Ленинградка – дорога двух столиц

Ленинградка – дорога двух столиц История, Российские дороги, Москва, Истории из жизни, Ленинградка, Москва-санкт-петербург, Динамо, Метро Белорусская, Длиннопост

Российское обозначение федеральной трассы – М10. Европейское обозначение трассы - Е105 (старое наименование Е95 существовало до 1997 года). Е95, о которой пел Кинчев, – это старый номер, который не используется с 1997 года.


Шоссе было открыто в 1822 году. В 1915-м оно стало носить имя Петроградское шоссе, в 1924 году переименовано вслед за Ленинградом в Ленинградское шоссе. В 1991 году, когда Ленинград снова стал Санкт-Петербургом, шоссе осталось по-прежнему Ленинградским.

Ленинградка – дорога двух столиц История, Российские дороги, Москва, Истории из жизни, Ленинградка, Москва-санкт-петербург, Динамо, Метро Белорусская, Длиннопост

Фотография с Триумфальных ворот, которые изначально стояли у Белорусского вокзала. В 1936 году их демонтировали

Сами понимаете, дорога, соединяющая Москву со вторым по величине городом страны, некогда столицей Российской империи, по определению не может быть просто улицей. В конце XIX века направление называли Русскими Елисейскими полями. Прежде всего, из-за ширины проезжей части. В то время город заканчивался как раз у Белорусского вокзала. Так что сразу за Тверским путепроводом начиналось широкое загородное шоссе.

Ленинградка – дорога двух столиц История, Российские дороги, Москва, Истории из жизни, Ленинградка, Москва-санкт-петербург, Динамо, Метро Белорусская, Длиннопост

Раньше трамвай ходил по центральному руслу

На участке от вокзала до Беговой улицы проезжая часть имела три конных пути и четыре пешеходные дорожки.

Ленинградка – дорога двух столиц История, Российские дороги, Москва, Истории из жизни, Ленинградка, Москва-санкт-петербург, Динамо, Метро Белорусская, Длиннопост

Слева видно парадный въезд на Московский ипподром, дальше только глубокая деревенская застройка

Удивительно, но подобная конструкция с небольшими изменениями просуществовала на всем Ленинградском проспекте более века. Думаю, многие из вас помнят красивый сквер и трамвайные пути, которые просуществовали вплоть до 2000-х годов.

Ленинградка – дорога двух столиц История, Российские дороги, Москва, Истории из жизни, Ленинградка, Москва-санкт-петербург, Динамо, Метро Белорусская, Длиннопост

Проект реконструкции "Большая Ленинградка" "убил" трамвай и аллею

В 1906 году Виндавская (Рижская) железная дорога отрезала Тверскую от пригорода. Тогда, конечно, это было нормально, так как все прекрасно понимали, что за Тверской заставой города нет. Тем не менее, некоторое время паровозы и повозки разъезжались в одной плоскости.

Ленинградка – дорога двух столиц История, Российские дороги, Москва, Истории из жизни, Ленинградка, Москва-санкт-петербург, Динамо, Метро Белорусская, Длиннопост

Триумфальные ворота, площадь Брестского (Белорусского) вокзала

Ленинградка – дорога двух столиц История, Российские дороги, Москва, Истории из жизни, Ленинградка, Москва-санкт-петербург, Динамо, Метро Белорусская, Длиннопост

Строительство Тверского путепровода

Ленинградка – дорога двух столиц История, Российские дороги, Москва, Истории из жизни, Ленинградка, Москва-санкт-петербург, Динамо, Метро Белорусская, Длиннопост

Несмотря на стратегически важное значение дороги, асфальт на этом направлении появился только в 1930 году, и то его положили лишь на центральном русле.

Ленинградка – дорога двух столиц История, Российские дороги, Москва, Истории из жизни, Ленинградка, Москва-санкт-петербург, Динамо, Метро Белорусская, Длиннопост

Укладка первого асфальта недалеко от Белорусского вокзала

Ленинградка – дорога двух столиц История, Российские дороги, Москва, Истории из жизни, Ленинградка, Москва-санкт-петербург, Динамо, Метро Белорусская, Длиннопост

Первый асфальт уже ближе к Динамо. Кладут прямо на булыжник. Хорошо видно старую деревенскую застройку

Ленинградка – дорога двух столиц История, Российские дороги, Москва, Истории из жизни, Ленинградка, Москва-санкт-петербург, Динамо, Метро Белорусская, Длиннопост

Тандемные катки американской компании Buffalo Springfield

Ленинградка – дорога двух столиц История, Российские дороги, Москва, Истории из жизни, Ленинградка, Москва-санкт-петербург, Динамо, Метро Белорусская, Длиннопост

Вид на Ленинградский проспект с крыши "Фабрика-кухня №1»

Ленинградка – дорога двух столиц История, Российские дороги, Москва, Истории из жизни, Ленинградка, Москва-санкт-петербург, Динамо, Метро Белорусская, Длиннопост

Это уже замена асфальта на правом русле недалеко от улицы Правды

Боковые проезды обзавелись им только после войны и только на участке от Белорусского вокзала до нынешнего Третьего кольца. Далее асфальт был только на чётной стороне. На нечётной стороне ходил трамвай.

Ленинградка – дорога двух столиц История, Российские дороги, Москва, Истории из жизни, Ленинградка, Москва-санкт-петербург, Динамо, Метро Белорусская, Длиннопост
Ленинградка – дорога двух столиц История, Российские дороги, Москва, Истории из жизни, Ленинградка, Москва-санкт-петербург, Динамо, Метро Белорусская, Длиннопост

Рекламная вывеска «Автопромторга»: здесь продают велосипеды, мотоциклы и автомобили

Особенность этого маршрута обусловлена не только двумя главными городами страны. Ни на одном другом направлении нет такого количества важных для города и страны объектов. Два аэропорта, авиационные заводы, спортивные сооружения, главные водные ворота города. И многое из этого появилось уже в начале ХХ века. До ВОВ здесь уже располагались: Петровский Путевой дворец, центральный аэродром на Ходынке, Северный речной порт, Машиностроительный и авиационные заводы (МиГ, Ильюшина, Сухого), Московский ипподром, стадионы «Динамо» и «Юных пионеров». ЦСКА появится уже после войны. Этот проспект заслуженно называли проспектом спорта и авиации.


Интересно, что есть в истории один человек, к которому напрямую относились все эти объекты. Василий Сталин – младший сын вождя, лётчик, командующий ВВС Московского военного округа, глава федерации конного спорта, большой поклонник спорта в принципе. Именно он создал «Красную Машину»– ЦСКА, а также активно способствовал развитию авто- и мотоспорта.

Ленинградка – дорога двух столиц История, Российские дороги, Москва, Истории из жизни, Ленинградка, Москва-санкт-петербург, Динамо, Метро Белорусская, Длиннопост

Петровский Путевой дворец. В советское время здесь была военно-воздушная академия

Ленинградка – дорога двух столиц История, Российские дороги, Москва, Истории из жизни, Ленинградка, Москва-санкт-петербург, Динамо, Метро Белорусская, Длиннопост

Заполненные трибуны стадиона «Динамо»

Ленинградка – дорога двух столиц История, Российские дороги, Москва, Истории из жизни, Ленинградка, Москва-санкт-петербург, Динамо, Метро Белорусская, Длиннопост

Въезд на Ходынское поле. МОВ - "Московское общество воздухоплавателей"

Ленинградка – дорога двух столиц История, Российские дороги, Москва, Истории из жизни, Ленинградка, Москва-санкт-петербург, Динамо, Метро Белорусская, Длиннопост

Здание аэровокзала на Ходынке

Ленинградка – дорога двух столиц История, Российские дороги, Москва, Истории из жизни, Ленинградка, Москва-санкт-петербург, Динамо, Метро Белорусская, Длиннопост
Ленинградка – дорога двух столиц История, Российские дороги, Москва, Истории из жизни, Ленинградка, Москва-санкт-петербург, Динамо, Метро Белорусская, Длиннопост

Жил Василий Сталин, как не трудно догадаться, на Ленинградском проспекте.


Многие знают, что на стадионе «Юных пионеров» в послевоенные годы был велотрек, там долго время проводились соревнования высокого уровня. Но не все вспомнят, что именно здесь в 1963 году состоялся первый чемпионат СССР по картингу. В том же году на трек попытались выпустить полноразмерные гоночные автомобили, но там им было явно тесно, подобные эксперименты больше не повторялись.

Ленинградка – дорога двух столиц История, Российские дороги, Москва, Истории из жизни, Ленинградка, Москва-санкт-петербург, Динамо, Метро Белорусская, Длиннопост

Еще одно знаковое место для моторхеда в те годы – соседний стадион «Динамо». До 1935 года вокруг футбольного поля работал мототрек. К сожалению, после очередной реконструкции его убрали.

Ленинградка – дорога двух столиц История, Российские дороги, Москва, Истории из жизни, Ленинградка, Москва-санкт-петербург, Динамо, Метро Белорусская, Длиннопост

На месте велотрека сейчас стоит бизнес-центр «Монарх», а на месте стадиона «Юных Пионеров» высится стройка очередного жилого комплекса.

Ленинградка – дорога двух столиц История, Российские дороги, Москва, Истории из жизни, Ленинградка, Москва-санкт-петербург, Динамо, Метро Белорусская, Длиннопост
18
Автор поста оценил этот комментарий
Нам нужно больше дохуяэтажек вместо стадионов и парков. И плитки! Побольше плитки!
раскрыть ветку
7
Автор поста оценил этот комментарий
Интересный пост, но удобнеее когда сначала картинка, а ниже текст с описанием.
раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий
Очень интересно, спасибо Вам.
раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо, люблю фотографии старой Москвы.
раскрыть ветку
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

А под путепроводом уже сидит цыганка..."девушка, нужны розы, розы, 50 руб"