Бежим! Куда? Не знаю!
Был один проект, в котором удалось познакомиться с неизвестной мне ранее бизнес-моделью, рассмотрев одну компанию практически со всех ракурсов. От недели до двух недель работал как доп.сотрудник(или просто сидел рядом) почти в каждом отделе компании. Этот уникальный опыт, позволил наконец-то собрать все кусочки пазла в моей голове и научиться видеть бизнес целиком со стороны. Пока переходил из одного отдела в другой, пообщался с большим количеством персонала и воочию увидел как работают некоторые управленцы.
Прихожу в отдел продаж. Вижу есть система CRM. Сотрудники получают задачи и начальник отдела проверяет их работу прослушивая записи их разговоров с клиентами. Мои вопросы/ответы сотрудников:
- у вас есть материалы с которыми мне нужно ознакомиться как новичку?
- вот пачка бумаг.
- спасибо(вижу, что мне дали небольшую стопку разрозненных указаний от руководства).
- (все с утра "заняты ютубом и соц.сетями").
- ребята, а почему тут информация о мероприятиях противоречит друг другу?
- у нас, то отправляют одно указание, то отправляют другое где отменяют какие-то отдельные моменты или все предыдущее указание.
- то есть, чтобы мне понять полную картину, нужно взять правила, а потом искать в разных бумажках где что изменили?
- ну да.
- отправлять целиком исправленный документ(отменяя сразу предыдущую редакцию), вместо регулярной отправки кусочков с исправлениями, никто не догадался?
- от наших дождешься...
- ясно, я тут уже все прочел. Есть у вас информация, касательно всех манипуляций которые вы делаете в CRM?
- нет.
- как же вы это узнали сами?
- да тут каждый день все время что-то меняется. Ни у кого времени нет это расписывать. Мы у друг друга по ходу узнаем.
- (дальнейший опрос показал, что утвержденного алгоритма решения той или иной задачи нет, скриптов нет, информация не консолидирована. А так называемые лидеры продаж, просто в свое время разобрали самых жирных клиентов, когда им передавали базу клиентов компании и теперь без особых усилий получают крупные бонусы. Т.е просто сели на поток, который не они создавали).
Рассказываю нач.отдела о том, что видел за те дни, что был у них. Между делом говорю, что в отделе полностью отсутствует адаптация к должности. Как выяснилось позже, только эта информация была передана выше, и сверху директору по персоналу поступило указание немедленно выстроить систему адаптации персонала.
Через парочку недель уже нахожусь у зав.складов изучаю как у них выстроена система учета. Тут слышу как один из них бурчит. Завсклад/я:
- запарили они.
- что случилось?
- да директор по персоналу дала указание, чтобы мы до конца недели написали программу адаптации персонала по своему подразделению и выслали ей.
- чтобы вы сами написали?
- да. А я даже не знаю что это такое. Пойду наверное у других отделов спрошу. (действительно сходил к начальнику другого отдела, которая посмотрела в интернете что это за зверь такой "адаптация" и скопировал ее файлы поменяв шапку. Видимо так и выслал).
Хотелось и смеяться и плакать.
Как я себе это представлял: определяются отделы в которых на данный момент требуется эта система адаптации персонала(например в F&B где регулярно новенькие официанты она нужна, а на складе этой компании где один и тот же персонал работает больше года вместе, острой необходимости сейчас в ней нет); отдел по управлению персоналом разрабатывает шаблон программы адаптации персонала в компании; работая в паре с руководителями отделов адаптирует шаблон под специфику каждого выбранного отдела; скорость адаптации персонала увеличивается, а это меньше косяков, выше скорость новичка и его эффективность(новичок отдела продаж готов давать результат не через месяц, а уже через 2-3 дня).
Как это было на самом деле: директор по персоналу выслала указание всем отделам подряд; никому ничего не объяснили, просто потребовали выполнение в директивной форме; о совместно проработке не было и речи; руководители отделов что поняли, то написали и выслали; все что было выслано в отдел управления персоналом было собрано и показано собственнику как решенная проблема. В итоге все проделали большой объем работы, директор по персоналу отчиталась о том, как она хорошо поработала, проблема как не была решенной, такой и осталась. И ведь такой бред происходит во многих компаниях. А я еще раз убедился в том, что там где у тебя нет широких полномочий, бредоносцы извратят любую правильную мысль.
Третий закон Чизхолма.
- Любые предложения люди понимают иначе, чем тот, кто их вносит.
(Любой приказ, который может быть неправильно понят, понимается неправильно.)
Следствия.
- Даже если ваше объяснение настолько ясно, что исключает всякое ложное толкование, все равно найдется человек, который поймет вас неправильно.
Работала я как то на заводе, так там даже целый "отдел труда" был! Помню как специалист этого отдела по должностным инструкциям потребовал от меня написать себе должностную инструкцию. А на мой вопрос "а ваша тогда какая роль?", мною был получен ответ, что она должна "причесать" мою инструкцию и "внести изюминку"! О как))) ну и конечно же ее задача состоит в том, чтоб потом эту инструкцию подшить красиво в папочку и доложить, что все в порядке))
Бывает хужее. Я работаю в одном ФГУП. Сегодня звонит кадровика, приказывает написать должностную инструкцию к персоналу вновь образованного отдела, в котором будут работать выездные аварийные бригады. Я говорю "А ничего, что я в отделе логистики работаю?" А она мне "Ничего. Я вот начальник отдела кадров. Я в этих бригадах вообще ничего не понимаю". Как так то?