учебная программа составляется крайне странными людьми, которые, такое ощущение, никогда не были подростками. Чтобы заинтересовать человека, ему надо дать то, что ему интересно. Почему в школьной программе нет Гаррисона и Булычева, за то есть скучный подростку Тургенев? Нет "Педагогической поэмы" за то есть "Белые ночи" Достоевского? (Я люблю Достоевского, особенно "Бесы" и нахожу его Мастером Слова, но мы же сперва учим таблицу умножения, а уже потом логарифмы). Ведь перечисленные выше примеры также являются классикой. Нужно идти от меньшего к большему - это раз. Ребенка надо заинтересовать - это два. Чтоб заинтересовать ребенка, надо любить самому то, что ты делаешь и подать должным образом. Обратите внимание на уровень образования наших учителей - у меня есть 2 знакомых учительницы младших классов и обе пишут с ошибками. Не скажу, что безграмотные, но нет-нет, да и проскочит что-либо. Работу они свою не любят - бюрократия, скотское отношение со стороны администрации, нищенские зарплаты и не коллектив, а серпентарий. Задания в школе - читаешь отсюда досюда, потом пересказываешь. Изредка сочинения, но там тоже так себе. Я прочел только четвертый том "Войны и Мира" в кратком изложении и написал сочинение - получил пятерку. Прошло уже 17 лет - до сих пор не могу понять, как это произошло.

2. Манера подачи информации. Сейчас есть учебные материалы практически по всем дисциплинам в электронном виде, изложенные посредством видеоряда - это гораздо быстрее и нагляднее, нежели чтение пыльного учебника, где нет движущихся схем, диаграмм и гораздо более скучное описание, чем сжатое в видеоролике. Опять же если нам надо получить какую-либо информацию, то мы идем в интернет - все быстрее и проще, нет необходимости в посещении библиотеки. Зачем читать книгу, если можно посмотреть экранизацию? Человеку, который не был увлечен повествованием автора, не объяснишь, что впихнуть 700 страниц печатного текста в полуторачасовой фильм невозможно. Особенно если режиссер привык снимать, извините, какое-то говно.

3. Обратите внимание, что сейчас стоит на книжных полках. Я не беру классику или именитых современников типа Джоан Роулинг. Безусловно, есть прекрасные авторы, даже среди наших соотечественников я могу назвать троих авторов в стиле фэнтези, за творчеством которых я слежу и читаю каждую новую книгу. Так вот то, что сейчас там стоит - графомания чистой воды. Не имею ни малейшего представления о том ,как это печатают, кто это читает и что за больные люди, с завышенным честолюбием, это пишут. Склонен предположить, что и раньше имели место такого рода произведения, только они не дошли до нас, а то, что дошло, считается классикой. Так вот то, что нынче стоит на полках, начисто отбивает желание не то, что купить книгу, а даже скачать и прочесть.

4. Вытекает из третьего пункта. Писательство - это тяжелый труд. Например Джек Лондон ежедневно садился и писал определенный объем, если не ошибаюсь, то то ли тысячу, то ли две тысячи слов. Это уже будучи известным автором. Учитывая то, что он состоял в Социалистической партии, готовил выступления и статьи соответствующего характера, ездил и выступал с лекциями, имел ранчо и при этом надирался, как скот, каждый день. От того и помер, но это не умаляет его достоинств, как писателя. Редактура - Кинг, кажется, говаривал о том, что необходимо иметь два черновика и в чистовике оставлять то ли 70%, то ли 80% от первоначального объема (последнее я где-то здесь вычитал). Мало кто из современных авторов так поступает, хотя многие в юности начинают писать, но практически никто не обладает таким маниакальным упорством, вследствие чего забрасывают. Плюс писательством нынче трудно прокормиться, если у тебя нет мирового имени и ряда премий или грантов, а совмещать с основной работой, опять же, сложно.

П.С. Литература не умирает, нет. Однако она явно претерпевает некоторого рода преобразования: также переходит из печати в цифру, позволяет себе некую фривольность и иногда даже распущенность, появляются новые популярные жанры. Ну а то, заинтересуем ли мы следующее поколение, пристрастим ли к печатному слову, зависит только от нас.

У меня все, пожалуй.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
38
Автор поста оценил этот комментарий

+1 Школьная программа отбивает желание читать. Какой мудак вообще придумал запихивать Анну Каренину или Войну  и Мир в школьную программу (не знаю, как сейчас в мое время они там были, а еще мы читали и разбирали "Мы" Замятина - но, кажется, это сверх программы было).

То есть автор этой программы всерьез считает, что школьник, который в пубертате (а некоторые еще и не достигли) - будет понимать, сопереживать и анализировать поведение Карениной?

Я уж не говорю про темп изложения. 

раскрыть ветку (14)
12
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо школе.Отбила все желание читать нашу классику.Кто-то скажет,что обвинение надуманное,но нет - я не мог читать все это не понимая,что за душевные муки у главных героев, к чему эта война и почему так мало экшена.Последний пункт является ключевым и из-за него многие произведения дальше 50 страниц не уходили.Одна Война и мир чего стоит - редкостная тягомотина.В школьные годы меня увлекали детские детективы и фантастика,а не вот это вот все.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Бред.Как будучи 15-16 летним школьником Вы можете анализировать "характер персонажей, образы, мотивацию."?
Начнем с того, что характер анализировать занятие пустое.Хотя в школьные годы этого не понять, в свои 31 понимаю, что люди практически не меняются и анализировать характер - последнее дело.Мы такие, какие мы есть и лишь редкие люди меняются. Человек упрямый и что Вы тут хотите анализировать? Почему? А тут, батенька, извольте обратиться в область психологии и психоанализа, но не как школьникам такое доверять.
Анализ образов - да, оно того стоит, но не в этом возрасте.Отделять зерна от плевел в таком возрасте на таком глубок уровне просто бессмысленно - школьник легко поймет парадигму "хороший-плохой", но не душевные муки Раскольникова что лучше: "жить и делать мерзости" или "умирать честным человеком".Мои мысли на тот момент были "зачем он вообще задумывается о таких мелочах, как умирать честным человеком? Убил и убил, главное - чтобы не нашли.".

Мотивация - где-то она может быть очевидна, а где-то не совсем.Опять же вернемся к Раскольникову - как грамотно донести до школьника, что такое тщеславие и почему это плохо, если произведение отчасти указывает на то, что старуха-процентщица плохая, раз наживается на других, но при этом, убийство раскольниковым это же старухи осуждается?

Я слабо помню, о чем тот же Евгений Онегин, чем занимался Евгений Базаров, Чичиков, да тот же Раскольников, но я прекрасно помню, что Джимми ДиГриз давал стране угля, как и Незнайка. Что подростки в школьных детективах распутывали весьма запутанные дела и затягивали в книгу просто с головой.

У меня о школьном курсе литературы лишь негативные воспоминания.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Получить аналитиков в задачи школы не входит, ящетаю, но приучить анализировать полученную информацию и делать выводы должна


Чем в теории и занимается.

В идеале у ученика должно быть свое мнение и аргументы на это.

Тут придет аргумент:

"Ни фига подобного, учат тупо транслировать чужую точку зрения, то, как принято и что устроит учителя"

Но на то идеал.

А люди это люди.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

А что мешает проводить анализ на более легких произведениях, которые "хочется" читать?

5
Автор поста оценил этот комментарий

Карениной в обычной школьной программе нет. Первый раз решилась прочитать это произведение буквально пару месяцев назад. Не думала, что мне понравится Толстой, т.к. больше люблю фэнтези/фантастику/приключения/детективы, но очень удивилась тому, насколько затянула именно эта книга.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

В школе преступление и наказание мне не зашло. Потом читал - ваще норм.

Единственное - начало тягучее.

И эта депрессуха потом.

В общем талант Федор Михайлович.

1
Автор поста оценил этот комментарий

вот именно, многие не попробовав говорят "это не интересно"

Автор поста оценил этот комментарий

Войну и мир я тоже читал в кратком изложении.

Второй том только пролистал.

Остальное типа образ дуба болконского брал из критики. Благо библиотекой пользоваться умел.


Но по сути почему классика?

1. Язык.

2. Прописанные образы.

По идее школьная программа литературы учит анализировать произведение с точки зрения характеров персонажей, образов, мотивации.

И классика на то и классика, что типажи актуальны. Гоголь в этом плане преуспел с "мертвыми душами".

Учиться анализировать поведение людей -вещь полезная.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
Но по сути почему классика?
1. Язык.
2. Прописанные образы.

Задумка неплоха, но! Ох уж это "но", вечно все портит...

1. Язык претерпел существенные изменения со времени создания шедевров.

2. Образы да, прописаны, узнаваемы... Только общество за полтора столетия изменилось. Изменились ценности, границы дозволенного, радиус личного пространства, понятия о чести и т.п. То есть мотивы поступков главных героев - не актуальны уже. Совсем.

Ну, или Вы прям уверены, что современная Анна Каренина прям бросится под поезд (или изберет иной способ суицида)? Серьезно? Не заведет себе еще пару любовников, не разведется, не пойдет на шоу к Малахову, а прям умрет, потому что честь ее и мужа осквернена?

Или все жа классика оторвана от современных реалий - и мало того, что душевные терзания школьникам не понять, так еще и поступок представляется им алогичным?

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

1. Литературный не очень поменялся.

Вообще не о том, что написано в диалогах а о самом тексте.

2. Общество меняется, но сами характеры нет. Манилов до сих пор актуален, например.

Но изменение интерпретации тоже полезно.

Вот в "Морозко" главная героиня же по сути дура.

"В лес надо, пойду. Дяденька, я дура, но добрая"

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Вы давно литературным языком изъяснялись? А школьники? Насколько им этот язык родной?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Сейчас вам пишу.


Или надо писать так:

Чё вылупился, базарить не с кем?

1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну я будучи мелким пиздюком прочел воскресение льва толстого, и меня неплохо от него так вставило, помню что и пукан горел, и ощущения были будто хатико на максималках просмотрел. А воскресение кстати нифига не десткая книга)

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку