Как томского педагога затравили

Признайтесь, когда вы отдаёте своего ребёнка в спортивную секцию или кружок робототехники и ему нравится, а педагог всегда доброжелателен и открыт к общению, полагаете ведь, что жизнь специалиста легка и безоблачна? Сегодня предлагаю заглянуть в закулисье и узнать, что же может прятаться за улыбкой, казалось бы, счастливого сотрудника.


В отечественной системе образования ребёнок как таковой, как личность или индивидуальность никому совершенно не нужен, гораздо важнее отчётность и показатели, в частности количество детей. Если показатели конкретно взятого учителя не устраивают администрацию, будет совершенно неважно, что на его занятия с удовольствием и нетерпением бегают ребята, а у родителей он пользуется безупречной репутацией.


Преимущества, конечно, тоже есть. Это белая зарплата (с гарантированным окладом в 7 500 рублей, остальное – баллы, которые можно заработать за участие в конкурсах, субботниках, ремонтах здания и т. п.), большой отпуск, социальный пакет. Обычно достаточно щадящий график работы.


Если педагог действительно любит детей, он способен получать положительные эмоции от работы. Не скрою, наглое и нахальное быдло в этой сфере тоже встречается. Более того, именно после работы в сфере образования развеялись мои детские представления о том, что руководитель (директор) учреждения непременно может быть только образованный, воспитанный и культурный человек. Это далеко не всегда так.


Теперь к конкретике. Несколько лет назад я устроился в одно из таких учреждений вести кружок робототехники у детей преимущественно младшего школьного возраста.


С детьми и родителями мы быстро подружились и нашли общий язык, на занятия ребята бегали с большим желанием и удовольствием. После занятий в коридоре, захлёбываясь от восторга, рассказывали родителям о том, чем они сегодня занимались. Я тоже ловил от работы кайф и сначала всё казалось достаточно безоблачным.


Позже оказалось, что работать-то нужно не для детей и для родителей, а для администрации и показателей. С этого и зарождался конфликт, который спустя четыре года приведёт к тому, что мне придётся уволиться по инициативе администрации.


Вышеозначенный оклад в 7,5 тыс. руб. – это гарантированная сумма, которую получит работник за одну педагогическую ставку (18 часов (уроков) в неделю или, соответственно, 72 часа в месяц). На руки, конечно, выходит больше – в среднем около 20 тыс. рублей.


Надо сказать, что занятия робототехникой очень нравятся детям, но для этого должны быть созданы соответствующие условия. Это должен быть кабинет, оснащённый компьютерами по количеству детей в группе. Робототехнические наборы (конструкторы) по идее должны быть индивидуальные у каждого ребёнка (ведь на рисовании каждому дают свой альбом и набор карандашей), но по факту у нас было 3 компьютера, 2 конструктора и 4 группы по 12-14 детей в каждой. В тесном кабинете, где было едва ли десять посадочных мест.


Так вот, администрация довела до сведения педагогов нормативы, согласно которым на одну ставку (18 часов) у педагога должно быть суммарно во всех группах более 30 детей.


Тем не менее, в этих дичайших условиях удавалось найти подход к каждому ребёнку, чтобы никто не был обижен, умудриться поделить несчастных конструктора на 30 человек и создать для ребят по-истиному семейную и благоприятную обстановку во время занятий, в результате чего каждому ребёнку уделялся максимум внимания и никто не был обижен.


Да, иной раз приходилось и успокаивать, и вытирать слёзы, но это ведь тоже есть часть работы хорошего педагога. Хотя у самого сердце кровью обливалось, когда семилетний кроха рыдал и проливал слёзы из-за того, что кто-то разобрал или сломал построенную им модель. Иной раз не чурался приобнять ребёнка, за что гораздо позже администрация попытается предъявить обвинения в педофилии.


А неугодным администрации я стал накануне первых летних каникул. На столах педагогов исподтишка появилась записка, согласно которой всем сотрудникам со следующего учебного года на те самые 18 часов в неделю (1 ставку) полагалось иметь уже не более 30 детей, а более 60. Увеличения оплаты, естественно, не предполагалось. То есть в тесный кабинет с десятью посадочными местами нужно было, вопреки здравому смыслу и санитарным нормам, посадить уже не 12-15, а 25-30 детей. Три компьютера и два конструктора.


Коллеги возмущались между собой, а я, с детства обладающий обострённым чувством справедливости, сделал первый опрометчивый шаг. Обратился в вышестоящую инстанцию, преподобный Департамент образования. Право-то такое у педагогов есть, только вот почему-то все руководители учреждений активно пытаются этому противостоять. Меня тут же, словно нашкодившего котёнка, стали таскать на ковёр к директору, доказывать, что я неправ и активно уговаривать отозвать своё обращение.


В чём причина? Полагаю, в том, что отдельные представители администрации учреждения сознательно шли на нарушение с целью, чтобы кто-то смог положить себе в карман больше. Осенних листьев, собранных на субботнике.


Потом всё как будто стабилизировалось, с помощью родителей даже удалось немного пополнить материальную базу и закупить несколько новых конструкторов. Всё делалось через администрацию учреждения с соблюдением всех положенных процедур, но при этом никакой заинтересованности и радости у директора по этому поводу не было. Хотя, казалось бы, есть повод.


Кстати, до этого всё необходимое для занятий – запасные части, расходные материалы, батарейки в безумных количествах мне приходилось регулярно покупать со своей зарплаты, администрация была безучастна. За три года учреждение со скрипом выделило 3 пачки батареек Duracell по 10 штук. Всё!


Но, тем не менее, попыток расстаться с педагогом даже ценой закрытия кружка руководство не оставляло. На каждой планёрке не отличающаяся человеколюбием завуч внушала, как мало мы работаем и много получаем, а директор вторила ей в том, что педагог – это раб, которому иметь и отстаивать своё мнение не положено. В любой ситуации она твёрдо заявляла: «Я всегда права». Впрочем, фразы в духе «Вы, как люди, нас не интересуете» тоже были далеко не исключением.


Однако, существенных нарушений не было, зацепиться было не за что. Это очень злило завуча, которой я когда-то посмел сказать в лицо, что она ненавидит людей. И она перешла к банальному хамству. Начала придираться к количеству детей в группе, пыталась запретить принимать пищу даже во время перемены и общаться с коллегами. Однажды, во время летних каникул, когда я в свободное время зашёл поздороваться в соседний кабинет с коллегой, набросилась фурией, заявив, что я не имею права находиться здесь. На что получила конкретный, вежливый и очень спокойный ответ:


- Галина Ивановна, если в следующий раз Вы позволите себе общаться в подобном стиле, то не могу гарантировать, что в следующий раз я смогу оставаться вежливым и удержаться от использования ненормативной лексики.


Галина Ивановна тут же на написала на меня докладную, где указала, что я её обматерил (!) и на пару с директором они начнут меня долго и нудно гнобить. Моя встречная докладная с изложением ситуации, как всё было на самом деле, осталась без внимания, а завуч затаит ещё большую злобу. Чуть позже, когда нескольких педагогов нецензурной лексикой покроет совместитель, которая является подругой директора, я принципиально и официально сообщу об этом директору, но это тоже останется без внимания. Подруга ведь.


На следующий учебный год администрация, в попытках выжить неугодного педагога, составит крайне неудобное для всех расписание занятий, аргументировав это тем, что в другое время кабинет занят. И это, как несложно догадаться, тоже окажется ложью. Родители начнут буквально осаждать кабинет директора, но им будет предложено посещать занятия не по расписанию групп, а тогда, когда удобно. То есть в понедельник ребёнок будет заниматься в одной группе, а в среду – уже в другой. Разумность такого решения комментировать не хочется.


Но этот момент мы тоже переживём. Пройдёт ещё один учебный год, но следующей осенью меня, воспитанников и их родителей ждал сюрприз. Накануне 1 сентября администрация примет поистине мудрое решение из кабинета робототехники, при катастрофическом дефиците оборудования, вынести все три компьютера. Занавес. Позже мне будут предъявлены надуманные обвинения в том, что «вы всё равно на компьютерах не работаете», «вы даже не знаете, какие программы там установлены» и прочая чушь. Как будто все три предыдущих года дети программировали роботов на счётах.


Я был на грани отчаяния. Казалось, занятия будет вести невозможно. Однако, за лето придумал, как переформатировать ход занятий, чтобы каждому ребёнку даже в таких условиях было интересно заниматься. Вроде даже получилось. Дети вновь с удовольствием посещали занятия, не догадываясь, что за улыбкой и доброжелательностью скрывается затравленный системой образования педагог.


Позже было организовано собрание с родителями. Они были поставлены в известность, что руководством учреждения предпринимаются регулярные попытки угробить кружок, в который было вложено столько душевных, физических сил и собственных материальных ресурсов. Свидетелями выноса компьютеров многие из них стали сами, и были возмущены, так как многие ежемесячно сдавали пожертвования на счёт муниципального учреждения.


В итоге совместно с родителями учеников было принято решение, что существование кружка будем обеспечивать самостоятельно, так как ни у кого не было уверенности, что администрация вновь не поступит столь же подло и непорядочно. Это позволило награждать детей призами и игрушками за участие в конкурсах, мероприятиях и соревнованиях, приобретать всё необходимое для занятий – от запчастей и компьютерных мышек до новых конструкторов. Скорее вопреки, а не благодаря, кружок продолжал развиваться.


Это устраивало всех, кроме руководства учреждения. В итоге мне настойчиво было предложено уволиться по собственному желанию, а иначе – и тут директор неожиданно переходила на около-уголовный стиль общения – «я Вам жизнь испорчу», «Вы у меня на работу никогда не устроитесь» и тому подобное. Встречаюсь не впервые, но так и не знаю, в каких высших учебных заведениях подобному будущих директоров учат.


Так кружок был почти угроблен. Мне, конечно, оперативно (и, конечно же, заранее) подыскали замену. 5 часов в неделю против 18. Почти все родители забрали детей из учреждения, заявив, что ходили именно к конкретному педагогу. Коварный план в конце концов был осуществлён. Ломать – не строить, чего уж там.


Наверное, немногое из того, что я умею в этой жизни делать – это честно и добросовестно работать для детей. К сожалению, для всех, кроме воспитанников и их родителей, в системе томского образования я являюсь персоной нон-грата. Сегодня, если меня приглашают на собеседование, то только для того, чтобы посмотреть, как на обезьянку в зоопарке. Сотни довольных детей и исключительно положительные отзывы родителей во внимание не принимаются.


Без особого желания, но я вынужден был написать заявление. Директор устроила настоящую нервотрёпку, осаждая телефонными звонками и СМС-ками с угрозами и принуждениями как можно скорее принять решение и сделать единственно правильный выбор. Терпеть всё это сил, уже, конечно, не оставалось.


Конечно, хотелось бы услышать и официальные комментарии представителей Департамента образования. Уж много лет руководители пытаются не выносить сор из избы и всячески противостоят этому, а педагоги оказываются совершенно беззащитными и бесправными, в том числе в случае конфликтов и несправдливой травли. Из них планомерно пытаются сделать послушных и покорных рабов. И если директор учреждения ещё может обратиться за помощью в вышестоящую инстанцию, то у педагогов такого права де-факто нет.


Неужели система образования так никогда не повернётся лицом к тем, на чьих плечах на самом деле она и держится? О несправедливости говорить и вовсе не приходится. Если ты подруга директора, то тебе можно всё, а если нет - и рот не смей открыть, молчи подобострастно и распоряжения выполняй.

71
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Оп, раз вы в Томске, то идите в Квантоитум, там есть (было?) оборудование и помещения, а вот с учителями по робототехнике проблемы большие.

раскрыть ветку
256
Автор поста оценил этот комментарий

ИП, ещё парочку нормальных учитеоей, аренда помещения - и вести без оглядки на мудаков.

раскрыть ветку
30
Автор поста оценил этот комментарий

А вы после увольнения в комитет образования написали? или все так и оставили?

Мы , родители, примерно в такой же ситуации, когда пытались закрыть наш кружок по рисованию в ДК, написали в комитет. Написали в администрацию города,. Подошли к директору ДК и сообщили о желании написать в трудовую инспекцию ( а там нарушений просто море)и прокуратуру и  в налоговую, инициируя проверку. И оппа - и помещение появилось, и все вопросы по количеству детей в группах, и по графику работы были сняты. Правда пришлось выдержать несколько скандалов, но оно этого стоило.

раскрыть ветку
292
Автор поста оценил этот комментарий
Тяжко читать, но выходы всеравно есть. Аренда помещения неподалёку, и работа уже на себя.
а что касается школы. Ну родители если бы не проглатывали такое поведение, а коллективно долбал. Жалобами мин обр, уверен проверки бы началась. И требования 60 детей на 10 мест вскрылись. Записывать надо, сохранять, предъявлять.
раскрыть ветку
29
Автор поста оценил этот комментарий
Это жесть...
бро, моя мама директор школы, готова предоставить помещение и все нужное.....не может найти нормального педагога....а у вас не директор, а тварь....

Переезжать не предлагаю привет из Донецка, тут не сладко..
но больно читать такое.
школа про которую написал, попала под обстрел, горела в 2014г, потом долгий процесс восстановления и сбора коллектива сильного, к каждому подход ищут.
честно? Хуем по губам поводить вашему директору, а завуча ебало разбить. Это твари а не педагоги это имхо, им плевать на детей
раскрыть ветку