Как я имел свой бизнес. Часть 6: Конкуренция и концепция

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5


Сегодня мы поговорим опять же о лазертаге, но уже не о технических нюансах, а о коммерческой составляющей, ну и поговорим о конкуренции. Естественно я буду говорить той конкуренции, с которой столкнулся в своем городе.


Начну пожалуй с наименьшего - игровая площадка. Прозанимавшись этим год, я пришел к выводу, что как таковая своя площадка или площадка в аренду совсем не нужна, на первых порах так точно. Во-первых это дорого, если делать свою с нуля. Во-вторых, это весьма трудозатратное занятие, ведь её нужно постоянно содержать в порядке, а площадка под игру нужна немаленькая. Наша площадка была площадью примерно в гектар и этого нам хватало впритык. Мне удалось выйти на министерство культуры в своем городе и перед нами замаячила перспетива участвовать в городских мероприятиях, но было одно "НО": игровая площадка должна соответствовать требованиям безопасности. Так что всякие заброшенные здания и парки сразу не проходят по конкурсу. А восстанавливать это всё или делать площадку с нуля это стоит столько, что невольно начинаешь задумывать об ипотеке. К примеру, на нашу площадку нормальный современный легкий металлический забор обошелся бы нам в 500000, и это только три стороны. Про площадку я напишу вам отдельную главу, ибо с ней у нас тоже было достаточно приключений.

Короче лучший вариант: купить какие-нибудь переносные укрытия (можно даже китайские палатки по 100 рублей штука) и договориться с имеющимися пейнтбольными клубами на аренду их площадок на время игры. Юрист наотрез отказывался от второго варианта, ибо искренне боялся, что пейнтбольные клубы сами захотят заниматься лазертагом, купят свое оборудование и пошлют нас нахер. Отчасти эти опасения справедливы, но за неимением других вариантов этот нам подходил. Все равно какой-то период мы смогли бы отыграть на этих площадках, а бояться конкурентов - вообще в бизнес не лезть. У них не было того, что было у нас - видения. Все они мыслили слишком клишированно.

На тот момент в нашем городе работало всего 4 клуба, включая наш. Сейчас 8-10, не больше. Я считаю, что при таких показателях ниша свободна. Ибо в некоторых сферах в нашем городе работает от 50 до 100 компаний и еще есть возможность отхватить свой кусок ЦА. Десять фирм на почти 1 500 000 жителей города, это капля в море. Считаю, что в таких условиях, если ты боишься конкурентов, то ты зря решил открывать свое дело.


Поначалу мы пошли по тому же пути, что и все клубы - лазертаг как военная игра и часть военно-патриотического воспитания. Юрист особенно этим увлекся и покупал себе военную экипировку, когда проводил инструктаж на играх, то вел себя как командир взвода. Вот представьте себе: вы заплатили деньги за отдых и развлечение, а тут какой-то хрен очкастый в камуфляже строит вас по струнке и не дает поржать. Мне хотелось во весь голос ржать, когда он обращался к какому-либо игроку: "боец!". Конечно в других клубах так особо себя не ведут, но очень много клубов яростно дрочат на хаки. Я считаю это ключевая ошибка в позиционировании лазертага.


Во-первых, люди не хотят воевать, не хльяь чтобы их дрючили по армейскому уставу и гоняли по плацу. Они хотят отдыхать и веселиться.

Во-вторых, при упоминании словосочетания "военно-патриотическое воспитание" у руководителей учебных заведений волосы на жопе встают дыбом, поскольку они закономерно опасаются вовлечь детей в какую-либо экстремистскую или вообще нацистскую деятельность.

Оценив это всё я стал настаивать на том, что мы должны ассоциировать лазертаг с компьютерными играми и с игрой вообще. Для родителей и руководителей это позиционировалось как отвлечение детей от компьютеров и гаджетов и перенос их любимого занятия на свежий воздух с полезной физической нагрузкой, а также приобретением навыков работы в команде. Для детей мы позиционировали это как шутер от первого лица в живую с 3D и эффектом полного присутствия. Так я придумал слоган: "Игра в реальности - реальность в игре!"


Я настоятельно рекомендовал убрать из рекламной продукции все камуфляжные текстуры и всё, что связано с военным делом и армией. Лучше позиционировать лазертаг как компьютерные игры в реальности и здоровый образ жизни.

Еще мы мягко вывели юриста из инструктажа, ибо это попросту не его.


Мы выгодно отличались от конкурентов именно умением поддерживать атмосферу праздника и веселья, но при этом бдить соблюдение правил игры и безопасности. У нас в области в ста километрах от нас открылся более крупный клуб. Они построили свою собственную площадку и купили под сотню комплектов. То есть их вливания превысили миллион по нашим подсчетам. Юрист и барабанщих очень очковали из-за них, а говорил, что мы их обязательно нагнем.

В итоге мы часто перехватывали их детские лагеря, и руководители лагерей говорили нам, что они достаточно грубы в работе и общении. Однажды мы даже встретились в одном месте. Они приехали к нашему городу на отправку детей в лагерь для переговоров с директором лагеря и агитации родителей. Мы приехали с той же целью. От них приехала девушка. В итоге она быстро разложила брошюры своего клуба и уехала. Может ее испугало наличие двух полновесных парней из другого клуба (меня и барабанщика), а может просто не привыкла к прямой встрече с конкурентами, но так или иначе этот лагерь стал нашим клиентом.


Однако как бы я ни пытался объяснить партнерам, что огромный арсенал это ахиллесова пята этого клуба. Потому как затрат больше чем полученной в итоге прибыли и их манера проводить игру в лагере по типа "мясное мочилово" 50 на 50 человек, сомнительно с точки зрения кайфа для игроков и их же безопасности. Я вас уверяю - следить даже за двадцатью носящимися детьми уже достаточно проблематично даже на ограниченной территории, а следить за сотней минифлэшей на всей территории лагеря вообще нереально. А если кто-то из детей серьезно травмируется, то потом замучаешься отвечать за это и искать новых клиентов.


Мы вообще постановили, что безопасность игроков для нас превыше всего. Потому что их здоровье и хорошее настроение - залог нашей прибыли.Кстати, касаемо лазертага - очень важно уметь работать с детьми. Это с одной стороны очень весело, но с другой - очень тяжело. В детские лагеря мы брали с собой студенток из своего вуза, у которых специальность связана с работой с детьми. Они выручали нас в особо сложных ситуациях. Например, когда ребенок по тем или иным причинам наотрез отказывался продолжать игру. Для нас это рекламация и минус к репутации и карме. А девушка умело находила подход к ребенку и вскоре он на полном энтузиазме возвращался в игру. Девушкам мы платили 1000-1500 за день, но это 2012-2014 годы. Оно того стоило. Мы ни разу за свою деятельность не сталкивались с гневными родителями, а это о многом говорит.


Что-то я уже утомился хреначить клаву, а тема еще не исчерпана.


Напоследок я скажу, что в дальнейшем я пришел к выводу, что использовать лазертаг в чистом виде - нерентабельно. О том какая идея у меня родилась, давайте я расскажу в следующий раз, а то и чай в кружке иссяк.


Я еще хочу вам рассказать о том как я в итоге уволился - там целый миниэкшн вышел.


На сегодня всё - желаю вам хорошего настроения и нихрена не бояться!

Рукодельники

51.9K поста58.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

В сообществе запрещена торговля, обсуждение цен, ссылки на страницы с продажами, контакты автора в комментариях. Обязательна информация о материалах и инструментах в текстовом виде.

0. Соблюдайте основные правила Пикабу.


1. Будьте вежливы, старайтесь писать грамотно.


2. В публикациях используйте четкие и красивые фотографии.


3. Автор поста с тегом [моё] может оставить ссылку на свой профиль, группу или канал на других источниках, при условии, что ссылки (активные и не активные) не ведут на прямые продажи. Допускается не больше четырёх ссылок и только в конце поста (п. 8.5 основных правил).


Запрещены:

-ссылки рекламного характера/спам;

-ссылки, ведущие на магазины с указанием стоимости товара/услуги;

-ссылки, ведущие на призывы, покупки, продажи, подписки, репосты, голосование и тому подобное.

(нарушение основных правил сайта, п.8.1 и п. 8.2).

При переходе по ссылке запрещено наличие активных (кликабельных) ссылок, ведущих на вышеперечисленное в п.3, содержание таких ключевых слов как «товар», «услуга», «купить», «продам», «в наличии», «под заказ» и т.п.


3.1 Размещение контактов автора (самим автором или другими пользователями) в комментариях запрещено и подлежит удалению (п. 9.1 и 9.3 основных правил).


4. Обязательным для авторов является наличие технических характеристик изделия в публикациях (материалы, техники, авторские приемы, размеры, времязатраты и прочее) в текстовом виде.

Также помечайте свою работу тегом «Рукоделие с процессом» или «Рукоделие без процесса».


5. Пост-видео, пост-фото без текстового описания переносится в общую ленту. Даже если в видео показан подробный процесс изготовления, делайте краткое описание для тех, у кого нет возможности/желания смотреть видео.

Администрация оставляет за собой право решать, насколько описание соответствует п. 5.


6. Посты с нарушениями без предупреждения переносятся в общую ленту.

За неоднократные нарушения автор получает бан.

Автор может размещать новую публикацию в сообществе, не допуская полученных ранее замечаний.