Асинхронный ЭД

Появился вопрос, на который я, самостоятельно и с помощью коллег, не смогли найти ответа. Надеюсь, что с вашей помощью я смогу понять в чем дело.

На рулевой машине с двумя гидравлическими насосами, которые могут работать самостоятельно и в паре, стоят асинхронные ЭД с КЗР мощностью 160 кВт. Основное различие моторов в том, что мотор номер 2 имеет вторую обмотку мощностью 22 кВт для  работы от аварийного источника питания с частотой вращения в два раза ниже. При питании от ГРЩ работает основная обмотка на 160 кВт.

Асинхронный ЭД Электродвигатель, Асинхронный электродвигатель, Работа, Гидравлика, Электрический ток, Загадка, Длиннопост
Асинхронный ЭД Электродвигатель, Асинхронный электродвигатель, Работа, Гидравлика, Электрический ток, Загадка, Длиннопост

Оба ЭД запускаются с переключением звезды на треугольник, но линейные токи имеют разные. Например, ток первого ЭД 75А, а второго 155А. Это нагрузка без перемещения руля. При перемещении токи немного выше.

Я отсоединял муфту и мотор вращается свободно "от руки". Ток х.х второго мотора 95А.

Паспортные данные моторов, к сожалению только на английском.


Первый мотор.

Асинхронный ЭД Электродвигатель, Асинхронный электродвигатель, Работа, Гидравлика, Электрический ток, Загадка, Длиннопост
Асинхронный ЭД Электродвигатель, Асинхронный электродвигатель, Работа, Гидравлика, Электрический ток, Загадка, Длиннопост

Второй мотор

Асинхронный ЭД Электродвигатель, Асинхронный электродвигатель, Работа, Гидравлика, Электрический ток, Загадка, Длиннопост
Асинхронный ЭД Электродвигатель, Асинхронный электродвигатель, Работа, Гидравлика, Электрический ток, Загадка, Длиннопост

Я, конечно, не знаю, но визуально второй мотор больше, а вот по паспорту разница всего в 30 кг.

Ну, и мой вопрос. Почему так сильно отличаются токи моторов? Мы обсуждали, что возможно вес роторов разный, но это играет роль при пуске, а при достижении подсинхронной скорости не так сильно.

Я думал, что проблема с насосом, но когда замерил ток х.х. отбросил эту идею.

Влияние второй обмотки и ее поля с тормозным моментом мной не принялась поскольку обмотка разомкнута и ток в ней не течет.

Ток, конечно, в пределах нормы и никакой речи о перегрузке не идет. Мотор греется до 80 градусов и нагревает подшипник на приводном валу (температура первого мотора 45 градусов). Я снимал крышку и убедился в отсутствии избытка смазки, удалил старую смазку, добавил новую. Ну, класс изоляции позволяет мотору работать в таком режиме, да и подшипник, думаю, выдержит до замены. 

Работаю десять лет и встречаю такое впервые.

Надеюсь на ваши подсказки.

Лига электриков

4.7K постов24.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Запрещён оффтоп, нарушение основных правил пикабу

30
Автор поста оценил этот комментарий

Что тут думать, идиотизм как всегда в звезде-треугольнике. Такой фокус прекрасно пашет на маломощных движках, но для мощных выглядит скотством. Просто потому что пусковые токи в разы должны превышать нормальные рабочие - это позволит снизить общую мощность. Но раз купили такие движки, придётся смириться.

В твоём случае вероятнее всего клин на подшипнике: в результате идёт трение, которого ты не замечаешь при провороте руками (нет серьёзного усилия), а вот при работе вал тупо перекашивает.

Есть вероятность что тупо перетянул ремень (или цепь, что у тебя там). Хотя это надо постараться, и опять же, при разболтанном подшипнике.

Я бы однозначно менял подшипник. Просто потому что это дёшево, предсказуемо, и стоит куда дешевле твоего времени, не говоря уж о потере мощности или простое производства.

Как доказать: берёшь силиконовую смазку, льёшь в оба подшипника, и на какое-то время их расклинивает. Только если в аэрозоли - дай выкипеть углеводороду, который нужен для создания давления, иначе он вспыхнет, вероятнее всего со взрывом. Это сравнительно безопасно, но можно просраться кирпичами.

Если пробой на обмотках (а такое бывает, и может даже какое-то время работать) - проверяется элементарно - у тебя будет разный ток на разных фазах. Если ток одинаковый - сам понимаешь, что чудес не бывает. Особенно в момент старта смотри, в схеме звезды у тебя точно видно В КАКОЙ из обмоток ток больше. И обрати внимание, что обмоток вероятнее всего несколько, это только условно их 3, на деле - кратное трём. Это сделано для увеличения КПД без необходимости поднимать питающую напругу.

Замкнута ли аварийная обмотка - проверяется тоже элементарно. Тупо вольтметром. Если на ней есть солидное напряжение во время работы, пропорциональное оборотам - обмотка пашет. Если на ней ноль и нет никаких отключателей внутри - обмотка закорочена.

Есть способ ещё проще: поскольку аварийная обмотка работает от той же напруги (проверь по паспорту), тупо включи её в работу. Если она пробита, выбьет автомат (у тебя там не жучки надеюсь?).

Ну и азы: при работе тупо померь токи клещами по фазам. Проще всего на автомате, там фазы разведены и удобно взяться.

ЗЫ. ОБРАТИ ВНИМАНИЕ, что по паспорту у тебя на втором движке ток холостого хода в полтора раза выше! Это не плохо и не хорошо, просто первый движок имеет чуть выше КПД, за счёт более тонкой обмотки и  большего количества проволоки в обмотке. Но всё-таки 127А паспортных и 155А есть разница, и разница серьёзная.

Слететь мог не только опорный подшипник, но и тот что сзади. Хотя усилие на него и ниже, но там и подшипник ставят поменьше. В то же время там стоит охлаждение движка, то есть грязь туда нагнетается гораздо быстрее. Учитывая, насколько разница в токе, я бы сказал что шарики подшипника давно заклинило, и он крутится просто так.

Однозначно отправляй на тех.обслуживание. Сначала разбери до заднего подшипника (обычно это не так сложно как кажется) и убедись что его заклинило. Пирометром этого не увидишь - там охлаждение. При ручном повороте этого не заметишь - дырка уже хорошо раздрочена в таком случае.

В любом случае подшипники расходный материал, и надо под рукой иметь на замену (пусть даже раздроченые) - чтобы оборудование не простаивало. Так что доберись, узнай какие, и закажи.

Тесты рекомендуется производить на аварийной обмотке. Так проще обнаружить клин. Также не помешает провести тест холостого хода - если этого конечно возможно (обычно сложно, там потом долго настраивать механическое сцепление чтобы точно встало, чтобы натяжения соблюдались).

Да, если тестить приходится под нагрузкой - ВО ВСЕ места этой нагрузки наебашь силикона. Мера это временная, силикон быстро вымывается. Но позволяет в добрый десяток раз снизить трение если чего заклинило - и так доказать что виновен не движок.

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий

В первом моторе одна обмотка и расположена ближе к ротору, чем две обмотки на другом. Поддержу предыдущего оратора, разные магнитопроводы, кос фи, возможно разные зазоры между статором и ротором.

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий

Может из-за разного количества железа в зубцах статора/другой формы зубцов. За счет чего-то же туда же запихали еще одну обмотку, и скорее всего не за счет меди основной обмотки.

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

Разница токов на холостом ходу обусловлена разным типоразмером двигателей, у односкоростного габарит 280L, у 2-х скоростного габарит 315M(обычно цифры-внутренний диаметр статора или диаметр ротора в мм), соответственно и количество железа у 2-х скоростного значительно больше.  На холостом ходу (именно двигателя) потребляемый ток в основном состоит из реактивной составляющей (косинус фи у мотора работающего на холостом ходу крайне мал), значение (тока ) которой зависит от объемов намагничиваемого железа и величины зазора(как правило, с увеличением диаметров ротора увеличивается и воздушный зазор). Больший типоразмер 2-х скоростного двигателя обусловлен только тем, что куда то надо было впихнуть (уложить при намотке) обмотку низкой скорости.

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я так понимаю двигатели работают для насосов. Насосы отдельные или на один насос? Токи холостого хода проверялись без нагрузки на валу или просто без работы руля? В любом случае прокачивание масла уже нагрузка. Как согласовываются скорости двигателей, механика, частотное преобразование? Что находится между валом двигателя и непосредственно самой нагрузкой? Достигают ли двигатели номинальной скорости вращения при замерах? Разные токи на двигателях вполне естественны, так как они разные по конструкции, это и указано в даташитах на двигатели. Если вопрос в этом, то в даташитах так и написано - они разные. Если вопрос почему именно настолько отличается, то это уже нужно ответить на вопросы выше и анализировать ответы. Не нужно ничего разбирать, менять подшипники, глядеть через инфравизор и так далее. Если вас смущают токи работы то нужно сперва оценить как вообще прикладываются моменты к нагрузке и как регулируется скорость/момент двигателей.

раскрыть ветку