Инженер-технолог. Трудности общения с производством

105 дней назад я пообещал через неделю написать ещё один пост. Ну-у-у, наверное, пора


В первом посте https://pikabu.ru/story/professiya__inzhenertekhnolog_505471... я рассказал в общих чертах о профессии инженера-технолога.

Второй пост https://pikabu.ru/story/inzhenertekhnolog_trudnosti_obshchen... был посвящен работе с конструкторами.

В этом посте расскажу о том, как мы взаимодействуем с производством.


Самая большая ошибка технолога, на мой взгляд, - работать в отрыве от реальности. Вы можете быть сколько угодно умным и опытным, можете писать замечательные подробные технологии по всем правилам, за которые преподаватель в университете поставил бы вам пятерку, но какой в них толк, если рабочий не читает технологическую документацию и делает так, как считает нужным? Первые месяцы работы я ходил в цех почти с каждым чертежом с вопросами.


"Как вы это делаете?" - так вы узнаете предпочтения и привычки рабочих, заодно познакомитесь и покажете, что пишете для них, а не для галочки.


"Какие максимальные размеры обрабатываемых деталей?" В документации к станку написано 500х700, но, с одной стороны, датчик привязки инструмента мешает поставить длинные и широкие детали, а с другой стороны при желании можно немного вывесить деталь за пределы стола, а потом сместить для обработки остальной части и перезакрепить.


"Вам нужна оснастка для навивания пружин?" - нет, обрезки заготовок никуда не сдаются и регулярно служат рабочему материалом для оправок. А вот для крупных деталей материал под заготовку нужно учесть, чтобы резчику не пришлось искать неучтенный материал, иначе на детали может не хватить, а это большая проблема.


Десятки, сотни вопросов с годами превращаются в весьма ценный опыт. Правда, не всему, что скажут рабочие, можно верить на слово. Нежелание возиться с деталью превращается в аргументированное на первый взгляд объяснение, что это слесарная работа или на ЧПУ лучше отдать. В таких случаях приходится консультироваться с начальником участка, цеха или производства в зависимости от сложности, потому что, как ни крути, они ближе к работягам и лучше знают, где быстрее, легче или точнее сделать тот или иной элемент детали.

Бывает и обратная ситуация - спрашиваешь токаря на этапе проверки детали на технологичность, может ли он это сделать, а он в ответ: можно сделать всё, вопрос только во времени.


Следующий этап общения с производством - исправление неизбежных при большом объёме работы ошибок. Я взял за правило с утра проходить по участкам поздороваться с рабочими и инженерами, благо производство небольшое. Цеха начинают работу раньше технологов, поэтому к моменту моего прихода рабочие уже переоделись, подготовили станки к работе, открыли чертежи и обнаружили ошибки или вспомнили, что заметили в конце прошлого дня. Многие вопросы получается решить прямо на месте, сэкономив и своё, и чужое время. Другие вопросы сразу настраивают на рабочий лад. Опять же, постоянно мелькая в цехах, можно заслужить доверие и уважение. Первое важно тем, что на тебя не жалуются лишний раз, а решают проблемы вместе с тобой. Один из уволенных несколько лет назад технологов бывал на производстве пару раз в год и писал порой совершенно отвлечённые от реальности технологии, да и академическими знаниями при этом не блистал. Кстати, на фоне таких сотрудников гораздо легче считаться хорошим технологом)


Помимо рабочего персонала на производстве есть немало инженеров - начальники участков, цехов, начальник производства и его замы и т.д. С высшим звеном общение сводится к решению особо сложных вопросов, также я подхожу к ним с вопросами по технологичности, когда надо проверить новое сложное изделие. Некоторые вещи кажутся мне логичными, хоть и сложными, но на практике излишне сложными. Опытный и мудрый начальник расскажет, что тонкая уплотнительная резинка 5 лет назад не обеспечила герметичности на другом изделии или предложит уточнить, какой материал лучше подойдёт для работы под давлением в солёной воде.


Помимо участков по механической обработке на моей работе есть гальванический участок, малярка, термичка и т.д. Знание того, какое покрытие лучше для определённых условий работы изделия, бесполезно, если забыть спросить гальваника, а используем ли мы такое покрытие у себя на предприятии. Сложности могут быть связаны с отсутствием требуемых реагентов или банально нецелесообразности сливать ванну раствора для регулярно используемого покрытия, чтобы сделать одну партию деталей с редким покрытием и поменять раствор обратно. К слову, химические реагенты нельзя просто слить в канализацию, их надо деактивировать, очистить или даже отправить на переработку в соответствующие организации.



Подводя итог, скажу, что сотрудники производственных отделов для технолога это не просто исполнители, но в первую очередь коллеги, а иногда и очень ценные учителя, от отношений с которыми напрямую зависит эффективность работы технологического отдела

2
Автор поста оценил этот комментарий
Ой какая боль. Работаю 8й год программистом станков с чпу . В арсенале от новых 3-4х осевых центров, токарных и прутковых полуавтоматов, до столетнего говна мамонта, с погрешностями плюс-минус миллиметр и вечными глюками. Но работать на них надо, хотя это дольше, хуже качество и больше брака.
У нас цеховые технологи сидят с нами в одном кабинете и работа неразрывно связана с ними.
Фишка наших наладчиков и рабочих оставлять все вопросы на 16.00 . Конец рабочего дня в 16.15. Сделать ничего уже никто не успеет, но зато начальнику завтра скажет что вопрос задал ещё вчера, а технологи и программисты молчат, поэтому он без дела слоняется. А начальник цеха всегда по умолчанию верит своим рабочим, а не чужим технологам и тем более программистам. Уволить и наказать соответственно никак нельзя, итак нехватка наладчиков, а толковых вообще нет.
Резцы они сами не точат, потому что не умеют. Ноль найти и инструмент привязать без датчиков это пол дня надо ходить кругами. Технологию не смотрим, описание и комменты в программе не смотрим, эскиз смотреть не царское дело, а потом пол партии в брак, потом у что деталь ставил не той стороной. Почему? - Ну я думал неважно как ставить. Да, сука,
у тебя в технологии все написано, эскиз есть как ставить надо. И после всего наладчиков молодец, а технолог с программистом плохие, не стояли рядом не смотрели.
раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий
Вот с первого предложения, видно наших людей. Если заказ сдан вовремя, значит вернётся на доработку
раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий
Технолог и производство неразрывно связаны. Это правда.
Порой даже, слишком сильно... (
1
Автор поста оценил этот комментарий
отработал 3 года технологом в машиностроении и переполз на ЧПУ-станки работягой. ручками повеселей работать и сам себе технолог и наладчик и оператор.
раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий

ставлю +1, потом читаю)