Как воевали ИС-3

Привет!

Благодаря некоторым компьютерным играм и событиям в одной соседней республике несколько лет назад, танк ИС-3 стал узнаваемым и непривычно упоминаемым. А я спешу заметить, что "звёздным часом" этих танков был парад победителей в Берлине 7 сентября 1945 года.

Как воевали ИС-3 История, Танки, Сталин, Бронетехника, Длиннопост, Военные фото

Сразу стоит упомянуть, что ИС-3, невзирая на весь свой футуристичный вид, был продуктом военной промышленности. Как итог, поезд сделал бум это сказалось на всём - от момента создания эскизов и до выхода с завода последнего танка (в 1946 году). "Тройка" унаследовала как недостатки предыдущей модели, так и имела ряд своих. Находиться в боевом отделении машины было всё так же сомнительным удовольствием. Слабыми местами оказались двигатель и коробка передач. Я бы сказал, что из этого следует, почему ИС-3 не применялся даже в последних боях Второй Мировой, но причина была явно не только в этом.

В СССР танк всё больше "воевал" со своими экипажами на учениях. И даже учитывая, что танки проходили мероприятия по устранению недостатков, это не решало всех проблем.Танкисты, надо полагать, испытывали к "тройкам" особые чувства. А собрано их было 2305 штук.

Как воевали ИС-3 История, Танки, Сталин, Бронетехника, Длиннопост, Военные фото

ИС-3 на учениях. У танка на переднем плане с орудия снят дульный тормоз.

С союзниками СССР делился этими танками относительно щедро. Приведу данные с Википедии:


Египет — 50 единиц ИС-3 поставлены из СССР в период с 1955 по 1956 год, 60 единиц ИС-3М поставлены из СССР в период с 1962 по 1967 год.
Ирак — 25 единиц ИС-3 поставлены из СССР в период с 1959 по 1961 год.
Китай — 200 единиц ИС-3 поставлены из СССР в период с 1955 по 1958 год.
Польша — 2 танка.
Сирия — 35 единиц ИС-3 поставлены из СССР в период с 1959 по 1960 год.
Чехословакия — 1 танк.

И надо выделить, что в Польшу и Чехословакию танки поставляли для ознакомления. А на Ближний Восток техника отправлялась на войну (с Израилем), но на войну через много лет после появления танка, который и так очень быстро устарел.

Первый и единственный военный опыт применения этих танков ВС СССР представился во время восстания в Будапеште 1956 года. В ходе столкновений с вооружёнными повстанцами было потеряно несколько танков. Машины и их экипажи оказывались в невыгодных условиях тесного городского боя, без положенного прикрытия. А бунтующие венгры, в свою очередь, дрались не камнями и палками. Поэтому, старые тяжёлые танки жглись похлеще современной техники. В защиту ИС-3 добавлю, что в подобных обстоятельствах спалить можно и любой нынешний танк, имея на руках даже олдовую финскую смесь из бензина, фосфора и смолы имени Молотова.

Как воевали ИС-3 История, Танки, Сталин, Бронетехника, Длиннопост, Военные фото
Как воевали ИС-3 История, Танки, Сталин, Бронетехника, Длиннопост, Военные фото
Как воевали ИС-3 История, Танки, Сталин, Бронетехника, Длиннопост, Военные фото

Более известный опыт использования ИС-3 в бою принадлежит египтянам. Те, неоднократно сталкиваясь с израильтянами, пытались применять эти танки в бою. Но кроме того, что устаревшие ИС-3 оказались в грёбаной пустыне, управлялись с ними неопытные, слабо обученные экипажи.

В основном, египтяне бодались с танками "Центурион" и М48, которые превосходили ИС-3 в плане надёжности, подвижности и темпе стрельбы. И хотя, израильские танкисты тоже несли потери, египтяне потеряли большую часть танков, банально бросив их. Часть - в исправном состоянии. В дальнейшем, трофейные ИС-3, которые израильтяне звали Stalin III, применялись чаще как тягачи, но были замечены и в качестве артиллерийских установок (калибр 122-мм, здрасьте). Эти машины лишались силовых агрегатов, вместо которых размещался дополнительный боезапас.

Как воевали ИС-3 История, Танки, Сталин, Бронетехника, Длиннопост, Военные фото

Израильские механики, столкнувшись с проблемами капризных движков ИС-3, не бросали их как египтяне, а меняли на более надёжные двигатели от Т-54/55, хоть это и предусматривало переделку МТО.

Во время Войны на Истощение (1969-70 гг) несколько танков ИС-3 с боями были захвачены теми же египтянами. Ирония.

Как воевали ИС-3 История, Танки, Сталин, Бронетехника, Длиннопост, Военные фото

Большое количество тяжёлых танков СССР подарил КНР до порчи отношений. А китайцы, в свою очередь, поставили несколько машин в Северную Корею. Как танки использовались и теми и теми - одни догадки.


Боевой опыт танков ИС-3 - судьба-злодейка. Танк, родившийся в трудный момент, оказался "востребован" не в то время и не в тех местах. ИС-3 - машина для борьбы с любыми современными танками на полях Европы. Но это в 1945 году. Это не 50-е, не 60-е, и уж не 2014 год, извините. Знаково то, что ИС-3 стояли на вооружении в СССР до 1969 года, а Т-34-85 или Т-10 списали уже в послесоветской России. Такие дела, малята.

Лига историков

13.5K поста50.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

23
Автор поста оценил этот комментарий

ИС-3 имеет то огромное достоинство с конструктивной точки зрения, что среди серийных советских дизельных (именно дизельных) танков у него у одного нет топливных баков в обитаемых отделениях. Сделано это было именно по опыту боёв Великой Отечественной войны с целью повышения боевой живучести машины.

На более поздних советских танках - в первую очередь, средних и основных, - этот опыт совершенно игнорировался в пользу сверхплотной компоновки и повышения запаса хода, апофеозом чего являются "баки-стеллажи" для боекомплекта.

Убеждён, что недостатки ИС-3 - не в конструкции машины как таковой, а в агрегатной базе и технологии военных лет.

раскрыть ветку
17
Автор поста оценил этот комментарий

В посте указаны поставки в Ирак, Сирию и Китай, которых в реальности никогда не было. Что доказывают документы, кадры кинохроники, свидетельства очевидцев и участников боев. Сирия к первой войне была укомплектована Т-34/85 чешского и советского производства, немецкими танками и САУ времен 2МВ, такими как Pz-4, Hummel, Jagdpanzer-4, Stug-3, также полученными из Чехии. В те года в Ираке было в основном вооружение из Британии. Танки Черчилль, Комета, Центурион. А Китай на основе увиденных на парадах ИС-3 и Т-10 и переданных в их армию ИС-2, клепал прототипы тяжёлых танков проекта 110, 111, 112 и т.д., которым так и не суждено было пойти в серию.

Странная статья получилась. Ни слова про улучшение конструкции в 1952 году(работы УКН, которые родили собой танк ИС-3М), ни слова(и главное наглядного фото) про результат обстрела танка израильтанами из британской 105мм L7, которая его не брала в лоб корпуса и башни снарядами того времени, ни слова про Кунашир, где эти танки стояли на своём посту аж до 1996 года.

Слабая вышла паста: скомканно, отовсюду понадергано, нет чётких исторических фактов, деталей, цифр.

раскрыть ветку
29
Автор поста оценил этот комментарий
Так блин, концепция тяжёлого танка уже в 50-х стала не актуальна.
раскрыть ветку
8
Автор поста оценил этот комментарий

Зато массово расставлялись на монументах. В Кривом Роге их 2 штуки стоит.

раскрыть ветку
10
Автор поста оценил этот комментарий

потери бронетехники в Венгрии не только из за коктейлей, у венгров вполне себе была противотанковая артиллерия.

раскрыть ветку