"Пантера" – лучший танк Второй мировой войны?
Один из самых знаменитых танков Второй Мировой, сравнимый лишь с легендарными Т-34 и "Тигром", Pz.V Panther проектировался не просто как "тевтонский ответ" нашей Т-34, а как Wunderwaffe, способное переломить ход войны. Однако чуда опять не получилось. Несмотря на мощную лобовую броню, рациональные углы наклона бронелистов (низкий поклон Т-34!) и великолепную пушку, способную поражать любые танки противника на дистанции до полутора километров, первый опыт боевого применения "Пантер" вышел комом - на Курской дуге они понесли тяжелейшие потери, оказавшись уязвимы в боковой проекции не только для 76-мм противотанковых орудий, но даже для "сорокопяток". Ситуация лишь ухудшилась в 1944 году, когда на вооружение Красной Армии начали поступать новые Т-34-85 и еще более мощные системы ПТО, а качество германской брони резко упало из-за дефицита легирующих присадок. Если же принять в расчет исключительную техническую сложность и дороговизну "Пантеры", все ее достоинства кажутся и вовсе сомнительными. Тем не менее многие западные историки продолжают величать Pz.V "лучшим танком Второй Мировой". На чем основан этот миф? Почему, в отличие от Союзников, считавших "Пантеру" страшным противником, наши танкисты ее не то чтобы вовсе не заметили, но ставили куда ниже грозного "Тигра"? Была она "чудо-оружием" - или неудачной, несбалансированной и просто лишней машиной, подорвавшей боевую мощь Панцерваффе?
Причина таких разногласий довольно проста: танк, хотя и обладал высокой боевой эффективностью, но страдал от многочисленных "детских" болезней, с которыми конструкторы так и не смогли справиться до конца войны.
Бронирование
PzKpfw V "Пантера" обладал превосходной лобовой броней, против которой было бессильно большинство противотанковых орудий СССР и союзников. Толщина верхней лобовой детали корпуса, размещенной под наклоном в 57 градусов, составляла порядка 80 мм. Она не пробивалась огнем самых массовых 45-мм пушек с любой дистанции, а также танковыми пушками 76-мм Ф-34 и 85-мм Д-5T (поражение верхней лобовой детали "Пантеры" стало возможным только после появления в феврале 1944 года снаряда БР-365 П с сердечником из карбида вольфрама), а также 57–мм орудием "Черчилля".
При столкновении лоб в лоб с PzKpfw V "Пантера" у "Т-34" было мало шансов выжить, поэтому советские танкисты применяли самоубийственную тактику: на большой скорости сближались с немецким танком и били его в борт.
Впрочем, проблем у союзников было не меньше: 75-мм орудия танков "Шерман" и 57-мм "Кромвель" также были бессильны против немецкой "кошки". И здесь союзников выручала только авиация.
Нижний лобовой лист – 60 мм – уверенно поражался всеми перечисленными орудиями, но в него нужно было еще и попасть. С тонкой бортовой броней корпуса PzKpfw V – всего 40-мм – у большинства пушек антигитлеровской коалиции проблем не возникало. Более того, в борт "Пантеру" можно было поразить из 14,5-мм противотанкового ружья ПТРС.
В отчете с полигона Кубинка было отмечено, что бронебойная пуля, выпущенная из противотанкового ружья, по нормали пробивает вертикальный бортовой лист танка "Пантера" с дистанции 75 м, обеспечивая 100% сквозных пробоин.
Поэтому справляться с немецкой "кошкой" могли даже легкие советские танки. Например, в июле 1943 года экипаж танка "Т-70" под командованием лейтенанта Б.В. Павловича доложил об уничтожении немецкого танка "Пантера" за № 824. В акте осмотра было сделано две записи о том, что в броне немецкого танка есть две пробоины от 45-мм снарядов.
Еще хуже ситуация стала после того, как Германия утратила Никопольское месторождение марганца. Броня гитлеровских танков стала хрупкой и проламывалась от попадания снарядов крупных калибров.
Вооружение
PzKpfw V получил отличное орудие калибра 75-мм KwK 42, которое до середины 1944 года поражало броню любых танков СССР и союзников на всех реальных дистанциях боя. Только появившиеся под конец войны "ИС-2" со спрямленной вертикальной лобовой плитой могли держать снаряды немецкой "кошки". У союзников более-менее приемлемой защитой от снарядов пушки KwK 42 обладали танки M26 "Першинг" и немногочисленные M4A3E2 "Шерман Джамбо".
Советские танкисты, воевавшие на трофейных "Пантерах", отмечали феноменальную точность 75-мм пушки и превосходное качество оптики: "...за 100 метров - в носовой платок", – говорили про нее наводчики.
Еще большее преимущество получили немцы, когда часть PzKpfw V была оснащена приборами ночного видения. Это было первое в мире применение такого оборудования на танках. Правда, устанавливаемые на командирской башенке инфракрасные прожекторы позволяли видеть всего на 200 м и только командиру, который потом говорил механику куда ехать. Для стрельбы применялись более мощные прожекторы, монтируемые на бронетранспортере SdKfz 250/20, обеспечивающие работу прибора ночного видения на дистанции 700 метров.
Однако преимущества орудия скрадывал механизм поворота башни, который работал только если был заведен основной двигатель. Так, при 2500 об/минуту полный оборот башни совершался за 17-18 секунд, а если число оборотов было меньше 1000, то данная операция занимала 92-93 секунды!
Вращать башню вручную было еще сложнее – один оборот маховика поворачивал башню на 0,36 градуса: получается, для полного оборота нужно было 1000 раз повернуть маховик. Кроме того, при крене танка в 5 градусов повернуть 7,5- тонную башню было невозможно.
В то время как у соперника "Пантеры" "Т-34-85" башня вращалась электромотором, который не зависел от работы двигателя танка и позволял совершать полный оборот башни за 18 секунд.
Надежность
Из-за того, что все дизельное топливо шло флоту, на "Пантеру" было решено установить бензиновый двигатель Maybach HL 230, чья заявленная мощность – 700 л.с. достигалась далеко не всегда. Да и вообще для 45-тонного танка ее откровенно не хватало, поэтому "Пантера" даже не бегала, а, можно сказать, ползала по пересеченной местности.
"Радости" экипажу добавляла проблема с карбюраторами, из-за которой происходили периодические возгорания. Решить ее так и не удалось, поэтому была инициирована разработка нового двигателя Maybach HL 234 с инжекторной системой подачи топлива, впрочем, до конца войны немцы так и не успели ее завершить.
Кстати, на "Пантерах" в моторном отсеке стояла автоматическая система пожаротушения, но машину это все равно не спасало: при попадании снаряда в МТО танк практически всегда загорался.
Невысокой надежностью обладала и трансмиссия, которая страдала от поломки зубьев шестерён при переключении передач. Дело в том, что на их изготовление шел металл самого невысокого качества – дефицит ресурсов заставлял немцев экономить на всем.
Красноречивее всего о надежности танка говорят выдержки из французского доклада 1947 года, сделанного на основе испытания PzKpfw V. В частности отмечалось, что ресурс двигателя в среднем составляет 1000 км, а главная передача выходит из строя уже после 150 км.
Кстати, сами немцы, чтобы увеличить межремонтный пробег, предпочитали перевозить "Пантеры" на железнодорожных платформах даже на небольшие расстояния – порядка 25 км.
Подвеска PzKpfw V хотя и имела плавный ход, но была крайне трудоемка в эксплуатации. Замена "тарелочек" – опорных катков, установленных в шахматном порядке, была настоящим наказанием, а если выходили из строя внутренние "катки", она занимала порядка десяти часов.
В СССР выявилась еще одна интересная особенность танка – снег и мокрая грязь набивались между катками и поутру замерзали, полностью обездвиживая боевую машину.
В бою
Тем не менее, несмотря на все недостатки, "Пантера" был грозным противником. Так, союзники за одну подбитую "кошку", как правило, платили пятью "шерманами". Например, в одном бою немецкий танковый ас Эрнст Баркман выдержал бой с девятью М4 "Шерман", в итоге все девять были уничтожены. Другой танкист Франц Фаумер только за один бой в Нормандии уничтожил девять и захватил четыре исправных М4 "Шерман".
С "Пантерами" и другими "кошками" панцерваффе союзники предпочитали бороться исключительно при помощи авиации. Cогласно информации из открытых источников, существовала специальная инструкция, запрещающая вести бой с "Пантерами" на ближней дистанции.
В этом отношении примечателен бой, произошедший 17 января 1945 года в Херлисхайме, в котором участвовали PzKpfw V 10-й танковой дивизии СС "Фрундсберг". Американской артиллерией было уничтожено несколько "Пантер", поэтому на улицы города ворвались всего две стальные "кошки". Ведя огонь практически в упор, они подбили несколько М4 "Шерман", после чего над оставшимися 12 машинами поднялись белые флаги.
В целом PzKpfw V "Пантера" можно считать одним из самых удачных немецких танков, если бы не многочисленные конструктивные недоработки. "Пантера" был грозным противником, но при этом горел, как и любой другой танк, а ломался несравненно чаще.
источники:
журнал "Оружие" Д.Алдохин
монография Тяжёлый танк «Пантера» М.Барятинский
Вообще смысл всё это разжёвывать, после того как наш любимый ирландец уже все основные танки второй мировой снаружи и изнутри облазил и всё по полочкам разложил?
самый распространенный миф о подвеске с шахматным расположение катков ни имеющий ни одного документального подтверждения.
которая была дороже всего на 25% чем панзер4 и превосходила которого в несколько раз, время производство одной пантеры было меньше недели в то время как панзер 4 собирался за 4 дня.
Pz IV (Sd. Kfz. 161) - 103.500 RM
«Пантера» - 130.000 RM (Барятинский писал что 117.000 RM стоила пустая коробка Пантеры)
Например?
Пожароопасность, была исправлена начиная с 50 машины, устранены течи топлива и просверлены отверстия в днище для слива если все же снова протечет, раньше была теч и для возможности подводного вождения корпус был герметичен, от чего отказались.
Только в нижнюю вертикальную часть борта не прикрытую бортовыми экранами устанавливающимися на все машины версии А(начиная примерно с сотой), не прикрытия части защищены катками в 2 ряда, попадание по которым не выводило машину из строя
Зависило от модификации и даже завода изготовителя, были как быстрее так и сильно медленнее
всегда на версиях до А, все остальные искусственно замедленны до 2500оборот и 650 л.с
Не правда двигатели и коробка передач пантер отличались хорошей надежностью, это не перегруженый тигр.
как и любой другой танк независимо от типа топлива, при пробитии брони даже болванкой температура болванки и осколков до 1500 градусов, салярка будет гореть не хуже.
Есть прекрасное видео шведов, сравнение подвижности пантеры, т-34 и шермана, пантера самая быстрая и проходимая машина из троици, гуглится элементарно на ютубе.
Снова путаем с тигром, причем не с первым а вторым, полуавтоматическая коробка тигра 1 обладала хорошей надежностью
Что больше чем у т-34 в 10 раз. у т-34 заявленный рессурс 100 часов
Говорят, что побеждает не лучшее оружие, а лучшие солдаты.