Моральное поведение

Моральное поведение Мораль, Длиннопост, Моральное поведение, Психология, Эволюция

Мораль – вовсе не изобретение человечества


Многие морально-этические нормы поведения человека, называемые еще общечеловеческой моралью, имеют свои аналоги во врожденных запретах разных видов животных. В некоторых случаях можно предполагать, что это совпадение чисто внешнее. Что моральная норма у человека возникла на разумной основе и случайно оказалась похожей на инстинктивный запрет животного. Но по крайней мере часть наших так называемых общечеловеческих норм морали и этики генетически восходит к врожденным запретам, руководившим поведением наших предков, в том числе и дочеловеческих.


Приверженцы движения «Разумного замысла» исходят из того, что мораль не имеет биологического основания, но дарована человеку милостью Божьей и что первыми были наделены ею верующие. Поборник взглядов «Разумного замысла» Хенк Йохемсен утверждает: «С точки зрения социобиологии и эволюционной этики бесспорно, что альтруистическое поведение есть извращение и патология, ибо оно противоречит истинной природе человека. Но в большинстве культур и великих религий истинно альтруистическое поведение возводится в степень высшего идеала». Всякий, кто знаком с произведениями Дарвина и Франса де Вааля, знает, что это полная чепуха.


Еще Дарвин подробно описывает, как из социальных инстинктов, важных для выживания группы, развивалось наше моральное сознание. Это справедливо и для таких видов животных, которые для взаимодействия должны доверять друг другу: приматов, слонов и волков.


На первый взгляд может показаться, что дарвиновская идея об эволюции, происходящей на основе естественного отбора, вряд ли подходит для объяснения высоких нравственных качеств, морали, приличий, сопереживания и сочувствия. При помощи естественного отбора легко объяснить голод, страх и сексуальное влечение, поскольку они напрямую способствуют нашему выживанию и сохранению наших генов. Но как объяснить острое сопереживание при виде плачущего сироты, страданий одинокой вдовы или мучающегося больного животного?


Отметим четыре осмысленные «дарвиновские» причины, по которым особь может вести себя по отношению к другим альтруистично, щедро или «нравственно».


Во-первых, это генетическое родство. Существуют обстоятельства, когда гены обеспечивают себе выживания тем, что подталкивают организм к альтруистичному поведению. Ген, программирующий организм безвозмездно помогать своим кровным родственникам, с большой вероятностью тем самым помогает размножению собственных копий. Частота данного гена может возрасти в генофонде настолько, что безвозмездная помощь родственникам станет нормой поведения. Очевидным примером является любовь к собственным детям, но, помимо этого, есть и другие.


Во-вторых, реципрокный (взаимный) альтруизм – предоставление услуг в расчете на последующее возмещение. Охотнику нужно копье, а кузнец хочет дичины. Асимметрия потребностей приводит к заключению сделки. Пчеле необходим нектар, а цветку – опыление. Цветы летать не могут, поэтому они платят пчелам нектарной валютой за прокат их крыльев. Взаимный альтруизм возникает по причине асимметричности нужд и возможностей их удовлетворения. Именно поэтому он лучше всего работает между различными видами – в их нуждах и возможностях больше асимметрии.


На основе этих двух причин строится третья: эволюционное преимущество приобретения репутации щедрого и доброго индивидуума. Невозможно недооценить значение репутации, особенно в человеческом обществе с его склонностью к пересудам и толкам. Кто-то известен как добрый и щедрый человек. О другом говорят, что он – ненадежный, мошенник и может нарушить данное слово. А третий знаменит щедростью в отношении проверенных партнеров, но беспощадно преследует обманщиков. В своем простейшем виде теория взаимного альтруизма основывается на допущении, что поведение животных любого вида строится на бессознательных реакциях на те или иные поступки собратьев. В человеческом обществе к этому добавляются обусловленные наличием речи возможности создания репутаций, как правило – в форме пересудов и сплетен.


Четвертая причина – дополнительное преимущество показной щедрости как неподдельно правдивой саморекламы. Израильский зоолог Амоц Захави сделал еще одно интересное предположение. Альтруистическая помощь, возможно, служит своеобразной рекламой, демонстрирующей превосходство или лидерство. Оказалось, что доминирующие дрозды утверждают свое главенствующее положение, подкармливая более слабых собратьев. Если перевести их поведение на человеческий язык, что Захави удается мастерски, вожак заявляет что-то вроде: «Смотри, насколько я могущественней тебя. Я добываю столько пищи, что даже с тобой могу поделиться».


Правила морали служат для поддержания взаимодействия и взаимопомощи внутри социальной группы и действуют как общественный договор, налагающий на индивидуума множество ограничений. Моральная психология Дарвина основывалась не на эгоистическом соперничестве между отдельными особями, но на социальных связях внутри группы. В ходе эволюции взаимопомощь развивалась из любовной заботы животных-родителей о потомстве. Впоследствии это распространилось на всех представителей данного вида, исходя из принципа «добро даешь, добро обретешь». Со временем ладить с другими стало само собой разумеющимся. В конце концов продукт миллионов лет эволюции стал краеугольным камнем человеческой морали, которую сравнительно недавно, всего несколько тысяч лет назад, вобрали в себя религия. Она не породила правила морали, а всего лишь заимствовала их, после того как в ходе эволюции они получили развитие у животных, включая и человека.


Биологической цели морали присуще правило: оказывать предпочтение членам своей группы. На первом месте стоит моральный долг приверженности семье, родственникам и своему сообществу. Только в том случае, если обеспечено выживание и здоровье своих ближних, масштабы приверженности могут быть увеличены: «Сначала еда, мораль — потом», — как выразился Бертольт Брехт.


Франс де Вааль, специалист в этой области, однако, указывает на то, что человек в большинстве случаев вообще не размышляет о своем моральном поведении. Мы незамедлительно, инстинктивно поступаем морально, исходя из прочного биологического основания и только задним числом открываем для себя причины поступка, бессознательно совершенного за доли секунды. Наши моральные ценности эволюционировали в течение миллионов лет и покоятся на бессознательных универсальных ценностях. Уже самое первое проявление морального поведения в развитии индивидуума является, так же как моральное поведение животных, аргументом в пользу биологической основы этого поведения. Малыши стараются успокоить членов семьи, если у тех что-то болит, уже тогда, когда они еще не могут ни говорить, ни думать о моральных нормах; точно так же ведут себя и человекообразные обезьяны. Когда по поведению взрослого чувствуется, что у него какое-то горе, к нему проявляет внимание уже годовалый или двухгодовалый ребенок. И не только дети, но и домашние животные активно проявляют заботу в такого рода экспериментах. Шимпанзе, как и полуторагодовалые дети, могут вести себя альтруистично, хотя я за это не предполагается никакое ни немедленное, ни будущее вознаграждение. Они могут дать другому шимпанзе палку или карандаш ребенку просто потому, что те не могут до них дотянуться. Они многократно делают это, не ожидая за это никакого вознаграждения. Корни нашего альтруизма уходят далеко в прошлое.


Предполагается, что у морали есть два основных уровня, один из которых регулирует отношения один на один, а другой – интересы общества. Первый уровень – это, по существу межличностная мораль, такая мораль отражает понимание того, как наше поведение действует на иных представителей вида. Этот уровень у нас общий с другими социальными животными, у которых имеются аналогичные сдерживающие факторы и кодексы поведения. Отступление от правил ведет к дисгармонии, именно поэтому мы чувствуем необходимость учитывать интересы других это «должное». В основе лежит не разум, хотя совсем несложно логически обосновать любое решение. Второй уровень – общественный интерес. Он не отвергает индивидуальные интересы, но представляет собой принципиальный шаг вперед во всем, что касается гармонии в большом коллективе. Именно на этом уровне человеческая мораль начинает отличаться от всего, что было до человека, хотя у некоторых животных можно обнаружить рудиментарные формы общественного интереса. Человек поднял репутацию и общественный интерес на уровень, недостижимый для приматов, и таким образом загнал каждого члена общества в сети морали.


Автор: Naked Monkey

Источники:

Докинз Р. | Бог как иллюзия

Дольник Р. | Непослушное дитя биосферы

Свааб Д. | Мы – это наш мозг. От матки до Альцгеймера

Франс де Вааль | Истоки морали. В поисках человеческого у примат

Автор поста оценил этот комментарий
Для животного (коллективного) и для не совсем умного безрелигиозного человека альтруизм - это нормально, природные инстинкты и т.д. Но при включении интеллекта уже не все так просто.
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Четвертая причина – дополнительное преимущество показной щедрости как неподдельно правдивой саморекламы. Израильский зоолог Амоц Захави сделал еще одно интересное предположение. Альтруистическая помощь, возможно, служит своеобразной рекламой, демонстрирующей превосходство или лидерство. Оказалось, что доминирующие дрозды утверждают свое главенствующее положение, подкармливая более слабых собратьев. Если перевести их поведение на человеческий язык, что Захави удается мастерски, вожак заявляет что-то вроде: «Смотри, насколько я могущественней тебя. Я добываю столько пищи, что даже с тобой могу поделиться».

евреи повернуты на превосходстве.


Дрозды - стайные животные.


Они в перелете идут рядом или клином и время от времени первый номер, который несет наибольшую аэродинамическую нагрузку сменяется. Те кто послабей: самки и перволетки идут в хвосте потому что не смогут тащить клин по объективным причинам.


когда стая садится на дневку - те, кто тащил клин не смогут охотиться и пополнить силы. Поэтому те, кто не устал - отъедаются сами и стараются накормить тех, кто будет тащить клин. Потому что без первых вторые никуда не улетят.


Предикат коллективного выживания. Бессмысленно наебывать своего сородича, потому что иначе всем 3.14Zдец.


Второй вариант - это когда родители кормят птенца вставшего на крыло, но еще не научившегося охотиться.


Именно на этом уровне человеческая мораль начинает отличаться от всего, что было до человека, хотя у некоторых животных можно обнаружить рудиментарные формы общественного интереса.

Зануда мод он


не рудиментарные, а зачаточные


рудиментарные формы общественного интереса можно наблюдать у правящей элиты РФ.


зануда мод офф

Автор поста оценил этот комментарий

Хорошая важная тема, а то выплыв из Средневековья как бы и не было ничего кроме религии...

Автор поста оценил этот комментарий

........Но как объяснить острое сопереживание при виде плачущего сироты, страданий одинокой вдовы или мучающегося больного животного?


про людей понятно, а  вот про мучающееся животное ничего не сказано