Использование смартфона в качестве навигатора - мой сетап
С одной стороны, данная тема может показаться банальной. Существует куча моделей специальных мото-навигаторов, телефонов (защищенных и не очень), куча всякого рода держателей к ним, хваталок, магнитных креплений, водонепроницаемых чехлов (с козырьком и без). Ставь да езжай. Но нет. Опыт длительных путешествий и городского коммьютинга вывел оптимальную для меня формулу, решающую проблему навигации. Это исключительно мой опыт, и я убежден, что существует еще куча других рабочих решений.
Итак, начнем с основного.
Смартфон против отдельного навигатора.
Этот выбор был для меня очевиден. Использование смартфона в качестве навигатора убивает сразу кучу зайцев:
— Вероятно, телефон на базе Android или iOS у вас уже есть.
— Телефон все равно нужно в дороге заряжать. Где это делать? В кофре? Это долго и неудобно, при городской езде вы не будете его туда засовывать и вытаскивать постоянно. Ставить телефон на зарядку рядом с отдельным навигатором - перебор, согласитесь. Ну либо телефон будет жить в кармане и потихоньку разряжаться. Зачем, если можно использовать удобную быструю хваталку и поддерживать заряд основного средства связи всегда в актуальном состоянии.
— При использовании телефона в качестве навигатора, на стоянке вы легко прячете всю свою электронику (в виде одного смартфона) в карман. Да, наверное навигатор тоже можно снять, наверняка топовые модели поддерживают быстрое крепление. Но его ведь тоже придется на себе таскать. А вещь это дорогая, оставлять на мотоцикле нельзя, ну или есть риск остаться без штатного навигатора.
— В смартфоне большое количество бесплатного и платного ПО для навигации на выбор, всегда актуальные карты, прокладка маршрута с учетом пробок, доступ в интернет. В отдельном навигаторе вы ограничены одной программой, пусть и хорошей. Но вам может потребоваться какой-то особенный функционал или карты. И всё. Обновление карт возможно только при подсоединении к ПК, отображение пробок возможно только при подсоединении к телефону с доступом в интернет, что также наталкивает на вопрос "накуа мне два кирпича".
— Телефон перед глазами позволяет получать дополнительную полезную информацию. После стыковки с гарнитурой мы можем вполне удобно управлять музыкой (при желании, я не слушаю), отвечать или отбивать входящие вызовы, звонить, читать входящие сообщения. При обеспечении должной безопасности, конечно. Лучше это делать стоя на безопасной обочине.
— Также телефон можно использовать как кастомную приборную панель или бортовой компьютер - точный спидометр, одометр, компас и т.д.
— Очень сильный аргумент - цена. Зайдем на сайт Гармина и окуеем вместе. 73 тысячи за банальный 5-ти дюймовый навигатор (а диагональ меньше совсем не хочется) с картами Европы (но с неограниченным обновлением, спасибо и на том). На Android схожий функционал можно получить за бесплатно (не считая девайса, он у нас уже есть), или за денежный эквивалент одного завтрака в Макдоналдс.
Чтобы реализовать все плюсы и удобство использования смартфона на мотоцикле, я выбрал влагозащищенный телефон Sony Xperia Z2.
Использование влагозащищенного телефона избавляет от надобности засовывать телефон в неудобный водозащитный чехол. Помимо того, что в таком чехле телефоном почти нереально пользоваться, он еще очень сильно бликует на солнце, а также наглухо запотевает во влажную погоду. Еще из минусов - через сезон молнии ржавеют и требуют смазки и ухода - открывать и закрывать чехол становится очень сложно.
Не могу не сказать о небольшом неудобстве использования открытого телефона - тачскрин реагирует на капли дождя, и телефон начинает самостоятельно ползать по дебрям меню. В Sony это проблема решена изначально - в прошивку встроен виджет, который блокирует тачскрин при включенном экране. Разблокировка производится слайдом по виджету. Аналогичные приложения есть в Google Play.
Еще одной стратегически важной плюшкой моего телефона стало наличие "из коробки" магнитного коннектора для зарядки.
Магнитный коннектор не только ускоряет подключение питания к телефону, но и сохраняет стандартный порт micro-USB от раздрачивания и попадания влаги. Я думаю, всем известно, как быстро умирает порт micro-USB от вибраций техники, да и просто от регулярной дрочки шнуром для подзарядки. И еще - это гораздо быстрее и надежнее, чем беспроводная зарядка, которая еле-еле справляется с включенным экраном и GPS.
Сейчас найти телефон со встроенным магнитным коннектором - большая проблема. Они есть, но это либо экзотика в защищенном телефоне в два пальца толщиной, либо Китай, либо то и другое.
Выход есть. На рынке есть влагозащищенные телефоны с открытым портом micro-USB, который не боится влаги. Туда можно воткнуть магнитный коннектор с Али. Есть разные, и с возможностью передачи данных, и без таковой (но круглый очень удобно пристыковывать на ощупь, имхо). Только одним кабелем не обойтись - забудете или потеряете, а коннектор в порт входит очень туго и быстро вытащить не получится. Лучше один в машину, один домой, один на мотоцикл, один в карман или на работу... Но стоит копейки, потратиться можно.
Гуглить по запросу Magnetic Micro USB Cable.
По держателю. Уже давал ссылку в предыдущем посте. Самая обычная пластиковая хваталка, ничего особенного. Раскрывается нажатием кнопки снизу. Супер-надежной не выглядит, но работает. Подкупила довольно компактная конструкция, возможность однорукого управления и свободный доступ к магнитному коннектору. По ширине телефона, предел - 14,5см.
Верхнюю крышку выбросил за ненадобностью, телефон держится надежно и без нее. На всякий случай предусмотрел темляк и хомутик для него - в дальний трип не парит пристегнуть дополнительно (см. первую картинку поста). В будущем хочу еще козырек приколхозить попробовать.
Установка телефона в данный держатель занимает несколько секунд. Снятие - секунда-две.
Нарезал небольшой видосик с тестовой поездки, как это выглядит в движении. Оффроуда нет, но стыки мостов и трамвайные рельсы присутствуют. Как можете видеть, держится крепко.
Хотя, вот такой вот пружинный держатель видится мне самым простым и надежным решением, и под любой размер телефона, вероятно. Но снимать и ставить телефон только двумя руками, к сожалению. Если с моим держателем что-то случится, этот в списке претендентов на замену.
Также в последнее время нам предлагают использовать магнитное крепление, например такое: https://www.rokform.com/collections/motorcycle-mounts
Есть как целиковые чехлы, так и универсальный набалдашник на любой телефон.
Очень заманчивое предложение. Компактно, эстетично, "одноруко". Сомнений в надежности удержания нет, кому интересно, вбейте в YouTube Rokform Ultimate Test.
Также фича этого крепления в том, что магнит находится в чехле на телефоне, а не в держателе - можно прилеплять телефон рядом с собой на любые металлические предметы. В гараже должно быть удобно.
Но есть сомнения в безопасности для аппарата и его датчиков. Компас наверняка работать не будет. Также читал мнение, что могут быть долговременные проблемы с компасом из-за намагничивания деталей внутри корпуса телефона. Я пока не осмелился затестить подобное крепление, но интерес есть. Авторы данного девайса вред для телефона всячески отрицают. У кого есть опыт по таким магнитным держалкам - отпишитесь.
В комплекте к док-станции идут 2 вставки - для телефона без чехла, и с чехлом. Для использования хорошего жирного чехла вторую вставку пришлось доработать напильником, и в чехле проковырять аккуратное отверстие для коннектора, но результат стоит того.
Есть в мире один аппарат с претензией на защищенность, который теоретически переплевывает данный сетап по удобству использования в машине, но сливает всухую по использованию на мотоцикле. Если доработают - это будет "маст хэв". Как-нибудь напишу о нем.
Предрекая ваши вопросы - да, иногда телефон улетает, если очень резко стартануть, или поймать действительно большую кочку. Ситуации редкие, но случаются. Есть мысли, как пофиксить, в скорости реализую.
По навигационному ПО.
Тема обширна, тянет на серию постов.
Я с него начал, и пользуюсь каждый день по сей день. Это простая, красивая, внятная и быстрая программа, которая поможет оперативно добраться из точки А в точку Б, минуя пробки по возможности. Соответственно, для полного и быстрого функционала вам нужен доступ в интернет. Строит маршрут, да и вообще работает он действительно очень быстро. Это именно автомобильный навигатор, когда вы не знаете как и куда ехать, вы просто вбиваете конечный адрес, выбираете один из предложенных маршрутов и вперёд. Каких-то других тонких настроек не предусматривается.
Это онлайн-навигатор, в котором не преследуется целей планирования маршрута. Да, конечно он позволяет задать промежуточные точки, да, последние версии позволяют загружать карты в кэш и даже строить маршрут оффлайн. Но его основная задача - довести до одного-двух адресов без заморочек. Заливать маршруты и треки в него нельзя, текущий трек он тоже не пишет.
Многие на нем и останавливаются, особенно для города и цивилизованных путешествий. Мне его тоже хватало, пока, в определенный момент, мой навигатор меня не подставил.
Прокладываю я, значит, маршрут между Орлом и Воронежем. Проверяю, как ведёт, всё устраивает, по большим и хорошим дорогам. Едем. Остановились заправиться, дальше едем.
Ночь, ярко светит полумесяц, а машин становится все меньше и меньше, а дорога все уже и уже. Какие-то поля, как в фильме"Джиперс Криперс", глухие деревни. Дорога сначала покрывается ямами, а потом вовсе проскакивают грунтовые отрезки. И вокруг просто никого на десятки километров. Я останавливаюсь, дабы понять причины данного недоразумения. Понял. Навигатор, после заезда на заправку сделал "вы ушли с маршрута", и перепроложил маршрут по короткому пути по своему разумению. Возвращаться назад было уже вообще не вовремя, подвох я понял слишком поздно. Попёр дальше, вроде асфальт вернулся потихоньку, доехали.
Вот тут-то я и осознал важность планирования маршрута.
Это мощное приложение для работы с точками, треками, формирования маршрута и оффлайн/онлайн навигации.
Я приобрел расширенную версию (<500руб)
Ограничения бесплатной версии OsmAnd:
— ограниченное число загрузок карт (7);
— нет возможности просматривать описания достопримечательностей из Wikipedia без использования Интернет.
Функционал приложения весьма обширен и тянет на серию статей. Попробую кратко пробежаться по основным функциям:
— Приложение основано на картах Open Street Maps. Покрытие - весь шарик, так заявляют. Основная карта - векторная, очень детализированная. Пешеходные, вело-дорожки, тропинки, ЛЭП, освещенные улицы, дорожное покрытие, лежачие полицейские, пешеходные переходы, светофоры, остановки транспорта и еще огромная куча других объектов и POI... Легенда карты в виде картинки имеет размер 700x17188!
Сразу - это не яндексовские растровые карты, где все плавно и красиво. Тут карты загружаются довольно неспешно, слоями, визуально все "тормозит", особенно при большом количестве объектов. Это не баг, это фича.
— Основная карта предварительно загружается из интернета, по областям, и далее доступна оффлайн.
— Маршрут может быть построен и оффлайн в том числе. Построение маршрута в оффлайне более 250км может быть очень долгим - это особенность приложения. Маршрут 550км с 4 промежуточными точками считался чуть меньше 3 минут. Это основная претензия к программе, хоть и не критическая. Можно разбить на два отрезка или просто подождать - 500км в день для планирования интересного маршрута более чем достаточно, а для более длительной телепортации А - Б можно воспользоваться более простым "автомобильным" навигатором - Sygic, или Maps.me. Они тоже строят оффлайн, и вроде довольно быстро.
— Можно строить маршрут онлайн с помощью сетевых сервисов маршрутизации YOURS и OSRM - моментально.
— POI доступны без доступа в интернет, в т.ч. описания достопримечательностей из Wikipedia.
— Поверх основной карты можно подгружать карту наложения из пары десятков других онлайн карт, например снимки со спутника или топографическую карту. Прозрачность настраивается бегунком с главного экрана. Эти карты можно подгружать в кэш, но не загружать полностью (но можно залить вручную, поигравшись с файлами кэша).
— Программа поддерживает несколько профилей со своими настройками. Я оставил Авто и Мото. В каждом профиле туева хуча настроек отображения карты - стили, масштаб, карты наложения, детализация, и т.д. и т.п.
— Большие возможности кастомизации интерфейса. Почти любую функцию можно вынести на тулбар в главном окне. У меня там живет быстрая смена карты покрытия на одну из трех, и отображение ближайших нужных POI, типа АЗС, гостиниц, достопримечательностей.
— Основная плюшка - удобство работы с точками, треками, планирование маршрута.
Можно неспешно на ПК построить маршрут на простом и быстром сервисе http://www.yournavigation.org/ (~20 промежуточных точек, дальше экрана не хватает, но можно масштаб страницы покрутить) или на функциональном https://maps.openrouteservice.org (до 40 точек), сохранить в .GPX и открыть этот трек в OsmAnd. После загрузки трека доступно включение режима навигации по данному треку. Если вы находитесь не в начальной точке маршрута, то навигатор сначала приведет вас к ней.
— Если же доступа к ПК нет, то можно спокойно составить маршрут сразу в телефоне - отметить необходимые точки (флажки) на пути следования будущего маршрута (неограниченно или очень много), отсортировать их как удобно (в порядке хронологии выставления, или по расстоянию от вашего местоположения) и проложить маршрут через эти точки. В последнем обновлении появилась возможность создать кольцевой маршрут - при включении соответствующей галочки прокладывается дополнительный отрезок от последней точки к первой.
— Также присутствует возможность простой навигации на флажок, со стрелочкой направления, как в компьютерных играх. В окне со списком флажков можно включить отображение стрелки направления, пунктир с отображением расстояния, и т.д. Полезная фича для пешеходных и оффроудных вылазок.
— Естественно, есть возможность записи текущего трека в файл, а также добавление произвольной точки к любому существующему треку.
— В режиме навигации телефон показывает (и проговаривает) наличие камер, лежачих полицейских, предупреждает о пешеходных переходах, о превышении скорости и других дорожных событиях. Куча настроек интерфейса. Особенно порадовала функция - гасить экран до следующего поворота. Во время длительных перегонов экран гаснет и сохраняется заряд АКБ, и лишь за некоторое время до очередного поворота экран снова загорается.
— Ну и пункт, из-за которого я вообще все это затеял - функция "умный пересчет маршрута". При событии "вы ушли с маршрута", пересчитывается только начальная его часть, а дальше навигатор возвращает на основной проложенный маршрут. Сюрпризы исключаются.
Пожалуй, пока достаточно.
Сразу скажу, что я не перепробовал все существующие навигационные программы. Скорее, я сам нахожусь в поиске. Поэтому, кому есть что добавить - welcome, делитесь своим опытом.
Надеюсь, был полезен. С уважением…
Потрясающе подробный пост!
Особенное спасибо за зарядку! Обязательно надо прикупить такую!
Сетап за 4 года:
* б/у телефон с барахолки на андроиде - $30
* держатель с чехлом с али - $15 (навороченный, два шарнира)
* прикуриватель с usb переходником - $4.88
* Navitel, по европе проблем не было, разве что в Клайпеде - упорно вел по встречке на улице с односторонним движением
Повторюсь, 4 года - ничего ни растряслось, ни сломалось, ни промокло (даже в дожди по 700км за день). Покупать навигатор как отдельное устройство (да еще с приставкой "мото") считаю выбрасыванием денег на ветер.
для всего остального есть master card1. Онлайн навигация это здорово, но не когда ты в роуминге. А тот же Яндекс не умеет стоить маршрут без интернета
2. Ты не только снимаешь устройство всё в одном, ты еще и в случае поломки лишаешься всего сразу.
3. Примечательно что именно сони не принимает утопшие смарты, по крайней мере z3c. Но я потерял 1 смартфон когда он выскочил из обычного крепежа, так что я за кейс. У меня не ржавели молнии, а бликовка на солнце решается увеличением яркости и/или сменой угла атаки.
4. Именно с магнитным коннектором я мучался пока не собрал самопальную длкстанцию - он банально отваливался на кочках. Хотя вероятно дело было еще и в китайских проводах. Ну и да, это точно лучше чем юсб, но противоречит твоей концепции «у тебя уже есть смартфон». Я бы рекомендовал беспроводную зарядку, буду пробовать в этом сезоне.
5. Возвращаясь к фиксации смарта - шнурок сейчас похоже только у сони и остался, но есть вариант найти чехол.
6. Magnetic dock прикольно, но помимо того что ты описал, с ним невозможна беспроводная зарядка и не факт что есть дырка под твой кабель
7. Я.навигатор этим грешит, но последнее время меньше. Я строю маршруты в я.картах, по мне они удобней, но да, основная идея это слепо довериться голосу из мобилки. А так приложение интересное, про то что навик поведет к первой точке это не очень.
8. Говоря о пои - я пользуюсь «стрелкой» и у меня нет нареканий к ее работе, но возможно все в одном приложении было бы удобней. У него есть режим проговаривания только о камерах в зад?
За сезон на жестком держателе (фигня с четырьмя лапками) примотанном к рулю дивана одноствола умерло: два сумсунга (камеры) и одно надгрызенное (боковые кнопки). Так что не все фрукты и овощи одинаково полезны.
На шлеме сена20с по блютусу связанна с жпс и с телефоном, можно одновременно слушать музыку и навигатор. Для маршрута использую calimoto- если с телефона, он строит маршрут расчитанный для мото, с извилистыми дорогами, и tyretotravel для жпс, сам ставишь маршрут по точкам, и одним кликом загружаешь это все в жпс.