Наблюдения об образовании в МГТУ

Привет Пикабушникам и Пикабушницам!

Пишу первый раз и, наверное, единственный, потому как проблема, волнующая меня всего одна. Я ей отдаюсь с душой и времени на разбор других просто не остается.


Я аспирант великой и ужасной прекрасной Бауманки. Аспирант второго года, т.е. нахожусь там уже почти 9 лет (шаг-учеба-аспирантура) и вижу, как меняется что-то глобальное, хотя возможно, я просто начинаю больше во всём участвовать и глаза «разуваются».


Кажется, что когда учились мы то ориентиры были другие. Мы, конечно, пытались часто «просто_сдать_этот_чертов_предмет» и т.п. но ощущение важности научной работы, интереса к чему-то новому не проходило никогда. В прошлом же году я сначала была шокирована историей группы на одном из факультетов, заявившей, что она не будет сдавать предмет, так как всю группу не смогут исключить. Какая слаженность! Какая поддержка! А в этом году, принимая лабораторные у всех студентов (так как преподаватель этого предмета не просто не хочет заниматься тем, за что ему платят, а нам – нет, но и физически не сможет этого сделать, так как в этом просто не сможет разобраться, но об этом позже…) наблюдала очень схожую картину, но с еще более ужасного ракурса. Некоторые группы студентов просто отказывались высылать отчеты по предмету и приходить защищаться, а иногда случались дни, когда мы – аспиранты – назначали им встречи (пытаясь совместить другие ЧУЖИЕ административные обязанности, на которые мы вдруг оказались подвязаны, консультации студентов, свою диссертацию, на которую уходит ничтожно мало времени, хоть какую-то подработку и естественно учитывая свободное от учёбы время студентов) а студенты просто не приходили потому что вот так… И когда перед зачётом такие экземпляры просто появились и попросили сидеть в универе 24/7 чтобы войти в их положение и принять лабораторные, в которых они кстати не хотели разбираться, а лучше просто сразу поставить зачёт – мы пошли к преподавателю с просьбой не ставить зачет. Хоть как-то подействовать на них. Хоть немного указать на необходимость образования. Но к сожалению, преподаватель не хотел портить статистику. Завкаф тоже не мог решить этот вопрос. Все студенты должны учиться, никого выгонять нельзя, иначе снизятся какие-то показатели, а мы потеряем престиж. Неужели никто не понимает, что образование скатывается все ниже и ниже, что это приведёт только в огромный тупик тупых «инженеров»? И изменить это не представляется возможным. Что делать с этим – я пока не знаю, это и занимает мои мысли – как исправить эту систему. И пока решения нет – решили мы «начать с себя»…


Я каждый день прихожу в бауманку с радостью. Это интересно. Интересно работать над новыми проектами, пытаться создать что-то новое в диссертации и не только, рассказать, что знаешь сам студентам и самое главное – дать им умение и желание самим разбираться во всём! Искать какие-то приборы на строительной помойке, разбирать и собирать из них что-то нужное, подтягивать самого себя по забытым знаниям и работать с другими исследователями по новым темам – вот то, что в этой работе (хоть и добровольной, и неоплачиваемой) прекрасно.


Я всё время провожу в одной маленькой испытательной лаборатории, нефинансируемой и даже неофициальной. Почему неофициальной? Потому что в случае, если испытания будут проводиться нормально – бауманка может забирать себе до 60% денег. А руководитель (читай подписавшийся и неучаствующий в процессе) еще половину. Проводить эксперименты, предлагать методики, проводить обзоры и разбираться в статистике конечно интересно, но в итоге заработок получается почти отрицательный.


НО есть маленькая мечта, что всё будет хорошо и лаборатория будет финансируемая и заполненная квалифицированными кадрами! И вот с прошлого года мы начали вкладываться в организацию работы в ней. Пока что на факультете мы единственные приглашаем студентов на научную работу и вкладываемся в них на 500% и предлагаем реальные проекты, которые можно разработать и понимать, что ты настоящий инженер, а взамен требуем от них полной отдачи. Конечно это требует большого времени, дней вечеров и ночей обсуждений и улучшений, чтобы найти хороший вариант, но это того стоит. Вот так по нашему мнению и должно проходить развитие инженеров в одном из лучших вузов. И завкаф отмечает, что в нашем маленьком мирке и правда вырастают неплохие специалисты! А кто знает… может мы и сможем что-то изменить?...


В чем мораль и какова цель рассказа? Наверное, студентов - побудить к действию – от каждого зависит престиж, развитие и результат. Работайте хорошо в любом вузе и компании и это будет влиять на весь вуз, на всю страну. А остальным- просто рассказать какой существует мыльный пузырь, прикрытый огромной вывеской о прекрасном вузе. И что за этим реально может что-то встать, просто нужно постараться.


Комменты для минусов будут, так как даже если это кому-то понравится – пишу не для плюсов. Очень надеюсь, что такой вот монолог кого-нибудь вдохновит)

4
Автор поста оценил этот комментарий

минус 2

4
Автор поста оценил этот комментарий

минус 1

Автор поста оценил этот комментарий

Желаю вам не разочароваться.

Меня хватило на 4 года (3 аспирантуры и год после). Ну и ещё примерно полгода в вялотекущем режиме.

Да это было интересно, это был вызов. Но это практически не приносило денег. Компенсировало затраты на проезд и питание...

Работать в режиме утром на работу, потом часов в 15 в универ, там часов до 22+, домой...

К четвергу недосып накапливался такой, что весело было просыпаться от того, что паяльником мимо схемы по пальцу попал...

Потом прикинул для себя готов ли я в таком режиме ещё лет 5 пока на защиту не выйдешь...

Выбор сделал в пользу работы, приносящей деньги, будущей жены... В принципе не жалею.

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

Про "всех не отчислят"...

Что за нах? В середине 90-х помнится от одной группы 2 человека к пятому что-ли курсу осталось...

Статистику  портить...

Объявляешь - ОК. Всех - сразу не отчислят, но половину могут. Кто хочет попасть в 50% отчисленных?

Далее, на сколько я помню многие предметы с лабами шли пару семестров... Так что господа, кто прорвётся - в следующем семестре ещё обсудим...

Далее вся группа на платном? Сомневаюсь. Бюджетные места освобождайте...

Ну и недопуск к экзаменам... Потом по хвостам задолбутся носиться.


PS да уж... мельчает альмаматер...

Автор поста оценил этот комментарий

Что за кафедра?

раскрыть ветку